Флаг над Альштедтом

                О авторотах ОБАТО
         Как известно, в любой обеспечивающей (ОБАТО) части, которая прикреплена к авиационному полку есть два очень похожих подразделения, две автороты. Одна авторота называется "автотранспортная рота" (далее - АТР), вторая авторота называется "аэродромной ротой" (далее - АЭР). И в той и другой роте командирами есть "капитаны", и в той и другой роте множество машин, различного оборудования, ремонтных мастерских. Представляете, в АЭР роте даже кузница есть. Но между ними существует и большая разница. Естественно, всем этим тыловым хозяйством управлял командир ОБАТО.
         Для простого военного обывателя АТР-рота представляет большую ценность. В этой роте находятся все транспортные машины, автокраны, автобусы, топливозаправщики, кислородная, воздушная машины и много иного полезного для обеспечения повседневной деятельности. Выделим из всего множественного перечня три позиции- воздушную машину и отдельно совокупно- одновременно: транспортную машину и автокран. Вот это совокупно, насчет машины с краном было большой проблемой- то кран есть, то машины нет, или наоборот, или в очередь надо становиться, так, как эта "пара" задействована не перевозку контейнеров, крупногабаритных грузов и пр. Командиром АТР был капитан В.Сергей (далее- Серега) парень достаточно простой и достаточно "затурканный" служебной деятельностью.
         Для служебной деятельности АЭР-рота играла тоже большое значение. У них в распоряжении были "ветродуи" для очистки полосы и специальные "котельни" для заливки швов между плитами. Были различного рода классические снегоочистители, а также тепловые очистительные машины ТМ-18. Вот эта тепловая машина ТМ-18 была ценная тем, что зимой, когда все покрывается коркой льда, который убирать скребками и лопатами неописуемая "радость", тогда машина ТМ-18 с турбореактивным двигателем все это дело растапливает и прямо сушит. Вручную так не сделаешь!Особую зависть у Валвика вызывали цистерночки на 900 литров, установленные на этих машинах. Но об этом чуть-чуть попозже... Командиром АЭР был капитан К.Петр, (далее- Петенька) под кодовой кличкой "хрю". Петенька был низеньким, квадратеньким, с постоянно наклоненной головушкой. Максимум, куда он поднимал "линию глаз", это линия горизонта. На звезды он наверное никогда не смотрел.

                О надувной палатке УПС-16ТМ
         Как уже где-то говорилось, выполнение комплекса доработок 8М3 на наших самолетах производили представители завода- изготовителя. Проводили работы они в Большом Ангаре. А нам где свои работы проводить?? Правильно! на улице, или в достаточно большой палатке, куда входило только самолетное брюхо. Одним словом, один самолет на доработках, второй - носом в палатке, а третий- чисто на улице. Вот, когда на улице дождь, то тут "сливай воду", работы прекращались до лучшей погоды.
         Естественно "визга" и жалоб с нашей стороны в вышестоящие органы было очень много. Приезжали комиссии, смотрели, сочувствовали ...и только.
         И вдруг все это "прорвало"!! Нам выделили и поставили унифицированную надувную палатку УПС-16ТМ. Это такая надувная дура!! но зато туда должно "заходить" целых два самолета. Мало того, эта палатка надувалась (как шарик) специальным ветрогенератором, который работал и как своеобразная тепловая машина. Запитывалась "тепловушка" керосином. Для этого в комплект палатки входил бачек на 80 литров, на 3 часа работы.

                О установке Палатки
         Но тут стал вопрос, где устанавливать палатку??. Крутили-рядили, рассчитывали и решились. За котельной была нормальная площадка, но маленькая. Вот, как бы ее расширить!! Пригласили для консультаций командира Инженерного Батальона (это не авиация!). Он, вместе со своим инженером быстренько провели расчет размеров и сказали, чтобы "замостить" площадку для нужных размеров, надо 90 - 100 машин горной породы.
         Договорились, что Инжбат нам завезет породу, выравняет площадку, словом, подготовит плошадку для установки Палатки. За все про все "инженеры" запросили 20 литров спирта (это канистра). Из этой цены мы поняли, что в Инжбате спирта нет, что он на вес золота, ...но промолчали.
         Альштедтский меднорудный горнодобывающий комбинат аж взвигнул от удовольствия. У них этой породы целые терриконы, девать некуда, даже свой экскаватор для загрузки выделили.
         В означенный день "Д" Инжбат приступил к работе. Я убедился, что в Инжбате машин всяческих больше, чем в ОБАТО и округе. Они как-то резво, за три-четыре часа привезли большущую гору породы и выгрузили в установленном месте. Потом на трале привезли бульдозер Т-180. Вот это машина!! только траки чего стоят, раза в два шире, чем у танка. На мой провокационный вопрос о том что если Т-180 запуститьвдоль всех этих ТЭЧевских корпусов, то за сколько времени он их завалит, водитель ответил, что за один проход без остановки.
         Сгрузили трактор-бульдозер и поехал он кучу породы разгребать, в болото сталкивать, выравнивать и утрамбовывать. Непредвиденно,в этот момент какая-то железяка из металолома попадает в зазор между ведущим колесом а также гусеничным траком и заклинивает гусеницу. Трактор с ревом начал разворачиваться и сползать с насыпи в болото. А дальше картина "Гибель Титаника" альштедтского разлива. Медленно бульдозер сползает в болотную жижу, этак плавно- плавно погружается в нее, только немного кабины и выхлопная труба выглядывают из жижи.
         Мы с начальником ТЭЧап перепугались сильно-сильно. Это же, чувствуем, канистрой спирта не отделаемся! Да ничего подобного!
         Командир Инжбата пригнал штук двадцать машин, зацепил их "цугом", подцепили трос к бульдозеру и выдернули его из болота, как игрушку. Тут-же сменили аккумуляторы, что-то там прочистили, вынули блокирующую железяку, запустили и бульдозер к концу дня выполнили всю эту работу.
         Инженеры притащили нивелиры, какие-то приборы, измерители. Пригласили нас, для приемки работы. У нас претензий не оказалось. Хочу заметить, что в этот день и командир полка и начпо и все остальные начальники ТЭЧ обходили десятой дорогой и ни во что не вмешивались, ...все наблюдали... но не вмешивались.
         По дороге в кабинет начальник спрашивает:" У тебя помимо 20-литровой канистры еще литра десять спирта найдется??. если есть, то отдай им, они заслужили!". Зашли в кабинет, отдал я 20-литровую канистру, дернулся, чтобы дать "премию" в десять литров, но командир Инжбата меня осадил:"Мы договаривались на 20 литров без канистры! ..А все нюансы и заморочки, это наши проблемы!". Мало того, на следующий день нам была передана новенькая, еще в консервационной смазке канистра на двадцать литров.

                О бетонировании площадки
         Не буду я особо останавливаться на том, как мы делали, бетонировали площадку под палатку. Цемент, песок, это все есть. Есть и бетономешалка. А вот гравия нет! Нет тебе и все! На все про все выделили нам сто пятьдесят килограм гравия. Вы представляете себе?!! -это же форменное издевательство. А делать то площадку надо!
         И тут Паша Пикаускас, наш капитанчик из ТЭЧ сказал, что гравий он достанет. Надо только ему машину и бойцов с лопатами. Это мы ему сходу выделили!!! А вот что он собирался делать то это его секрет. И вот к исходу дня Паша привозит полную машину гравия. Что? Где? Откуда? - молчит как партизан! Да нам оно и надо, главное, гравий есть!
         Ситуация прояснилась через четыре дня. К нам, вместе с особистом, заявился капитанчик из ВОСО (военные сообщения). Оказывается от Винкеля в наш гарнизон была проведена узкоколейка. Причем она была собственностью нашего гарнизона. Паша"прикинул", что на путях этой железной дороги слышком много разбросанного гравия. Вот он и решил немножко "подчистить", но увлекся и это "немножко" явно вышло за пределы допустимых норм. Ввиду аварийного состояния жд-колеи немцы отказались на нее пускать свой тепловозик с нашими цистернами.
         Естественно, железнодорожники с нашим особистом вычислили "пути пропажи" и прибыли в ТЭЧ полка с требованием: "Отдайте гравий!". Ой! что тут было!! Такую "порку" которая происходила в ТЭЧ я редко видел. А тут еще и Пашенька, мол забирайте свой гравий!- и показывает на свежезабетонированную площадку под палатку.
         Эта драка с выяснением "гравийных отношений" кончилась тем, что особист сказал:"Вы тут разберитесь с ВОСО!, если не получится, я Вам всем "припаяю" попытку неумышленного терракта с соответствующими последствиями!". Ситуацию мы разрешили быстро и конкретно:- двадцатилитровая канистра со спиртом решила все проблемы. Кстати, ВОСОвцы пустую канистру не вернули, хотя и обещали.

                О штрафных санкциях
         Перебросимся немного с проблем оборудования площадки, установки палатки УПС-16ТМ (это заняло до трех месяцев), к проблемам выполнения комплекса доработок. Следует заметить, что эти работы производили представители завода изготовителя (так называемы - "заводские"). В их "команде" было пять человек (три мужика и две женщины). Их из Завода направляли в командировки по воинским частям. А тут такая "везуха" попасть в "социалистический рай"- в ГДР. Ихние труды оплачивались как и у военных - двойная получка (в рублях и марках), командировочные и питание в технической столовой. Словом, рай в минимасштабе! Но оплачивали им по трудозатратах за выполненные работы, а командировочные за фиксированное для работ время (к примеру, два месяца).
         Если "заводские" в два месяца (по непонятным причинам) не "вписались", то выплата командировочных прекращается. Если они не вписывались в трудозатраты (например, простои) то тогда они получали меньшую месячную зарплату. Словом, с деньгами для них была "жесть".

                Страсти вокруг воздуха
         Для выполнения комплекса доработок спецам каждый день была необходима воздушная машина (с баллонами). Компрессора у нас не было, а оборудование доработчиков- различные дрели, клепальный инструмент и еще кое-что питались от сжатого воздуха. Нету воздушки - нету работы - пошли простои. Кто виноват, кто не обеспечил? Правильно! Зам начальника ТЭЧ, тот-же Валвик.
         А откуда Валвик может взять воздушку? Правильно! из ОБАТО, причем по заявке из АТР-роты, где командовал Сережа. А заряжается эта воздушка в компрессорной станции, которая находится в АЭР-роте, которой командует Петенька (под кодовой кличкой "хрю"). Ну, а конечные решения принимает Командир ОБАТО. И вот ты носишься "туди-сюды" с минимальным результатом, а воздушку комбат отправляет на полеты. Воздушка- на полеты, а доработки- на простое.
         Выбивал я воздушку по разному. Комбат от меня шарахался сильно, естественно мой капитанский имидж не ровня подполковнику. И вот однажды на полетах иду я к комбату "выбивать" воздушку. Комбат вместе со своим замом стояли на площадке наземных средств. Увидев меня издалека комбат сказал своему заму-майору:"Вот, блин, прется этот хмырь ТЭЧевский воздушку выклянчивать!". Сие сказано было не мне, но почему-то с дистанции метра пятнадцать я неплохо услыхал.
         Подхожу к комбату и просто молчу, просто на него смотрю и молчу. У комбата как-то неудобство появилось и он сам мне говорит:"Ну, не дам я тебе воздушку, на полетах нужна!" и этак ко мне задницей отворачивается... У меня влетает "шлея под хвост" и я ему с сарказмом и издевкой:"Разрешите этому хмырю ТЭЧевскому удалиться?". Комбат понял, что я его фразу подслушал, как-то неудобно ему стало, но молчит. А я продолжаю:"Как бы не пришлось Вам, товарищ подполковник ко мне в ТЭЧ заявиться!.."Развернулся я и ушел.

                Война с ОБАТО
         И с этого момента ОБАТО была обьявлена война! Нет-нет! никаких криков, никаких визгов. Я в ТЭЧ создал комиссию по простоях. Каждый божий день я оформлял заявку на воздушку в двух экземплярах, регистрировал ее в Штабе ОБАТО. Когда средства давали, то все нормально, а когда их не давали (в то числе и воздушку) то я оформлял простой. Все пунктуально подсчитывалось в марках ГДР и советских рублях и оформлялось актом "доморощенной комиссии по простоях". Копию этого акта я сдавал в штаб ОБАТО. Вы думаете, подействовало?! - да ничего подобного! Имели они ввиду меня с моей "комиссией"!!.
         Ровно через месяц я по своей величайшей наглости и с нарушением всех норм субординации передаю "обобщенную" информацию в штаб Тыла ВВС ГСВГ. Заодно, представитель доработчиков подобное-же передает в Министерство авиапромышленности.
         Где-то дня через пятнадцать в гарнизон заявилась тыловая комиссия. Ой что творилось! Сунулись они было ко мне но я своей "бюрократической гаубицей" , т. е актами различными, расчетами и заявками убил их наповал. А что эта комиссия вытворяла и с АТР и АЭР это страшно сказать!
         Ну и чем все это кончилось? Комиссия уехала и в разборки включился Штаб Тыла (Москва). В результате нашему ОБАТО было выделено и поставлено: Воздушная машина (новенькая воздушка); прицеп с баллонами (та же самая воздушка, но прицепная; компрессорная станция (с какого-то перепугу). На этом "плюшки" и закончились, а на закуску: Комбату обьявили самый строжайший выговор, а вот командиру АТР - Сереженьке, тому "неполное служебное несоответствие". Да это и понятно, из двух лиц надо было попределять конкретного стрелочника.

                О палатке и бочонке
         Немножко переключимся на деятельность ТЭЧ полка. Палатку надувную установили, компрессор с нагревателем в работу запустили. И тепло и освещение-супер! Причем аж два самолета туда помещалось, работай, не хочу!
         Но был один нюанс, о котором я упоминал ранее: теплогенератор палатки запитывался керосином. Стандартного комплектуемого 80-литрового бачка хватало только на три часа работы. Возникла категорическая необходимость достать и установить какой-либо бак повышенной емкости.
         И вот тут взгляд мой упал на "хозяйство" Петеньки-хрю.
         Прямо за забором аэродромной роты (АЭР) сиротливо стояли три бочоночка на 900 литров каждый. Это были цистерночки из тепловых машин, которые отправили в ремонт. Пробовал я было Петеньку упросить, ублажить, чтобы он дал в ТЭЧ один этот бочоночков для обслуживания надувной палатки. Девятьсот литров и восемьдесят литров, это же ведь две большие разницы!
         Но уперся Петенька-хрю вовсю, так и не дал бочечку напрокат. А как бы она мне помогла бы!
         Возвратимся к разборкам ОБАТО.
         Первым для выяснения отношений заявился в ТЭЧ комбат (подполковник). Сколько было крику, реву, угроз и прочего "хорошего". Я его внимательно выслушал, промолчал а потом сказал:"Я же Вам говорил, что Вы в ТЭЧ придете! ...правильно ведь?" - и добавил-"Я Вам не подчинен, нечего стращать! Будут хорошие отношения, хорошая служба то и проблем не будет!".
         Плюнул комбат, махнул рукой и ушел из ТЭЧ. Кстати, потом отношения наладились капитально, особенно, когда я перешел в инженерный отдел.

                Флаг над Альштедтом
         Вторым, с аналогичной проблемой, в ТЭЧ заявился Серега (это тот, который получил "неполное..."). Он ко мне как-то человечески подошел, пожаловался на службу нелегкую, на то, что наказали сильно и не по делу, да много чего. Словом, по человечески подошел капитанчик. А я ему все поддакиваю, все сочувствую, словом, обоюдная гармония образовалась.
         Сереженька "раздухарился"и так, на эмоциях:"Витя! если тебе чего нибудь надо будет, ты не обращайся к комбату, обращайся прямо ко мне! Я тебе все мигом сделаю!", "а потом, еще сильнее разошелся и мне:"Вот что тебе сейчас надо! мигом организую!".
         Я сам не знаю, что в голове завертелось, говорю ему:" Надо автокран с машиной, и за забором в АЭР-роте забрать 900-литровый бочонок, привезти в ТЭЧ и установить на "постамент" возле палатки!"
         Сереженька, на радости от взаимопонимания:"Да сейчас все сделаем!" и смылся со сверхзвуковой скоростью. Через десять минут смотрю:- о Господи! в ТЭЧ заезжает автокран и грузовая машина с бочкой. Сереженька лично управляет процессом выгрузки и установки миницистерны. Подцепили ее автокраном, подняли высоко- высоко, развернулись к месту установки, дернулись, и... ВСЕ! перехлестнулись троса в автокране. Ну повозюкались, повозюкались, а ничего сделать невозможно. Плюнули на все, оставили разбираться до следующего дня.
         В этот-же день командир АЭР - Петенька, прибыв в свое хозяйство видит - исчезла одна бочка. Мордежка наряда по парку ничего не дала, мол приехал командир АЭР-роты, загрузил бочку и уехал. Типа того,мы думали, что так надо!
         Петенька сразу сообразил "адресата", кроме меня никто этим бочонком не интересовался. Заявляется Петя в ТЭЧ, и сразу на меня:"Это ты бочку стырил! ...отдай бочку!" - на что я ему - "Иди ищи! ... найдешь, она твоя!".
         Петенька все осмотрел до сантиметра, возле палатки все облазил. Но почему-то Петенька не обратил внимание на сиротливо стоящий автокран. А для того, чтобы увидеть на его стреле бочку, то это-же надо было поднять головушку вверх. Не напрасно Петеньке кличку дали "хрю". Он быстрей бы внизу желудей кучу в розницу обнаружил, а вот вверху...
         Побродил- покружил Петенька, так ничего и не нашел. Мы все ушли по домам. Иду домой, обернулся я и вижу на фоне зданий поднятую стрелу автокрана с 900-литровой бочкой. Вот уж действительно, так это выделяется на фоне неба, так это далеко было видно, прямо таки своеобразный Флаг над Альштедтом. Так мне ярко запечатлелся этот Флаг в моей памяти.
                ПОСЛЕСЛОВИЕ. Петенька все-таки бочку-Флаг увидел. На следующий день он заявился ее отбирать. Но не тут-то было! Бочка уже стояла на постаменте и была заправлена керосином. Да и комбат посоветовал Пете особо не возмущаться. Словом все устаканилось. Прошло время, я ушел на инженерные должности, а потом и заменился. Но насколько помнится "Флаг" находился на своем постаменте и продолжал радовать теплом личный состав в надувной палатке.


Рецензии
Это мой последний рассказ из цикла "Альштедтские былины". Все... 08.09.2022

Виктор Валвик   09.09.2022 00:53     Заявить о нарушении