Кости складывают в штабеля

«Кости складывают в штабеля. Головы игуменов хранятся отдельно». Из афонских впечатлений профессора Александра Дворкина.

10 августа
2,8K прочитали

В 2001 году преподаватель Православного Свято-Тихоновского университета Александр Дворкин приехал на Афон. Он не раз там бывал, но в этот приезд твёрдо решил описать свои впечатления. Через несколько лет вышла его книга "Афонские рассказы". Вот некоторые отрывки.

Крутое разговение
На Афоне мне встретился священник Майкл. Он в юности заинтересовался Православием, и во время учёбы в Париже был принят в Церковь. Это произошло накануне Великого поста. Юный Майкл с энтузиазмом стал поститься, ходил в парижский храм на службы и почти ничего не ел.
В Пасхальную ночь он выстоял долгую службу, причастился и, покачиваясь от слабости и радостной усталости, направился было домой. Но тут его перехватила весёлая компания из детей русских эмигрантов: «Миша, дорогой, поехали к нам разговляться!»
Первым делом ему дали стакан ледяной водки и заявили, что по-русски, по православному разговение нужно начинать с этого, а пить — залпом. Майкл выпил залпом и ощутил резкую боль. Вызвали скорую, его отвезли в больницу с прободением язвы желудка. Оперировали, пролечили, но поститься с тех пор он не может по медицинским показаниям.
«Всё это было крайне полезно для воспитания во мне смирения», — улыбается теперь отец Майкл.

"И спасения там не стало..."
Даже на Афоне некоторые не устояли перед соблазном раскола: под видом «бескомпромиссной борьбы с экуменизмом», «модернизмом», «глобализмом» и проч. некоторые создали свои группировки. Им удалось привлечь и какое-то количество монахов, часто весьма достойных, но, как правило, малообразованных и чрезмерно доверчивых.
Помню тяжёлое впечатление от встречи с одним болгарином. Пожилой, благообразный монах шёл по горной тропе. Нам было по пути, и мы разговорились. Раньше он служил в Болгарии, но затем, по его словам, «в Болгарии был введён новый календарь, и спасения там не стало, так что я перебрался сюда».
Я был потрясён, как может этот человек спокойно и уверенно обрекать всех своих православных соотечественников на вечную гибель, нимало не смущаясь и не огорчаясь.
Мне вспомнилось определение сектантства, данное моим духовным отцом Иоанном Мейендорфом: «Секта - это сравнительно небольшая замкнутая группа людей, которые считают, что только они одни спасутся, а остальные погибнут, и которые получают глубокое удовлетворение от осознания этого».

В гостях у Ванги
Ванга жила в Болгарии на территории епархии, где главой был митрополит Нафанаил. Однажды ему передали её слёзную просьбу приехать к ней. Ванга сообщала, что болеет и очень нуждается в его совете. Владыка подумал, что она желает покаяться, и отправился к ней.
Он вошёл в комнату, где было много людей. В руках владыка держал крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня.
Ванга сидела в глубине комнаты и не видела его. Она с кем-то беседовала и вдруг прервалась и изменившимся - низким, хриплым - голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!»- «Что "это"?» - спросили у неё ошеломлённые окружающие.
И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моём доме!»
Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал.

Гробов на Афоне нет
К смерти здесь относятся спокойно. Усопшего монаха зашивают в узкий холстяной мешок с вышитой монашеской символикой и опускают в могилу. На ней ставят простой деревянный крест с табличкой, указывающей имя покойного и дату его кончины.
Примерно через три года могилу раскапывают и достают останки почившего. Обычно за эти годы тело полностью разлагается и остаются одни кости. Один из признаков святости - цвет костей: если они медвяно-жёлтого цвета, то считается, что монах особо угодил Богу.
Если тело не разложилось полностью, его закапывают опять и монахи усиливают молитвы за брата, чтобы Господь простил его прегрешения, а земля приняла его плоть. Тела самых больших грешников чернеют и распухают, но не разлагаются. Об этих единичных случаях вам расскажут в каждом монастыре.
Поднятые скелеты омывают и относят в костницу. Кости складывают в аккуратные штабеля — по размеру: большие берцовые вместе, лучевые вместе, рёбра вместе. Черепа кладут на полки рядком. Головы игуменов обычно хранятся отдельно.
В греческих монастырях надписаны только черепа игуменов. В русском Пантелеимоновом монастыре надписана каждая голова. Как минимум, на ней можно прочитать имя скончавшегося монаха и год его кончины.

Точный расчёт
Свой отъезд я точно рассчитал по часам: утром уезжаю с Афона на катере, потом на автобусе до Салоник, оттуда автобусом в Афины, а утром - самолёт в Нью-Йорк. Всё сходилось до последнего мгновения.
Уезжать очень не хотелось. Последнюю ночь я провел в Пантелеимоновом монастыре. Утром зашёл попрощаться с отцом Сергием, а он говорит: «Зачем уезжаешь? Останься ещё дня на четыре». Ответил, что не могу, у меня завтра утром самолёт.
Отец Сергий повторяет: «Послушай меня, оставайся на четыре дня». Объясняю: если пропущу свой рейс, то пропадёт билет и т.д. "И вообще, батюшка, вы не понимаете, тут Афон, всё по-другому, а там - мир, там самолёты летают по расписанию, опоздавших не ждут и билетов не возвращают...".
В Салониках я сел в ночной автобус, приехал в афинский аэропорт. Весь взмыленный, с опозданием подбегаю к регистрационной стойке и вижу большое объявление: забастовка авиадиспетчеров, все полёты на четыре дня отменены...
Возвращаться на Афон не было ни денег, ни специального разрешения. Четыре дня я сидел в Афинах - пыльном, душном, жарком городе - и думал о своих грехах.

https://zen.yandex.ru/media/id/
61122ace0545547056ff9aaf/
kosti-skladyvaiut-v-shtabelia-


Рецензии