Вологодская область

                Места поломничества:

1. Спасо-Прилуцкий Дмитриев мужской монастырь — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Улица Монастырская 2, Вологда.

См. также http://proza.ru/2022/05/24/1660

В 1993 году в составе села Прилуки вошёл в черту города Вологды. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой расположен.

Является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков, среди которых пятиглавый Спасский собор (1537—1542) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века).

В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия.

Монастырь основан в 1371 году Димитрием, игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ближайшим последователем и духовным другом преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Монастырь находился под покровительством московских великих князей — Василия Тёмного, его сына Андрея Меньшого, удельного князя Вологодского, и брата последнего, великого князя Ивана III, которые устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север).

                Икона Димитрия Прилуцкого

Из местного ряда иконостаса Спасского собора монастыря происходит почитающаяся чудотворной икона «Преподобный Димитрий Прилуцкий с житием» — шедевр русской иконописи работы Дионисия. Традиционно считается, что икона была написана в 1503 году. Икона была прислана царём Иваном III в обитель в благодарность за помощь Димитрия Прилуцкого в Казанском походе.
Высказывается мнение о более раннем времени создании образа, возможно, заказанного для третьего по счёту соборного храма монастыря, возведённого в 1487 году.

Были летом 2022, произвел должные чувства святости. Больше похож на музей.

2. Горне-Успенский женский монастырь.
Горне-Успенский монастырь (также Успенский Горний монастырь или просто Горний монастырь) — женский монастырь, расположенный в исторической части Вологды, в Верхнем Посаде, в районе, ограниченном улицами Завражская, Бурмагиных и Мохова.
См. также http://proza.ru/2022/05/24/1660

Основан в 1590 году. Отдельные здания сохранились и отреставрированы, другие сохранились частично или полностью утрачены.

Монастырь получил название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери. Монастырь до конца XIX века служит местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию.

Из древностей ничего этого в монастыре не сохранилось.

Были летом 2022. Не произвел должного чувства...

3. Кирилово-Белозерской мужской монастырь http://proza.ru/2022/09/06/1323

4. Сямский Богродице-Рождественский монастырь — действующий монастырь Русской православной церкви в деревне Сяма, Вологодского района в Вологодской области, основанный на правом берегу речки Крутец в начале XVI века. Вологодский район, Новленское сельское поселение, деревня Сяма. Озеро Кубенское. Около 75 км от Вологды (севернее).
Монастырь возрождается, уже действует храм Мартиниана Белозерского. Благоустраивается территория, заложен парк с аллеей Гиляровского.

Монастырь был сооружён в 1524 году, в тот момент когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явился облик Пресвятой Богородицы, исцелившей его. Это чудо для прихожан Покровской Сямской церкви стало знамением для строительства монастыря в Сяме.

В 2012 году началось возрождение монастыря. Стараниями священнослужителей на руинах Южной башни бы возведён храм наречённый именем преподобного Мартиниана Белозерского, который родился в этих местах в деревне Сяме в крестьянской семье Стомонаховых. Летом 2018 года приход был преобразован в архиерейское подворье, целью которого стало воссоздание монашеской общины. В настоящее время активно ведутся противоаварийные строительные и реставрационные работы в одноэтажном братском корпусе монастыря.

В Сяме сегодня возвышается колокольня. Сохранился каменный двухэтажный корпус.

Не были пока.

5. Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь  — православный мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области. Не очень далеко от Вологды - около 65 км (южнее).

Основан в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних и в прошлом больших монастырей Русского Севера. В 1994 году возвращён церкви, до 2003 года — подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время — самостоятельный мужской монастырь. В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского.

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. Павел родился в Москве в 1317 году. В 21 год постригся в монахи, затем отправился к Сергию Радонежскому, и по его благословению 15 лет жил вблизи Троицкого монастыря в уединении. После чего получил от преподобного Сергия благословение на основание собственной обители, и в знак этого благословения — кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). В 1389 году построил себе келью вблизи обители Дионисия Глушицкого, однако по просьбе последнего вынужден был покинуть её. После чего направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре). Затем преподобный Павел, последовав по реке Нурме, на её правом берегу устроил келью. Вокруг кельи стали селиться отшельники.

В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками.

В 1585 году жалованная грамота была писана Фёдором Иоанновичем, в 1599 — Борисом Годуновым, а в 1607 году — Василием Шуйским, благодаря последним монастырь получил рыбную ловлю на реке Вёксе (вклад Вологодского князя Андрея Меньшого). В 1621 году Михаилом Фёдоровичем и в 1625 году его отцом Патриархом Филаретом все предшествующие грамоты были подтверждены, а также дарованы сёла в Вологодском, Ярославском и Костромском уездах, и рыбная ловля на реке Сухоне. В 1677 году Фёдор Алексеевич по просьбе игумена Иосафа в специальной грамоте переписал все дарованные ранее вотчины, рыбные ловли и угодья с указанием всех прежних жалованных грамот. В 1684 году права монастыря на владение всеми землями было подтверждено грамотой Иоанна и Петра Алексеевичей.

Не были пока.

___
Крестовоздвиженская Симоно-Воломская пустынь. В 65 км к юго-западу от Великого Устюга, в верховьях реки с удивительным названием Кичменга. Здесь, в начале XVII века преподобным Симоном, впоследствии прославленным Вологодским святым, был основан небольшой монастырь.
Эта пустынь, названная Крестовоздвиженской Симоно-Воломской (в честь ее основателя), просуществовала чуть более ста лет, вплоть до Екатерининских реформ о секуляризации монастырских земель. В 1764 году пустынь была упразднена.
Каждый год на день памяти святого на Воломы организуется паломническая экспедиция.

___
Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь. Мужской монастырь Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь д. Лучниково Вологодского района. Около 20 км на Север от Володы. Дата основания: 1588.
23 июня 1588 года крестьянин Илларион Амвросимов обрёл образ Богородицы в 14 вёрстах к северу от Вологды и в двух вёрстах от большой Кирилловской дороги, в низкой лощине между деревнями Лусниково и Обухово. Этот образ стали называть Заоникиевским из-за того, что это место за Оникиевом лесом, который отделял монастырь от соседних селений. Сам лес, в свою очередь, был назван по имени Оники или Аники, занимавшегося разбоем на большой Кирилловской дороге.
Илларион поставил на месте явления иконы Животворящий Крест и устроил часовню, где поместил новоявленный образ. От иконы стали совершаться чудеса. Епископ Вологодский и Великопермский Антоний повелел устроить в этом месте монастырь. Илларион постригся в монашество с именем Иосиф, но начальствовать в пустыни отказался, и первым игуменом стал старец Силуан. Восстанавливается.

___
Троице-Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в селе Морозовица Великоустюгского района Вологодской области, в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухона и Юг. Относится к Великоустюжской епархии Русской православной церкви. Рядом с Михайло-Архангельским монастырем.

В Великом Устюге не были пока. Слишком далеко от нашего маршрута.

___
Михайло-Архангельский монастырь — упразднённый мужской монастырь в Великом Устюге. Представляет собой наиболее полно сохранившийся монастырский ансамбль в городе. Согласно церковным легендам и агиографическим сведениям, монастырь этот старейший на Русском Севере: основан в 1212 году, в княжение ростовского князя Константина Всеволодовича, монахом Киприаном. Рядом с Троице-Гледенским монастырем.

В Великом Устюге не были пока. Слишком далеко от нашего маршрута.


Рецензии
Спасибо за обзор Великих памятников Российской культуры.
С уважением.е.

Евгения Бойцова   06.09.2022 23:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.