Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Ч. 10
Продолжение, предыдущая часть – http://proza.ru/2022/08/22/1196
Как помнит читатель, герои этого очерка сapita'o de Fragata (примерно соответствует капитану второго ранга) Кабрал и сontra-almirante (контр- адмирал) Коутиньо в 7 утра 30 марта 1922 года приступили к взлёту.
В португальских источниках можно прочесть, что их британский Fairey IIID был известным испытанным гидросамолетом с рекордом надежной военно-морской службы.
Тем не менее, всю ночь перед вылетом сотрудники Центра морской авиации занимались последними приготовлениями гидросамолёта с гордым именем «Лузитания» к трансатлантическому броску, стараясь сделать всё в лучшем виде, чтобы не подвести своего знаменитого и уважаемого командира: Сакадура Кабрал был не только хорошим лётчиком, он был командующим авиацией Лиссабонской военно-морской базы.
Кроме того, он отвечал за организацию морской авиации в Португалии, с 1918 года был директором Военно-морской аэронавигационной службы, а с 1919 года выполнял также обязанности авиационного атташе в Великобритании и Франции.
К шести утра подготовку вроде бы закончили. Как потом оказалось, проверили далеко не всё.
В частности, не проверили уровень масла в двигателе. Кто-то из обслуги залил его гораздо больше нормы, и после вылета из Лиссабона оно начало подтекать в кабину и продолжало течь до самого конца первого этапа перелёта...
Матросы буксировали «Лузитанию» из ангара к стапелю для спуска на воду вручную.
Гидросамолёты Fairey III были известны в те годы как «кампании» - по названию одного из первых в мире авианосцев HMS «Campania», с расширенной передней палубы которого они взлетали, используя сбрасываемые колесные тележки.
К «Campania» и к истории Fairey III мы ещё вернёмся.
На "кампанийских" тележках, закреплённых под поплавками, покатили «Лузитанию» к месту старта. Сначала её толкали-тянули мимо стен и колонн ангара, затем по высокой узкой дамбе, настолько узкой, что правое колесо тележки едва на ней помещалось.
Поскольку размеры «Лузитании» по просьбе Кабрала были изменены - размах крыльев был увеличен с 46 до 62 футов, а фюзеляж удлинен, чтобы в центральной секции разместить дополнительные топливные баки, матросам пришлось маневрировать тяжёлым громоздким самолётом, чтобы не зацепить колонны, поддерживавшие крышу ангара.
Как раз такой манёвр я скопировал из документальной ленты о буксировке «Лузитании».
Как видит на правом нижнем снимке читатель, катили самолёт задом, хвостовое оперение держали и направляли три крепких матроса, человек двенадцать тянули и толкали поплавки.
Поплавки «Лузитании» были обшиты фанерой, в них, вопреки инструкциям, были загружены дополнительные ёмкости с горючим, которое должно было подаваться с помощью насосов с ветровым приводом.
Вполне возможно, что из-за веса дополнительного горючего, а также из-за способа буксировки и спуска самолёта на воду с крутого стапеля поплавки получили повреждения.
Но не только из-за этого. Через несколько недель Сакадура Кабрал запишет в дневнике: «...18 апреля...когда мы лежали рядом со скалами Пенедос-де-Сан-Педро и Сан-Паулу, сотрясаемые крупной зыбью, «Лузитания» потерял один из поплавков, который распался, потому что это была гнилая древесина».
Что определило судьбу гидроплана. К счастью, не судьбу экипажа, потерявшего из-за аварии только установленный правительством приз в размере 4000 фунтов стерлингов при условии успешного окончания перелёта не более, чем в недельный срок. К фразе пилота о гнилой древесине мы ещё вернёмся.
Но это будет позднее, а сейчас, наконец, «Лузитания» готова к старту.
Экипаж занимает места, сначала пилот, затем штурман.
Они устраиваются в своих креслах, после чего Кабрал оборачивается к Коутиньо и, нажав на кнопку питьевого фонтанчика в стенке кабины, говорит ему что-то вроде:
-Разрешите, Ваше превосходительство, считать капли этого фонтанчика брызгами шампанского в честь нашего успешного полёта!?
-Конечно, - улыбается контр-адмирал, - взлёт разрешаю, капитано де фрегата!»
Они ещё не знали, что лететь в тот день будут не в брызгах шампанского и даже не в брызгах воды, а в брызгах машинного масла из двигателя.
Продолжение следует http://proza.ru/2022/09/19/1258
Свидетельство о публикации №222090601589
Никогда не слышала, чтобы подобное произошло в Германии: причем никого не расстреливали, просто немцы очень добросовестные.
Несколько лет назад, правда, хозяин нашего домика на три семьи, немец, у которого жена сербка, нанял по ее знакомству бригаду сербо-хорватов ( они дешевле) для ремонта двух квартир в нашем доме.Нам меняли все в ванной. Вот эти горе-строители, которые не знают, что такое уровень и установили раковину настолько криво, что даже я с моими способности ориентироваться в пространстве, заметила. Еще и не понимают не только по-русски (!), но и по-немецки! Муж принес уровень и положил на раковину. Во тут я и вспомнила наших работяг.
С уважением и улыбкой
Елена
Елена Ахмедова 22.11.2022 22:28 Заявить о нарушении
Борис Готман 22.11.2022 23:19 Заявить о нарушении
С уважением
Елена
Елена Ахмедова 23.11.2022 22:28 Заявить о нарушении
С уважением
Елена
Елена Ахмедова 23.11.2022 22:44 Заявить о нарушении