Зачем грибам нужны шляпки

- Дедушка, расскажи мне сказку. Про грибы.

- Почему про грибы?

- Потому что днём, в тихий час мне приснилось, что мы с тобой взяли корзинки и пошли в лес. А набрали что-нибудь или нет, я не знаю. Я проснулся.

- Ну хорошо, пусть будет про грибы. Давай я поправлю твоё одеяльце… Вот так… А теперь слушай. Сказка называется «Зачем грибам нужны шляпки».

В глубокой-глубокой древности грибы росли просто так, без шляпок…

- Дедушка, а в древности были мальчики?

- Конечно были.

- А девочки тоже были?

- Были, были. Как же без девочек?

- Такие же как Маринка?

- Всякие. Такие тоже были. Слушай сказку про грибы. Про древних девочек и древних мальчиков я тебе завтра расскажу.

- Я буду себя очень хорошо вести.

- Молодец. Тогда слушай.

В глубокой-глубокой древности шляпок у грибов не было. Вообще. И ножек тоже. Они были как детский конструктор – кубики, шарики, цилиндрики, пирамидки, конусики, брусочки. Идёт, к примеру, осенью древний мальчик или древняя девочка с лукошком по лесу, а везде под деревьями и на полянках кругленькие, квадратненькие или треугольные грибы виднеются. Разноцветные, как и сейчас. И кладёт древний мальчик или древняя девочка весь этот грибной конструктор в лукошко.

И всё было бы ничего, и продолжалось бы так и поныне, но это очень не нравилось подосиновикам. Они ещё называются красными грибами. И были они тогда в виде кубиков. Большие, маленькие - разные. Дело в том, что и тогда, как и сейчас, подосиновики отличались ужасной нежностью. И чуть что, синели и портились. Свалится, к примеру, на такой кубик иголочка с ёлки или с сосны, уколет его, неженка посинеет и сгниёт. Или травинка от ветра качнётся, заденет древний грибочек, и он начинает портиться. И превращаться в синий. И уж совсем беда была, когда осенью с осинок начинали сыпаться на этих неженок листики - в листопад.

И вот однажды, из-за качавшихся в непогоду травинок у одного маленького, квадратненького Подосиновичка сгнили вот так очень нежные Бабушка и Дедушка… Не хнычь. Это же грибы… И чуть было не случилось тоже самое с его нежной Мамочкой и нежным Папочкой. Они с трудом увернулись от налетевших на них пушинок одуванчика.

- Дедушка, у одуванчиков осенью не бывает пуха. И я не хнычу. Это сопли.

- Ну сопли, так сопли. А насчёт одуванчиков, это я тебя проверял – знаешь ли ты нашу дачную природу или нет? Так вот, было, конечно, по-другому: нежная Мамочка и нежный Папочка нежного грибочка-кубичка с трудом увернулись от налетевших на них листиков. И быстренько спрятались от ветра и листопада на краю полянки, за пенёк.

- А я не неженка.

- Конечно, нет. Это же я про грибы. Призадумался маленький Подосиновичек: как бы ему уберечь от гибели свою нежную Мамочку, своего нежного Папочку и нежных сестричек с братишками? И как спастись самому? Думал, думал и ничего не придумал. И решил он отправиться к Лешему, лесному волшебнику, за колдовским советом.

Лешие всякие бывают. Этот был не злым - заботился о зверях, птицах, растениях. И не заставлял путников плутать, пугая уханьем и выскакивая - всклокоченный, в лохмотьях с красным кушаком - из трухлявых пней.

Долго кубику пришлось ползти – ножек то у грибов тогда ещё не было. И передвигались они с трудом.

И вот добрался наконец квадратненький грибочек до Лешего, а тот первым делом у него спрашивает: «Отвечай мне - дружная у вас семейка или нет?" И второй вопрос задаёт: "Слушаешься ли ты своих родителей?» «Очень дружная. Все под одной осинкой сидим. И Мамочку с Папочкой я слушаюсь», - отвечает маленький кубик Подосиновичек. «Это очень хорошо, - обрадовался Леший. - Тогда я пойду вашей дружной семейке навстречу. Многое сделать я не смогу, ведь вы - подосиновики, и поэтому должны оставаться неженками. Но по красной шляпке и твоим Мамочке с Папочкой, и тебе, и твоим сестричкам с братишками, да и вообще всем подосиновикам, - расщедрился лесной волшебник из-за хорошего поведения маленького грибочка, - я, пожалуй, приделаю. Чтобы вы могли закрываться от колких иголок и от листопада. Ну и для красоты».

«И ножки наколдуй, пожалуйста, - просит у Лешего маленький грибок. – А то я очень долго полз до тебя».

«Ножку я вам наколдую только по одной. Каждому, - строго отвечает Леший. – Знаю я вас, маленьких подосиновичков. Если приделать вам по две ножки, вы обязательно будете носиться по всему лесу и можете запросто попасть в какую-нибудь неприятность. А на одной ножке далеко от семейки не ускачешь».

И наколдовал Леший всем подосиновикам по шляпке и по ножке.

Увидели это остальные грибы и обзавидовались. И больше всего им было обидно оттого, что красные грибы могли теперь быть очень вежливыми. И каждое утро здороваться друг с другом, учтиво приподнимая шляпу. Или круглый котелочек. Потому что маленьким подосиновичкам Леший приделал шляпку котелочком. Чтобы утром их нежные ушки не мёрзли. Ведь осень уже была на дворе, прохлада.

И потянулись все остальные грибы - белые, подберёзовики, сыроежки, рыжики, опята, грузди, горькушки - на поклон к Лешему: наколдуй, мол, и нам по шляпке. И по ножке тоже заодно. Даже очередь из разных шариков, цилиндриков, пирамидок, конусиков и брусочков выстроилась.

Ну а для доброго волшебника угодить кому-нибудь очень даже приятно. И он подарил всем грибам по шляпке и по ножке.

Увидели это поганки и мухомор и тоже к Лешему поспешили. И он не стал их обижать.

Вот так в глубокой-глубокой древности грибы обзавелись шляпками. Очень удобно. И от дождя и листопада стали они с тех пор закрыты. И утром, проснувшись, могли теперь приветствовать друг друга, вежливо приподнимая свои шляпки.   

Только дымовик не покатился к Лешему. Решил остаться шариком.

«Я и сам, с усам! - заявил во всеуслышание древний дымовик. – Не нужна мне шляпка! Не нужна ножка! Хочу быть беленьким и кругленьким, как сейчас! И хочу, когда созрею, становиться сереньким и пускать дым! Чтобы и наши древние, и будущие ребятишки могли со мной баловаться – топали по мне ножкой, а и из меня валил бы дымок. Пусть они так повеселятся!»

Ты ведь тоже всегда в лесу топаешь ножкой по дымовику? Как и древние детишки.

- И Маринка тоже топает.

- Да ты уже совсем спишь. Набегался за день. Ну, закрывай глазки. Спокойной ночи, малыш.


Рецензии
Хорошая сказка. Запомню сюжет.
Пятой внучке уже два годика.
Скоро буду рассказывать
ей сказки.

Василий Овчинников   27.04.2023 20:30     Заявить о нарушении
Зачем же запоминать? Можно будет и прочесть внучке эту сказку. Годика через два.
Всего Вам самого доброго!

Буковский Юрий   27.04.2023 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.