Познавать себя. Глава 5. Психологическая работа 1

    Психологическая подготовка ученика к соревнованиям – это целенаправленное развитие и совершенствование его психики, для качественного изучения и реализации его двигательной деятельности, а также для сбалансированного эмоционального поведения.
    Психологическая подготовка занимает крайне важное положение в подготовке спортсмена, как к соревнованиям, так и к жизни в целом.
    Достаточно часто тренера сталкиваются с такой ситуацией, когда ребята после 4 – 6 месяцев занятий в секциях единоборств должны отправиться для участи в первых соревнованиях. И часто дети не являются на соревнования, или же сразу отказываются от участия в них.
    Страх перед неизвестностью, страх перед будущей болью, страх перед проигрышем, неуверенность в себе и многие другие психологические барьеры не позволяют ребятам сразу, по желанию тренера, справиться со своими психологическими проблемами. Из-за страха, что впоследствии тренер станет относиться к ним с пренебрежением, некоторые из этих ребят прекращают занятия совсем.
    Некоторые из них приходят записываться в секции единоборств не один раз, это говорит об их внутренней борьбе с самим собой, со своими психологическими проблемами, которые они чувствуют в себе. Важно помочь таким ребятам в их внутренней борьбе, помочь им обрести себя и стать хорошими людьми. Они же в свою очередь, ощутив пользу от занятий в секциях единоборств, в дальнейшем став руководителями, бизнесменами и другими людьми с определёнными возможностями, будут изъявлять желание помогать развитию таких спортивных школ. Огромную пользу из психологической помощи ученикам, молодой тренер сможет изъять для своего наставнического опыта и духовного развития.
    Бывает, что дети занимаются в секциях для себя и не принимают участие в соревнованиях, но наработав за определённое время некоторые навыки, эти ребята тоже прекращают дальнейшие занятия, потому что монотонность и однообразие давят им на психику.
    Им кажется, что цель уже достигнута и они перестают получать от неё удовольствие, а для того чтобы обновить свою цель, почувствовать свой класс и мастерство, им необходимо принять участие в соревнованиях, но для этого нужно психологически победить себя и решиться на такие действия.


    В былые времена говорили: «Что посеешь, то и пожнёшь». В настоящее время мы привыкаем всё больше желать и жать, а вот сеять, желания возникает все меньше. Потому что заниматься скрупулёзной, монотонной, тяжёлой, иногда нудной работой не всегда приятно. Но рано или поздно источник плодородия иссякает и его приходиться возрождать. Люди заново строят храмы, отыскивают старые традиционные виды борьбы, поднимают культурный уровень и выращивают своих чемпионов.
   
    На вопрос: Что является решающим фактором, склоняющим чашу весов в чью-либо сторону? – А.Е. Тарас, занимавшийся прикладной психологией в рамках проектов, выполнявшихся по заказам министерства обороны СССР в своей книге «Боевая машина», ответил так: «По моему глубокому убеждению (впрочем, не только по моему) – это психологическое состояние бойца. Ни техника, не выносливость, не сила, хотя они тоже важны. Прежде всего, дух»!
  Спорт - это один из видов деятельности человека в обществе, а соревнования - это система оценки и судейства, которую придумали люди для того, чтобы выделить лучших спортсменов. И эта система, как и любая другая, придуманная людьми, не совершенна.
    Если боец решил идти по пути спортсмена, значит ему придётся столкнуться на этом пути не только со своим непосредственным соперником в ринге, но и с многими психологическим атаками системы соревнований, которые включают в себя несправедливость, подлость, расчёт, субъективность, недоверие, мошенничество, пренебрежение и многое другое. Следуя по пути системы соревнований нужно понять слабые стороны этой системы и научиться справляться с ними при помощи психологических знаний и приёмов психологической самозащиты.

    Также нужно понимать, что в спортивной системе работают, прежде всего, такие же люди, как и он сам, и у каждого из них свои амбиции, эмоции, склад характера и преследуемые ими цели. Их цели могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому, для того, чтобы пройти от начала и до конца по пути к своей спортивной цели, бойцу надо учиться психологически справляться с трудностями, которые будут направлены на борьбу не только с своим соперником, но и с людьми, которые организовывают соревнования и противодействуют его продвижению вперёд.
    Нужно научиться, не впитывать в себя такие психологические атаки как: несправедливое судейство, неуважение, пренебрежение как к менее известной школе и как к начинающему бойцу от судей и организаторов соревнований.
     Если после несправедливо засуженного боя, боец затаил глубоко в себе обиду и чувство ненависти, то значит, он не смог выдержать натиск психологического давления со стороны этих людей и впитал психологическую атаку в себя, отдав им свою внутреннюю энергию, тем самым опустошив себя на продолжительное время. До тех пор, пока боец не научиться в короткое время балансировать своё психологическое состояние, до тех пор он будет являться просто очередной ступенью для продвижения вперёд более подготовленного бойца.
    Необходимо осознать и понять, что несправедливым боем жизнь даёт возможность увидеть психологический дисбаланс внутри себя, который нужно привести в норму и воспитать в себе терпение и умение выжидать лучшего момента, которым будут одарены его старания.
    В таких боях жизнь даёт возможность научиться избавляться от своих обид и негативных эмоций, которые тормозят продвижение вперёд. Проявление негативных эмоций вынуждает спортсмена постоянно искать крайних на стороне, а не рассматривать свои ошибки.
    Никто не виноват, он сам избрал этот путь и все претензии он должен предъявить своей психологической, технической и физической подготовке.

     Проявление психологической подготовки, эмоциональной уравновешенности и стабильности в чувствах, полностью связаны с окружающими спортсмена, любыми формами жизни на энергетическом уровне. Следственно любая ситуация, возникшая после определённых действий бойца будет отображать его внутреннее состояние на тот момент.
    Когда боец сможет выходить в ринг или на татами без  каких-либо претензий к окружающим его людям и без внутренней агрессии к окружающему миру,  он будет излучать вокруг себя светлую и чистую энергию, способную притягивать к себе как положительные ситуации работающие в его пользу в бою, так и положительные решения судей в его сторону.
         
    Надо научиться, не принимать на себя психологические атаки, образно используя принцип айкидо.
    Умение направлять отрицательную энергию соперника и окружающих лиц мимо себя, помогает контролировать своё эмоциональное состояние и в то же время выводит из психологического равновесия соперников. Увод психологической атаки от себя в сторону, оставляет обороняющегося в спокойном состоянии по отношению к происходящему.
    Если говорить условно, достаточно небольшого уклона от атакующей психологической траектории, чтобы не принять на себя отрицательную энергию соперника. В психологической борьбе, спортсмен должен быть гибким и не принимать в лоб психологические атаки соперников.
    На первый взгляд такая техника довольно таки проста, тем не менее, она требует многолетней внутренней работы над собой.

    Когда спортсмен негативными эмоциями будет реагировать на каждое неудачное выступление, то в нём станут развиваться такие качества характера как: обидчивость, суждение, злость, жалость к себе, ненависть к другими, зависть к успехам других.

    Как уже известно, преобладание таких качеств внутри человека ведёт к нарушению психологической гармонии не только с самим собой, но и с Вселенной. Соответственно, жизнь создаст ему такие условия, в которых он будет вынужден учиться справляться с негативными качествами своего характера. В этом случае спорт будет являться сферой деятельности, в которой боец получит различные трудные ситуации, а люди, окружающие его, будут являться всего лишь элементами исполнения создавшихся отрицательных моментов.
    Все отрицательные эмоции, которые боец направляет на окружающих его людей, так сказать в защиту своей личности, он направляет их против энергии Вселенной. Следовательно, отрицательная энергия, направленная на борьбу с энергией природы, которая питает его дух, является пустой борьбой за свое «Я», забирающей как духовные силы, так и физические.
    Необходимо научиться, правильно использовать защитные механизмы, которые работают в гармонии с механизмами Вселенной и являющие собой психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.
   
   

    В этом случае можно обратиться к концепции З. Фрейда, которая указывает – личность человека состоит из трёх уровней:
        - «Оно»;
        - «Я»;
        - «Сверх Я».

    «Оно» - являет собой бессознательную часть психики человека, бурлящий котёл биологических инстинктов, влечений (агрессивность, сексуальность). Человек является замкнутой энергетической системой. Будучи бессознательным и рациональным, «оно» подчиняется принципу удовольствия.
   
    «Я» - это сознание, которое находится в постоянном конфликте с «Оно» и подавляет сексуальное влечение. На «Я» воздействует три силы: «Оно», «Сверх я» и общество, которое представляет свои требования человеку.

    «Я» старается установить гармонию между «оно» и «сверх Я».

    «Сверх Я – служит носителем моральных стандартов. Это та часть личности, которая выполняет роль критика, совести. «Сверх я» испытывает наказание в виде чувства вины, укора, совести.

    У детей к пяти, шести годам возникает «Сверх я», которое не пускает в инстинкты «я», и тогда энергия трансформируется в формы деятельности человека.

      «Сверх я» сдерживает от негативных высказываний в адрес судейства и организаторов публично. В результате, энергия, образовавшаяся в этой ситуации, может трансформироваться в виде хулиганских действий вне спорта в обществе, или вылиться в затянувшуюся подавленность, которая может вызывать уже знакомые нам по своим последствиям, чувства обиды, жалости к себе, суждения и претензии. Такой выход энергии у бойца повлечёт за собой проблемы, которые ещё больше затормозят его развитие.
    Нужно научиться, не реагировать эмоционально на несправедливые ситуации. Принимать их сдержанно. Важным станет являться тот результат, который выплывет после проделанной работы над своими недостатками, указанными возникшей негативной ситуацией.
    Понятие сублимации раскрывает преобразование энергии подавленных запретных желаний. Если энергия «оно» не находит выхода, то у человека как следствие, начнут развиваться психические заболевания.

    Выход из таких ситуаций – это психологический анализ и психологическая защита.

    Защитное поведение позволяет спаться от проблем, которые человек не может решить, и даёт возможность времени предоставить другой вариант. Позволяет снять тревогу от угрожающих событий. Поведение человека в период защиты не предсказуемо из-за его постоянной внутренней борьбы со своими порывами, желаниями, решениями, страхом перед ответственностью.
    Сами по себе защитные механизмы порождают новые и новые проблемы при неправильных решениях. Человек, пряча возникающие проблемы, подменяет их новыми псевдопроблемами.

    З. Фрейд выделил некоторые механизмы защиты.

1. Вытеснение желаний – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания «я» в область бессознательной психики «оно». Подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы. Психическая энергия подавленных желаний находит своё болезненное в теменном выражении. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере реальности.
2. Вытеснение – это частичное подавление. Человек сдерживает свои переживания, старается о них не думать, но полностью убрать их не может, и вытесненные желания прорываются в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков.
3. Отрицание – это уход фантазии. Отрицание какого-либо события как элемента неправды.
4. Рационализация – это бессознательная попытка оправдать и объяснить своё неправильное или абсурдное поведение. Построение приемлемых моральных, логичных аргументов для объяснения или оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей поступков, желаний. Причём как правило эти оправдания не соответствуют истинной причине совершённого поступка. Истинная причина может не осознаваться.
5. Инверсия – это подмена действия мыслей, чувств, отвечающих подлинному желанию на диаметрально противоположное поведение мыслей, чувств.
6. Проекция – бессознательная попытка избавится от навязчивых желаний, идей, привязать другому человеку свои мысли, чувства. То есть отдалить угрозу от себя. Когда что-то осуждается в других – именно это не принимает человек в себе. Он не хочет понять и не может признать, что эти качества, как и все остальные присущи ему.

    Прежде чем спортсмен встанет на путь спортивной карьеры, войдёт в систему соревнований, он должен осознать и понять, что для продвижения вперёд могут быть два пути.
    В книге «Традиция воинских искусств» авторы А.А. Долин и Г.В. Попов процитировали древние понятия этих путей.

    «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают. Поэтому в древности говорили: «сильный старается опередить тех, кто слабее его; слабый – тех, кто сильнее его. Идущему впереди тех, кто слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его не грозит опасность. Так побеждают собственное тело будто раба…
    Хочешь быть твёрдым, сохраняй твёрдость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости»».

    В профессиональной системе соревнований промоутерами, менеджерами, тренерами и другими заинтересованными лицами иногда используется схема продвижения спортсмена с подбором заведомо слабых бойцов. С технической точки зрения это оправдано в начале спортивной карьеры, боец проходит обучение и набирается опыта в боях. Но в дальнейшем в профессиональном спорте такая схема может использоваться просто для удержания чемпионского титула как можно дольше в своих руках в материальных интересах.
    В психологическом плане такой подход наносит большой ущерб бойцу, так как он начинает жить в страхе, что рядом есть бойцы способные его победить, но он вынужден их отрицать.
   
    Зачастую такой боец подвергается всеобщему осуждению. Путь продвижения к победам, выбранный его наставниками ведёт к психологическим срывам. Та сила, на которую боец всегда рассчитывал и опирался, прекращает своё действие.

    Будучи чемпионом, спортсмен постоянно подвергается психологическому давлению как с внешней стороны, со стороны общества, так и с внутренней стороны своих чувств, совести, страха, самолюбия и амбиций. Выдерживать такое давление на протяжении длительного периода очень сложно. Поэтому некоторые чемпионы быстро теряют свои пояса и сходят с большой арены, в следствии чего общество про них забывает. Такой уход с вершин спорта в дальнейшем порождает у спортсмена депрессии. В основе депрессии лежит агрессия и неудовлетворённость. Вернуться же на чемпионский путь, зачастую не хватает времени.

    Боец, путь которого к пьедесталу славы и почёта лежит через сильных бойцов, в каждом бою воспитывает свой дух и наращивает психологический опыт, становясь при этом сильным физически, опытным технически, терпеливым и мудрым, и главное, сильным духом.
    Он обрёл дух, который наделил его гармонией окружающей жизни, в которой он создаёт вокруг себя атмосферу любви. Дух, который даёт ему возможность осознать, что теперь он психологически не зависит от всех закулисных игр той системы, в которой ему приходится пробиваться к своей цели. Дух, который позволяет спокойно осознавать, что теперь на встречу с ним будут претендовать много сильных и опытных бойцов, но этот дух не позволит расти страху поражения.
    Боец получает возможность осознать, что он тоже может стать очередной ступенью для роста другого бойца. Это духовный закон жизни, и неприятие его внутри себя, ведёт к психологическим расстройствам. Один человек своими действиями учит другого человека, и тем самым, даёт ему возможность для личностного, духовного и технического роста. Принять это нужно с достоинством, как должное. Не нужно бороться против законов Вселенной, ухудшая своё психологическое состояние, которое будет сказываться на личной жизни.


    В раннем возрасте, когда ребёнок начинает заниматься спортивными видами единоборств, он полностью доверяется своему тренеру и учится у него, как надо бороться со спортивными неудачами. Насколько тренер сможет передать свою мудрость и объяснить жизненные ситуации ученику, настолько будет зависеть духовный рост ученика, его бойцовские качества, технические и физические способности.
    Когда росту бойца будет способствовать передача ему всей жизненной мудрости, воспитания у него выдержки, спокойствия и других психологических качеств, сопутствующих сильному человеку в целом, тогда он сможет войти в любую систему, созданную людьми, поставить перед собой цель и справиться с поставленными задачами.
   
    Так же необходимо развивать своё чувство интуиции, то есть, энергию своего внутреннего «я», всегда живущее внутри и наталкивающее наше сознание на определённые мысли с помощью чувств, постоянно подсказывающих, когда нужно пойти на риск, а когда просто необходимо выждать момент. В этом случае будут лидировать чувства, независящие от внешней энергетики, создаваемой окружающими людьми и развивающей эмоциональные порывы. Зачастую интуиция подсказывает действовать вопреки требованиям окружающей толпы и заставляет проявить спокойствие, уверенность в себе и умение рисковать в нужный момент.
     Нужно научиться доверять своей интуиции. Так же важно научиться делать свой выбор, принимать решения то ли следовать в том направлении, в каком ему подсказывает интуиция, то ли идти по пути, который ему указывает разум.
     Разум, который постоянно подвергается мысленным атакам в виде страха потери каких-либо материальных ценностей, человеческих отношений или же страха выхода за рамки иллюзорного мира. Мира, который для него создали окружающие люди и который заставляет постоянно подстраиваться под рамки этого мира, тем самым впустую расходуя свою внутреннюю энергию на удовлетворение постоянно растущих требований окружающих.
    Постоянно растущие требования окружающих людей к бойцу только поглощают его внутреннюю энергию и никаким образом не подпитывают его дух.


    В любом случае, ответственность за принятое решение по ходу боя будет лежать на бойце.

    У каждого человека есть индивидуальные качества, способные в разной мере выдерживать психологические и физические нагрузки. Интуиция бойца всегда будет работать на него только с положительным результатом, потому, что в её задачу входит сохранение человеческого организма здоровым и гармоничным с природой.
    Зачастую очень сложно бороться с желанием постоянно удовлетворять желания окружающих людей, бороться со своим желанием нравиться им, теша своё самолюбие. Такие необузданные желания заставляют бойца нервничать и загоняют его, как всадник загоняет свою лошадь в беспрерывных скачках. 
    Спортсмену необходимы личные беседы с тренером и, если это возможно, с психологом, которые будут основываться на обоюдном доверии, и которые дадут возможность спокойно анализировать любую ситуацию, возникающую вокруг него. Такой анализ поможет выяснить, что несёт за собой та или иная ситуация, какой путь избрать для дальнейшего продвижения вперёд и чем при этом руководствоваться. В личных беседах с тренером или с психологом спортсмен должен чувствовать себя равноправным членом общества, они должны помочь вовремя остановить разрушительные действия внутренней борьбы, принимать правильные решения и осуществлять спокойные и уверенные действия.
    В вопросах интуиции, как спортсмен, так и тренер, несут личную ответственность за принятие того или иного решения. Поэтому им необходимо полное понимание и доверие, что будет способствовать развитию уверенности в принятии решений.
    Стоит отметить, что физический возраст человека не обязательно соответствует опыту в интуитивных чувствах и в принятии мудрых решений.
    Перед соревнованиями нужно осознать, что внутренняя работа со своей интуицией не должна переходить в постоянный внутренний диалог. Если возникло какое-либо интуитивное чувство, то надо чётко принять решение и снова освободить своё сознание от навязчивых мыслей.


 Внутренний диалог становится навязчивым за несколько дней до соревнований. Спортсмен начинает постоянно думать о своих силах, способностях, а также о силе и способностях соперника, с которым ему предстоит встретиться. Эти мысли заставляют гореть его внутреннюю энергию. И чем больше он её сжигает, тем больше неуверенности и заниженной самооценки появляется в нём самом.  Он всё больше и больше думает о силе будущего соперника, а не о своих преимуществах. Постоянный внутренний диалог не только сжигает внутреннюю энергию бойца, но и уводит его от действительности. Его сознание загружено не теми вопросами, которые нужно решать в данной ситуации. Непосредственно перед началом соревнований бойцу необходимо просто «быть» в том моменте, в той ситуации, и просто действовать, а не загружать своё сознание ненужными мыслями и сомнениями.
    Неконтролируемый внутренний диалог развивает чувство неуверенности. Это приводит к тому, что начинающий боец уже в зале, непосредственно перед самим боем, не зная в лицо своего соперника по жеребьёвке, выбирает чужого соперника, подходящего под образ бойца, которого он создал в своем воображении и на борьбу с которым, он уже потратил большое количество внутренней энергии.
     В итоге, на бой выходит совсем другой спортсмен, менее опытнее технически и слабее физически. Начинается поединок, но ничего не получается. Всё идёт не так как бы хотелось. Соперник прост, предсказуем, все его действия хорошо видны, но наш боец ничего не может ему противопоставить. Не получаются даже хорошо наработанные технические элементы. Скажем так, бой просто не клеится потому, что боец уже израсходовал большое количество внутренней энергии. Он потратил её на борьбу с несуществующим соперником и теперь находится на остатке своих сил. Такой поединок часто заканчивается поражением или не яркой победой, от которой остаются неприятные впечатления не только у спортсмена и тренера, но и у зрителей.



    Бывает, человек находится под воздействием своего внутреннего диалога на протяжении всего времени свободного от общения с другими людьми. Как только начинается световой день, перед ним встаёт по его меркам масса глобальных вопросов, на которые он попытается сразу найти ответ, не дожидаясь, когда подойдёт конкретная ситуация. Нетерпение и страх от будущего негативного результата увеличивает его нервозность, что в свою очередь выражается в проявлении негативных эмоций.
    Человеку ошибочно кажется, что всё что он делает, это настолько важно для мира, что всё необходимо решить именно сейчас, не считаясь со временем, ни с окружающими условиями, которые не могут в данный момент принять эту ситуацию. В итоге он сжигает массу внутренней энергии, а его мозг устаёт и замедляет работу. Сознание загружено ненужными вопросами настолько, что порой кажется, как говорят в народе: «Вот, вот крышу сорвёт».
    Некоторые люди совсем не хотят понять, что в жизни, иногда нужно быть просто наблюдателем протекающих вокруг, жизненных процессов, тем самым вырабатывая в себе терпение и умение выжидать свой удачный момент, а не хвататься за всё подряд.
   
     Используя инстинктивные и бессознательные чувства, организм человека всегда будет полностью направлять внутреннюю энергию только на улучшение своей жизнедеятельности.
     Поэтому, когда для данного человека появится конкретная благоприятная жизненная ситуация, интуиция даст ему это почувствовать. Если сознание человека в данный момент не будет загружено посторонним материалом, он обязательно отреагирует на импульсы интуиции и направит все свои возможности на решение вставшего вопроса.
    Сознанию необходим отдых, также, как и физическому телу. Поэтому нужно научиться расслаблять его, чтобы в дальнейшем оно могло работать более качественно.

    Желательно научиться использовать свою внутреннюю энергию в качестве взрывной волны, которая сметает на своём пути любые преграды к цели, и приносит положительный результат.



    Остальное же время нужно пребывать в режиме ожидания, наблюдая за происходящим вокруг пребывая в расслабленном состоянии как психологически, так и физически.

    У Лао-Цзы сказано: «Твёрдое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить».

    Сознание человека гораздо быстрее будет уставать, если оно постоянно пребывает в загруженном твёрдом состоянии. От этого у творческих людей иногда возникают так называемые творческие кризисы. На какой промежуток времени растянется этот безрезультатный творческий кризис, будет зависеть от степени утомления сознания и желания данного человека исправить ситуацию, то есть осознать, что пришло время отдохнуть и посвятить себя на какой-то период времени чему-то другому, что может внести в его организм гармонию, расслабление и удовлетворённость своей жизнью. Если человек не захочет осознать, что пришло время отдыха и станет упорствовать, то в нём будет развиваться процесс торможения его творческих способностей, что приведёт к психологическому срыву.

    Одним из способов расслабления сознания является принцип медитации. Нужно осознать важность медитации для дальнейшего духовного роста.
    В настоящее время техник медитации достаточно много, но все они сводятся в основном к одной сути – это привести состояние человека к энергетическому источнику, который до краёв наполнит его спокойствием, уверенностью, бесстрашием, здоровьем и силой. Источнику, который поможет человеку противостоять всем жизненным трудностям и испытаниям.
    Что интересно, человеческое сообщество само лишает себя возможности быть в постоянном взаимодействии с природой.
    Материальные условия, созданные человеком, направлены на отрыв человека от природы с раннего детства.
    Ребёнок рождается в замкнутом пространстве и с раннего возраста видит и слышит рамки всевозможных ограничений: различные комнаты в зданиях; системы образования и общественного мнения; спортивные системы; техники безопасности; законодательные ограничения; порядок перемещения в определённых местах и многое другое.

    Родившись на свет, ребёнок начинает всё это видеть слышать, чувствовать, но достаточно редко со столь раннего возраста ребёнка обучают тому, что все эти системы требуют затрат его личной энергии для удовлетворения важности этих систем. Лишь некоторые из них способствуют его духовному росту при затрате его внутренней энергии. Ребёнка нужно учить не только как распылять свою энергию на материальные потребности, но и как накапливать духовную энергию.
    Психологическая зацепка даже за какое-либо духовное направление может ввести человека в состояние заторможенного и ограниченного мышления, нарушая гармонию жизни.
    Присутствие гармонии в сознании позволяет развивать в себе спокойствие и уверенность. Кто-то скажет, что гармония - это миф, иллюзия и она не достижима, но как бы ни было, к такому состоянию в своём сознании нужно стремиться.
    Для развития духовного роста ребёнка родителям и тренерам желательно использовать механизмы личного примера, чтобы ребёнок мог с раннего возраста ощущать себя полноценной частицей Вселенной, от которой он может получить внутреннюю поддержку.
    Иногда тренерам приходится исправлять упущения со стороны родителей. Они стараются воспитать в бойцах те качества, которые должны были развиваться наравне с другими человеческими качествами на протяжении его предыдущей жизнедеятельности.  Ребёнку необходимо научиться сливаться с природой с раннего возраста, чтобы он мог чувствовать её поддержку даже тогда, когда познал и осознал предательское отношение к себе со стороны людей.
    Нужно научиться питаться силой природы.
Если смотреть более конкретно, то спортсмену, проигравшему поединок по причине несправедливого судейства, необходимо освободить своё сознание от психологической зацепки за систему, которая даёт ему возможность стать чемпионом. Вместо этого надо поселить в своём сознании мысль, раскрывающую всю красоту жизни со всеми её трудностями, которые дают возможность усовершенствовать себя.



    Спортсмен должен уйти от обид и претензий к тренерам и судьям. Ведь они являются в этой ситуации лишь исполнительными элементами Вселенной, которые способствуют его духовному росту. Неправильное восприятие сложившейся ситуации спортсменом лишь вызывает в нём непроизвольный отказ от продвижения вперёд. Он начинает бороться против той силы, которая должна двигать его вперёд в духовном развитии.
    С правильным подходом к таким ситуациям, спортсмен сможет быстро восстановить своё психологическое состояние и продолжить тренировки. Взамен агрессии он впитает в себя любовь и силу Вселенной и не станет проявлять негативные эмоции.
    При неправильном же восприятии сложившейся ситуации, он предъявит свои обиды и претензии не только тренерам и судьям, но и всей жизни в целом, доказывая, что это неправильно. Что с ним обошлись нехорошо, рассылая ругательства во всех направлениях и превознося себя ещё выше, тем самым развивая в себе гордыню, на уничтожение которой включатся жизненные законы с предоставлением новых трудностей. И так до самого пика, пока не произойдёт нервный срыв и не заберёт оставшиеся силы.
    В нашем словесном словаре есть такое слово как тюрьма. Мы привыкли его относить к понятию, когда человека заключают в замкнутое пространство, лишая его физической свободы на определённое время. Как сложно бывает отнести понятие этого слова к самому себе, когда человек лишает себя возможности общения с природой и загоняет своей организм в рамки технологического прогресса.

    У Омара Хайяма есть такие строки:
   
          «Цепи разума, хотя б на миг единый
            Тюремщик временный, сними с души
                Своей».

    В них он хочет донести, насколько постоянный контроль разумом человеческого сознания, отрывает их от Вселенной.





    Медитация и психологические тренинги применяются специалистами для достижения состояния свободного сознания человека. Состояния, в котором, человек может спокойно и уверенно действовать в сложной и опасной обстановке, оперативно принимать решения, защищаться и атаковать, творить и созидать.
    Иногда для достижения свободного сознания и снятия контроля над ним, люди прибегают к препаратам внешнего воздействия, таких как алкоголь или же наркотические вещества, но со временем они входят в зависимость от этих субстанций, что постепенно приводит к пагубным последствиям.
    В своих книгах Карлос Кастанеда описывает, как его учитель Дон Хуан на первых этапах их совместного общения учит Кастанеду освобождать своё сознание от ненужной информации с помощью дурманящих трав и дымка. Но в заключительной фазе своего обучения, Дон Хуан подводит Кастанеду к тому, человек должен сам, без какой-либо помощи из вне, расслаблять своё сознание и перемещать своё тело в астральном мире.  Только сам человек сможет улучшить и усовершенствовать возможности своего тела и сознания. Учитель, наставник или тренер, могут только открыть путь познания перед учеником, указать направление движения в нём и предложить инструменты для достижения цели. Всё остальное спортсмену и ученику предстоит сделать самому. Только при полном взаимопонимании и взаимном желании со стороны тренера и ученика, зарождается стимул для достижения обоюдных целей.
    Обучение методам медитаций во время поиска путей к жизненной гармонии, должно являться неотъемлемой частью психологической подготовки человека.
    Даже во время утренней пробежки, когда организм осуществляет ритмичные движения тела, спортсмен имеет возможность расслабить своё сознание, бросив взгляд на небо, освободить его от ненужных и тягостных мыслей. Так сказать, выполнить роль простого наблюдателя окружающей  природы. В момент бега он сможет получить позитивный заряд, от восходящего солнца, которое радует глаза. От ароматного воздуха, если, конечно же, пробежка выполняется не на оживлённой автостраде. От ветра, который ласкает кожу лица, от белизны снега зимой и зелёных лугов весной и многого другого.


     Вдыхая и вбирая в себя все прелести природы во время бега, человек наполняет себя силой природы. Полученные положительные эмоции наполнят организм скрытой энергией, позволяющей ощутить в себе чувства спокойствия и уверенности, почувствовать гармонию организма и осознать всю важность между действиями природы и своими бытовыми проблемами, которые только забирают внутреннюю энергию.

    Эйфория от достигнутой конкретной цели лишь на какое-то время позволяет нам чувствовать удовлетворение и быть счастливым. Через время конкретная победа над достигнутой целью, становится обыденной, и человек перестаёт получать от неё моральное удовлетворение. Ему приходится снова ставить перед собой новые цели и достигать их, но для этого нужны новые силы.
    Суть медитации сводится к достижению гармонии между человеком и природой, к полному их взаимодействию.
Человек не может полноценно жить без взаимодействия с природой. Чем раньше удастся находить психологическое взаимодействие с энергией природы, тем больше времени останется на то, чтобы развивать в себе положительные стороны своего характера, которые впоследствии будут влить на судьбу и способствовать спортсмену в достижении его цели.
   
    Лазарев С.Н., в своей четвёртой книге «Диагностика кармы» писал: «Как-то раз к нему одновременно обратились за помощью сразу три тренера по карате. Они пришли к нему по одному и тому же вопросу. У некоторых учеников из их секций возникли проблемами с результатами в спорте и со здоровьем, и что этим всё не ограничилось. С их слов, в семьях именно этих учеников стала развиваться отрицательная атмосфера, приводившая к плохим последствиям. Тренеров беспокоил вопрос, почему, после того как они систематически проводят занятия по медитации, некоторых учеников преследуют неудачи? У этих же учеников появляются проблемы со здоровьем. И почему у них же нарастают негативные отношения в кругу семьи?»


    Наблюдения тренеров по карате сводились к определённым ученикам, так как у всех троих, возникающие вопросы касались именно их.
    С.Н. Лазарев попытался понять происходящее и просмотреть их ситуации на энергетическом уровне, так как он раньше имел возможность заниматься таким видом единоборства, объяснил: «Что, то время, которое затрачивается на обучение медитации, не позволяет ученикам в полной мере осознать её суть и получить от неё заряд любви, миролюбия, спокойствия и гармонии».
    Все спортсмены различных видов единоборств точно так же работают над укреплением своего тела и духа, над созданием вершин, которых желают достичь. На этом пути очень важно знать какая энергия несёт в себе внутреннее разрушение, и какая, напротив наполняет внутренней гармонией.
    Как-то один юноша, занимающийся продолжительное время в секции бокса и достигший определённых результатов, подошёл к своему тренеру и спросил: «Почему я не могу добиться большего результата в боксе, чем тот, который есть, ведь у меня всё хорошо получается на тренировках? Я учусь в школе на отлично, посещаю кружок бальных танцев, занимаюсь акробатикой, веду здоровый образ жизни, но меня преследуют какие-то неудачи и болезни. Почему? Такое впечатление, как-будто что-то или кто-то меня тормозит»?
    Тренер посмотрел на ученика и не смог сразу ничего ответить на поставленный вопрос.
    Да, в последнем бою с двукратным чемпионом страны, он проиграл ввиду отказа секунданта. Причиной такого решения тренера стала информация, полученная от рефери, который в перерыве между раундами подошёл к нему и сказал, что его ученик пропустил несколько сильных ударов по корпусу и у него есть опасность осложнений со здоровьем.  В такой ситуации с каким-то другим рефери, тренер может быть и не придал бы значения такой информации. Но он знал, что этот человек не просто рефери в ринге, он является кандидатом технических наук и очень сильно увлечён практиками массажа и костоправства. Этот человек не раз озвучивал людям их внутренние болезни, не прикасаясь к телу.
    Да, этому ученику всегда попадают достаточно опытные бойцы и бои у него проходят сложно.

    Тренер расспросил ученика о положении дел в его семье. Что он сейчас чувствует по отношению к своим членам семьи. И потом стал наблюдать за его работой во время тренировок.  На одной из тренировок он обратил внимание на то, с какой жёсткостью этот ученик засаживает удары по корпусу своему напарнику. В этот момент у данного ученика было безжалостное выражения лица. В жизни он был добр и не конфликтен, а в данный момент он совсем не жалел свое партнёра. С этими жёсткими ударами он выплёскивал скопившуюся в нём негативную энергию.
    Через время тренер пришёл к выводу, что проблемы, возникшие на фоне отношений в семье, зародили в нём обиду на отца, внутренние обиды заставили его замкнуться в себе. Да он прятал свои обиды за отличной учёбой и правильным образом жизни, но это не смогло развить в нём положительные эмоции, которые способствовали бы развитию внутренней гармонии. На фоне обид в нём развивалась внутренняя агрессия, которая накапливалась и ждала свою возможность вырваться наружу при первом случае. Что бы с ним не произошло несчастье, судьба включала рычаги торможения его внутренней агрессии, которые выражались в виде болезней и не высоких результатов в спорте, не давая возможности ещё и развитию чрезмерной гордыни. Гордыни, которая в сочетании с внутренними обидами сильно разрушает внутреннее психологическое состояние любого человека.

   Дети, которые тренируются для того, чтобы побеждать других при помощи боевых единоборств, должны знать, какая энергия несёт в себе негативную энергию, и какая позитивную. Понимание различия между этими энергиями поможет им в дальнейшем разобраться в том, какие последствия они могут получить от их применения.


    Проявление любви к жизни, а также воспитание в себе выдержки, терпения, эмоциональной устойчивости помогут спортсмену выстроить положительную атмосферу на своём пути. Прекрасным способом по улучшению психологического состояния является медитация на природе. Она позволяет ощущать себя частицей природы. Стоя по колено в воде, человек может ощущать дно водоёма, ноги в это время омываются водой, верхняя часть туловища обдувается лёгким ветром, к лицу прикасаются тёплые лучи восходящего, или же заходящего солнца. Равномерное и спокойное дыхание. Сознание полностью освобождается от бытовых вопросов. Человеку нужно слиться со всеми стихиями природы. Глаза начинают улавливать цвет воды, неба, листьев, облаков. Органы слуха улавливают плеск воды, крики птиц, шелест листьев и травы под лёгкими порывами ветра. Постепенно человек начинает ощущать приятное касание земли к стопам ног, вода нежно обнимает голени, а ветер ласкает тело, заигрывая с теплом солнечных лучей, которые покрывают сверху тело. Всё это сливается в единый миг и поглощает сознание человека, освобождая его от внешнего контроля. Сознание становится частицей природы и переходит в полное взаимодействие с ней. Оно растворяется в массе прекрасных ощущений, позволяя организму впитывать в себя энергию природы и восстанавливать психологический баланс.
    После длительных физических и психологических нагрузок, человеческому организму необходим отдых. Чтобы отдых был полноценным, сознание должно освободится от всего ранее пережитого, а мышцы тела должны быть расслабленными. Расслабление сознания заключается в развитии работы правого полушария головного мозга, которое непосредственно ведёт зрительно-двигательную работу организма человека.
    Во время медитации правое полушарие мозга работает на приём информации извне, и чем чаще оно будет свободно от логического мышления и контроля рационального левого полушария, тем чаще спортсмен сможет получать информацию, побуждающего его к нестандартным действиям в конкретной взятой ситуации.
    Овладение способностью расслабления сознания в нужный момент, даёт возможность подпитывать себя внутренней духовной энергией, обретать спокойствие и находить правильное решения для достижения победы над соперником.


Рецензии