Познание как чувство
Аннотация: в статье рассматриваются предпосылки познавательного процесса как чувственнопереживаемого. Описывается авторский подход к общению на занятиях. Раскрывается смысл позитивных чувств по отношению к природе как важного условия экологического воспитания и образования.
Позитивное отношение к природе трудно сформировать, опираясь на систему запретов
и наказания за деструктивное поведение, на нагнетание тревожного чувства ожидания «мести» природы за неправильное отношение к ней и чувство незащищенности при соприкосновении с жизнью природы. Все страхи человека только увеличивают пропасть между человеком и природой, так как опираются на идею опасности: человек опасен для природы, природа опасна для человека. В такой системе отношений невозможно позитивное взаимодействие.
Позитивное взаимное отношение человека и природы, строится на положительных
мыслях, чувствах и действиях. Такая активность обеспечивает прирост созидательной энергии, которая проявляется в человеке как рост и укрепление его психологических и духовных ресурсов. Вероятно, то же самое происходит и с природой. Но только большая часть внутренней жизни природы скрыта от сознания человека.
Здесь может возникнуть вопрос: зачем нужно знать, что происходит во внутреннем мире природы? Можно ведь взаимодействовать с ней на поверхностном уровне, уровне проявленных форм (другими словами: «формальном» уровне), что и делает естественная наука и практическая деятельность в области охраны природы и окружающей среды. Можно познавать процессы, происходящие в природе, и на этом уровне ее оберегать. Но это будет уровень реальности, который лишен чувственности и не затрагивает ни сердце человека, ни сердце природы. А без чувств, затрагивающих сердце, бессмысленно говорить об экологической культуре, тем более не имеет смысла говорить о ее воспитании.
Может показаться странным наше размышление о чувствах и чувствительности в отношении учебных дисциплин, в данном случае экологических. А между тем опыт показывает, что чувства в жизни человека играют главную роль, и знание без чувственного наполнения не является притягательным. Поэтому, если мы хотим достичь успеха в изучении какого-либо предмета и одновременно воспитании каких-либо качеств личности, необходимо включать чувственный компонент, иными словами, использовать такие методы обучения, которые затрагивают чувства человека.
втор данной статьи использует методы и методологические подходы, которые позволяют средствами любого учебного предмета прикоснуться к чувствам разного уровня и личным переживаниям всех участников образовательного, а лучше сказать, педагогического, процесса (и студентов, и преподавателя). Можно выстроить иерархическую систему методологических предпосылок (или допущений) для выстраивания чувственно переживаемых отношений на занятиях.
Первой самой глубокомысленной предпосылкой может быть такая: для всех участников образовательного процесса, который происходит на занятиях, есть смысл, лежащий за пределами получения образования или накопления знаний. Каждый человек приходит на занятие, чтобы переживать событие (совместное бытие) - таинство встречи с другим человеком (с другими людьми). Даже если он этого не осознает, это все равно так, потому что об этом говорит один факт его присутствия здесь и сейчас. Он присутствует в этой аудитории, на этом занятии, рассматривает эту тему и общается с этими людьми. Все, кто пришел на занятие, и всё, что здесь происходит, - это таинство. Таинство общения и познания себя посредством темы, предлагаемой преподавателем для рассмотрения. Таким образом, встреча на занятии не является чем-то оторванным от глубинных процессов жизни, это и есть жизнь во
всей полноте. Ощущение, что мы живые, нам дают наши чувства, позитивные чувства. Потому что позитивные чувства нам показывают более высокое качество нашей жизни.
Следующая предпосылка определяет качество чувств, переживаемых на занятии. Они
должны быть позитивными. Конечно, преподаватель в такой системе отношений должен
уметь создавать и поддерживать благожелательную атмосферу, благодаря которой происходит коллективная настройка на волну доброго отношения к себе и к миру. Часто такое качество человека называют «атмосферностью», имея в виду способность излучать доброту. При этом доброта понимается и как нравственное начало, а как высшее духовное чувство, которое проявляется как утонченное переживание прекрасного.
Отношение к студенту как к равноценному партнеру по общению – это третья предпосылка методологического характера. Установка на то, что нет людей глупых, а есть люди, думающие по-разному и настроенные на разные типы восприятия информации, - важная фундаментальная идея для успешного общения, и она должна привести к приятию студента как личности, обладающей всеми необходимыми для его жизни качествами.
И наконец, обратимся к феномену знания, ради которого и происходит общение в стенах университета. В данной методологической модели отношений оно не рассматривается в отрыве от личности обучающегося и личности преподавателя. В данном контексте педагогического процесса знание является продуктом, который создается в процессе живого общения с собой и с другими. Знание появляется как озарение и как осознаваемое ментальное явление, укорененное в глубинах бессознательного. Поэтому четвертой предпосылкой общения в рамках учебного предмета является вера в то, что человек обладает всеми знаниями
человечества и мира, но они находятся в неосознанной форме и покоятся в различных слоях бессознательного. При определенных условиях человек может их перевести из бессознательной в сознательную, доступную для интеллектуальной деятельности форму. В ходе изучения темы преподаватель создает такие условия общения и обучения, что знание легко проявляется, даже прорывается на свет. Оно осознается сегодня и сейчас. Такое знание является личным и воспринимается как открытие. Преподаватель должен превратить процесс обучения в процесс проживания жизни. Знание и общение в аудитории можно назвать живым, когда каждый смог прикоснуться к своему неосознаваемому психическому слою и превратить его в явное знание.
Назовём еще одну предпосылку для чувственно переживаемой жизни на занятиях:
смысл жизни заключается в процессе осознания бессознательного. Каждый человек, проживая свою жизнь, переводит информацию из бессознательной формы в сознательную. Поэтому времяпрепровождение на занятиях при правильной организации может стать интереснейшим процессом познания себя и мира. Студенты живут сегодня и сейчас, а не готовятся к своему профессиональному будущему. Они не накапливают знание, а переживают его открытие и осознание. Это происходи на занятиях, а темы дисциплин являются приглашением к познанию.
Методика изучения предмета строится, исходя из предпосылок отношений к личности
в процессе учебной работы. Данный подход хорошо согласуется с педагогической технологией развития критического мышления, где переплетаются методы возбуждения интереса к теме и «заглядывание в себя» для осознания отношения к изучаемому материалу. Можно добавить еще и такую форму познания: познание как обращение к примерам из собственного опыта, что делает личным любое отвлеченное знание. При таких способах познания обязательно есть выход на чувственно переживаемые уровни взаимодействия с миром.
В заключение следует заметить, что рассмотренные выше предпосылки познавательного чувственнопереживаемого процесса автор использует в качестве основы для взаимодействия с обучающимися в рамках любого учебного предмета экологической направленности, решая воспитательные и обучающие задачи таким образом.
Свидетельство о публикации №222090600991