Почему Бог назвал Лота праведным

«А праведного Лота, утомлённого обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)». (2Пт.2:7,8)

Когда я писал комментарии к книге Бытие, один читатель задал мне вопрос: «Почему Господь Бог назвал Лота праведным? Когда он не выдал Ангелов толпе разгорячённых страстью содомитов – за этот поступок его действительно можно назвать праведным. Но ведь во всех остальных случаях он поступал отнюдь не лучшим образом, а то и явно грешил. Да и спасая гостивших у него Ангелов, он поступил не лучшим образом: прикрылся своими дочерями, предложив их содомитам для насилия. А когда оставил дочерей без возможности выйти замуж и они забеременели от него, то проклятие легло уже не только на его дочерей, а на все поколения Лота. Да и не верится, что он был настолько пьян, что не чувствовал даже того, что спит с женщиной».
Привожу свой ответ на письмо читателя:
«С возникновением на Ближнем Востоке и в Азии древних городов, возникла и торговля между ними. Для активизации торговли и через это, развития самих городов, в странах начали строить пути сообщения, и были приняты законы обеспечивающие безопасность купцов и их товаров (никто не поедет туда, где в любой момент могут ограбить и убить). Так на государственном и бытовом уровне возникли законы и правила, по которым, владельцы караван-сараев и хозяева домов в которых поселялись гости, обязаны были любой ценой защитить здоровье и жизнь гостей. Например, по древним Шумерским и Греческим законам считалось, что если человек не окажет гостеприимства или не будет защищать гостя, то этим он опозорит и погубит не только свою честь и душу, но и весь город. Потому что в древности язычники, в том числе и Шумеры – откуда были родом Аврам и Лот – считали, что под видом гостя в дом может прийти ангел или даже бог.
Теперь перехожу к Лоту. Увидев вошедших вечером в город странников, Лот, пригласил их к себе и уговорил войти в его дом. Когда содомляне собрались к его дому, чтобы надругаться над гостями, Лот вышел к ним и стал уговаривать их не делать этого. Видя, что уговоры не действуют, он решил отдать „выкуп“ за гостей: предложил им своих дочерей: „Братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего“ (Быт.19:7,8).
И ещё: вы, уважаемый читатель, обвиняете Лота, что он прикрылся дочерями. Но это несправедливое обвинение, потому что он не прятался за стенами дома, а открыто стоял перед разъярённой толпой, посмотрите, что сказано в Священном Писании: „Теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь“ (Быт.19:9). Так что, Лот поступил смело и справедливо: он ради гостей готов был пожертвовать всем, даже своей честью и жизнью.
А то, что дочери Лота решили забеременеть от своего отца, за это ответственность лежит на них, просто они не захотели ждать, пока их отец успокоится от обрушившегося горя и найдёт им мужей, хотя-бы у своего дяди, Авраама (ведь их сыновья нашли себе жён). Они решили пойти своим, как они думали, оптимальным путём, и последствия их греха не заставили себя ждать – от их сыновей пошли два нечестивых народа: Аммонитяне и Моавитяне. Спустя четыре века, когда их родственники, евреи, утомлённые переходом через пустыню, подошли к их землям, они не только не оказали гостеприимства, а постарались погубить Божий народ: вспомните царя Валака, который призвал Валаама, чтобы тот проклял израильтян (см. Чис.22-24 гл.)“.
За эти грехи Господь Бог проклял потомков Лота: „Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя“ (Втор.23:3,4).
Обратите внимание: Бог наслал проклятие на Аммонитян и Моавитян не за то, что основатели этих народов были зачаты через инцест, а спустя четыре столетия, за то, что эти народы нарушили закон гостеприимства.

И в завершение, как основной аргумент того, почему Господь Бог назвал Лота праведным, укажу истинную веру Лота в Божью праведность и в Божью милость. В Ветхом Завете я не нашёл, чтобы Господь причислял его к праведникам – по закону он грешник. Но Бог видел в его сердце истинную веру и вменил ему веру в праведность. Точно так же, как до этого его дядя, Аврам, поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (см. Быт.15:6).


Рецензии