История Российского наива 1

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО НАИВА 1
(художественного)
Записки искусствоведа-любителя

   Конечно, странно, что я, врач по образованию, сегодня  пишу историю художественного наива (примитива) России. В моей жизни много странностей, и эти «художества», не главная моя тема.
 
  Скрипя сердцем и поясницей, приходится, уж-что начал когда-то, необходимо подвести к логически-научному завершению – монографии по этой теме! Ха. Не пугайтесь, я ограничусь небольшим текстом.

   И так, наив или примитив, или «наивное» искусство в России, как не странно – юное явление. Всего два юных музея, от силы десяток искусствоведов в теме, возраст в пятьдесят лет, для музеологии детский, да и тех еще не наберем.
   
  Во-первых, история художественного наива это не только и не сколько, биографии и произведения художников (самоучек, любителей, непрофессиональных, аутсайдеров)… это скорее история продвижения (развития) этого явления в стране, которое и осуществляют искусствоведы, коллекционеры… редко и сами авторы (мой тяжелый случай).

  И так как все было, как уходил Советский примитив и приходит российский наив (наивное искусство). И все в рамках одного Примитива (наива).

 В 1997-8 годах взял я масляные краски и стал писать картинки. Я тогда служил в ВС РФ в Краснознаменске, офицером медицинской службы, от Москвы 40 км.. Вполне понятно что будучи кандидатом наук то есть Доктором философии, пусть и в медицине, я взялся за дело по научному, как за диссертацию (академический образ жизни).

 Объездил я тогда и художественные магазины и галереи и познакомился с уличными и художниками и продавцами, и в общем знакомился со всей этой тусовкой и доступной литературой.

  Помню, приехал в галерею «Дар», меня не пустили (нерабочий день), зато напротив в галерею современного искусства любезно пустили.

  В 1998 году к осени я уже наделал штук  20 картинок и решил проверить на рынке их реальную стоимость. 

  Приехал я часам к 11-ти на Крымскую набережную на художественный развал, у Третьяковской галереи. Никого, пусто… вывесил свои картинки, на последнем заборе лицом к мусорке и хожу в сторонке… стремно как-то смотреть на свои работки в этой обстановке.

  Стали съезжаться продавцы… рядом развесился Роберт Степанович (армянин, торгующий пейзажами армянских друзей. – Вставай рядом, у меня место оплачено, у тебя маленькие работы места хватит. Так я пять дней ездил на этот рынок – три работки продал.

 Первую купили иностранцы – юная девушка и папа. Девчушка была в восторге от моих наивных чайников, а папаша все морщился. Цена 10 долларов. Просил я 10 долларов, дали 50 рублей. Роберт Степанович спрашивает – почем продал? Просил 10 дали 50 рублей. РС – по курсу 60 рублей, беги догони их пусть еще 10-ку добавят! Я был и такому курсу рад! Купили!

 Потом была другая девушка постарше – бежит по выставке, остановилась – Пальцем в мой чайник – Это сколько стоит? – Пятьдесят! Девушка – Что пятьдесят долларов или рублей? – Рублей! – Дайте две!  Я ей еще и третью предложил, но третью не взяла.

   Так я убедился , что начинающий наив продается и востребован . Но более я стоять не стал… продажи закончились.

  С этой продажной выставки запомнилось –   
  Подходит к нам с РС семья из трех человек -, мальчишка лет 7-ми, на мои картинки пальцем указывает и спрашивает – Это ребенок рисовал!? Я смутился.

 - Н-Э-Т, с армянским акцентом отвечает Роберт Степанович – Э-ТО БО-ЛЬШОЙ ХУ-ДОЖНИК!

-
                Продолжение вероятно последует  08.09.22.      

Иллюстрация - "Отцы наива" - русская пуантель, мой послерозовый период, 40-50 см, холст на двп, масло. год 2002??
 


Рецензии