лс. Пушкин, Лермонтов и декаданс
Основной мотив – Смерть идет
Апокалипсические и эсхатологические ожидания
Мы последние и, во всяком случае, последняя культура Цивилизации
Поиск спасения
«Русский духовный ренессанс
(Термин «русский духовный ренессанс» приписывается Н. Бердяеву, который ввел его спустя годы после самого явления для описания духовных и религиозных исканий в России в начале двадцатого столетия. (Бердяев H. A. Русский духовный ренессанс начала XX в. и журнал «Путь» [К десятилетию «Пути»] // Путь. № 49. 1935. С. 3—22)
Спасительна лишь Любовь
Но не небесная, а эемная = она просто более понятная: обессмертить «тело любви», преодолев смерть в поколении fin de siеcle в России смертью
(О теле любви см. у Нормана О. Брауна «Тело любви» (Brown N. O. L ove’s Body. New York: Random House, 1966)
Концепция «эротической утопии» Сергея Зеньковского с подсказки Евгения Трубецкого
(см. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Париж: YMCA- Press, 1950. Т.2)
Самой противоречивой «реальной» дилеммой, которую поставила эта утопия, была вера в то, что преображение жизни может быть достигнуто только посредством преобразования желания, запрещающего совокупление.
Краеугольным камнем «Эротической утопии» является специфически русский вызов индивидуализму, продолжению рода и генеалогии. Лев Толстой самый известный автор семейных романов в русской литературе, первым выступил против секса и семьи и в конце концов пришел к тому, что выставлял секс (даже с целью деторождения) аморальным и противоестественным
Теория эротической любви
Любовь эротическая и асб-но свободная
Самая поразительная особенность писателей и философов русского декаданса — это их попытки реализовать свои идеи на практике. Многие из них, в основном символисты, несли свои апокалиптические мечтания в жизнь и, не ограничиваясь печатной страницей, вписывали их в собственную биографию. Они стремились к слиянию писательских и жизненных практик, получившему название «жизнетворчество».
Русские символисты не только творили произведения искусства, но и принимали участие в грандиозном проекте создания утопического Gesamtkunstwerk своих жизней
В основе антипрокреативного вызова обществу была религиозная философия Владимира Соловьева. Его эксцентричные взгляды на любовь заложили основу для деятельности нескольких ключевых для модернизма фигур. Это супруги — символисты Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский , чьи теории и экспериментальные жизненные практики представляли собой одну из самых обширных антипрокреативных утопических программ эпохи.
Создавая на основе соловьевской концепции воздержания экспериментальные интимные группировки, Гиппиус стремилась осуществить преображение здесь и сейчас.
II
Русские символисты боготворили Пушкина
Его величали отцом русского символизма
Например Сон татьяны = сплошной калейдоскоп символов
Но у истоков русского декаданса стоял не Пушкин, а Лермонтов
Сравнив из Демонов, Узников и Пророков, легко в этом убедиться
Лермонтов вэтой связи вполне имел право сказать :
Выхожу ОДИН Я на дорогу
Кондаков И. В. в статье «ПОСЛЕ ПУШКИНА: У ИСТОКОВ РУССКОГО ДЕКАДАНСА
(Опыт интертекстуального анализа)» справедлив:
«У Пушкина морок демонизма рассеялся и демона сменил ангел. А у Лермонтова — напротив: всё негативное осталось и закрепилось навсегда. Для Пушкина его демонические настроения — краткий эпизод. Для Лермонтова — смысл жизни и вся жизнь.»
И далее, цитируя классиков русского декаданса, он приводит слова Соловьева В. С. из его работы «Философия искусства и литературная критика.»:
«
Лермонтов как мыслитель — это «ницшеанец» до Ницше и ницшеанства, а Ницше, сам того не ведая, — «его ближайший преемник». Столь же несомненно, что как художник Лермонтов является основоположником всемирного декаданса (декадентства в литературе), и Ш. Бодлер, с его знаменитыми «Цветами зла», признанный основатель декадентской эстетики, — фактически невольно является в поэзии таким же «ближайшим преемником» Лермонтова.
Именно Лермонтов первым совершил революционный переворот в эстетике, признав проявления зла — жестокость, ненависть, месть, болезнь и смерть, неверие — столь же достойными эстетическими ценностями и предметами художественного отображения в искусстве, как и проявления добра — нежность, душевное и физическое здоровье, любовь и дружбу, бессмертие и спасение, санкционированные классической эстетикой.
Этот декадентский переворот в эстетике беспредельно расширил возможности искусства, способного отныне возвести в «перл создания» любой предмет, любую идею, любое переживание, включая самые негативные, самые разрушительные, самые болезненные.
Покушение на прежде незыблемую триаду «Истина — Добро — Красота» делает Лермонтова основоположником не только декадентства, но и всего будущего модернизма, что позднее осознали первые представители русского модернизма в Серебряном веке.
Вскоре к этому заключению, с теми или иными оговорками, присоединились Л. Шестов и Д. Мережковский
»
***
Бонус
Биб-ка ликбезности
Кондаков И. В. ПОСЛЕ ПУШКИНА = У ИСТОКОВ РУССКОГО ДЕКАДАНСА
Матич Ольга. Эротическая утопия_ новое религиозное сознание и fin de si;cle в России - 2008
Пушкин, Лермонтов, Гоголь как декаданс-герои русского религиозно-философского сюжета.
Татаринов А. ДИОНИС И ДЕКАДАНС поэтика депрессивного сознания – 2010
Свидетельство о публикации №222090700982