Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Ч. 10

  Boris Gotman, Ph.D      

  Продолжение, предыдущая часть –  http://proza.ru/2022/08/22/1196

  Как помнит читатель, герои этого очерка сapita'o de Fragata (примерно соответствует капитану второго ранга) Кабрал и сontra-almirante (контр- адмирал) Коутиньо в 7 утра 30 марта 1922 года приступили к взлёту.
   
  В португальских источниках можно прочесть, что их британский Fairey IIID был известным испытанным гидросамолетом с рекордом надежной военно-морской службы.
   
  Тем не менее, всю ночь перед вылетом сотрудники Центра морской авиации  занимались последними приготовлениями гидросамолёта с гордым именем «Лузитания» к трансатлантическому броску, стараясь сделать всё в лучшем виде, чтобы не подвести своего знаменитого и уважаемого командира: Сакадура Кабрал был не только хорошим лётчиком, он был командующим авиацией Лиссабонской военно-морской базы.

  Кроме того, он отвечал за организацию морской авиации в Португалии, с 1918 года был директором Военно-морской аэронавигационной службы, а с 1919 года выполнял также обязанности авиационного атташе в Великобритании и Франции.

  К шести утра подготовку вроде бы закончили. Как потом оказалось, проверили далеко не всё.

  В частности, не проверили уровень масла в двигателе. Кто-то из обслуги залил его гораздо больше нормы, и после вылета из Лиссабона оно начало подтекать в кабину и продолжало течь до самого конца первого этапа перелёта...

  Матросы буксировали «Лузитанию» из ангара к стапелю для спуска на воду вручную.

  Гидросамолёты Fairey III были известны в те годы как «кампании» - по названию одного из первых в мире авианосцев HMS «Campania», с расширенной передней палубы которого они взлетали, используя сбрасываемые колесные тележки.

  К «Campania» и к истории Fairey III мы ещё вернёмся.
 
  На "кампанийских" тележках, закреплённых под поплавками, покатили «Лузитанию» к месту старта. Сначала её толкали-тянули мимо стен и колонн ангара, затем по высокой узкой дамбе, настолько узкой, что правое колесо тележки едва на ней помещалось.

  Поскольку размеры «Лузитании» по просьбе Кабрала были изменены - размах крыльев был увеличен с 46 до 62 футов, а фюзеляж удлинен, чтобы в центральной секции разместить дополнительные топливные баки, матросам пришлось маневрировать тяжёлым громоздким самолётом, чтобы не зацепить колонны, поддерживавшие крышу ангара.

  Как раз такой манёвр я скопировал из документальной ленты о буксировке «Лузитании».

  Как видит на правом нижнем снимке читатель, катили самолёт задом, хвостовое оперение держали и направляли три крепких матроса, человек двенадцать тянули и толкали поплавки.

  Поплавки «Лузитании» были обшиты фанерой, в них, вопреки инструкциям, были загружены дополнительные ёмкости с горючим, которое должно было подаваться с помощью насосов с ветровым приводом.

  Вполне возможно, что из-за веса дополнительного горючего, а также из-за способа буксировки и спуска самолёта на воду с крутого стапеля поплавки получили повреждения.
 
  Но не только из-за этого. Через несколько недель Сакадура Кабрал запишет в дневнике: «...18 апреля...когда мы лежали рядом со скалами Пенедос-де-Сан-Педро и Сан-Паулу, сотрясаемые крупной зыбью, «Лузитания» потерял один из поплавков, который распался, потому что это была гнилая древесина».
 
  Что определило судьбу гидроплана. К счастью, не судьбу экипажа, потерявшего из-за аварии только установленный правительством приз в размере 4000 фунтов стерлингов при условии успешного окончания перелёта не более, чем в недельный срок. К фразе пилота о гнилой древесине мы ещё вернёмся.

  Но это будет позднее, а сейчас, наконец, «Лузитания» готова к старту.

  Экипаж занимает места, сначала пилот, затем штурман.

  Они устраиваются в своих креслах, после чего Кабрал оборачивается к Коутиньо и, нажав на кнопку питьевого фонтанчика в стенке кабины, говорит ему что-то вроде:

 -Разрешите, Ваше превосходительство, считать капли этого фонтанчика брызгами шампанского в честь нашего успешного полёта!?

 -Конечно, - улыбается контр-адмирал, - взлёт разрешаю, капитано де фрегата!»

  Они ещё не знали, что лететь в тот день будут не в брызгах шампанского и даже не в брызгах воды, а в брызгах машинного масла из двигателя.

  Продолжение следует  http://proza.ru/2022/09/19/1258


Рецензии
А я, наивная, думала, что гнилая древесина и непроверенный уровень масла возможны только в нашей стране, ан нет, везде халтура встречается.
Никогда не слышала, чтобы подобное произошло в Германии: причем никого не расстреливали, просто немцы очень добросовестные.
Несколько лет назад, правда, хозяин нашего домика на три семьи, немец, у которого жена сербка, нанял по ее знакомству бригаду сербо-хорватов ( они дешевле) для ремонта двух квартир в нашем доме.Нам меняли все в ванной. Вот эти горе-строители, которые не знают, что такое уровень и установили раковину настолько криво, что даже я с моими способности ориентироваться в пространстве, заметила. Еще и не понимают не только по-русски (!), но и по-немецки! Муж принес уровень и положил на раковину. Во тут я и вспомнила наших работяг.

С уважением и улыбкой
Елена

Елена Ахмедова   22.11.2022 22:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! "Гнилая древесина" это домыслы Кабрала, строили самолёт в Британии. А вот масло точно заливали португальские воины Кабрала. История с сербо-хорватской бригадой тоже интересна, но кто виноват в том, что такие проходимцы курочат дома по всей Европе?! О хозяине дома можно точно сказать, что своих постояльцев он ни в грош не ставит...С уважением, Борис

Борис Готман   22.11.2022 23:19   Заявить о нарушении
Борис, хозяин нашего дома очень милый и добрый человек и сделал для нас в ванной все для нас бесплатно, сам заплатил. А вот жена его, из тех "что можно вывезти девушку из деревни, но вывести деревню из девушки нельзя", но за своих сербо-хорватов глотку порвет, а он, к сожалению, типичный подкаблучник, не переносит ее скандалов и слез и готов терпеть все, лишь бы в доме все спокойно было. Насчет того, что из себя представляет его жена, а у нее какая-то форма ипохондрии, психического заболевания, я Вам ссылку на мой рассказ о ней пошлю. Будет время, почитайте. Ух, как вы, все мужчины, начнете ценить своих жен.

С уважением

Елена

Елена Ахмедова   23.11.2022 22:28   Заявить о нарушении
Что-то с памятью моей стало, уважаемый Борис, " Тест на тестостерон" в двух частях, Вы, оказывается, уже читали и рецензию написали.

С уважением
Елена

Елена Ахмедова   23.11.2022 22:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.