Кронштадтские мотивы. Если тыл впереди. 2 часть

... Но ужинать экипажу пришлось только в половина одиннадцатого ночи …

С юта Сергей поднялся на мостик, где встретился с дежурным.

- Проверяющие убыли за КПП, отбой давать? - улыбается дежурный.

- Готовность номер два, мы в дежурстве, дополнительные концы на баке и на юте завести, на береговое питание переходи и прогноз погоды ближайший получи, - уже серьёзно командует командир, вглядываясь в сине-свинцовое небо, - смотри волну на БКР (Большой Кронштадтский рейд) разогнало, - и «пэдээсесников» всё нет, Петров смотрит на соседний причал, где базируются катера отряда ПДСС (противодиверсионных сил и средств).

После семнадцати часов оперативный дежурный бригады вызвал на связь командира дежурного корабля.

- Командир, вам боевая готовность номер один. Катер Градышева обесточился около Толбухина, спасатели там, но подойти не могут, мелко. С вами пойдет начальник штаба бригады, ждите. Выход в море по готовности, - четко поставил задачу оперативный Петрову. Мичман Николай Градышев, командир катера отряда ПДСС, опытный и грамотный моряк. Петров знаком с ним с тех пор, как на ЗУРе (Западная Усть-Рогатка) стояли.


… Помнится, как-то в субботу, Сергей попросил Николая: «Научи своим катером управлять», - тот собирался за продуктами на склад Купеческой гавани.

- Давай, … - просто согласился мичман. Катер ПДСС особенный в управлении, одновинтовой, да и старенький к тому же. Рулевое колесо на тросах румпелем управляет, навык нужен – ого какой.
Не сразу тогда Сергей понял, что к чему, но на втором подходе уже сам всё сделал.


… Через двадцать минут прибыл начштаба бригады, тральщик сразу отошёл от причала. За защитными сооружениями дамбы поймали крутой «мордотык» - волна метра два четко в нос тральщика лупит. Ветер несильный - метров десять - двенадцать, но направление ветра и волны не совпадают, - оценивает обстановку Петров.
Прямо по курсу рейдовый буксир идёт, тоже в помощь спасателям направлен.

- Гляди, командир, на волне винты буксира видно - воздух молотят, - это начштаба удивляется, как буксир швыряет.

- Так точно, товарищ капитан второго ранга, вижу, - отвечает Сергей, - радиометрист, катер ПДСС на локации наблюдаешь?

- Так точно, дистанция 44-и кабельтова, - сразу отвечает Алексей Скурихин.

- Молодец, давно уже всю надводную обстановку срисовал, - про себя отмечает Сергей, - точку на карту нанеси и глубину с карты доложи. Не хочет командир с мостика уходить - надо ещё понять как к Градышеву подходить.

- Глубина с карты в точке стоянки катера ПДСС три с половиной - три метра, - через минуту отзывается радиометрист, - товарищ командир, катер не стоит на месте, его тащит по направлению волны, там гряда каменная. Метров семьсот до неё осталось.

- Какое решение командир, доложи, - начштаба осознал серьёзность положения, - гляди, «Нептун» третий раз подойти не может – это он про спасательный буксир «Нептун», который тщетно не может подойти к катеру.

- Докладываю, товарищ капитан второго ранга, до траверза катера следую по фарватеру, далее кормой подхожу к его носу, подаю бросательный, завожу буксирный конец, и буксирую катер в базу, - рапортует Петров, - а «Нептун» неверно подходит, ветер не учитывает, вот его и сносит, да и на одном винте много не на маневрируешь, он же линейный, а глубина для него критичная, близко ему не подойти.

- Решение утверждаю, - коротко подвел черту капдва, - действуй.

- Ютовой команде на ют, корабль к буксировке катера приготовить, всем в спасательных жилетах со страховочными концами, метрист глубину с эхолота через тридцать секунд, три метра – доклад немедленно - команды веером летят по кораблю, - на заднем ходу эхолот не показывает, помнишь, метрист?

- Помню, товарищ командир, - Алексей Скурихин свое дело знает.

- Приготовиться к повороту, поворот вправо, всем держаться, - не по уставу кричит в ГГС Петров. Оглянулся, - на юте все пристёгнуты к тросу, что ещё в базе натянули.

Начал маневр подхода …

Связи с катером нет, - обесточен. Да она и не нужна, Сергей прекрасно видит, как на баке катера подпрыгивает Коля Градышев с матросом, готовые принимать буксирный.


Как ни целился Петров, но с первой попытки не сумел подойти – ветер свалил. Зато вторая - удачная, работу машин подобрал так, что стоит тральщик у катера на расстоянии десяти метров, только на волне подпрыгивает.
Градышев руку вверх поднял, значит готов. Якорь в клюз вручную затащил, буксирный закрепил. Готов.

- Пройду по волне, выйду на фарватер, там поворот, постараюсь быстро, помогай рулем, - Петров рупором сложил ладони и кричит на катер. Мичман поднял обе руки вверх, значит понял, пошел в рубку катера.


… Ошвартовались в Кронштадте после девяти вечера …

Ужинали поздно … кок не подвел – картошка, курица и чай. Спать ложились в прекрасном настроении.


На следующий день после обеда Петрова внезапно вызвали в штаб дивизии – конференц-зал. Там по пятницам «почемучки» проходят – так прозвали еженедельные совещания у командира дивизии – слишком много «почему?» спрашивают с командиров.

- Обычно там не хвалят, и до смены с дежурства ещё два часа, с корабля сходить нельзя вообще-то – готовность!, - рассуждал Сергей, следуя в штаб дивизии. Не топчась у двери, Петров громко постучал в массивную дверь и смело распахнул на себя.

- Товарищ капитан первого ранга, капитан – лейтенант Петров по вашему приказанию прибыл, - приложив руку к фуражке, четко доложил Сергей, прервав докладчика на трибуне. Сотни глаз устремились на каплея. Сергей опешил, он и не знал, что на «почемучке» собирается весь штаб дивизии, командиры бригад, дивизионов, кораблей первого и второго рангов. Сам Сергей попал сюда впервые.


- А Петров, подходите ближе к трибуне, - командир дивизии, уже седой капитан первого ранга, говорит негромко, но весомо. Он в Кронштадте царь и бог, военный, конечно.


Это теперь, после «сердюковских» сокращений, штабы стали компактные, комбриги, комдивы с кораблей не сходят. А тогда иерархия – по каждому направлению деятельности в штабе отдел в два-три офицера, постоянно на кораблях проверки проводят и докладывают в кабинетах своим начальникам.


Командира дивизии Сергей, конечно, знал, но разговаривал с ним впервые.
Несколько шагов к трибуне немного успокоили Петрова, он принял строевую стойку в центре зала.

- Доложите, товарищ капитан-лейтенант, почему вы сорвали проверку тыловой инспекции. Командир береговой базы доложил, что вы готовились к какому-то выходу в море, а выхода в плане нет, - тишина в зале гробовая, комдив пристально смотрит на Петрова.

- Я проводил учение по приготовлению дежурного корабля в море со снятием нормативов, - четко рапортует Сергей, «помирать, так с музыкой» - согласно инструкции дежурного корабля.

- Ясно, … а вот начальник штаба, - комдив указывает кивком головы на докладчика, - докладывает, что вы вчера - нос спасателям утерли, - ещё кивок в сторону начальника СПАСР.

Пауза казалась вечностью …

- А скажи мне, Петров, - переходя на «ты», обращается комдив, - когда тыл впереди?

- Когда мы отступаем, - Сергей уловил перемену настроения капраза, да и прибаутку про тыл он знал давно.
Смех и шёпот в зале сняли висевшее напряжение.

- За отбуксированный катер спасибо, но тыловых людей больше с корабля не выгоняй. Готовься к сбор-походу, там поглядим, где тыл - спереди или сзади,- правильно всё понял комдив, он офицер флотский, служил и на Дальнем Востоке, и базой какой-то за границей командовал, во Вьетнаме, кажется.

- Есть, - Сергей понял, сегодня «музыка на похороны» не пригодится…


Рецензии
Интересное продолжение, серьёзное, не хуже юмора начала этой уже, видимо, повести.
Понравилось.
Читается легко, сюжет затягивает и... зовёт.

Еквалпе Тимов-Маринушкин   11.09.2022 16:41     Заявить о нарушении