Историк Иван Забелин

Радио «Радонеж», Москва. Наверное, январь 2009.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, сентябрь 2022.


31 декабря 1908 года (по нашему, православному календарю) — дата кончины Ивана Егоровича Забелина, одного из крупнейших московских и русских историков прошлого века. Иван Егорович родился 17 сентября 1820 года в семье тверского, очень бедного чиновника, имевшего в момент рождения сына низший классный чин коллежского регистратора. Помните «Станционный смотритель» Пушкина? «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор». То есть он родился в очень бедной и провинциальной семье, что не помешало ему с успехом получить университетское историческое образование и долгие годы работать и определять русло только начинающейся в России археологической науки.

Иван Егорович в 1837-48 годах работал в Оружейной палате и там сотрудничал с таким выдающимся художником-археологом, как академик Солнцев. В 1848-59 годах работал в Дворцовой конторе и положил начало подлинной охране древностей в нашей стране. Затем он переезжает в Петербург. В 1859-76 годах он работает в Археологической комиссии Санкт-Петербурга. В 1879-88 годах он состоит председателем, фактически даже основателем Общества истории и древностей российских, замечательной нашей ученой коллегии, занимавшейся прежде всего изданием многих древних памятников, проводившей регулярные чтения. Для истории искусства российского, для истории архитектуры — это самое начало, с Общества истории все и началось. Для краеведения то было начало научного уровня, для истории — расцвет.

С 1868 года он основатель и фактически руководитель Исторического музея в Москве.

В 1907 году глубоким стариком, за год до смерти он избран почетным членом Академии наук. Он автор многих книг, которые для нас источник, по которым и сейчас пишут книги современные историки. Уж я вам точно могу сказать, что из нас каждый когда-нибудь заглядывал в Забелина, работать иначе совершенно невозможно.

В 1862-69 годах он издал 2 тома «Домашний быт русских царей» и «Домашний быт русских цариц», приступив к изучению бытовой культуры XVI-XVIII веков. Между прочим, сейчас их начали потихонечку переиздавать. И я всем рекомендую читать Забелина. И так как у нас бытовая культура наиболее разрушена среди всех пластов русской культуры, нам надо ее воссоздавать, иначе мы будем не русскими, не западными, не буддистами, а только рабами с плантации, не более того. На что ж еще годится человек без рода, без племени!

В 1876-79 годах он выпускает двухтомник «История русской жизни с древнейших времен». Затем следуют «Древности Москвы и их исследования» в 1887 году. Обширная «История города Москвы» в 1902 году. Я назвал только его основные труды. В них очень много цитированных источников, потому Забелин очень удобен, всегда можно посмотреть.

Кроме того, он постоянно докладывался в Обществе истории и древностей. Часть его докладов публикуются обществом.

Что можно сказать о Забелине ученом? То, что очень полезно понимать нам сейчас. Он был воспитан в странной смеси славянофильства и западничества. Уж такая была эпоха. Он сформировался в середине XIX века, как раз во время споров славянофилов и западников. Он всем сердцем был с Россией и русскими, а наука у него была западной пробы, причем иногда до наивного западной, до наивного западнической. Он был жертвой общественного разобщения, если так можно сказать, XIX века, ведь в XIX веке говорили «дворянство и народ», разводя две части одного народа. Так и мы сейчас, не замечая, что вбиваем клин в собственную жизнь, в собственное общество, говорим «интеллигенция и народ». Но интеллигенции нету без народа, а народ без интеллигенции годится только убирать помойки, в серьезные рабочие никак не годится, никому такой этнос не пригодится.

Так вот, в XIX веке разобщенность народа была колоссальной. Забелин в простонародности часто видел народность, забывая, что аристократическая культура столь же народна. Почему же, несмотря на все это, он не превратился в нечто плакатное, даже антирусское, по крайней мере антироссийское? Такое же происходило со многими порядочными людьми, например, с русскими художниками, когда они, любя русское, стремились порвать с церковью, с национальной традицией, любили не ту Россию, которая была на самом деле, а вымышленную. Такими были многие, но не Иван Егорович, и по единственной причине, полагаю, потому что он всю жизнь был православным и прихожанином. И вот это не пускало его в западники. Православный и церковный человек (прихожанин) в западники не годится. И Забелин, несмотря на методологическое западничество, так и остался русским историком.

Он скончался под самый Новый год. Он похоронен на Ваганьковском кладбище. Его похороны носили официальный характер. Соболезнования выражал Государь, Академия наук, видные меценаты, аристократы, научные общества. Его именем назвали Кремлевский проезд между Кремлевской стеной и Историческим музеем. В 1931 году большевики это отменили. А в 1961 году, через 30 лет появилась улица Забелина, правда, немного не там, где следует, это бывший Большой Ивановский переулок. Но для нас это драгоценная память. Надеюсь, что многие, кто меня слышат, обратятся к книгам Забелина, но помните мое предостережение, Забелин иногда устарел и не всегда прав в отношении России. Он тоже был немного жертвой народнических политических игр XIX века. Но прежде всего память его — это закрытый сейчас для нас, но существующий по-прежнему Исторический музей.


Рецензии