Возвращение к истокам

Этот обзор начну с книги, автор которой был расстрелян киевскими чекистами  в мае 1919 года, после чего все его труды были вычеркнуты из отечественной историографии. И только сегодня, благодаря стараниям исторического издательства «Вече», мы имеем возможность познакомиться с главным его историко-публицистическим трудом «Истоки украинского сепаратизма. Происхождение и язык».
Об авторе этой книги сохранилось крайне мало сведений. Известно лишь, что Сергей Никифорович Щёголев, врач по образованию, активно занимался политической публицистикой. Он был крупнейшим исследователем «украинского» сепаратизма и автором двух капитальных исследований, посвященных этой проблеме: «Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма» (Киев, 1912) и «Современное украинство. Его происхождение, рост и задачи» (Киев, 1914). В 1919 году за свои русские убеждения он был расстрелян «интернационалистами  киевской чрезвычайки»  вместе с группой русских интеллигентов, которых обвинили в причастности к антибольшевистскому подполью.
Одна любопытная деталь. С книгой Щёголева был знаком 
Владимир Ленин, который дал автору следующую характеристику: «Zitatensack (мешок цитат) сыщика! Ругает всё польское с слюной у рта, а сам пишет с полонизмами… Пишет неграмотно… Невежда… Черносотенец бешеный! Ругает украинцев гнусными словами!».
Что не в последнюю очередь послужило причиной скоропалительного (через три дня после ареста) расстрела Щёголева.
Очень сильно постарался Владимир Ильич для появления на политическом пространстве послевоенной Европы государства Украина. Для этого передал в состав Украинской республики часть исконно российских губерний, в том числе Донбасс.  Что ж, потомки Петлюры, гетманов на час, больших и малых атаманов, а также  краснознаменного орденоносца  Нестора Махно «достойно оценили» вклад вождя мирового пролетариата в создание дотоле не существовавшей украинской государственности повсеместным сносом памятников Ильичу. Так что поделом «крестному отцу» современного украинства.
Сергей Щёголев еще в начале ХХ века задолго до Великой (Первой мировой) войны отмечал, что подпиткой украинского сепаратизма активно занимались
Австро-Венгрия и Германия, которые рассчитывали по итогам войны заполучить  украинские чернозёмы. Вот только тогда это у них не сложилось.
Книга  профессора Нью¬-Йоркского университета Олега Федюшина «Несостоявшаяся украинская держава. Планы германского Генерального штаба по аннексии Юга России.1917-1918». (Центрполиграф.2022 г.) прослеживает события тех лет, когда Украина только пыталась определить свое место в водовороте революционной анархии. Автор касается не только экспансии Германии на Восток, но и проблем Крыма, Черноморского бассейна, польского вопроса, а также взаимоотношений России и Германии.
Историческое исследование Олега Федюшина, опирающееся на ранее закрытые германские и австрийские документы, – чтение прямо скажем непростое.
А вот Михаил Афанасьевич Булгаков, бывший очевидцем всех этих событий, со свойственным ему взглядом юмориста  на пиру во время чумы, так описывает эту трагикомедию украинства в фельетоне «Киев-город»:
«…по счету киевлян, у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил.
В Киеве не было только греков. Не попали они в Киев случайно, потому что умное начальство их спешно увело из Одессы. Последнее их слово было русское слово:
– Вата!
Я их искренно поздравляю, что они не пришли в Киев. Там бы их ожидала еще худшая вата. Нет никаких сомнений, что их выкинули бы вон. Достаточно припомнить: немцы, железные немцы в тазах на головах, явились в Киев с фельдмаршалом Эйхгорном и великолепными, туго завязанными обозными фурами. Уехали они без фельдмаршала и без фур, и даже без пулеметов. Все отняли у них разъяренные крестьяне.
Рекорд побил знаменитый бухгалтер, впоследствии служащий союза городов Семен Васильич Петлюра. Четыре раза он являлся в Киев, и четыре раза его выгоняли. Самыми последними, под занавес, приехали зачем-то польские паны (явление XIV-ое) с французскими дальнобойными пушками.
Полтора месяца они гуляли по Киеву. Искушенные опытом киевляне, посмотрев на толстые пушки и малиновые выпушки, уверенно сказали:
– Большевики опять будут скоро.
И все сбылось как по писаному. На переломе второго месяца среди совершенно безоблачного неба советская конница грубо и буденно заехала куда-то, куда не нужно, и паны в течение нескольких часов оставили заколдованный город. Но тут следует сделать маленькую оговорку. Все, кто раньше делали визит в Киев, уходили из него по-хорошему, ограничиваясь относительно безвредной шестидюймовой стрельбой по Киеву со святошинских позиций. Наши же европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной – вдребезги.
И посейчас из воды вместо великолепного сооружения – гордости Киева, торчат только серые унылые быки. А, поляки, поляки... Аи, яй, яй!..
Спасибо сердечное скажет вам русский народ.
Не унывайте, милые киевские граждане! Когда-нибудь поляки перестанут на нас сердиться и отстроят нам новый мост, еще лучше прежнего. И при этом на свой счет.
Будьте уверены. Только терпение».
Я не случайно привел эту пространную цитату из ранней булгаковской прозы. То ли команда кавээнщиков с Банковской обнаружила в этом фельетоне некую тень грядущего 15-го переворота, то ли обиделась за поляков, которые сейчас для киевской хунты больше чем братья, но категорически решила наказать русского киевлянина, упразднив дом-музей Михаила Булгакова на Андреевском спуске.
Пролистывая  на своей книжной полке ранние фельетоны будущего создателя романа «Мастер и Маргарита, не смог удержаться от погружения в один из лучших исторических романов Валентина Саввича Пикуля «Фаворит».
Поражаешься, насколько актуален сегодня этот роман о создании Новороссии. Екатерина Великая и ее фавориты, которые создавали и преумножали пространства империи. Слава русского оружия  и гимн российским полководцам. Эту книгу можно перечитывать с начала, с конца, с середины. Бессмертный роман!  Может быть появится новый баталист, который создаст столь же яркую книгу  о нашей битве за Донбасс, Харьковщину и Новороссию, но пока об этом говорят только поэты. Возможно потому, что поэзия живет нервом сегодняшнего дня.
Союз писателей России совместно с издательством «Вече» представляет читателям антологию современной патриотической поэзии «ПОZЫVНОЙ — ПОБЕДА!» - подготовка и издание которой было поддержано Президентским фондом культурных инициатив. С первых дней специальной военной операции на Украине поэты со всей страны, а также из Донецкой и Луганской Народных Республик объединились в едином творческом порыве и создали новую яркую страницу в истории отечественной поэзии, посвящённую подвигу российских солдат и офицеров, выполняющих задачи специальной военной операции, а также осмыслению происходящих на наших глазах глобальных перемен в мировой истории. Российские поэты и писатели никогда не хвалили войну, но они всегда поклонялись солдату-защитнику и солдату-освободителю на войне. Они никогда не позволяли топтать наши родовые символы, издеваться над памятью тех, кто защищал Отечество, переписывать историю в угоду врагам, возрождать нацизм, растаптывать у людей их человеческое достоинство и уничтожать родной язык.
В этой книге собраны лучшие стихи и песни, в том числе известных исполнителей, посвящённые бойцам и командирам, выполняющим задачи по очищению Донбасса от нацизма, и историческим событиям, происходящим на наших глазах в самые последние месяцы.
А сейчас расскажу ещё об одной замечательной книге, точнее о её авторе, который стал легендой в русской прозе. Легендой порою незаслуженно  забытой. Юрий Павлович Казаков занимает особое место в русской советской литературе. И вот почему:
"Задумал я , дядя, не более не менее, как возродить жанр русского рассказа. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Задача гордая и занимательная. Рассказ наш был когда-то силён необычайно. До того, что прошиб даже самонадеянных западников. А теперь, мы льстиво и робко думаем о всяких: Сароянах, Колдуэллах, Хемингуэях. Позор на наши головы. Давай напряжём наши хилые умишки и силишки и докажем протухшему западу, что такое советская Русь".
(Из письма Юрия Казакова своему другу писателю Виктору Конецкому)
Именно Юрий Казаков стал главным рассказчиком 60-80 годов прошлого столетия, приняв эстафету от Ивана Бунина и Александра Куприна.
В рассказах Юрия Казакова были две главные темы: природа и люди, взаимоотношения между ними и их судьба. Он был далек от идеологических постулатов. Притом, что жизнь его и творчество пришлись исключительно на советские годы. Он был настоящим рассказчиком, тонким и глубоким, эдакой «белой вороной» среди шумливых «шестидесятников».  Он не застал ни перестройки, ни развала Советского союза. В основном писал о том, что пережил сам. Очень любил ездить на русский Север, посещать исконно русские места. Именно там, он по-настоящему открыл себя как писателя. Несколько десятилетий им вёлся северный дневник, в который он записывал свои ощущения, черпал уникальный материал для своего творчества.
Как-то отвечая на вопрос, что объединяло двух друзей   в литературе, Виктор Викторович Конецкий говорил:
«Настроенческая проза. Когда мы начинали тридцать лет назад, она приближалась по сути к музыкальности. Я не могу назвать музыкальной прозу наиболее сегодня гремящих книг – «Дети Арбата», «Белые одежды» и так далее. Я всё-таки явственно вижу, насколько даже в лирических местах авторы утрачивают способность настроенческой прозы. Даже такая, мне очень близкая для души и очень любимая моя книга, как «Печальный детектив» Виктора Астафьева, хотя в самом даже своём названии «Печальный детектив» есть настроение. Причём, это настроение удивительным образом Виктор Петрович в финале находит всё-таки и воплощает его в рассуждении героя о том, какое счастье есть внутри семьи. Просто семья может родить счастье и радость, о которой говорит Юрий Павлович Казаков. В целом настроение сегодня в литературе утрачено. Острые социальные вопросы стали вытеснять высокое художественное качество прозы. Художественной должна быть проза, тогда она несёт в себе свет и то утешение человеку, которое помогает ему потом бороться.. Потому что искусство заряжает его способностью к этой борьбе и помогает психологически и душевно».
"Он не ведал периода ученичества, созревания, он пришел в литературу сложившимся писателем с прекрасным языком, отточенным стилем… Он никогда не приспосабливался к "требованиям", моде, господствующим вкусам и даже не знал, что это такое… Слово было дано ему от Бога» – вспоминал о Казакове Юрий Нагибин.
В сборник «Двое в декабре» («Вече», 2022 г.) вошли лучшие рассказы Казакова - умные, тонкие, лирические, философские. Книга вышла в издательской серии «Библиотека советской эпохи». Надеемся , что впереди нас ждут встречи с книгами других писателей великой эпохи, которые сегодня  подчас незаслуженно, а подчас и умышленно  «потерялись» в патоке сегодняшнего псевдолитературного  гламура.


Рецензии