Спящие боги, гл. 86. Божества в любовном соитии

БОЖЕСТВА, ПРЕБЫВАЮЩИЕ В ЛЮБОВНОМ СОИТИИ
Изображения божеств, находящихся в любовном соитии, традиционно почитаемые в некоторых школах буддизма и йоги, вызывают у людей различное отношение. Одни не видят отличия между ними и обычными эротическими изображениями; другие считают их соблазняющими и нечистыми; третьи видят в них символы сексуальных практик, распространённых в тантрах левой руки; четвёртые считают их персонификацией космических сил.
Первые, не отличающие изображения божеств в соитии от обычных эротических изображений, легкомысленны, стремятся к получению «радостей жизни» и считают ум принадлежностью тела. Они удовлетворены, пока всё получается так, как они хотят и агрессивны, когда на пути к осуществлению их желаний возникают препятствия.
Вторые, считающие изображения божеств, находящихся в соитии, соблазнительными и нечистыми, обычно воспринимают своё тело, как причину страданий ума и, до той или иной степени, враждебны к нему. Они считают тело причиной своей несвободы, не понимая, что несвободными их делают бестелесные гнев и желания.
Третьи, наделяющие изображения божеств в соитии статусом символов «тайного посвящения», рассматривают половые отношения как особую йогу или секретный путь. Эти люди усиливают привязанность к телу, и их ум становится божеством, испорченным ритуалами.
Четвёртые, видящие в изображении божеств, находящихся в соитии, персонификацию космических сил, стремятся к растворению представлений о собственной ограниченности в огромности ощущений пространства и светил, движущихся в нём. Такие люди относятся к собственному телу как к микрокосмосу, и их воззрение является наиболее возвышенным среди перечисленных четырёх. Однако даже такое возвышенное воззрение уменьшает привязанность к телу и собственной личности только в том случае, если оно управляемо безмерными чувствами доброжелательности и сострадания. Само же по себе оно не определяет того, пойдёт человек вверх или вниз.
Однако есть более глубокое и возвышенное воззрение, чем все описанные ранее. Оно является срединным путём и ведёт ум к покою. Это воззрение состоит в том, чтобы видеть в парах совокупляющихся божеств единый образ чистых умов своих отцов и матерей в этом и множестве прошлых рождений. Такое отношение позволяет созерцать этих божеств без зависти, без соблазна и с осознанием непостоянства существования. Глубина данного воззрения позволяет уму созерцателей увидеть истину о различных путях перерождения существ. 
Зачатие происходит при участии трёх составных – отцовского флюида, материнского флюида и тонкого существа, которое состоит из следов действий, совершённых в прошлых рождениях. Здесь имеет смысл обсудить четыре типа рождения.
Низший – это рождение из влажности. Таким образом рождаются паразиты и самые примитивные существа. Но именно такой примитивный тип сознания вырабатывают в себе те, кто считают ум придатком тела.
Второй способ рождения – из яйца. Существа, при рождении вынужденные разбивать скорлупу, испытывают много гнева и страданий. Таковы пресмыкающиеся и птицы. Но именно такой ожесточённый тип сознания вырабатывают у себя те, кто видят в теле источник страданий ума.
Третий способ рождения – из утробы, как у млекопитающих и людей. Родившиеся из утробы испытывают много утомления и печали. Но именно такой тип сознания вырабатывают у себя те, кто ищут в телесных практиках тайную дорогу к могуществу ума.
Четвёртый способ рождения – из лотоса, как у небесных существ. Под лотосом здесь подразумевается чистая энергия пространства. Такое рождение сопровождается большим количеством блаженства и радости, но существа, родившиеся таким образом, могут оказаться не бдительными и стать зависимыми от приятного. В этом кроется опасность спуска в более низкие миры. Такой вид сознания вырабатывают в себе те, кто относится к связи ума и тела как к микрокосму.
Освобождённые превосходят эти четыре вида рождения, достигая Чистых Земель, целиком сотворённых из безмерных чувств дружелюбия, сострадания и совокупных с ними радости и бесстрастия. Существа, достигшие Чистых Земель постигают, что единый разум, свободный от желаний и гнева, лучше любых представлений о собственном «Я» и следуют высшим путём без опасностей, не привязываясь ни к существованию, ни к несуществованию.
Парень, перенесший в детстве тяжёлую болезнь кровеносной системы, в старших классах школы стал увлекаться курением марихуаны и ослабил свой организм до такой степени, что у него развились устойчивые галлюцинации. Со мной он познакомился после того, что прочитал сочинения Ауробиндо об интегральном сознании. Попробовав медитировать способом, указанным в книжке, парень получил опыт молчания ума, вскоре перешедший в медитативный ступор и счёл, что теперь его сознание стало йогическим. После некоторого количества встреч со мной, он, насколько позволяло его болезненное состояние устремился к познанию Учения будд и даже для лучшего памятования, переписал «Дхаммападу». В этот период состояние моего нового знакомого улучшилось и его мать, встретившись со мной, говорила о том, что он стал более терпеливо и дружественно общаться с ней и отцом. Раньше он надменно утверждал, что в отличии от них он обладает «высшим йогическим сознанием». Женщина не скупилась на похвалы в мой адрес, но я видел, что она больше боится роста моего авторитета в глазах сына, чем его болезненного состояния. С болезнью она уже успела ужиться и более или менее представляла себе, чего от неё ожидать, а вот изучение Дхармы было неизвестностью.
Начиная с какого-то момента болезненное состояние вновь обострилось, парень стал жаловаться на «неспособность сосредоточиться», у него усилились повторяющиеся, навязчивые идеи о том, что ругань соседей за стенкой «отвлекает его от сосредоточенного состояния». Родители парня в этой ситуации запретили ему всякие духовные занятия, боясь, что они могут ещё более дестабилизировать ситуацию. Через несколько лет они сняли запрет, но сам парень уже приспособился к другому типу мышления и поиска; его интерес к Дхарме стал пассивным, вновь войдя в русло поиска «особого йогического состояния», которым он тешился в начале нашего знакомства.
В описанном случае болезненное состояние человека полностью передало его судьбу в руки родителей. Однако и у здоровых, независимых людей процесс принятия решений во многом определяется примером родителей. Редко встречаются случаи, когда родители практикующих путь поддерживают поиск постоянного покоя. Как правило, даже хорошие родители считают, что наилучшим для их детей является мирское процветание. Однако идеология поиска мирского успеха и чувственного счастья незаметно и неотвратимо отравляет отношения детей и родителей. Впечатления от несовершенных отношений с отцом и матерью могут быть успешно вмещены и успокоены практиками, умело созерцающими божеств в соитии.


Рецензии