По дороге в Рим. Сан-Марино

      Итак, май 2014 года. Наш самолет приземлился в аэропорту города Римини. Встречающие экскурсоводы сопровождают нашу прилетевшую братию в автобус. И сообщают – сейчас вас повезут в Сан-Марино. Для нас это было несколько неожиданно. Никому в турбюро в России не говорили о такой поездке. Но всем было интересно побывать в этой загадочной стране. И все дружно согласились ехать.
      Я мало что знал о Сан-Марино. Знал, что страна крохотная, что она где-то в Италии и находится, кажется, на какой - то горе.  Вот и всё. Тем любопытнее было посмотреть на это карликовое государство.
      По дороге нам немного рассказали об истории страны. Я узнал, что она очень древняя страна, что она республика и всегда была относительно независимой страной. Ее основателем считается христианин Марино, каменотес, нашедший укрытие от преследований на горе Монте-Титано. Это случилось согласно легенде в 301 году. 
      И вот, примерно через час езды, мы приближаемся к Сан-Марино. Из окна автобуса видна зеленая гора, у подножия которой расположились вполне современные небольшие дома, а на вершине, на фоне голубого неба, еле заметно вырисовывались  зубчатые башни.
      По горному серпантину въезжаем на стоянку автобусов. Отсюда уже открываются прекраснейшие виды на подножие Титано и Сан-Марино
      Остановка, выходим из автобуса, оглядываемся вокруг. Пока ничего особенного. Современные дома и современная автостанция. Группа после короткого перерыва собралась возле экскурсовода и направилась к лестнице Кампо делла Порта, ведущей в город Сан-Марино, столицу одноименной республики. По-моему, эта лестница не из древних времен. Так мне, по крайней мере, показалось. Подъем небольшой, но несколько крутоват. Можно подняться на лифте. Но это не интересно. Все же мы туристы и должны преодолевать трудности, а потом гордиться их преодолением.
      Большой автобусной толпой попадаем на площадь Пьяцца ло Страдоне. Здесь уже чувствуется старина. Толстые стены, башни. Если посмотреть на право, то виден монастырь капуцинов и памятник святому Франциску. Если взглянуть налево, то видны ворота святого Франциска, главный вход в город Сан-Марино – столицу одноименного государства. Поворачиваем налево и подходим к этим главным воротам города. Толстые, крепкие стены, похоже выложенные не из кирпича, а из каменных глыб. Скупые украшения. Оживляет ворота только небольшой балкон на его фасаде, да зубчатая верхушка с черепичной крышей. А так ворота выглядят очень и очень простенько. Перед воротами расположен полицейский пост. Полицейский  никого не сторожит. Он скорее регулирует движение машин и людей. И приглашает гостей в город. Мне понравилась его яркая рубашка. Она сразу бросается в глаза и как - то выделяет парня на фоне голубого неба.
      Входим в город. Типичный средневековый город. Узкие улицы, старые стены. Но здесь совсем другая атмосфера, чем в других подобных городах. Крутизна. Улицы все время идут в гору, вторая особенность – удивительная синева неба над головою. В-третьих, совершенно умопомрачающие виды окрестностей Сан-Марино. И, четвертое, что меня сразу поразило – это огромный базар, рынок, торг, называйте как хотите, в который превращен город. Магазинчики, киоски и лавочки всюду. Они в домах, они на улице, они даже в музеях. Есть маленькие, есть побольше. Кругом кафе, рестораны и кафешки, много их на открытых террасах. Утопаешь в этих торговых рядах. Я  не езжу за границу за шопингом. Меня интересуют история стран и городов. Архитектура, галереи, музеи и т.п. и т.д. Но здесь магазины - сами музеи. Чего тут только нет. Входишь в лавку, и глаза разбегаются. Неважно, что она продает. Или сувениры, или обувь, или одежду, или оружие или много чего еще.
      Сразу за воротами начинается улица Базиликус (via Basilicius) и на этой улочке сразу магазины, рестораны, небольшие гостиницы. Старина, эти магазинчики и разноязыкая, совершенно разнообразно одетая людская толпа  придают улице необыкновенный колорит. Он особенный. Дышит и стариной и современностью.
      Экскурсовод нам немного рассказывает о городе, сообщает во сколько и откуда, мы отъезжаем. И группа практически разваливается. Кто - то идет с экскурсоводом, кто - то отправился в вольное путешествие по городу. К вольным путешественникам отношусь и я. Мне важно как можно больше посмотреть, что – то сфотографировать, а уж потом, на досуге, посмотреть фото и почитать о тех местах, где побывал.
      И все же я, оторвавшись от своей группы, все равно плыву вместе с людским потоком по экскурсионным маршрутам. Особо уходить некуда. Город то на горе и не особо большой. Вот мы уже на площади Титано. Перед нами стоит здание с арками и какой - то надписью по-итальянски. Читаю. Касса Риспармио. Что - то знакомое. Слово «касса» - бесспорно знакомо. А «риспармио»? Со мной был маленький словарик. Посмотрел. Это означает «сбережения». Сберегательный банк. Вот так далеко от России и встретился со знакомым до слез учреждением. Это главный и самый крупный банк Сан-Марино.
     Через арку в здании банка попадаем на такую же узкую улицу. Улицу Эуджипо (via Eugippo). С одной стороны стена, с другой – старинные здания. Идешь как по тоннелю. Только отличие, что голубое небо над головой. Вдруг улица расширяется, открывается «поляна» около каменной стены. А на ней на камнях, как естественных постаментах, установлены скульптуры. Это скульптуры возле музея современного искусства. На фоне каменной стены эти тонкие и изящные фигуры женщин, мужчин, животных выглядят как пришельцы из другого мира. Мне было как - то трудно совместить одно с другим. Но скульптуры понравились.
      Дальше по этой же улице расположен «Карьер арбалетчиков». Глубокая яма у каменной стены. Такие стены, куда ни кинь взгляд, тут везде. Понастроили их защитники города. Надежные, крепкие. Это так, моё замечание. А вот «Карьер арбалетчиков» возник относительно недавно, в начале 19 века. В то время здесь начали добывать камень для строительства Дворца Правительства. А  в феврале 1966 года  Федерация арбалетчиков оборудовала здесь место для соревнований по стрельбе из арбалетов. И это место получило название «Карьер арбалетчиков». Ежегодно в сентябре здесь проводятся соревнования по стрельбе из арбалетов. 
      И опять кафешки. Где их только нет. Вот даже здесь, в карьере, над этой стеной, над зубцами стены, видны красные зонтики уличного кафе. Красиво они смотрятся, оживляя суровость стен. Опять по улице вверх. И мы у верхней станции фуникулера. Он идет от подножия горы Титано, где расположен городок Борго-Маджоре, сюда в центр Сан-Марино.
     Вообще то, дорога построена в 1959 году. Я думаю, что и  ее станции тоже построены тогда же. Но они стилизованы под старину.
      По другой улице Пианелло, которая поворачивает на 180 градусов и идет параллельно улице Эуджипо, но на более высоком уровне, идем к центральной площади города пьяцца Либерта (площадь Свободы). Улочка Пианелло, как и все улицы города – узкая. С одной стороны здания, с другой опять зубчатая стена. Хотя и более низкая, чем на улице Эуджипо. И вновь вдоль всей улицы магазинчики, кафешки и другие забегаловки. Но все очень аккуратно и красиво. Они даже оживляют улицу, делают ее более человечной, что ли.
      И вот мы в самом сердце Сан-Марино. На площади Свободы. На площади расположен Общественный дворец, или как его ещё называют, Народный дворец (Palazzo Publico). В здании работает ратуша Сан-Марино, а также капитаны-регенты, Большой Генеральный совет, Совет XII и Государственный конгресс. В здании также проводятся официальные государственные церемонии.
      Народный дворец стоит на месте древнего здания под названием Большой дом Коммуны, построенного между 1380 и 1392 годами и реконструированного несколько раз.
      17 мая 1884 года был заложен первый камень нынешнего здания по проекту римского архитектора Франческо Аззурри. Работы проводились местными каменщиками. Они  использовали камни, добытые в карьерах Титано.
     Фасад здания украшен многочисленными символами: гербами Республики,  четырех городов-замков республики: Серравалле, Фиорентино, Монтеджардино и Фаэтано, а также гербами небольших городов, приобретенных республикой на протяжении веков. Верхняя часть здания украшена зубцами. Наверху здания, с левой стороны, находится зубчатая башня, на которой изображены Сант-Агата, Сан-Марино и Сан-Лео. Под изображениями расположены часы.
      В нижней части главного фасада дворца находятся три арки. В центре доминирует многоугольный балкон с двумя украшенными окнами по бокам. Чуть ниже балкона, между двумя маленькими окнами, размещен герб Республики.
     Под одной из арок (там вход в здание) есть пост местного полицейского. В этот момент дежурил мужчина высокого роста, на голову выше меня, весьма не худенький. У него было приятное лицо. И вообще он выглядел бравым парнем. Он был одет в зеленый мундир, кирпичного цвета брюки с зелеными же лампасами, белую рубашку с черным галстуком, а на голове красовалась черная фуражка с золотой эмблемой на высокой тулье. Мне понравился образ этого стража порядка. Подошел к нему. Спросил: могу ли я с ним сфотографироваться. Он охотно согласился. И вот я стою рядом с санмаринцем  и получаю на память о Сан-Марино этот интересный снимок.
      Перед главным фасадом палаццо Публико находится статуя Свободы  (Statua della Liberta), являющаяся украшением всей площади. Это – большая красивая статуя, которая представляет собой скульптуру женщины в военном античном костюме с копьем. Голову женщины украшает корона с тремя башнями, которые символизируют города Сан-Марино. Статуя размещена на высоком постаменте, выполнена из белого мрамора. Работа скульптора Стефано Галлетти, которая была подарена графиней Отилией Хейрот Вагенер из Берлина Республике в 1876 году.
      По узким улочкам опять вверх. Вот одна из них, ведущая с площади свободы к базилике Сан-Марино. Она очень живописная, зеленая, со старыми домами, террасами, маленькими магазинчиками.  Проходим эту улочку, и вот мы у базилики Сан-Марино. Это главный храм Сан-Марино. И посвящен он основателю страны святому Марино. В базилике хранятся его мощи. Внешне храм напоминает не старую католическую церковь, с ее тяжелыми каменными стенами, а скорее древний греческий храм. И, действительно, нынешняя церковь была построена в 1836 году, на месте более ранней,  датируемой 7 веком. Старая церковь  пришла в упадок, и её пришлось снести. Базилика построена в  неоклассическом стиле с  крыльцом  из восьми коринфских колонн. Светлый, радующий глаз храм. Просторен и светел он и внутри. Нарядные колонны, скульптура святого Марино, картины и скульптуры на библейские темы, мягкое освещение делают церковь очень уютной. Хочется посидеть на расположенных там скамейках, и отдохнуть в этой тиши душой и телом.
      Рядом с базиликой, практически впритык к ней, находится церковь Святого Петра. Там  за алтарем до сих пор видны две ниши, вырубленные в скале, в которых по преданию, жили Святые Марин и Лео (большой друг и спутник Марина). Эти ниши до сих пор считаются лечебными.
      По улицам Пиеве, Фосси и Росса подымаемся к основной крепости Сан-Марино Гуаито.
      Вот мостик по дороге к крепости. С него открываются замечательные виды на окрестности Сан-Марино.
      Видов много. Куда ни посмотри можно увидеть и синее небо и лежащие внизу поселения, и горы вдали, покрытые легкой голубой дымкой. С этой высоты можно  обозреть и сам город Сан-Марино. Особенно красиво он выглядит на фоне невысоких гор.
     И вот я наконец то по этим крутым улочкам добрался до башни, вернее все же крепости внутри города - Гуаиты. Она стоит на скале. Неприступная с трех сторон. Гуаиту еще называют Прима торре, что означает  Первая башня.
     И действительно, эта первая башня, сооруженная здесь в Сан-Марино. Она построена в 11 веке. Построена крепость прямо на скале, без всякого фундамента, а  часть крепости  вырублена непосредственно в скале. Она перенесла множество переделок и реконструкций, ее неоднократно укрепляли и достраивали в 1475, 1481, 1502, 1549, 1615, 1623 годах.  Мало того, что цитадель находится на вершине утеса высотою 752 метра, она еще окружена мощными двойными стенами. Внутренний круг стен более древний, его постройка относится к XI веку. Второй круг стен был построен позднее первого. Древние стены были оснащены воротами с подъемным механизмом – во времена опасности жители Сан-Марино укрывались в крепости и поднимали ворота. Помещения во внутреннем кольце стен периодически служили тюрьмой вплоть до 1970 года. Хотя обычно срок пребывания был ограничен несколькими месяцами. Бесспорно  башня-крепость производит сильное впечатление на приехавших полюбоваться на нее туристов. Не забыл и я отметиться на этой вершине. Снялся на фоне лежащего внизу центра Сан-Марино. Фото осталось мне на память, и я иногда смотрю на него и вспоминаю мою поездку в эту маленькую страну.
     Времени до отъезда остается не так много. Поэтому с высоты еще раз обозреваю Сан-Марино. Нахожу еще две башни Честа и Монтале. Эти башни моложе Гуаиты. Но все башни объединены одной защитной стеной. И от одной до другой есть проходы внутри этих стен. Но идти до этих башен, нет времени. И я по улочкам начинаю спуск вниз. Теперь мне не надо особенно беспокоиться как пройти дальше. Отсюда все улочки идут вниз, к центру города и к главным воротам Святого Франциска. Я иду и по пути любуюсь попадающими мне навстречу городскими пейзажами.
      Вот сувенирная лавка. Останавливаюсь перед ней. Киоск небольшой, но глаза разбегаются. Чего тут только нет. И магнитики, и тапочки, и настенные часы, и кружки разных размеров и цветов. Картины, косметика. Брелки и тарелки.  И всё с видами Сан-Марино. Покупаю несколько магнитиков. Дома для магнитиков нужно будет купить второй холодильник. Вешать их уже некуда.
      А вот улица, ведущая куда то вниз. По-моему к воротам Порта делле Фратта. Они виднеются в конце улицы. Арка, а над ней зубцы крепостной стены. Крутой спуск, магазинчики, дома выглядят не очень старыми. А людской поток не очень большой. По-видимому, сюда не доходит море туристов. Они уходят куда то в сторону.
      А вот тихий дворик. Чистенький, мощеный брусчаткой. Вазоны с цветами, сзади дворика, по-видимому, парк. Много лавочек. Двое пожилых мужчин сидят на лавочке и что-то читают. Тишь и благодать. В конце дворика на каменной стенке висит надпись: «Museo delle cere. Strumenti di tortura». Перевожу – Музей восковых фигур. Орудия пыток». И сразу впечатления о тихом дворике куда-то улетучиваются. Улетучиваюсь и я.
      Время идет. Захотелось что-то пожевать. Есть захотелось. Вот очередь в кафе. Туристов много. Стоять надо. Потратишь время в очереди, чтобы поесть тоже надо время. А оно на исходе. Захожу в магазинчик. Торгует пиццей, еще какими - то хлебными изделиями. И мороженым. Вот то, что мне нужно. Тем более мороженое люблю и везде, где я бываю, обязательно его пробую Магазинчик обычный. Небольшое помещение, светло-желтые стены. Прилавок. Машина для приготовления кофе. Холодильник с мороженым. Под потолком гирлянды цветов и там же висят две куклы. Продавец – мужчина средних лет. Соображаю, как к нему обратиться, на каком языке. Я знаю только русский, очень плохо английский, а итальянского совсем не знаю. Едва, едва перевожу письмена со словарем. К моему удивлению, продавец заговорил по-русски. В автобусе гид объяснил, что Сан-Марино посещает очень много русских, кроме того в самой республике живет много русских. Поэтому санмаринцы начинают говорить по-русски. Я попросил мороженое. Взял большую упаковку. Поблагодарил и пошел есть свое мороженое на улицу. Мороженое оказалось не очень вкусным. Потом, в Риме, в кафе-мороженое я ел очень и очень вкусное ледяное угощение.
      И вот снова начались улочки и переулочки. Я шел по улицам и снимал не переполненные народом улицы, а дворики, неожиданные лестницы, ведущие куда - то вниз. Маленькие садики. В общем, уютные места создающие колорит города.
      Вот любуюсь маленьким, чистеньким двориком, небольшой трехэтажный светлый домик, На крошечной зеленой полянке растет старое хвойное дерево, а каменные крепостные стены покрыты вьющейся растительностью. Миленький дворик. Вот узкая каменная лестница с металлическими поручнями, устремившаяся вниз к проходу в городских стенах. А это уже дворик – колодец среди крепостных стен. Маленькие дворики с проходами между домами образуют и жилые дома. В этих проходах несведущему человеку можно и заблудиться. Но я фотографирую и возвращаюсь на шумную туристическую улицу. Есть и небольшие скверы среди средневекового камня. Они удачно вписываются в каменные джунгли города.
      Я выбираюсь из лабиринта улиц и домов снова на улицу,  ведущую к площади Свободы. Вот знакомая статуя. От нее я уже бодро шагаю к воротам Святого Франциска. Время истекло. Пора покидать Сан-Марино. А жаль. Хотелось бы еще побродить по его улочкам, заглянуть в музеи, рестораны и гостиницы. Но увы. Пора ехать. Садимся в автобус и направляемся в Римини. Еще один город на нашем пути в Рим.
      Увижу ли я еще когда-нибудь этот маленький, но интересный городок, понравившийся мне с первого взгляда.


Рецензии