Птички-синички и плов по-узбекски

Всегда вспоминаем эту историю с огромным удовольствием. Как будто это было  вчера...
***
Группа девчонок-первокурсниц пришла на урок с совершенно малопонятным для нас названием - Технические средства. Какие такие технические средства, зачем они нужны нам, если наша мечта - танец, и мы учащиеся первого курса хореографического отделения культурно-просветительного училища. Нет, говорят, это входит в программу обучения и обязаны посещать. За прогулы же грозились лишить стипендии. Что делать, тридцать рублей были для большинства из нас просто средством к существованию, особенно для «восьмилеток», то есть тех, кто поступил после окончания восьмого класса общеобразовательной школы. Таких - половина группы и далеко не всем помогали родители. Вот вторая половина была уже посолиднее — кто-то успел поработать, все они были старше восемнадцати лет, а самой старшей было двадцать пять и она для нас была кем-то особым, очень-очень взрослым.
 Из старших мало кто пошел на этот самый предмет технические средства, они могли себе позволить, а мы, от безысходности и при полном отсутствии всякого желания попусту тратить время и силы,  вынуждены были пойти. Было-то нас человек  восемь, не больше.
Стайкой несмело входим в класс. Класс большой, как кинозал и столы стоят этак рядами спускаясь вниз со второго этажа на первый. Ступеньки сбоку для прохода. А в самом низу большой стол для преподавателя,  за ним экран. Шторы темные, непроницаемые. Не класс, а маленький кинотеатр. Стоим, разглядываем.
 - Девчонки, смелее, смелее. Входим, входим в класс!- мимо нас быстро прошел мужчина и стал спускаться по ступенькам вниз. Мы быстро уселись на самом первом сверху ряду.
-Ну, что это такое? А ну-ка, пересаживайтесь все поскорее на первый ряд!
Делать нечего,  спустились вниз. Я была последняя на верхнем ряду, вот и оказалась первой, кто пошел вниз и повел всех за собой. Первой и уселась, остальные все равно не сели на первый ряд, они сели на второй и на третий.
- Да!..- многозначительно протянул преподаватель, разглядывая нас из-под очков. А потом решительно сказал:
 - Быстренько доставайте ваши тетрадки и пишите!
Тетрадки были не у всех, но все стали что-то судорожно придумывать. Он не ждал, пока все найдут хотя бы листочки и уже вовсю диктовал:
- Урок первый: "Плов по-узбекски." Итак, пишем...- и видя искреннее недоумение на наших лицах, добавил очень смущаясь:
- Девчонки!  Вам это очень пригодится в жизни, вот увидите. Может, и танцы кто-то забудет, и технические средства, а как готовить плов — вряд ли кто потом пожалеет об этом уроке.  Пишите, очень вас прошу.
И он стал диктовать рецепт приготовления плова по-узбекски. Так готовят у него дома. Он сказал нам, что многие готовят по-другому, но этот способ он любит больше всего, потому что так готовит его мама. Не все ученицы кинулись писать, а я записала.
Потом он тоже освоился с нами и начал рассказывать о современных технических средствах в учреждениях культуры и многому  нас научил. Мы хоть и не очень стремились к технической грамотности, но как вставлять пленку в фотоаппарат и печатать фотографии — мы освоили хорошо. Уроки нам даже стали нравиться все больше и больше. И мы уже не замечали, как вначале, что преподаватель наш был не таким ухоженным и аккуратным, как другие, что он вечно все терял и забывал, а порой просто сидел и думал о своем. Мы умудрялись почистить ему пиджак, пока он что-то самозабвенно нам рассказывал и показывал, а еще сунуть ему в сумку бутерброды, специально для него приготовленные, да и просто позаботиться, чтобы он не забыл взять свой зонт, который он в сухую погоду всегда носил в сумке, а в дождливую — выкладывал и забывал. Мы следили, чтобы он не забыл свой зонт, не промок и не заболел. А он нас звал «птички-синички» и сам приходил за нами перед уроком и тащил все наши сумки с формой из танцкласса на второй этаж в кабинет технических средств. Говорил нам:
- Пойдемте, птички-синички мои, я вас еще чему нибудь поучу!
***
Зимой мы разъехались на каникулы, а когда приехали — нашего преподавателя уже не было. Он уволился и уехал в другой город,  куда — мы не знали, а спросить постеснялись. Нам сказали, что у нас теперь будет другой предмет и очень хороший преподаватель, а не этот, что неизвестно чему учил...
Когда был  мой день рождения,  я приготовила «плов по-узбекски» по тому самому рецепту, что добросовестно тогда записала в своей тетрадке. Всем очень понравилось и они спрашивали, кто меня научил готовить такой отменный плов? Оказывается, больше никто не успел записать рецепт полностью и отнестись к этому серьезно, я оказалась единственным обладателем удивительного рецепта от нашего "птички-синички".
***
С тех пор прошли годы. В памяти стерлись многие лица и имена, а рецепт плова очень крепко закрепился в моей голове. Редко какой праздник в моем доме обходится без этого  блюда — плова по-узбекски и редко какой гость не слышал эту мою историю. В старом юношеском альбоме хранятся  фотографии из той самой училищной жизни, которые мы учились делать с нашим преподавателем технических средств. И до сих пор я не расстаюсь с фотоаппаратом и фотографирую все подряд, а если придется, то и старенький киноаппарат  смогу запустить в работу - до сих пор помню, как заряжать кинопленку.
Жаль только, что ни на одной фотографии нет нашего «птички-синички» и не вспомнить даже его имя. Только образ в памяти сохранился, любовь к техническим средствам и способ приготовления плова.
Вот так. А говорили, что он нас не тому учил. Очень даже правильно учил. Тому, что надо!

*****
Рецепт приготовления плова по-узбекски:
 В раскаленное в казане растительное масло добавляем кубиками порезанное мясо, классически-баранину, но можно и другое.Обжариваем, пока не выпарится вся вода, регулярно перемешивая. Солим мясо по вкусу. Добавляем слой нарезанной соломкой моркови, через пару минут — слой лука репчатого, но уже ничего не перемешиваем! Следом добавляем чернослив и изюм, конечно, без косточек и хорошо промытый! Засыпаем сверху слой риса, так же предварительно промытого и пропаренного горячей водой. Еще немного соли, специи для плова, лавровый лист пару-тройку штучек и в серединку втыкаем хорошую головку чеснока, оставив хвостик, но срезав макушку, для аромата! Заливаем водой, можно горячей, но так, чтобы все содержимое покрылось водой ровно на четыре пальца вашей ладони! Ни больше, ни меньше! Накрываем крышкой, доводим до кипения и убавляем огонь до медленного, чтобы еле-еле кипело. Оставляем ровно на сорок минут! Крышку не открываем и ничего не перемешиваем! Через сорок минут достаем чеснок, за тот самый хвостик, он нам потом пригодится для украшения. А казан накрываем красивым большим блюдом для плова. Можно дать постоять минут пять, но если невмоготу - то при помощи полотенца или ухваток переверните содержимое казана на блюдо! Делайте это  резко, но аккуратно. Когда снимите казан, то на блюде увидите великолепное зрелище - плов лежит слоями! Это очень красиво и аппетитно. Сверху положите чеснок, тот самый! Можно еще украсить зернами граната или ломтиками помидор, а то и просто зеленью. И скорее угощайтесь! Приятного Вам аппетита! И помните, что есть много других рецептов, возможно, более правильных и вкусных, но мне дорог именно этот, потому что он -  от «Птички-синички»! От его доброй души и заботливого сердца!
(нап. в 2012г)


Рецензии
Вспомнила, как была я в Ташкенте в командировке на семинаре Узбекского института ГИДРОИНГЕО.
Там на улицах узбеки готовили плов в больших казанах. Довелось попробовать. Никогда у меня, в сравнении с ним, не получалось путёвого плова. А теперь и подавно не получится - продукты по качеству не такие.
А чеснок - да! именно целую головку, неочищенную.

В ноябре это было.Не помню уже, какой год, 1981 или 1982. Брежнев тогда в те дни умер.



Татьяна Ворошилова   28.04.2023 15:14     Заявить о нарушении
Рада, Татьяна, что мой рассказ вызвал у вас приятные воспоминания.
Продукты не те, согласна. И мы не те, но рецепт сохранился, стоит попробовать приготовить))
Ноябрь 1982 года это был...

Лидия Шатилова   28.04.2023 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.