Часть 2. оружие янычар

 
Старые сабли и тайны древних мастеров

Оружие всегда было спутником человека.
Ударное, колющее, режущее, оно во все времена было весьма весомым аргументом в решении споров между людьми и государствами. Со временем оружие стало атрибутом и отражением мировоззрения человека в обществе.
С развитием человека изменялось и оружие.
Вначале - это были дубина или камень. Их использование сразу давало преимущество  более сильным. Затем появились копья и ножи: каменные, бронзовые, железные. Оружие проходило ту же сложную эволюцию, что и сам человек.
Каждую новую грань или канавку на сабле, кинжале, стилете надо было сначала придумать, потом сделать, отработать и испытать.
Каждая деталь усовершенствования оружия - это новый шаг не только в развитии военного дела, но и в становлении культуры, искусства, без которых не создается ни один образец оружия.
Даже первобытную дубину с каждым новым периодом ее изготовления делали удобней, сокрушительней и, обязательно, изящней.
В оружии сконцентрированы все технологии и знания, полученные в процессе жизнедеятельности «человека разумного».
К сожалению, многие открытия и новшества в первую очередь использовались для совершенствования орудий убийства, а войны способствовали быстрому росту и практическому применению новых технологий.
Оружие в добрых руках сдерживает и созидает, а в плохих - разрушает и убивает, оружие - это, прежде всего, окно в историю, своего рода машина времени. Изучая оружие, мы познаем историю народов, их нравы и обычаи, технологии изготовления и использования разных материалов нашими предшественниками.
Оружие несет не только историческую и культурную информацию, оно заряжено энергией многих людей. Прежде всего, конечно, мастеров, которые его изготовили. Старые вещи пропитаны и наполнены духом своих многочисленных хозяев: воинов и воевод, князей и разбойников. Глядя на  изгибы клинков, четко представляешь его полет  и удар. Для людей, которые каким - то образом были знакомы с кузнечным ремеслом, в первую очередь видится  сложность и технологические приемы изготовления клинка. В детские годы, отец, с удовольствием показывал мне  варианты  изготовления  клинков, и прочих, порой не сложных кованых изделий, но самым интересным и пожалуй важным был процесс закалки клинка. В эту процедуру входило несколько этапов, каждый мастер имел свои секреты, но суть была одна, внутри  клинок мог быть гибким, значит нужно было закаливать только наружную часть, а сердцевину оставлять не закаленной, но у тонких лезвий, была иная технология. Гибкость  достигалась путем выковки ребер жесткости в верхней части клинка, а тонкая часть калилась уже как бритва, которой мы брили подбородки. Так называемые кровотоки- это то же ребра жёсткости лезвия. Закалка, рассчитывалась по времени и по условиям.
Так -что каждый клинок «лежит» в руке как-то по-особенному, и старое оружие излучает неведомую энергию и силу. Люди, изучающие оружие и работающие с ним, меня, конечно, поймут. Нередко это энергия позитивная, но, порой, очень опасная и агрессивная. И не случайно мастера разных эпох приступали к изготовлению клинков только после очищающих постов и чтения молитв. Именно так они достигали определенного состояния духа, необходимого для такой сложной, тонкой и ответственной работы.
Известны мечи, приносившие удачу их хозяевам. Они придавали владельцу магическую силу, статус в обществе и уверенность в себе. С помощью этих мечей признавали поражение, отдавая меч победителю (Франциск I, 1525 г.), приносили клятвы, склоняясь перед мечом, становясь на колени или целуя клинок. Такие истории, со значительными художественными преувеличениями, дошли до нашего времени в книгах и фильмах. Достаточно вспомнить Экскалибур - меч короля Артура, которому приписывали волшебные и мистические свойства.
На булатной сабле из Царскосельского музея мы видим стихотворение на персидском языке. В переводе Н. Беляева (1906 г.)* оно звучит так:
«Эмира славного, Камрана острый меч Искристых вод струю собой напоминает:
Не только на войне, среди кровавых сечь Он издали, в ножнах, всех страхом поражает,
И невидимый страшен он, как притаившийся чудовищный дракон».
Возможно, автор стихов во второй строке образно описывает рисунок булатной стали клинка.

Карающий и острый меч
Смертельные наносит раны.
И головы срубает с плеч.
Его клинок опережает,
Крушит и бьет наверняка,
И даже в ножнах поражает
 Он страхом издали врага.
Он может покорить полмира,
Неотразим и грозен он,
Сверкающий клинок эмира,
Как притаившийся дракон».

 ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ

В целом концепция ятагана не уникальна. Клинки с изогнутым лезвием и заточкой со стороны вогнутой части имели и образцы, появившиеся до ятаганов:
Позже, в 19 веке, ятаганами оснащали свои винтовки бойцы французской армии. Такими штыками комплектовались ружья и винтовки, например, системы Комблена и Шасспо.
В сборе специфический изгиб позволял свободно заряжать винтовку с дула. Сняв холодное оружие, его можно было применять по назначению независимо. Свое широкое применение эта сабля приобрела в 16 веке, хотя использовать его начали гораздо раньше в качестве длинного ножа.
В средние века активно усовершенствовались и изобретались новые виды холодного оружия, которое должно было соответствовать духу того времени. Для Османской империи, которая вела многочисленные завоевательные войны, нужно было новое оружие, которое не только отличалось от уже изобретенного, но и превосходила аналоги по многим параметрам. Так и появился ятаган.
Но есть и более красивая версия появления на свет этого оружия. Ятаган неразрывно связан с турецкими янычарами. И по одной легенде один султан запретил своим янычарам носить сабли в мирное время. Но настоящим воинам не подобает ходить без оружия. И чтобы обойти этот запрет, они начали заказывать себе длинные ножи. Пусть читатель сам выберет, какая версия появления ятагана ему больше нравится.Янычары , старались заказывать оружие у знаменитых мастеров, обладавших тонкими  навыками, и умевшие  выполнить работу так, что клинок был и удобен и красив своей формой. Но у турецких мастеров, была привычка украшать  ножны и сам клинок . В музеях мира , мы видим эти шедевры. Они и нас живущих в 21 веке IT технологий, покоряют своим видом.
Сам ятаган - это клинковое, одновременно колюще-рубящее и режущее холодное оружие, которое специально для этого и создавалось, чтобы воин мог не только колоть и рубить врага, но и при возвратном ударе производить режущее движение, для нанесения дополнительного урона.
 По форме это был длинный клинок с одним заточенным лезвием и имеющий двойной изгиб.  Оружие имело  небольшой  вес   (около 800 грамм) и довольно длинный клинок(до 65 см), а вместе с рукоятью длина доходила до 80 см, что позволяло легко наносить не только колющие удары, но и рубить неприятеля. Так как при рубящих ударах сабля под действием центробежной силы стремится вырваться из руки воина, то была придумана специальная рукоять, которая полностью охватывала нижнюю часть ладони, образуя так называемые "уши". В более поздних вариантах, Европейского и Русского оружия, использовалось ограждение кисти , так  защищалась ладонь воина.
Рукоятка и сам клинок обычно украшали различными насечками и гравировкой, чем богаче выглядел клинок, тем выше был статус носителя этого оружия. Саблю носили в ножнах, засовывая их за пояс, как кинжал. Некоторые историки утверждают, что ятаган можно было использовать как метательное оружие  (благо рукоять клинка и ее "уши") позволяли создавать дополнительный баланс при полете сабли.
Но исследования показали, что как метательное оружие, ятаган был малоэффективен и метать его можно было не более, чем на 5-6 метров. Возможно это был некий прием отчаяния, когда враг уходил, и достать его можно было только таким образом.
Помимо Турции ятаган широко применялся в странах, входивших в состав Османской империи и территориально граничивших с ней, такие как Египет, государства Ближнего Востока, Балканского полуострова, Северной Африки и Закавказья. У Донских казаков- все холодное оружие, было только трофейным, турецким. Покупать оружие , за деньги, казак не мог. Это считалось позором.
Одним из наиболее удачных «универсальных» клинков своего времени был турецкий ятаган - рубяще-колюще-режущее холодное оружие, представлявшее собой нечто среднее между мечом и саблей. Его двояковыгнутый клинок вблизи эфеса отклонялся под некоторым углом вверх, затем плавно выгибался вниз, и уже вблизи острия вновь изгибался вверх. В результате заточенное с двух сторон острие оказывалось на одной линии с рукоятью и оружием было достаточно удобно колоть. Относительно прямая форма клинка в среднем протяжении, увеличивала его устойчивость к поперечному изгибу. Для улучшения контроля над оружием, балансировка клинка выполнялась таким образом, чтобы центр тяжести находился поблизости от рукояти. Рубящий эффект достигался за счет верхней, сабельной части клинка, расположенной ближе к острию, а режущий, за счет нижней, вогнутой части, находившейся ближе к эфесу.  По этой причине у  клинка отсутствовала гарда, поскольку при режущих движениях она могла бы зацепиться за одежду противника. В целом, такая конструкция позволяла наносить глубокие резаные раны, не прилагая больших усилий. Во время удара воину достаточно было кистевым движением просто резко дернуть ятаган на себя, и вогнуто - выгнутый клинок сам рассекал плоть. А чтобы оружие не вырвалось из руки, рукоять увенчивалась специальными «ушами», плотно охватывавшими кисть бойца сзади или спереди, в зависимости от хвата. При «работе» обратным хватом большой палец, вставленный между этими «ушами», фиксировал руку и предохранял её от соскальзывания на лезвие во время нанесения колющих ударов. Кроме того, поскольку клинок ятагана не имел гарды и для удобства в носке входил в ножны с частью рукояти, «уши» упрощали и ускоряли его вынимание, а во время боя позволяли мгновенно менять хват. Рукоять ковалась заодно с клинком и оснащалась костяными, роговыми или металлическими чеканными накладками, крепившимися при помощи специальных заклепок. Иногда она украшалась бирюзой, кораллами и гранатами, а сам клинок – позолоченными резными надписями, выполненными арабской вязью, в стиле: «нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его». Носили ятаган в деревянных обтянутых кожей или окованных металлом чеканных ножнах, заткнутым за широкий пояс-кушак спереди. Такой способ ношения позволял легко доставать оружие как правой, так и левой рукой. Общая длина турецких ятаганов колебалась в пределах 65 – 90 см, длина Меч-сабля, клинков около 50 – 75 см, масса без ножен, в среднем, 800 г, с ножнами – 1200 г.

  Изначальная же история ятагана закончилась в 1826 году, когда произошел очередной мятеж янычар. Большая часть восставших была перебита, а выжившие сосланы. Фактически с этого момента ятаганы массово не использовались.

Основным клинковым оружием турецкой армии вообще и янычарского корпуса в частности были килидж и пала.
 Сабля "килидж". XVIII в.
Наиболее явным отличием килиджа от персидской сабли (шамшира) является ярко выраженная елмань с острым лезвием на ней. Предположительно, она появилась на турецком оружии в XV столетии. Такая же елмань есть и у палы, но клинок палы несколько шире, чем у килиджа, и имеет более резкий изгиб.
 
Сабля "пала". XVIII в.
Рукояти килиджа и палы делались из рога или кости и имели обычное для турецкого оружия каплевидное завершение. Крестовина с перекрестьем о двух огнивах, как правило, завершалась на концах продолговатыми округлыми утолщениями.
 
Сабля "шамшир". Конец XVIII в.
До середины XVII века боевые сабли изготавливались тяжелыми и чрезвычайно острыми, чтобы поражать противника несущего защитное вооружение.
В XVII-XVIII веках клинки стали делать тоньше и оснащать долами, которые выполняли функцию своего рода ребер жесткости.
Все надписи на боевом оружии были исключительно религиозного содержания. Допускались изображения магического квадрата, где сумма чисел при сложении во всех направлениях составляет одно и то же число, а также баддух - счастливые числа и благопожелательные надписи. Часто на оружии встречается не только клеймо мастера, но и полностью приведенные имена кузнеца и заказчика, а также дата изготовления.
На клинках большинства сохранившихся экземпляров у окончания елмани золотой таушировкой поставлена точка или какое-либо мелкое изображение. Так мастер отмечал место, которым следует рубить. По его расчетам, при ударе именно этой частью клинка рука получает наименьшее сотрясение, и боец не чувствует усталости даже во время длительного боя.
Кинжал "Кама" и кинжал "бебут"
Одним из самых распространенных видов турецкого оружия является кинжал.
Наиболее часто встречающийся кинжал - Кама с прямым и широким клинком, похожий на те, какие носят на Кавказе, с той лишь разницей, что турецкие богато украшались кораллами. И среди кинжалов также встречаются изделия трапезундских мастеров. Декор этих изделий характеризуется серебряным басменным золоченым покрытием и большим количеством кораллов.
 Другим широко применявшимся типом кинжала был "бебут" - изогнутый обоюдоострый кинжал, который почтенные люди носили в различные собрания.
Кинжал "бебут" носили на собрания. Конец XVIII века.

Топоры

Кроме всего прочего вооружения, янычары имели топоры с большими полукруглыми лезвиями и короткими ратовищами.
Янычарский топор и топорики младших офицеров. XVI-XVIII в.
В "Истории возникновения законов янычарского корпуса" сказано неписаном законе топора. Янычар мог подойти к строящемуся дому и повесить на него свой топор. После этого хозяева строящегося дома не имели права продолжать работы, пока топор оставался на месте. Они собирали подарки, которые могли бы понравиться владельцу топора. Через некоторое время янычар возвращался и, если подарки его устраивали, снимал топор и уходил.
Кроме топоров рядовых янычар, в музеях находится большое количество небольших топориков, богато украшенных и с боевой точки зрения абсолютно нефункциональных. Они были принадлежностью невысоких офицерских чинов турецкой армии.

Булава

Старшие командиры, высшие чины турецкой армии, и, в частности янычарского корпуса, в качестве символа своей власти имели булавы.
У Донских Атаманов, булава , символизировала  власть.
Символ власти высших чинов турецкой армии - булава. XVIII век.
Некогда булавы применялись для проламывания доспехов противника, но с ликвидацией таковых они стали богато декорироваться и превратились в наиболее эффектные принадлежности высших командиров.
Ятаган
Как правило, большое внимание привлекает самое экзотическое оружие янычар - ятаган.
 
Длинные турецкие ножи - ятаганы. XVIII век.
Ятаганы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка? почему появилась такая форма рукояти?
В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган определяется как оружие, являющее собой нечто среднее между саблей и ножом.
Ношение и использование ятаганов в Турции было привилегией янычар. Будучи силой необузданной, они представляли опасность даже для самих турок, живших в городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам запретили выходить из ода с оружием. Во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик.
Нож стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем как ятаган. В самом деле, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован, как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526/27 году. Необходимо отметить, что надписи на клинках ятаганов, в отличие от боевого оружия, могли быть светского содержания.
Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны и рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.
Наиболее древний аналог такого клинка мы находим в Древней Греции. По данным археологических раскопок, аналогичный клинок имела так называемая махайра. Образцы этого оружия, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до н. э.
В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно, она и возникла именно как жертвенный нож, а оружием стала несколько позже.
Весьма родственным махайра предметом является кукри, без которого не может считаться полноценным мужчиной ни один гуркх.
 
Кукри - традиционное вооружение гуркхов
Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до н. э. на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, который использовался в этих же местах почти тридцать столетий назад
При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически точный аналог этой рукояти имеется на кавказских шашках, причем безотносительно к материалу, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает "длинный нож".
 
"Уши" кавказских шашек
Изучение верований племен, населявших пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающийся у них тотем - это бык (точнее, тур - ископаемый бык).
Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет предположить, что эта форма рукояти свойственна ножам, связанным с культом быка.
Согласно гипотезе французских исследователей, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) - это ни кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других обрядов надевал маску быка - тотема своего племени.
После извержения вулкана на острове Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э. жители Крита стали переселяться, и вместе с ними культ быка распространился в Фессалии, во Фракии, до Индии на востоке и до Кавказских гор - на севере.
Необходимо также отметить культ быка у непальских гуркхов.
Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, - кадж - изготавливался в форме кошачьего клыка.
Это позволяет предположить, что клинки жреческих ножей для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялись в форме бычьего рога.
Янычарский корпус был религиозным войском. Его члены посвящались в таинства ритуалов "танцующих дервишей", как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо.
Огнестрельное оружие
Янычарский корпус изначально создавался из лучников, но довольно скоро их оружием стали арбалеты, а с XVII века и они были вытеснены ружьями. Мастерские по их изготовлению были прямо в очаге (так назывался янычарский корпус).
 
Будущий султан Селим I правил в Трапезунде с 1512 по 1520 год и на основании своего опыта повелел брать трапезундцев в янычары, с тем чтобы они были доносчиками и помогали предотвращать янычарские бунты.


Рецензии