Кража оружия в Музее артиллерии и войск связи

                Глава девятая
      «Ужасное» преступление в Артиллерийском музее

      

 В 60-х, 70-х годах ХХ века любимым местом проведения досуга для ленинградских детей и подростков был бесплатный в то время Артиллерийский музей. Только в нем можно было полазить по боевым танкам и самоходкам (пока не отогнал дежуривший милиционер), потрогать образцы уникального оружия. Много дней своего детства автору настоящей работы удалось провести в залах этого кладезя оружейных сокровищ, а впоследствии и поучаствовать в раскрытии одного из необычных преступлений, произошедших в этом историческом месте.

 В 80-х годах Военно – исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи охранялся первым дивизионом полка ведомственной милиции №2. Полк активно использовал помещения музеев для своих нужд. В актовом зале Эрмитажа проводились партийные и комсомольские собрания, а во внутреннем дворе  артиллерийского музея регулярно проходили строевые смотры и построения личного состава. Музей всегда был заполнен сотрудниками милиции и был для них как дом родной. Но обилие милиции не останавливало злоумышленников.

  Охрана музейного комплекса осуществлялась несколькими нарядами. В отличие от Эрмитажа  экспонаты в залах  охранялись не стационарными постами, а патрулированием помещений. Патруль милиции был и снаружи вдоль крепостного вала и во внутреннем дворе с боевой техникой.

  После окончания времени работы музея, посетители покидали залы, сотрудники  закрывали экспозиции, служебные помещения и уходили домой. В музее до утра следующего дня оставались милицейские посты, которые перед ночной сменой с использованием служебных собак обходили все залы огромного здания, исключая возможность присутствия посторонних лиц. По периметру музейного комплекса вдоль крепостного вала также выпускалась собака на длинном проволочном поводке. Тем не менее, злоумышленники иногда умудрялись спрятаться в здании музея после его закрытия (а спрятаться там было где), что и произошло в один из летних вечеров 1988 года.

  Милицейские наряды с собаками проверили и осмотрели все помещения музея, посторонних лиц не обнаружили и приступили к ночному дежурству. Ночь прошла спокойно, но при утреннем обходе здания были обнаружены следы проникновения злоумышленников. На втором этаже комплекса было вскрыто окно, из которого вниз на землю спускалась привязанная к батареям отопления веревка. Было очевидно, что  по ней преступники покинули музей. В залах второго этажа оказались вскрытыми стенды со стрелковым оружием. На большом музейном зеркале «красовалась» сделанная злодеями куском мыла надпись: «Взято на временное хранение». При осмотре ближайшего стенда выяснилось отсутствие в нем револьвера легендарного комдива Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева. Стал ясен смысл оставленной преступниками надписи. Похищен чапаевский револьвер!  Кража оружия это ЧП! На место преступления прибыли оперативники 43 отделения милиции во главе с начальником Угро Петроградского РУВД. При осмотре места происшествия совместно с музейными работниками, было установлено, что кроме  нагана Чапаева со стендов был похищен также пистолет маршала Пересыпкина и автомат Калашникова. О подробностях происшествия проинформировали милицейский Главк. Преступлению был присвоен статус резонансного. В музей прибыла оперативная группа Отдела по розыску художественных ценностей Управления уголовного розыска ГУВД Леноблгорисполкомов под руководством полковника милиции Николая Иванова. Началось расследование.

   Здесь мы сделаем отступление от хронологии повествования и кратко рассмотрим весьма интересную судьбу многострадального нагана Чапаева. Вокруг этого оружия ходило много споров. Как известно из официальной версии и известного кинофильма «Чапаев», комдив погиб, утонув в реке Урал. Но если он утонул в широкой и глубокой реке, то каким образом его оружие оказалось в музее? Был ли это вообще  пистолет Чапаева?

 Документально установлено, что сделал наган  - револьвер системы бельгийского конструктора Леона Нагана для Чапаева в 1918 году тульский оружейник Горшков. Мастер установил на рамке револьвера золотую насечку «Чапаев», а внизу на рукояти - золотой узор.

  Доставили Чапаеву именной наган в шкатулке из светлого ореха, обитого внутри революционным алым бархатом. Это был офицерский вариант нагана с самовзводным курком, но который можно было взвести и пальцем руки. Ранее когда Чапаев служил в царской армии в звании подпрапорщика, он пользовался  солдатским вариантом нагана с ручным взводом (Высшие офицеры царской армии полагали, что низшие чины не умеют грамотно тратить патроны). Чапаев был польщен. Ценил и любил свой револьвер.
               
  Итак, установлено, что именной наган у Чапаева был, но до сих пор достоверно не известна реальная история гибели комдива. «Если Чапаев погиб, утонув в реке, то, как же его личное оружие, с которым он никогда не расставался, оказалось в музее?» - обратился с вопросом  в 1995 году в газету Комсомольская правда полковник милиции в отставке, кандидат исторических наук Светлаков Е.М. Корреспондент газеты провел журналистское расследование, разыскал дочь комдива Чапаева и проинтервьюировал ее:

  Из интервью Клавдии Васильевны Чапаевой «Комсомолке» (12 октября 1995 года):
«- Так, может, Василий Иванович не утонул?
-  Он не тонул. Отца сначала ранили в руку, потом в голову, а потом в живот. Тут он сознание и потерял. Когда фильм показывали в Венгрии, в одну из наших частей пришли два венгра. Они рассказали, что Батурин (комиссар у Чапаева) дал им приказ любой ценой переправить раненого Чапаева на другой берег Урала. И вот эти два венгра и еще два человека сами истекали кровью, но сняли с ворот одну створку и на этом плоту отца на другой берег перевезли. Уже там увидели, что папа умер. Оттащили его подальше от воды, руками вырыли могилу...
  Я потом ездила туда. Но за это время Урал поменял русло. Над тем местом, где отец похоронен, река течет...» (газета «КП» 12.10.1995 WWW.KP.RU ).
 Показания дочери Чапаева подтверждаются тем, что револьвер  был кем-то из его соратников сохранен и оказался впоследствии в Артиллерийском музее. Таким образом, вероятнее всего Чапаев в реке с оружием не тонул. Но вообще история эта крайне запутанная и существует несколько различных версий гибели комдива.

 Судьба же чапаевского нагана в период с 1919 по 1940 годы - сплошное белое пятно. Известно только, что 23 ноября 1940 года следственные органы милиции передали его Музею артиллерии. Револьвер был изъят у какого-то шофера. Материалы этого дела не сохранились, либо были засекречены. Во время войны, все пригодное к использованию оружие находившееся в музее было восстановлено и передано воинским частям ленинградского фронта. Все остальные музейные экспонаты эвакуированы в Новосибирск, и чапаевский наган там два раза похищали, но быстро находили. Вообще этот наган воровали множество раз, и далеко не все случаи были задокументированы. Известно, что в 1960 году в г. Славянске Донецкой области из передвижной экспозиции Ленинградского артиллерийского музея  было похищено несколько экспонатов, в том числе  муляж пулемета Чапаева и, как указывалось в материалах дела, «револьвер наган с татуировкой (золочением) на рамке правой стороны слова «Чапаев». На затыльнике рукоятки золочение в виде рисунка веток. На левой стороне рамки штамп: «Тульский импер. Петра Велик. оруж. завод 1918». Тогда наган также быстро нашли. Наверное, ничье оружие не воруют так часто, как чапаевское.

И вот в июне 1988 года случилась очередная кража многострадального револьвера.
  К расследованию хищения оружия из музея были привлечены по просьбе сотрудников отдела Управления уголовного розыска милиционеры ведомственного полка. На место происшествия прибыл оперативный комсомольский отряд ПВМ №2 во главе с его командиром милиционером Сергеем Пылиным. Победитель ударной вахты в честь ХХ съезда ВЛКСМ комсомолец Пылин Сергей Александрович работал на постах по охране ленинградских мостов и был самым отчаянным милиционером первого дивизиона. Он, не раздумывая вступал в схватку с любым преступником, что не всегда было оправдано с точки зрения личной безопасности.

    В составе оперативного отряда в музей прибыл и автор настоящей работы. Комсомольцы отряда в свободное от службы время занимались проведением оперативных милицейских рейдов по местам скопления антиобщественного элемента и имели опыт задержания преступников и розыскных действий. В течение первых суток всеми милицейскими силами производился осмотр внешней территории музея и прилегающей к нему территории. Искали оружие, возможно сброшенное или спрятанное преступниками где-то поблизости. Кинологическая служба милицейского Главка направило в музей одну из лучших розыскных собак. Под окном музея в месте спуска по канату преступников на траве остались следы обуви, их фиксировал эксперт - криминалист. Собака с этого места уверенно взяла след и повела розыскников к выходу из музея. В двухстах метрах от  музейного комплекса, ближе к входу в Петропавловскую крепость располагалось кафе «Флора». Из кафе невысокой ценовой категории доносилась музыка и запахи жареных котлет. Служебный пес устремился в зал кафе и, виляя хвостом, остановился и зарычал возле двоих перепуганных парней. Кафе закрыли и тщательно осмотрели. Собака смотрела на котлеты и пускала слюни. Двое парней – повар и продавец кафе были задержаны и доставлены в Управление, где с ними началась оперативная работа. Первые сутки розыска результатов не принесли. Задержанные парни – работники кафе в преступлении не сознавались и представили доказательства их нахождения в ночь кражи в другой части города. Изъятые следы обуви отношения к задержанным не имели.  В ходе тщательного осмотра всей прилегающей к месту кражи территории ничего заслуживающего внимания обнаружить не удалось. На следующий день вновь использовали собаку, которая опять уверенно потащила оперативников в ту же «Флору». Старший оперативной группы задумался и … опять дал указание задержать парней - работников кафе. Заведение общепита снова было закрыто. У собаки рядом с кафе опять обильно текла слюна. Была построена шеренга приглашенных людей в количестве десяти человек. Среди них поставили повара и продавца. Подвели собаку. Она опять стала бросаться на этих двоих. Парней увезли на дополнительный допрос, а мы – комсомольцы оперативного отряда полезли… «купаться» в канал с водой, проходивший вдоль крепостного вала музейного комплекса. Один из постовых, дежуривших в музее в ночь кражи рассказал нам, что «вроде бы» в середине ночи слышал всплески воды в канале. Командир отряда Сергей Пылин пришел у убеждению, что оружие утоплено в канале и его следует в нем найти. Пылин был опытным милиционером по охране мостов, не раз спасал утопающих и хорошо плавал. Он первым разделся и нырнул в неглубокий канал. С помощью багров Пылин и несколько милицейских энтузиастов целый день обследовали дно канала, вынимая из него различные не имеющие исторической ценности предметы. Проходившие мимо люди смотрели на лежавшую на траве милицейскую форму и спрашивали  у вылезающих из воды с баграми в руках Пылина и бойцов:
- Ребята, кто утонул?
- Не мешайте работать, граждане, проходите, – огрызался Пылин и упорно нырял в канал.

 Второй день поисков также был безрезультатным. После этого розыскные действия продолжались еще три дня. Сотрудники музея принесли Пылину мощный поисковый магнит на длинном канате и он целыми днями тралил водоем. Поисковая собака опять упорно рвалась в кафе «Флора» и ее увезли на базу. Многострадальных ребят – работников кафе больше не возили «колоть» в Управление, но подозрение с них не сняли. Мне с еще двумя милиционерами было поручено установить круглосуточное наблюдение за кафе и записывать в блокнот время входа в это заведение и выхода из него всех подозрительных лиц. Сотрудники уголовного розыска разъехались по отделам отрабатывать ранее судимых лиц и их связи. А мы комсомольцы – оперативники тралили канал и следили за кафе. Нас быстро заметили, к нам привыкли, с нами стали здороваться, а потом… приглашать зайти в кафе угоститься свежими пирогами. Наблюдение потеряло смысл. Розыск был безрезультатным. На пятый день все устали. Сняли наблюдение, прекратили поиски в канале и к вечеру разъехались по домам

     Героический поступок милиционера Пылина Сергея Александровича

 По окончании розыскных действий последним домой по направлению к метро «Горьковская» возвращался Сергей Пылин. Он был в гражданской одежде. Наблюдать за кафе и тралить канал форма только мешала. При подходе к Петропавловской крепости у автобусов с иностранными туристами он услышал крики и шум. У входной двери в  автобус «Интуриста» стоял долговязый парень с черной сумкой в руке и нервно оглядывался по сторонам. Из салона автобуса доносились крики и женский визг. Пылин подходил к автобусу с передней стороны и увидел, как из водительской двери выскочил мужчина, очевидно водитель автобуса, и стал убегать как раз по направлению к Сергею. Пылин схватил мужчину за руку:
- Куда бежишь, что случилось, мужик?
- Совсем офигели, туристов грабят два идиота с пистолетом!
- С пистолетом?- насторожился Сергей,- с револьвером, наганом? Рассказывай я из милиции.
- Нет, у него такой большой золотистый, а наган второй парень доставал…
У Сергея Пылина ёкнуло сердце. Неужели они? Музейные похитители? Прямо в центре города людей грабят!
- Мужик, звони в милицию.
 Пылин осторожно подошел к автобусу с боковой стороны, противоположной от входной двери. Заглянув через окно в автобусный салон он увидел, как здоровый красномордый детина, наставив на бледного маленького японца пистолет золотистого цвета, вырвал у него из рук видеокамеру, после чего полез левой рукой «шарить» по карманам туриста. Сергей вгляделся в приставленное к японскому лицу оружию.
«Да это же пистолет маршала Пересыпкина», - определил увиденное оружие Пылин. Спутать было невозможно, слишком колоритный ствол.
   Александр Кулинский, главный хранитель оружейных фондов артиллерийского музея, - показывал милиционерам фотографии похищенных пистолетов, отметил их отличительные особенности и рассказал, что оружие было не пригодно для стрельбы. У нагана был сточен боек, и пистолет маршала выведен из строя аналогичным образом.
   Зная о том, что оружие у преступников к стрельбе непригодно (как же он ошибался!), Пылин решил действовать решительно, не дожидаясь помощи. Нельзя было упустить с таким трудом разыскиваемых злодеев. Зря что-ли он в канале пять дней купался?
  Милиционер, стараясь не привлекать внимание стоявшего у дверей с сумкой долговязого парня, незаметно приблизился к нему сзади.
- Жека, следи за шухером!- кричал долговязому из салона автобуса подельник.
- Давай, кончай уже, валим,- отвечал долговязый.
 Сергей Пылин был парень отчаянный. Схватив долговязого парня сзади за шею, он с силой толкнул его голову и впечатал носом и лбом в автобусную дверь. Со звяканьем упала на землю сумка. Парень завопил и стал падать. Добавив в нос парню удар коленом ноги, милиционер ворвался в салон автобуса.
- Ты кто? - повернулся к нему красномордый верзила с видеокамерой в левой руке и пистолетом в правой.
- Конь в пальто! Милиция! – крикнул Пылин и ударом кулака в лоб свалил злодея с ног. Пистолет вылетел из рук краснолицего и упал на пол. Пассажиры автобуса – японские туристы завопили и попрятали головы за спинки кресел.
- Командир; не бей! Сдаюсь, - верещал краснолицый, которого Пылин за шиворот выволакивал из салона автобуса. Долговязый парень с разбитым в кровь лицом лежал у переднего колеса и нудно скулил.
  К автобусу подъехал милицейский уазик, выскочили два милиционера. Пылин достал удостоверение.
- Свои, ребята. Грузите этих архаровцев.
  В изъятой черной сумке оказались похищенные из музея  чапаевский наган и автомат Калашникова.
   Слишком уж отчаянный был милиционер Серега Пылин. Но не знал он, что музейные пистолеты были починены злоумышленниками. К нагану был «гвоздиком» приделан боек. Все дни розысков они прятали оружие в какой-то полуразвалившейся церкви и нашли где-то  пару патронов. Так что мог еще прогреметь выстрелом легендарный наган. Рисковал Серега Пылин. Но удача и «провидение» были на его стороне.
   Таким образом было раскрыто это «ужасное» преступление. Задержанными преступниками оказались двое ранее судимых парней приехавших «погулять» в Ленинград с Урала.
   А многострадальные работники кафе «Флора» оказались совершенно не причем. Служебную собаку, наверное, очень привлекал аромат жарившихся в кафе котлет, отчего она пускала слюни и требовала угощения от работавших там парней.
  За приятые меры по оперативному раскрытию резонансного преступления, сотрудникам уголовного розыска была объявлена благодарность. Не забыли и про Пылина Сергея Александровича. Он был поощрен денежной премией и приглашен пройти стажировку на оперативной работе. По окончании стажировки Сергей Александрович был назначен на должность оперуполномоченного ОБХСС Октябрьского РУВД Ленинграда, где стал грозой для спекулянтов и расхитителей социалистической собственности.
 После происшествия в музее контроль за постами милиции по обеспечению сохранности экспонатов был усилен.


Рецензии