И о медведях

И о медведях
*
Касаемо медведей, господа…
О нет, они не бродят у нас по улицам. По крайней мере, у нас в мегаполисе. Однако, да, в наших лесах они водятся. Вплоть до финской границы, а может и за нею тоже. Правда, их не много, и по размерам они скромнее, нежели те гризли Аляски, которых нам представляет “National Geografic”.
Да, господин Хайнц, видел. Собственными глазами. Дважды. Один раз совсем близко. В летнюю ночь. Нет, нет… Представьте себе, в наших краях летняя ночь – это почти день. Ах, вы не бывали в северных районах… да, тогда вам трудно представить, однако попробуйте.
Значит, еду я по шоссе на своем «Логане», а он, медведь, выходит навстречу. Нисколько не боится. Да-да! Вышел и стоит посреди дороги, глядит на меня! Торможу, сигналю, а он ни на шаг не сторонится. Останавливаюсь. Зверюга подходит к машине! Я внутри дрожу-потею, а он становится на задние лапы, поглядывает на меня равнодушно и облизывает ветровое стекло. Вы представляете! Облизал и ушел. Догадались? Верно. Слизал мошкару, налипшую на стекло – вот вам и медвежья услуга…
Нет, больше не встречал. Свежие кучки, пардон, встречаю нередко в весеннем лесу. Нет, невозможно ошибиться – они отличаются от тех, что оставляют другие животные. Знаете, медведи весной обожают объедать сохранившиеся ягоды – бруснику, клюкву. Во-первых, после зимних морозов эта ягода слаще. Во-вторых – витамины. Но медвежьи желудки не способны переварить всю сожранную ягоду. Так вот, по поверхности медвежьих кучек рассыпаны блестящие красные точки. Ягоды…
Ну, коль вы настаиваете… есть у меня одна история. О медведях. Впрочем, не о живых медведях, а о медвежьих шкурах. Именно о шкурах, господа. Шубы? Да, шубы тоже шьют. Шикарная, тёплая шуба получается, под названием «доха». Но кроме шуб - некоторые богачи любят хвалиться своими охотничьими трофеями. Развешивают по стенам головы несчастных животных, – оленей, кабанов, - а на полу в гостиной непременно должна лежать медвежья шкура с оскаленной пастью. Ну… обычно такие смельчаки в реальной жизни охотились только на кроликов.
А вы предпочли бы про любовь?!  Ах, госпожа Марта, наберитесь терпения, будет вам и любовь.

*
Поверьте, её звонок был неожиданным для меня.
Да, ведь минуло четыре года после нашего мирного расставания. Тогда в теплом купе я покинул северный город. Навсегда. Почему? Потому что истек срок моего трудового договора. Большинство там не задерживается дольше срока, необходимого для раннего выхода на пенсию. Отработают десяток лет и уезжают. Куда уезжают? В Россию - любят говорить северяне. То есть, в центральные регионы, или на юг. На северные деньги можно загодя приобрести там приличное жильё.
Через два дня после моего отъезда Флюра, моя северная подруга, вылетела в свой родной Улан-Удэ, столицу Бурятии. Где это? Угадайте, господин Малкольм. Ну? Ха-ха-ха! Я так и предполагал – географию в ваших школах не считают важным предметом… Разумеется, это не Средняя Азия. Это автономная республика в Восточной Сибири. Буряты – одно из монгольских племен, если не ошибаюсь…
Как я назвал её? Флюра? Ну да, это женское имя нередко встречается у бурятов. Само собой, имя у неё другое, но для вас пускай она будет Флюрой. Надо бы придумать ей и фамилию. Ну, пусть будет Тургенова. Флюра Тургенова. О нет, госпожа Мирей, не Тургенева. Тургенев – классик русской литературы. Он не был бурятом, нет.

*
Итак. Типично монгольская луноликость. Симпатичная, скажу даже, красавица для женщины своего племени. Особая драгоценность – волосы! Волна цвета вороньего крыла каждый раз растекалась по подушке, и … и достаточно вам интимных подробностей. Вам хотелось бы большего, госпожа Марта? Увы, я не Мопассан, чтобы описать это с достойным очарованием. Не буду рисковать…
Мы расстались, разъехались – очень далеко друг от друга. Впрочем, я упустил… забыл сказать, господа, что у неё был муж, бурят. И они улетели вместе. Это укрепило мою уверенность в том, что приключение по имени Флюра завершено – окончательно и навсегда.
Новое место жительства встретило меня, мягко говоря, не слишком дружелюбно. Я приехал на руины распавшейся империи, словно в другую страну. Вам повезло, госпожа Марта, ваша страна избежала такого потрясения – по крайней мере, при вашей жизни, не так ли? Улицы без освещения. Магазины без товаров. Деньги без ценности. Бандиты. Коррумпированная полиция. И так далее.
У меня было жильё, за три года до переезда мне удалось приобрести квартиру за деньги, накопленные на севере. Тогда они еще не успели обесцениться… С большим трудом я нашел работу, абсолютно не соответствующую моему образованию и опыту, но выбора не было. Я еще не успел как следует обосноваться на новом месте, а остатки моих северных сбережений уже сожрала бешеная инфляция. Моя зарплата? Её хватало на то, чтоб как-то свести концы с концами; более серьёзные покупки требовали поиска дополнительных заработков, чем я и занимался с переменным успехом…
И тут позвонила Флюра.

*
Четыре года мы не общались, и я не сразу узнал её голос. Это телефонная связь того давнего времени: какие-то шорохи, гул, щелчки в трубке. Шесть тысяч километров между нами – приличное расстояние! Однако, когда я спросил, кто звонит, она не обиделась.
«Нюх потерял, старичок!» - сказала она весело. Это была её фраза, так она говорила мне всякий раз, столкнувшись с моим непониманием. «Флюра! - воскликнул я удивленно. – Откуда ты звонишь?»
Глупый вопрос, но что-то надо было сказать, чтобы преодолеть растерянность…
«Пока из Улан-Удэ, дорогой! - она вынуждена была кричать в трубку – такие тогда были телефоны. –Но завтра я лечу в ваш город! Хотелось бы встретиться, если ты не против!»
«Я? Конечно я за… - сказал я не совсем уверенно. –… но знаешь, Флюра, времена сейчас такие… На коньяк не рассчитывай…» «Я догадываюсь, дорогой!» - её голос не потерял веселости. – «Привезу чего-нибудь отсюда вместо твоего коньяка. Тебе понравится. Кедровочки, например… И потом, у меня есть серьёзное предложение.»
Я напрягся. Я тогда не был готов к серьёзному предложению женщины. В моей-то ситуации…
«Не боись, дорогой! - думаю, она почувствовала моё смятение. –Ничего матримониального… деловое предложение однако».
«Ладно, - сказал я. – «Скажи номер рейса, я тебя встречу. А гостиницу ты заказала?»
«Нет…» - я услышал её далекий вздох. – «Не знаю я ваших гостиниц. Сможешь подобрать для меня какую-нибудь средненькую?»
«Нет проблем» - сказал я.

*
Кто-то мне говорил, что восточные женщины стареют раньше европейских. Если вам скажут такое, не верьте, господа! За четыре прошедших года Флюра не потеряла привлекательности! В её тридцать два луноликость осталась при ней. Добавилось лишь несколько морщинок у глаз, но сами глаза всё так же сияли весело и юно. Да и фигурка осталась образцовой – без бросающихся в глаза отложений, но с приличными меандрами в тех местах, где их должно иметь даме. А холмик темных волос добавлял ей сантиметров десять роста. Короче говоря, при встрече в аэропорту я испытал то же восхищение, которое испытывал во время нашего северного знакомства. Мне едва удалось не так открыто, не сразу показать это. Только поцелуй в щечку, и всё.
Но могу ли я заставить даму в одиночку добираться до гостиницы? С вещами под дождем в незнакомом городе? Я снес её чемодан и рюкзачок в такси, а потом – к ней в номер. Потом я рыскал по соседним лавкам в поисках чего-нибудь съестного… да, ведь гостья не должна остаться голодной… Что? Конечно была голодна. Вы не представляете, чем наша, в то время единственная, авиакомпания кормила пассажиров в течение шести часов полета! Бутербродик со сморщенным сыром, кофе – и всё! Так вот, при тогдашнем, так сказать, «изобилии» - даже в мегаполисе я вынужден был посетить не один, а несколько магазинов, чтобы отовариться: хлеб, какие-то овощи, что-то из мясных…
За время моего отсутствия Флюра успела сменить дорожный джинсовый костюм на цветистый халатик, очевидно, после душа. На стол была выставлена не только обещанная бутылка кедровки, но и копченая оленина, уже нарезанная ломтиками, баночка с солеными грибами и еще одна – с пахучей травкой. Это черемша, сказала Флюра.
О да, кедровка её – это нечто особенное!.. Чтоб не загружать вас более описанием нашего ужина, скажу только, что он удался. И когда она намекнула, что я могу остаться, если желаю… да, я желал. Не задумываясь ни секунды о том, как я буду объясняться со своей городской подругой… Да, с подругой, госпожа Марта… Она ждала меня в моей квартире, у неё были ключи.
Нет, месье Андрэ, предупредить не мог. Мы быстро привыкаем к удобным новшествам. Вернитесь же на пятнадцать - двадцать лет назад – в ту пору еще не было мобильников.
Флюра гостила в городе три дня – пятницу и выходные; все эти три дня я оставался с ней, забыв абсолютно всё вне: подругу, адрес своей квартиры, отчеты, которые я должен был подготовить к понедельнику, и даже то, что Флюра приехала с каким-то важным предложением… Впрочем, забыла и она.
Лишь в воскресенье, перед посадкой на обратный рейс, она сама напомнила мне об этом.
«Спасибо, дорогой, - сказала она, – … мне было хорошо с тобой. Всё выглядит так, словно все эти четыре года у тебя никого не было. Трудно поверить. Такой мужчина, как ты, не останется без женского внимания».
«Спасибо» - пробормотал я.
«Однако, не важно, - продолжала она. – Я говорила ведь тебе по телефону, что у меня есть для тебя предложение. Но ты не проявляешь особого любопытства на этот счет…»
«Э-э… у нас не было времени на это…»
Наверное, я был несколько огорошен и не смог скрыть этого. Флюра расхохоталась. Я молчал.
«Ладно, - сказала она, - на это не требуется много времени. Так вот. Я сейчас работаю в охотничьей артели. Как ты понимаешь, не охотником. Бухгалтером. А наши охотники – они промышляют в тайге пушного зверя. Соболя, белку, лису. Есть у нас и скорняки, они готовят мех на продажу. У нас неплохой товар, ей богу. Но вот появилась возможность крупной заготовки. Медведей много стало у нас. Пищи в тайге им не хватает. Начали ходить по деревням, воровать скот. Даже одного мужичка загрызли, попался им пьяненьким. Вот мы и получили лицензию на отстрел пятидесяти зверей».
«Бедные мишки… - пробормотал я. – Однако какое отношение имею к этому я?»
«Не стоит их жалеть, - сказала Флюра. – Пожалей местных жителей – они теряют скот, а порой и жизнь из-за этих голодных тварей. Наши охотники справятся с этой задачей. Мясо пойдет в местные рестораны… А ты пробовал медвежатину?»
«Бог миловал…» - ответил я.
«Пускай так, - она улыбнулась, - но будут еще шкуры, и мы бы хотели их продать. Не у нас, не в Улан-Удэ, а там, где цены повыше. Я подумала о твоем городе, чтобы и ты поучаствовал. Надо найти покупателя, подготовить безопасную сделку… Займёшься? Несколько сотен зеленых за посредничество тебе ведь не помешают».
Хитринка промелькнула в её глазах. Я молчал, обдумывал. Да, господа, предложение было заманчивым, но…
«Послушай, Флюра, - сказал я, - ну и коммерсанта ты подобрала себе!.. Ноль опыта. Я ведь никогда этим не занимался…
«Сейчас все этим занимаются, дорогой, - она смотрела на меня с подначивающей усмешкой. – Вот и ты попробуй. Порасспрашивай знакомых. Не сомневаюсь, что кто-нибудь заинтересуется. Медвежьи шкуры – отличный товар. Я позвоню тебе, да и сам звони, когда найдешь покупателя. Домашнего телефона у меня нет, но запиши служебный…»
Что? Ах, господа, радости последних дней тогда еще бродили в моей бедной голове, как добрые дрожжи, - ну разве я мог отказать этой женщине?!

*
А что подруга?.. Госпожа Марта, не беспокойтесь за неё. Несколько лет назад она нашла мужа, успешного предпринимателя, и дай ей бог сто двадцать лет счастливой жизни. А тогда – разумеется, она спросила, почему я не пришел домой, и я ответил более-менее честно, что у меня было важное дело в другом месте. Ведь чистая правда, дело важное…
Конечно, госпожа Мирей, за четыре года я обзавелся знакомыми. Честно говоря, их не так уж много, но среди них был один «новый русский». Не знаете? Странно, мне казалось, что во всем мире… смысл ведь понятен, у вас тоже были нувориши. Да, люди внезапно разбогатевшие, те, кому удалось отхватить кусок богатства… О, тогда, после развала нашего социализма, государство затеяло приватизацию имущества, которое до того называли «всенародным». Кто сидел к этому имуществу поближе, тот и отхватил…
Как это могло произойти? Простите, что? А-а, как они смогли… Хороший вопрос, господин Алекс. Ответ у меня есть. Не было тогда чётких законов, предусматривающих ответственность за подлог, фальсификацию документов, за аукционы с результатом, купленным заранее… Те, кто обладал, так сказать, особым чутьем и гибкой совестью – они и обогатились. Ну да, и чиновники, которые помогали им. Не бескорыстно, разумеется, и они отхватили свой кусок пирога. Много забавного я мог бы рассказать об этом, но не будем отвлекаться.
Итак, я решил посоветоваться со своими знакомыми, в том числе и с этим «новым русским», назовем его Владик. Все, кроме него, отвечали мне с опаской, неохотно, неопределенно, или же сразу ссылались на отсутствие опыта в таких делах. Владик вел себя иначе. О да, господин Дитрих, чтобы заинтересовать его, я пустился в такие разглагольствования!.. Всё было представлено ему в наилучшем виде – четко и основательно, но Владик, терпеливо дослушав меня, сразу умерил мой пыл.
«Предложение интересное, - сказал он. – Действительно, медвежьи шкуры сейчас в цене. Но тебе нужно знать, что такая коммерция не безопасна. Как другу я могу тебе помочь. Бесплатно, только одну шкуру зарезервируй для меня – подешевле».
«Думаю, с этим проблем не будет», - ответил я уверенно.
Блефовал, конечно, - я ведь не знал, может ли Флюра снизить цену хотя бы на одну шкуру. Но поддержка Владика – я считал, что она необходима.
«Ладно, - сказал Владик. – Твоя задача – найти подходящее помещение, где мы подпишем договор и обменяем шкуры на деньги. Лучше всего подойдет офис какой-нибудь фирмы, то есть помещение под охраной, чтобы вызвать полицию, если что-то пойдет не так».
«Хм…, - я почесал затылок. – Думаю, клуб эсперантистов подойдет. У меня там знакомые».
«Годится, - согласился Владик. – Я же попробую найти надежного покупателя. Хотя сейчас ни в ком нельзя быть уверенным на сто процентов… Да, еще нужна охрана, два-три опытных мужика. Они будут сопровождать вас на встречу продавца, во время доставки товара в офис… ну и поприсутствуют до завершения сделки. Я знаю таких людей и могу нанять их. Возьмут недорого. Платит, как правило, продавец, но можно договориться о том, что покупатель возьмет на себя половину...
«Что-нибудь ещё? – спросил я.
«Пока это всё… - Владик задумался. – А ты говорил об этих шкурах ешё кому то, кроме меня?»
«Да…»
«Тогда, если они будут интересоваться, говори, что всё отменяется. Так безопаснее. И еще один вопрос: ты можешь уже сейчас сказать, когда твой продавец будет готов к сделке?»
Я снова поскреб затылок.
«Нет, не могу. Но я позвоню и все выясню».
Пару дней спустя мне удалось встретиться с дамой, ответственной за клубное помещение эсперантистов, и она согласилась на пару часов впустить нас для сделки. Колебалась, конечно. Спрашивала о законности сделки… не останется ли запаха, грязи, ну и всё такое. Я убедил её в том, что всё пройдет мирно, никаких проблем с законом, и помещение сдадим ей в наилучшем виде.
Все мои поиски-согласования заняли около трёх недель. Еще некоторое время я ждал звонка Флюры. Ох… не то слово, честно скажу, я сгорал от нетерпения, я мечтал об этом звонке. И она позвонила.

 *
«Привет, старичок! Слышишь меня?»
«Отлично слышу, да!» - радостно воскликнул я.
«Вот и прекрасно, дорогой! – сказала она. – Как успехи?»
«Отлично, Флюра! У меня все готово. Покупатель интересуется, когда прибудут шкуры».
«Я прилечу через два дня, - в трубке кашлянули, - но пока без шкур. Сначала надо проверить всё. Так что я опять к тебе с просьбой о гостинице».
«Ох! Высокий сезон сейчас, Флюра. Лето, полно туристов. Что ж ты раньше то… Но я найду гостиницу, не беспокойся… Однако, со шкурами что?»
«Милый, я же сказала… сначала надо всё проверить. Дело серьёзное…»
Я взял её чемодан в аэропорту около полуночи. Восхитительная полночь была, господа! Природа нам дарит в июне чудо, которое мы зовем «белыми ночами». Может быть кому-то из вас повезло видеть… Да, господин Вейкко, у вас, финнов, тоже, но в сочетании с красотами нашего города – такого вы больше нигде не увидите.
Итак, с чемоданом и, разумеется, с Флюрой я прокатился по ночному городу в такси, и за всю поездку она не сказала ни слова, восхищенно глядя на город, освещенный кусочком незаходящего солнца. Так мы доехали до гостиницы.
Нет, госпожа Марта. На этот раз ей даже не пришлось спрашивать, хочу ли я остаться. Полагаю, что это можно было прочесть в моих глазах, да и поздно было уже возвращаться к себе. Но городскую подругу я заранее предупредил, что уезжаю на три дня. Да, как и прежние, эти три дня пролетели, как миг. Правда, несколько часов отняла у нас неизбежная встреча с Владиком. Чтобы продемонстрировать свой статус, он пригласил нас на обед в самый престижный ресторан. Очевидно, готовился к встрече – задал несколько вопросов в тему. Я бы не задал, поскольку профан… Флюра отвечала достойно, без напряжения, иногда с улыбкой. Возраст отстреливаемых медведей? От восьми до двенадцати лет. Зрелые. Больше двадцати они не живут. Какие химикаты используются при выделке шкур? Мы не пользуемся химикатами. Только дубильный орешек. Таксидермисты? Да они у нас в штате, мастера с большим опытом. Сроки поставки? Отстрел запланирован на сентябрь, когда медведи отъевшиеся, и шкура у них высшего качества. Цена? Зависит от размера. Есть специальная шкала…
Я был уверен, что Владик остался доволен встречей и выяснил всё, что было необходимо для подготовки сделки. Всё остальное, всё, что произошло со мной в эти дни – прогулки по музеям, ночная экскурсия на кораблике, и вообще эти ночи, всё, вплоть до прощального поцелуя в аэропорту, осталось во мне каким-то туманом нереальных событий – да было ли всё это на самом деле, думал я.
Нирвана воспоминаний, поглотившая меня, могла бы стать затяжной, если бы два события, которые произошли после отъезда Флюры, не вернули меня в повседневность.
О первом я не хотел бы говорить, госпожа Мирей… Как вы догадались? Да, я расстался со своей городской подругой. Окончательно. Без скандала, без слез. Сожалел ли об этом? А как же! Сердце у меня на месте, и оно отзывается на события. Но у всякого сожаления есть временные границы.
Вторым событием была встреча с Владиком.
 «Так вот, приятель, - сказал Владик, похлопав меня по плечу. – Твоя восточная подруга – это восторг! Завидую… Однако, прошу не расстраиваться из-за того, что я тебе скажу. Мне кажется, что вовсе не из-за шкур этих, медвежьих, она сюда ездит. Шкуры… она неважно разбирается в них, у неё нет ничего на продажу и, как мне кажется, никогда не будет. Конечно, я могу ошибаться, но…»
«Конечно, - ответил я. – Ты можешь ошибаться. Дождемся осени, недолго осталось».

*
Прошло больше двух месяцев. Флюра молчала. Правда, в моих снах она присутствовала постоянно. Терпение моё исчерпалось к середине сентября, и я решил позвонить ей сам. Учел шестичасовую разницу во времени, ранним утром по межгороду набрал номер… минута ожидания, затем девичий голосок:
«Добрый день! Вы позвонили в охотничий кооператив. Чем могу помочь?»
«Здравствуйте, девушка! Могу я поговорить с Тургеновой? Флюра Тургенова, она работает у вас…»
«Представьтесь, пожалуйста. Ах, знакомый… К сожалению, Тургеновой сейчас нет на месте. Я секретарь, может быть я могу вам помочь?..»
«Возможно… Хм… а её муж тоже работает у вас?»
«Нет, он у нас не работает… Вообще-то, она не замужем. Они развелись полтора года назад».
«Не знал… Спасибо, девушка. Когда она появится, передайте, что я просил позвонить… Скажите, а ваш кооператив занимается охотой на медведей?»
«На медведей?! – откровенно удивилась трубка. – Нет, у нас нет лицензии на медведей. Охотимся на мелкого пушного зверя, иногда на кабана и оленя…»
«Спасибо, девушка…»
Вы представляете моё состояние, господа?! Такие шокирующие новости услышать! После работы я долго бродил по городу, размышлял… А под вечер, открывая дверь квартиры, услыхал телефонный звонок.
Да, господа! Я кинулся к телефону, как влюбленный сопляк, я схватил трубку и закричал: «Флююра!»
«Добрый вечер, дорогой, - спокойно ответила трубка. – У нас уже почти утро, значит у вас вечер, а тебя нет дома… Зато слышимость сейчас отличная, можешь не орать… Что стряслось у тебя?»
«Флюра! – завопил я в трубку. – Не мучь меня! Приезжай, я жить без тебя не могу!»
«Ты серьёзно, дорогой? – сказала она тихо. – А я думала, что ты из-за шкур звонил…»
«К черту шкуры! – я больше не мог сдерживать себя. – Я тебя люблю, понимаешь?!»
«Понимаю… - ответила Флюра. – И я тебя… Всё же про шкуры я должна сказать. Я не лгала тебе. Распоряжение об отстреле существовало. Но наверху, в министерстве его отменили. Решили пощадить медведей. Нам разрешили добыть только двух… Скажи, у тебя будут проблемы из-за меня?»

*
Однако, господа, сжалимся над буфетчиками. Третий час после полуночи, пускай отдохнут перед новым рабочим днем. Заодно и мы отдохнем. Давайте же последний тост… вы требуете финала рассказа, госпожа Марта? А вы не догадались? Я ведь здесь с доченькой, она, правда, спит давно, но вы же её видели. Копия моей супруги. Да, луноликая… И вообще, приезжайте в гости, господа. Наш город стоит посетить каждому. Кроме того, я покажу вам огромную медвежью шкуру – с оскаленной пастью она лежит в нашей гостиной.
                Авторский перевод с эсперанто -2022


Рецензии