От Эйндховена до Кюрасао

Отклик на документальный фильм «Оранжевое лето» о бронзовых медалях сборной России на ЕВРО-2008


– Гуса Хиддинка я впервые увидел в еженедельнике «Футбол-Хоккей» в мае 1988 года – эдакий усач средних лет с чуточку излишним весом, празднующий победу с ПСВ Эйндховен в Кубке Европейских Чемпионов. После выигрыша трофея Стяуа в 1985-м я уже ничему не удивлялся – как и чемпион Румынии, ПСВ вымучил победу в серии пенальти (6:5). Про оборонительный футбол голландцев советская пресса писала с осуждением, но топ-игроков у Хиддинка просто не было – молодой Рональд Куман, Вим Кифт, Сёрен Лербю, и я почти никого не забыл. Кто они в сравнении со звёздами Реала, который ПСВ прошёл в полуфинале? 

– Это всё казалось улыбкой вздорной фортуны. Красивая девушка ушла вон с тем неприметным парнем – не столько назло кому-то, сколько чтобы развеять скуку предсказуемости от одних и тех же красавчиков – Реал, Барселона, Милан, Бавария. В самом деле, вздор: тот же ПСЖ Луиса Фернандеса середины 90-х играл в футбол, достойный титула клубного чемпиона Европы, но споткнулся на полуфинале. Уроков судьбы в этом – сколько угодно, справедливости – ноль.

– Не было, как мне виделось тогда, этой справедливости и в резком клубном взлёте Хиддинка, в прошлом крепкого футболиста с хорошим видением поля и пасом, но низкой скоростью и неспособностью обыграть соперника один в один. Этих навыков явно недостаточно не только для сборной Нидерландов, но и для того, чтобы закрепиться в составе ПСВ. Провинциальный клуб Де Графсхап, а на излёте карьеры игрока отъезд в слабую американскую лигу, чтобы подзаработать на пенсию.

– И это всё, что мог дать профессиональный футбол Хиддинку. Он сам это понимал и ушёл работать тренером юношеской команды спецшколы для отстающих в развитии детей. Его нет в истории посреди небожителей тотального футбола – Кройффа, Неескенса, да и всего состава Нидерландов эпохи 70-х. Он – в массовке, где и останется, пока не подвернётся шанс с ПСВ Эйндховен. И то… Ок, сорвал банк. Но это объективно всё – не та порода, что у известных в прошлом мастеров, одно присутствие которых рядом с игроками не позволяет играть спустя рукава и вытаскивает из них доселе дремлющие ресурсы.

– Гус «обратил меня в свою веру» только летом 1998-го, когда я отчаянно сопереживал его Голландии на чемпионате мира во Франции. Триллер с Югославией и классика на все времена – гол Денниса Бергкампа Аргентине на 93-й минуте четвертьфинала, а после – полуфинал с Бразилией до драматично проигранной серии пенальти. Стало очевидно, что умно выстроить такую команду способен только тренер, объединяющий способности педагога, психолога и тактика. 

– Мне и сейчас думается, что после породистой сборной Нидерландов и неудачи в вечно нетерпеливом мадридском Реале он осознал, что его призвание – творить историю менее звёздных команд в стадии развития, лично определяя их будущее. Конечно, я посматривал за его успехами в Южной Корее и Австралии 2001-2006 годов, и мне думается, что во всём XXI веке едва ли кто-то затащит их выше. Как и сборную России на ЕВРО-2008. Просто предчувствие, которое проверят мои потомки.

– В фильме «Оранжевое лето» о ЕВРО-2008 меня тронули две вещи, помимо каноничной ныне истории бронзы россиян. Марко Ван Бастен, гений в атаке Нидерландов эпохи 80-х и начала 90-х, ныне способный лишь почеканить мяч из-за убитого профессиональной карьерой колена. После поражения от россиян на ЕВРО (голландцы ранее разбили Италию, Францию и Румынию, котируясь главными фаворитами) уже тренер Марко зашёл в раздевалку нашей сборной – отдать должное игре соперника. Это поступок, особенно в сегодняшнем мире. И больно видеть внешне здорового человека чуть за 50, который в дни обострения болей в колене терял автономность передвижения и жил на уколах.

– И второе – сегодняшний дом Хиддинка в Амстердаме у реки Амстел. Целый стенд в комнате, посвящённый работе в России. Он оживает у фотографий, безошибочно чеканя на старательном русском имена всех игроков. Думаю, привычно шутит, путая братьев Березуцких, а на деле прекрасно отличает Василия от Алексея. 12 лет спустя, уже разменяв восьмой десяток.

– Последней авантюрой Хиддинка была работа со сборной Кюрасао. Чтобы пройти квалификацию на чемпионат мира, этой команде надо обыграть фаворита Ямайку, а потом выиграть штук пять стыковых матчей. Миссия невыполнима, но он согласился, и летом 2020-го я икал от этой новости – куда тебя понесло, Гус? Впрочем, он сам вскоре понял, что на сей раз пора ставить точку, пока букмекеры спешно уменьшали ставки выигрыша в случае побед крохотной страны на международной арене.

– Ощущение не напрасности былого – не Кубки, титулы, медали и грамоты. А вот эти фотографии. Это было восхитительное путешествие, и я жалею, что мысленно присоединился к нему только в 1998-м. Потому что никто из мира футбола не сделал для взаимо-интеграции человечества больше, чем Гус. И скинь он сейчас два-три десятка, вращал бы глобус, размышляя, где ещё не побывал в своих странствиях.


На фото: Базель, 21 июня 2008 года. Только что в четвертьфинале чемпионата Европы Хиддинк обыграл своих соотечественников (3:1). Вся Россия теперь не спит до утра.         


Рецензии