Несколько слов о себе

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге — племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась».

Александр Герцен



Муровицкий Александр Иванович. Родился в Белоруссии 17.08.1957 года.
После окончания в 1974 году средней школы, работал на военном авиазаводе - электромехаником.
Служил солдатом в Венгрии с 1975 по 1976 год.
В 1980 году окончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище имени И.С.Конева, Гуманитарную академию Вооруженных Сил - в 1992 году. В 2000 году завершил обучение  в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
После окончания аспирантуры при Смоленском государственном институте физической культуры в 2004 году присвоена ученая степень  «Кандидат педагогических наук».
Проходил действительную военную службу на различных офицерских должностях в Среднеазиатском и Туркестанском военных округах: командир взвода, секретарь комитета ВЛКСМ полка, помощник начальника политотдела учебной дивизии по комсомольской работе, инструктор Политуправления Среднеазиатского военного округа, заместитель командира мотострелкового полка по политчасти, старший офицер Управления 40 Общевойсковой армии. В Вооруженных Силах Республики Казахстан: старший офицер военно-научной группы оперативного управления Генерального штаба ВС Казахстана, заместитель начальника отдела службы войск Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Казахстан.
С 1994 года - в МЧС России: заместитель командира по воспитательной работе, начальник штаба отдельной спасательной бригады в городе Арзамас-16, заместитель начальника Центрального регионального центра МЧС России по подготовке войск Гражданской обороны и спасательных формирований.
Закончил военную службу в 2007 году в должности начальника Главного управления МЧС России по Смоленской области, в звании "полковник". Ветеран военной службы, ветеран боевых действий.
С 2007 по 2008 год был избран председателем Смоленского отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество".
С 2008 по 2018 года - на государственной гражданской службе Смоленской области - заместитель руководителя Аппарата Администрации Смоленской области. Государственный советник Смоленской области 1 класса в отставке.
Член Союза писателей России, член правления Смоленского отделения Российского союза писателей.
В настоящее время – доцент кафедры «Гуманитарное и муниципальное управление» Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

ИСПОВЕДЬ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

Нет – это, не подведение итогов, просто - промежуточный этап.

ДЕТСТВО

Я имел счастье родиться 17 августа 1957 года в белорусском местечке Тимковичи Копыльского района Минской области тогда еще Белорусской советской социалистической республики. Это, кстати, в 20 километрах от знаменитых сейчас в Белоруссии Несвижа и Мира.
Семья – обыкновенная, советская. Отец Муровицкий Иван Иосифович – почтовый работник, мать Муровицкая (Табако) Алина Ивановна – акушерка. Хотя, если глубоко копнуть, то родословная получается не совсем простая: с одной стороны - белорусско-литовская шляхта, с другой – казаки…, в свое время находившиеся в армии некоронованных королей центральной части Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой князей Радзивилов. Ну, это история и тема отдельного разговора.
Чтобы не случалось, как бы жизнь меня не гнула, обстоятельства не отбирали у меня всё,  со мной всегда оставались и были несколько вещей: моё имя, моя фамилия, число и место моего рождения, мои родители. Это все кочевало по моим дорогам, менялись города, села, страны, языки, а эти вещи данные мне при рождении были при мне и согревали моё сердце.
Когда мне исполнилось 4 года, отца перевели в город Барановичи Брестской области и назначили начальником отделения связи, в здании этого самого отделения, собственно говоря, мы и жили. Кстати, там я и приобщился к чтению. Каким образом? Очень просто: раньше по подписке высылалось очень много разных книг, которые в магазине не купишь. Вот я и выпрашивал у отца книги на ночь почитать. И по ночам, иногда в тайне от родителей – читал на нашей маленькой кухне.
В те годы, жили мы не очень богато, скажем так – скромно. Но не голодали: была деревня в 60 километрах и свой огородик при почте. Там же в деревне, я и воспитывался на деревенских традициях любви к природе и справедливости. Чем очень дорожу и живу до сих пор.
В 7 лет, как и все советские дети, пошел в школу, среднюю школу №4 города Барановичи. Интересен был состав учеников: часть - это дети железнодорожников, рядом был железнодорожный узел; часть – дети военных, рядом два военных городка, ну а третья часть – таких как я, по территориальной принадлежности.
Класс у нас был разношерстный, мы пережили несколько «слияний – раздроблений», поэтому к 10 классу «А» от состава 1 класса «А» осталась половина. В школе я учился, честно говоря, неровно: то выбивался в отличники, то скатывался в хорошисты с редким вкрапление троек, но школу закончил твердым хорошистом, без троек, даже с тремя пятерками в аттестате: по истории, астрономии и НВП. Потом, кстати, история повторилась в военном училище: первый курс трудно было учиться, а вот на 3-4 курсе был отличником.
Когда мне нужно было идти в 10 класс, отцу дали 2-комнатную квартиру в микрорайоне «Южный», мы переехали и стал выбор: идти в новую школу или заканчивать «родную – четвёртую». Брата перевели в другую школу, а я 10 класс: когда пешком, когда на автобусе, ходить на «Третьяки» (это район тот, так назывался) в «четвертую».
В районе «шестой почты» у меня были дворовые друзья. Они и до сих пор в моей памяти: Сергей Окулик, Валера Громов, Валя Воронцова, Володя Григорьев, Вовка Мигас….
А в школе – школьные: Федя Жиляк, Костя Шестериков, Витя Таболин, Паша Голяк, Саня Богданов, Вовка Цубаренко, Игорь Митькин. Кости и Сани уже нет… Светлая им память.
С Сергеем Окуликом, выпускали рукописный журнал, мастерили гитары, переделывали акустические гитары – в электрические. делали приемники в «мыльнице»… Он стал – технарем, связистом, служил в армии прапорщиком. А вот, про рукописный журнал, статьи и рассказы писали вместе, вот тогда я, наверное, и стал писателем.
Еще, школьный друг - Фёдор Жиляк.  Он – известный в Белоруссии композитор и исполнитель, Почетный гражданин города Барановичи! Как-то он вспомнил, что оказывается свое первое выступление на сцене, он произвел вместе со мной. Я уже не помню, в каком классе, мы с ним вступили на сцене со старыми, отремонтированными не раз, семиструнными гитарами, переделанными под шестиструнные. Даже не помню, какую мелодию играли. Понятно, что играл он, а я подыгрывал. Как-то Фёдор мне сказал: помнишь, как два пацана, не боясь осуждения и насмешек, вышли и выступили. Это – смелость, сказал мне одноклассник.
Да, я - общем, человек городской во втором поколении. Но была в моей жизни и крестьянская часть -  это лето! За малым исключением, все лето проводил в деревне. Отброшу в сторону малолетство, там свои забавы. А вот подростковая жизнь, здесь уже простому прохлаждению времени не было – все работали. Работали и мы – подростки. Конечно же: помощь в хозяйстве моим дедушкам и бабушкам, а еще работа в колхозе. Работа была разная: и сортировка и просушка зерна, и заготовка сена и прополка, и содержание животных, их выпас, заготовка дров и многое другое. Много чего. Хочу сказать, что к моему портрету это имеет самое непосредственное отношение.  Крестьянский труд научил меня не бояться никакой работы.


ЮНОСТЬ

Окончив школу в 1974 году,  передо мной встал выбор: что делать дальше? Как и многие выпускники школ тех лет, я решил поступать в институт. Хотя, если честно, до 9 класса я четко знал, что стану военным. Но в 9 классе историю у нас  преподавал А.В.Василевский – директор школы, фронтовик. Он приметил мою любовь к истории и настоятельно так рекомендовал: иди, мол, как и я, в Могилевский педагогический, на истфак. Легко сказать – иди! Ну, пошел… сходил: в первый год поступления не хватило пол балла, а на второй – уже полтора.
После провала с поступлением в институт, устроился, вернее, меня устроил отец на работу на военный авиаремонтный завод, был у нас в городе такой, да и сейчас он работает. И стал я электромехаником по ремонту авиационного оборудования. Моим учителем был Коля Редута, недавно вернувшийся из армии парень, а мне он казался таким взрослым.  Пролетариат, одним словом. Кстати, во время работы на заводе принимал участие в поисково-спасательной операции по поиску упавшего в Барановичском районе вертолета Ми-4. А еще в школе получил грамоту за 1 место в городском конкурсе по Гражданской обороне. Вот и не верь после этого в приметы. Прямая дорога была в МЧС. Но, мы пошли по сложному пути.
Отдельная история поступления в 1975 году еще и в военное училище: Ленинградское военно-политическое училище ПВО. Но там тоже что-то не срослось, я не поступил и…Отдельная история, история любви…
И – меня призвали в армию. С 1 ноября 1975 года в моей жизни начался очень интересный этап - военная служба. Тогда еще я и не предполагал, что эта служба продлится 32 года. Служить солдатом мне довелось в городе Сольнок Венгерской народной республики, где располагался 327 зенитно-ракетный полк Южной группы войск (ЮГВ). Стал я после «учебки» связи - старшим радиорелейным механиком. Хотя фактически был радиотелеграфистом и работал в сети Командующего войсками Южной группы войск. Главная моя задача - принимать радио-сообщения и не пропустить СИГНАЛ. Учебный или боевой – не важно, главное – принять.
Солдатская служба – тема особенная, можно о ней рассуждать долго, но скажу одно: этот период считаю очень важным в своей жизни, наряду с работой на заводе… Я получил закалку на всю жизнь, закалку мужчины и соответствующим поступками, а еще – самостоятельности и ответственности, да еще много чему научил меня этот период моей жизни.
Кстати, об истории любви: «…разлука мигом пронеслась – она меня не дождалась…, но я прощаю, её прощаю…» - как по Владимиру Семёновичу.
В своих рассказах я эти периоды своей жизни расписал довольно подробно, поэтому останавливаться на них не буду.
А еще хочу сказать, что в моей жизни было немало ключевых фигур, которые существенно повлияли на мою жизнь. Начиная с матери, которая меня родила, отца и дедов с бабушками, меня воспитавших, моих учителей…
Отец – был человеком суровым и веселым одновременно. Это как? – спросите вы. А вот так: что касалось работы и воспитания, очень строг, в компании – веселый и добродушный человек. Отслужив 5 лет в Военно-Морском Флоте, вернее в её Противовоздушной части, хотел поступать в военное училище, но … в Белоруссии осталась мать, два младших брата и сестра, а отец погиб в 1945-м.  В общем – не поступил, но он так и остался с «военной косточкой» всю жизнь: как по обязательности, так и по внешнему виду.
Но, да простит меня отец, самую большую роль в моем воспитании сыграл человек, который также и воспитал отца, мой прадед – Алексей Васильевич Лущицкий. Замечательный человек: сельский интеллигент, исключительно справедливый человек, прошедший и первую мировую, и польскую  интервенцию, и Великую Отечественную – подпольщиком, помогая партизанам в их борьбе с оккупантами. Сколько интересных книг он мне порекомендовал прочесть, сколько историй рассказал, скольким поступкам дал оценку. Краевед и селекционер, учитель и воспитатель.
В период моей солдатской службы очень серьезную роль в моей судьбе сыграл командир 327 зенитно-ракетного полка ЮГВ подполковник Скачков Виктор Николаевич, который убедил меня поступать в военное училище, правда, он имел в виду не пехотное училище в Алма-Ате, а Ленинградское военно-политическое ПВО… Еще моё, уже принятое решение, укрепили «дембеля», пообещавшие устроить мне «проблемы», в случае, если не поступлю в военное училище. Ох, и ругался командир полка на меня, когда узнал, что я поступил в «пехотное» училище! А что мне было делать, если в столичные и европейские города СССР нам был закрыт доступ, а с Фатихом Гатаулиным, с которым мы обитали в одной палатве в венгерском городе Эстергом,  я поспорил на бутылку коньяку, что в Алма-Ате яблоки величиной с мою голову, кстати, проспорил я – есть там такие яблоки! 
Интересно, что через тридцать лет, другой Скачков – Геннадий Николаевич, в то время начальник Центрального регионального центра МЧС России, помог мне решить жилищный вопрос.
Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище имени Ивана Степановича Конева считалось одним из самых тяжелых: как по условиям жизни и быта курсантов, так и по природным условиям прохождения службы.
В военном училище, жизнь интересная: четыре года за высоким забором. Два раза в год отпуск - 15 суток зимой и 30 - летом. Да, были и увольнения в субботу и воскресенье - до вечерней поверки. Но учеба и дисциплина в те годы были на высоте и из нас делали офицеров, командиров! Помню своих учителей - преподавателей. А также , командиров: батальона Василия Ивановича Чепиля и рота - Владимира Николаевича Набокова. С Василием Ивановичем общались по телефону до самой его смерти, а в бытность моей службы в армии Казахстана, дружил с его сыном Николаем. Даже помню, как Василий Иванович просил поговорить с сыном по каким-то семейным вопроса, подействовать на него, так сказать.
А Владимир Николаевич, в начале 90-х уехал в Германию, жена его была немкой, за что и пострадал наш ротный - не "пустили" в военную академию и службу он закончил в военкомате на незначительной должности. Уже в Смоленске помог ему издать две книги его стихов и отправил в Германию, вторую - уже сыновьям , после смерти Владимира Николаевича.   
Скажу сразу, два житейских момента сделали из мальчика Саши – мужчину: срочная служба и военное училище – где мне с первого курса поручили отвечать за подчиненных, четыре года учебы был сержантом, командиром отделения. С этого началась моя командирская судьба. Чем отличается мальчик от мужчины? Способностью самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
До службы в армии в моей молодой голове гулял различный «ветер»: от музыки – до любви, от свободной жизни без обязательств – до необходимости все же заработать на жизнь…выбор профессии: от военного – до учителя, а в реальном режиме времени: от  рабочего – до любителя беспечного отдыха.
Всего год солдатской службы все мои мозги и мысли были поставлены на свои места. Всё стало ясно: жизнь трудна, в ней нужно уметь выживать, трудиться и добиваться результатов. И никто тебе не поможет – только ты, только сам! И это была установка на всю жизнь!

ОФИЦЕРСКАЯ СЛУЖБА

Остались позади годы учебы в училище и разъехались мы – выпускники АВОКУ, по городам и весям Советского Союза и зарубежных стран, потом встречаясь …,  всё чаще вставали на «третий тост» в память о погибших друзьях-однокашниках.
Кадровики КСАВО направили меня не ГСВГ и Белорусский военный округ, куда я просил, а как сержанта, коммуниста и отличника, оставили служить в этом самом Краснознаменном –Среднеазиатском военном округе. На вопрос неизвестного мне офицера кадров: «Куда бы Вы хотели поехать служить, товарищ лейтенант?» Я ответил: «Мне всё равно, только на родную БМП (боевую машину пехоты)». Он улыбнулся и сказал: «Хорошо, лейтенант! У тебя будет много БМП». Юмор этого кадрового работника понял потом, когда узнал, что направили меня в 372 гвардейский учебный мотострелковый полк 80 гвардейской учебной мотострелковой дивизии командовать взводом учебных машин, в котором вместо обычных трех БМП, было – 12! Так я попал -  в Отар, так станция называлась, а населенный пункт пгт Гвардейский Красногорского района Джамбулской области. Пески Муюнкум и Чуйская долина, где и прослужил я 6 лет!
Политработники 80-й гвардейской учебной мотострелковой дивизии Краснознаменного САВО, увидевшие во мне задатки воспитателя и направившие на политическое поприще. Вернее, даже не воспитателя, хотя все могло тогда быть. В общем, мне поручили сделать наглядную агитацию в парке боевых машин полка и я ее сделал. Эта агитация заняла первое место в дивизии!
Люди, которые «сделали» из меня политработника – это Валерий Владимирович Шмыков – секретарь партийного комитета 171 гвардейского учебного артиллерийского полка и Башкатов Олег Александрович – пропагандист полка. Их наука мне позволила достигнуть  определенных высот в структурах партийно-политической работы.
Комсомольские работники и руководство Политуправления САВО, принявшие меня в свои ряды – старшим инструктором отдела комсомольской работы: Василий Баринов, Валерий Азямов, Яков Шульгин, Александр Кротов.
Ну, а до этого от гнева Дмитрия Тимофеевича Язова – командующего войсками округа спас меня Член Военного Совета округа (ЧВС) Геннадий Владимирович Кочкин.
Другой ЧВС КСАВО генерал-лейтенант Чучкалов Геннадий Иванович, доверил мне - молодому 31-летнему майору руководить воспитательным процессом в полку прикрытия государственной границы, прославленной 8 гвардейской мотострелковой дивизии имени И.В.Панфилова.
Командир 30 мотострелкового полка 8 гвардейской дивизии имени И.В.Панфилова – Евгений Анатольевич Дербин, мой учитель и товарищ, с которым я пошел бы и в огонь, и в воду, как это было в ходе Бакинских событий.
Или Василий Васильевич Подлужный – увидев мои грустные глаза после аттестационной комиссии Министерства обороны Республики Казахстан, на которой мне сказали, что для армии Казахстана я не представляю ценности, предложивший должность офицера военно-научной группы оперативного управления Генштаба Казахстана. А до этого мне отказали в армии Белоруссии, а в армии России предложили глухое Забайкалье.
А потом и начальник Генштаба Казахстан Касымов Алибек Хамидович, и Министр обороны Республики  Нурмагамбетов Сагадат Кожахметович – которые верили в меня, доверяли мне самую ответственную работу в ходе создания Вооруженных Сил Республики Казахстан. А еще – начальник отдел службы войск Генштаба, в котором я служил заместителем – Кахриманов Акилкен Кажикенович.
Виктор Николаевич Дорофеев – мой однокашник по Военной академии, помогший мне перейти из армии Казахстана в МЧС России, и генерал–полковник Кириллов   Геннадий Николаевич, поверивший в необходимость в моей персоне среди офицеров МЧС.
Юрий Павлович Ковалев, вытащивший меня из Арзамаса-16 в Москву, своим заместителем в Центральном региональном центре МЧС России.
Потом, Геннадий Николаевич Кириллов – к тому времени заместитель министра МЧС, главный пожарный инспектор России и Председатель Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) Сергей Иванович Груздь, доверили мне возглавить Смоленскую областную организацию ВДПО. Да, недолго мне довелось руководить областным отделением этой славной организации, но, надеюсь, что создал условия для сегодняшнего процветания организации, которой исполнилось уже 130 лет. Александр Дмитриевич Прохоров - Глава Администрации (Губернатор) Смоленской области, назначивший меня начальника Главного управления ГО и ЧС области, еще и своим заместителем.
Сергей Владимирович Антуфьев и Александр Иванович Логутов, пригласившие меня для работы в Аппарате Администрации Смоленской области, где я проработал десять лет.
Да и много других и живущих, и почивших, сделавших много в моей судьбе. Я встречал на своем жизненном пути много различных людей и хороших и не очень


И НОСИЛ МЕНЯ ВЕТЕР СУДЬБЫ

 Судьба моя военная кидала меня по Средней Азии и по всему Советскому Союзу, а потом и по Российской Федерации: и по службе, и по командировкам. Где я только ни бывал!? И в пустынях и степях Казахстана, горах Кыргызстана, мордовских лесах… И в Таджикском Табошаре там, где уран добывали для атомной бомбы, а потом в Арзамасе-16, где ее создавали и в Семипалатинске, где эту бомбу испытывали.  Видел красоту озера Иссык-Куль, Гиссарскую долину Таджикистана, где растут лимонные и ореховые рощи. Суровые горы киргизского Нарына и Джелалабадскую долину. Бывал я и в Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане, Мордовии, Марий-Эл… Был и в восставшем Фрунзе, и в ожесточенном национальной враждой Оше, проехал Среднюю Азию от Семипалатинска – до Красноводска, переплыл через Каспий в Баку. И национальные волнения периода распада СССР: алмаатинские события, бакинские события, ошские события, фрунзенские события.
Очень интересно: Николай Михайлович Пржевальский - русский путешественник, географ и натуралист  родился в Смоленской губернии, а похоронен в городе  Каракол на берегу озера Иссык -Куль. Был я на его могиле, но тогда не мог и предположить, что судьба свяжет меня накрепко со Смоленщиной – его Родиной.
Коснулся я немного и пенитенциарной системы: Отарский дисциплинарный батальон, деятельность которого курировал, проходя службе в Генштабе Казахстана. А до этого с комиссией ЦК КПСС участвовал в проверке Внутренних войск МВД ССССР, дислоцированных на юге Казахстана и охранявших зоны различной направленности.   
Озеро Балхаш, где побывал дважды: с проверкой разведывательного авиационного полка и во время конфликта между солдатами – гражданами Казахстана и офицерами – гражданами России.
Помню и «Ленинский», т.е. Байконур с бунтующим «стройбатовцами», сгоревшие казармы и другие здания.
Многочисленные учения, тренировки и чрезвычайные ситуации, на территории Казахстана, Кыргызстана, Центрального и Приволжского федеральных округов России, в которых приходилось участвовать. Сейчас уже всего и не упомнишь.
Передо мной прошло и начало, и завершение афганской войны: помогали «алмаатинскому» полку 77800, входившему в Афган, а потом  участвовал в выводе 201 мотострелковой дивизии из афганского Кундуза. А потом еще и принимал участие в отправке боеприпасов из арсенала в Арыси войскам афганского президента Наджибулы.
Когда случился «Чернобыль» меня включили в оперативную группу Штаба Краснознаменного Среднеазиатского военного округа по вопросам ликвидации последствий радиационной аварии, а в 1988 году – по оказанию помощи пострадавшему от землетрясения Спитаку.  Позже, уже в МЧС России принимал участие в гуманитарных операциях по оказанию помощи Югославии в 1999-м и Афганистану – в 2002-м.
Я помню развал Великой страны – Советского Союза. Это трагедия не только советского народа, это – мировая трагедия. Кто виновен? Люди, те, кто руководил тогда СССР и его республиками, стремящиеся к власти. Видел и М.С.Горбачева, когда как депутат Иссык-Кульского городского совета народных депутатов, присутствовал на встрече с ним военнослужащих-депутатов. Когда Генсек, как «обиженная девица» выскочил из зала после честных и эмоциональных выступлений офицеров о том, что творилось в республиках СССР. Министр обороны Д.Т.Язов пошел следом за ним «успокаивать» Верховного Главнокомандующего…, а потом укорял нам, что мы невежливо с ним обошлись. Знали бы мы… , что будет потом…
Находясь в мае 1992 года на выпускной сессии в военной академии, получил сообщение о том, что нашу 40 армию «приватизировал» Казахстан.
Война в Чечне. Грозный. И первая, и вторая «чеченская война». Захваченный Басаевым Буденовск и разрушенные взрывами террористов московские дома.
Горящие дома, и горящие леса, и поля российского Нечерноземья. Разрушенные ураганом дома Смоленщины.
Неоднократное посещение жемчужины России - Байкала с его красотами, антитеррористические учения в Балтийском море.
В качестве руководителя делегации МЧС России участвовал в международных учениях спасательных служб Евросоюза в городе Драгиньян в Провансе, декабрь 1998 года. Тогда же посетил и Монте Карло, и Канны, и Ницу….
А еще – являюсь горжусь тем, что являюсь учредителем одной замечательной организации, нет не коммерческой, а общественной: Смоленского отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский студенческий корпус спасателей» - крупнейшей добровольной студенческой организации Российской Федерации. С делегацией  студентов-спасателей этой организации выезжал в Германию для обмена опыта с общественными организациями и пожарной охраной ФРГ.
Прослужив больше тридцати лет в трёх армиях: советской, казахской, российской, в  50 лет вышел на пенсию. Можно было еще послужить, но обстоятельства сложились так, это – отдельный разговор.
Дважды пришлось быть «первым»: был первым и последним заместителем командира 30 мотострелкового полка по политчасти: до меня был начальник политотдела полка, после меня – помощник командира по воспитательной работе. Ну, и был первым начальником Главного управления МЧС России по Смоленской области:  до меня был Главное управление ГО и ЧС, а до этого Штаб ГО.
И вы знаете, ведь все это было со мной, я там был, я выжил во всем этом, выстоял!
Сейчас уже всего и не упомнишь. Но все эти события отразились в моей памяти и запали в мою душу…

НАУКА И ЛИТЕРАТУРА

С 2002 года подготовил 48 научных статей и материалов, в том числе 7 учебных пособий и учебников, которые были разработаны и самостоятельно, и в соавторстве с другими авторами, которым я благодарен за сотрудничество. Старался высказывать свои мысли по различным вопросам: от педагогики – до психологии, от информационных технологий – до истории, от проблем безопасности – до физической подготовки.  Особенно мне дороги две книги: учебник «Без паники. Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях», написанная совместно с ныне покойным Михаилом Нестеровичем Гомончуком и исторический очерк «Развитие пищевой промышленности на Смоленщине».
В 50 лет стал писать, писать о прожитом, о людях, которых встречал, о природе. В 2012 году вышла моя первая книга «Рассказы о ковбоях и не только». Несколько книг издано в Канадском Торонто. Всего издано 6 книг. Как-то мне один писатель написал, мол, «…что Вы все свою «правду» житейскую пишете, сейчас это никому не интересно. Вот фэнтези, сказки о других мирах, нереальной жизни – это важно, это интересно, это – читабельно…» А я так не считаю… А может быть, он прав, а я - не прав! И читателям нужно, что-то нереальное, оторванное от жизни? Вот, что я скажу по этому поводу:  я даже не из прошлого, я – из позапрошлого. То, что я видел – уже мало, кто помнит, и я много не помню, но врать о прошлом не хочу, поэтому говорю правду. И, скажу честно, как писатель, живу без внимания и «ласки» со стороны прессы, издательств и сильных мира сего и меня это совсем не огорчает, потому что я и этим горжусь – русский писатель.
А еще, я понял, что по жизни я – государственник. Не коммерсант, не популист-политик, а именно – человек, для которого важнее всего государственные интересы. Поэтому и был на государственной службе без малого 45 лет, от рабочего на военном авиационном заводе, до государственного гражданского служащего Смоленской области. Да и сейчас находясь на преподавательской стезе, делаю важное для государства дело – обучаю и воспитываю будущих государственников. По крайней мере, я в это верю и на это надеюсь.


ИТОГО, В СУХОМ ОСТАТКЕ

Состояния не сколотил, денег – не накопил, не голодаю, на жизнь хватает. Крыша над головой есть, на чём ездить – тоже есть. Несколько домов построил своими руками. Вместе с женой создали «свой дом»! Утром – радуюсь солнцу, вечерами – звездам.
В какой-то период жизни, мне стало не интересно командовать, руководить людьми, что в современных условиях, да и в несовременных тоже, означает в определенной степени манипулирование людьми, игру их судьбами. С меня хватит того, что было! И мне хочется попросить прощения у тех, в чьей жизни я сыграл не совсем добрую роль. Должность руководителя предполагает и принятие резких кадровых решений, особенно в военной сфере.
Фрэнк Херберт в своём «Капитул Дюны» написал: «Все правительства страдают от одной и той же неразрешимой проблемы: власть притягивает к себе патологических личностей. Не то, чтобы власть разлагает, нет, но она притягивает, словно магнит, людей, уже склонных к разложению». Вот я и не смог задержаться во власти, сбежал от нее - куда глаза глядят при первой возможности.
Смоленщина, к которой привязался всем сердцем и где окончательно остановился в своем военном пути. Где стал кандидатом наук, преподавателем и писателем.

 О СЕМЬЕ НЕМНОГО

У меня любимая жена – Марина:  и мой критик, и мой друг, и моя любовь, и мой соратник, и мой товарищ во всех делах.
Трое моих замечательных дочерей: Мария, Алина, Анастасия. Которыми я горжусь и которых безумно люблю! А еще, любимые люди: зятья Павел и Николай, внук Фёдор.
Не раз приходилось начинать с нуля, падать и вставать. Пониматься высоко и низвергаться вниз. Всё в этой жизни видел: и войну, и разруху, и нищету, и горе, и счастье, и любовь, и разлуку, и нереализованные мечты, и надежды, и потери. Приходилось и грузчиком, и таксистом подрабатывать. Я выживал в трудных условиях, когда другие опускали руки и спивались. Приходилось терпеть и я – терпел, работал, бился за достижение результатов. Видел я и страшных людей, которые могли меня погубить, но они ничего не смогли сделать со мной, потому что либо не давал повода завладеть собой, либо был не по зубам. Я сам управлял своей судьбой. В тоже время я никогда не «прилипал» к людям с высоким положением и не жалею об этом. Все чего не достиг – это моё, чего достиг – тоже моё! Кому благодарен – спасибо сказал. 
При всем этом, все мои мечты сбылись и у меня еще есть задумки, которые еще предстоит реализовать.


ДРУЗЬЯ МОИ МЕНЬШИЕ

Индийская легенда гласит: "Когда человек умирает, он должен пересечь мост, чтобы попасть на небо. В начале моста человека ждут животные, с которыми он встречался на протяжении жизненного пути. И именно они решают, пропускать его дальше или нет..." Да, мои друзья - животные… Не могу похвастаться их большим числом, но те, кто есть – это мои друзья, с которыми я обходил километры смоленских дорог, делился своими бедами и находил понимание, которые доверились мне. Это мои друзья: пёс Балу и кот Мурзик. При этом, мы по возрасту одинаковы, поэтому и общаться нам просто. А еще, эти друзья изменили меня, изменили в лучшую сторону – приблизили к природе, а соседство с лесом на даче, сделало меня человеком природы.

О СЧАСТЬЕ

Знаете, я счастливый человек. Достигал результатов, что хотел – сделал, уважаем, любил и меня любили. Моя семья никогда не испытывала нужды, я все делал для нормальной жизни. Никогда ничего ни у кого не просил. У меня просили, делал, когда имел возможность – помогал. Многие этого не помнят, но те, кто помнит, при случае вспоминают и благодарят. У меня есть люди, с которыми мне приятно общаться, мы редко видимся, но испытываем уважение друг к другу. Когда встречаюсь с людьми, с которыми месте работал или служил, люди улыбаюсь и я, и у нас нет мысли перейти на другую сторону улицы, чтобы не встретиться.
А теперь выводы: Что я вынес из жизни на сегодняшний день? У каждого из нас есть свой Ангел-хранитель, который ласково и ненавязчиво знакомит с людьми, которых нужно послушать, к которым необходимо прислушаться, а также дает варианты дальнейшего развития твоей жизни, а там сам выбираешь варианты. У тебя всегда есть выбор! Всегда! И Ангел есть у всех, но не все его слушают и слышат. Я своему Ангелу-хранителю безмерно за всё благодарен!
Еще, я знаю, что есть Высшая сила, в каком виде она существует, никто не знает, если хотите – это Бог. Все, что придумано людьми, это – людское видение. Что есть на само деле – узнаем после смерти. Скорее всего, есть единое информационное пространство, где находятся все наши мысли и слова, взаимоотношения и действия.  Исходя из этого, и осуществляется влияние на наш земной и неземной путь. А еще – оценка нашей жизни! Знаю одно: если нет посмертной оценки человеческой жизни с последующей санкцией – то нет и справедливости в этом мире!
Мне кажется, что, когда идешь по жизни, нужно помнить, что этот же путь нужно будет опять пройти, когда тебя будут оценивать, там – после твоей смерти. Мы не знаем, как и каким образом  это будет происходить, но я уверен, что это будет. Не случайно, у человека пред смертью перед глазами проходит вся его жизнь, подготавливая его к этой оценке. И еще, мы не знаем, что считать грехом, а что нет… Нам это не дано, главное - жить по справедливости.
В жизни я понял, что нужно соблюдать правило своего окружения: окружай себя только теми людьми, кто будет тянуть тебя выше, кто стремится к новому, к серьезным вопросам, а не падая вниз, тянет других за собой, не закисает в житейских неурядицах, вокруг нас так много тех, кто хочет тянуть тебя вниз.
В молодости так бывает, что ты готов размениваться на всякие мелочи, бросаться в авантюры, хвататься за различные дела, даже унижаться, чтобы достигнуть своей цели, но … проходит время и с возрастом понимаешь себе цену и тебя уже не купить!
Всю жизнь ходил с другими в ногу, старался идти вместе со всеми, не отставать, а теперь – не хочу, мне важна моя дорога, мои мысли, свои цели, идеи, дела!
Еще, если ты действительно чего-то хочешь, это – произойдет! Особенно мечты, о которых грезишь, о которых постоянно думаешь. Здесь важно – о чем ты мечтаешь!? Но, нужно потрудиться, а еще, не всегда путь прямой, могут быть такие извилины пути, что просто диву даешься!
Если хочешь добиться какого-то результата, необходимо глубокое погружение в тот предмет, который для себя выбрал. Должен стать профессионалом этого дела, но не факт, что в дальнейшем не придется сменить эту сферу деятельности, к этому также необходимо быть готовым.
Нужно учиться, всему: класть кирпич, строить дома, ловить рыбу, ремонтировать электроприборы и предметы обихода, водить автомобиль и плавать… Все нужно уметь!
Есть время накапливать опыт, а есть время делиться опытом.
В жизни могут крутые повороты, такие, что дух захватывает! Этого не нужно бояться, это - наступает новый важный этап в жизни, новые испытания, которые необходимо преодолеть, если выстоишь, перед тобой откроются новые перспективы! Часто именно они становятся переломными и важными моментами.
Важно уметь жертвовать чем-то для достижения своих целей, бывает, что приходится выходить из «зоны комфорта», не хочется, но должен понимать – необходимо! Иначе не будет дальнейшего твоего развития – закиснешь в этой «зоне»! Решительность и терпение, профессионализм и предвидение развития ситуации – вот, что позволяет достигнуть результата. 
И самое главное, в результате жизненных "взлётов" и "падений" не утратить человечность и чувство справедливости.
Многие в моем возрасте достигли высоких должностей и положений, стараются держаться за них всеми силами, став откровенными «прихлебателями» у власть имущих. Я счастлив тем, что не вынужден пресмыкаться перед кем-либо, доказывая свою верность кому-либо и свою необходимость.
Счастье - это когда ты благодарен за всё, что у тебя есть. Когда чужого не нужно, и как у других - не интересно и находишься в согласии с самим собой. А еще, нельзя проложить дорогу к счастью, «протоптав» ее через совесть и справедливость…И, наверное, когда рядом с тобой, дорогие тебе люди, которым ты нужен и которые тебе нужны. И не только ты счастлив, но счастливы те, кто рядом с тобой, не потому, что ты достиг того, что хотел, но и люди, которые рядом – тоже достигли определенных высот и эти высоты выше твоих, а ты и к этому приложил свои усилия, и в этом есть твоя заслуга и часть тебя. Жизнь ты прожил такую, за которую тебе самому не стыдно!
А еще, у меня много недостатков. Я от них не отказываюсь. Все они мои. Я их знаю: одни – удается победить, другие – нет. В этом весь человек и я – на исключение!
Что сказать, чтобы закончить эту статью: подводить итоги еще рано. У меня много задумок и много целей, которые необходимо достигнуть. Все еще впереди!


А еще, несколько любимых стихотворений:

Евгений Евтушенко

Дай бог!
Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.
Дай бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым — но не красть,
конечно, если так возможно.
Дай бог быть тертым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.
Дай бог поменьше рваных ран,
когда идет большая драка.
Дай бог побольше разных стран,
не потеряв своей, однако.
Дай бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.
Дай бог лжецам замкнуть уста,
глас божий слыша в детском крике.
Дай бог живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.
Не крест — бескрестье мы несем,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всем,
Дай бог ну хоть немного Бога!
Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно…
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.

Саша Чёрный

Молитва
Благодарю тебя, создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не депутат и не издатель
И не сижу еще в тюрьме.
Благодарю тебя, могучий,
Что мне не вырвали язык,
Что я, как нищий, верю в случай
И к всякой мерзости привык.
Благодарю тебя, единый,
Что в третью Думу я не взят, —
От всей души с блаженной миной
Благодарю тебя стократ.
Благодарю тебя, мой боже,
Что смертный час, гроза глупцов,
Из разлагающейся кожи
Исторгнет дух в конце концов.
И вот тогда, молю беззвучно,
Дай мне исчезнуть в черной мгле, —
В раю мне будет очень скучно,
А ад я видел на земле.


Рецензии
Прекрасные стихи! Вы правы! Все тленно, и только искусство вечно.
С уважением,

Ева Голдева   28.03.2024 14:22     Заявить о нарушении
Благодарю! Это - так! Всех Вам благ!

Александр Муровицкий   28.03.2024 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.