О разных идеях развития бестоварного производства

     Социалистическое общество основанное на общественном владении всеми производимыми в обществе и необходимыми каждому средствами для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды по достойным человека узаконенным нормам от их общего производимого в обществе количества едва ли кто назовёт несправедливым.

     Особенно если благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый сможет формировать для себя и своей семьи сам по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества. При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущие производительные силы страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение. А старики чтобы имели всё необходимое для жизни и заслуженную пенсию по старости, а немощные и больные по нормам для нетрудоспособных.
 
     Такое интегральное, смешанное бестоварно-рыночное производство и распределение обязательно должно быть  при планировании производства для удовлетворения насущных потребностей населения от его количества, состава семей и насущных потребностей каждого. А также для нужд государства для защиты от посягательств кого-либо на право народа жить по своим избранным абсолютным большинством населения, законам! В основе планирования должен быть принцип "от каждого по способностям, всем по насущным потребностям в меру способностей каждого и экономических возможностей общества". А значит такая хозяйственная система позволит производить разнообразную продукцию для удовлетворения насущных потребностей общества и заставит каждого, кто хочет жить лучше, учиться и повышать квалификацию своего труда!

     Испанские анархисты в первой половине 20 столетия, разделяли два процесса: "коллективизацию" (так они называли захват трудовым коллективом предприятия для самоуправления всем обществом) и "социализацию" - переход ко всеобщей и почти бестоварной экономической системе анархистского коммунизма. С коллективизацией, (разумеется, здесь речь идет не об СССР и его колхозах,  фактически госпредприятиях с назначенными сверху начальниками, где вместо частного хозяина работников эксплуатирует государство, как совокупный капиталист, в лице буржуазно привилегированного государственного чиновничества, которое распоряжалось производимой продукцией как лавочники в своей лавке, иногда не оставляя трудящимся даже на пропитание), а об отобранных трудящимися у капиталистов заводах и фабриках. Но как конкретно должна работать экономика с таким самоуправлением, когда планирование и все ключевые решения принимаются коллегиально на местах, в то время, как центральные органы лишь координируют работу самоуправляемых коллективов для обеспечения законности и правопорядка в обществе, полноценного ответа не было, а читать Маркса, вероятно, не было времени.  Поэтому многие ещё не понимали, как организовать производство и распределение благ, если всё это делать без рынка и денег.

     Любопытную схему бестоварной экономики предлагали в России левые эсеры и она называлась синдикально-кооперативной федерацией.

     http://proza.ru/2017/01/25/2275

     Устроить ее нужно было следующим образом.

     Миллионы людей создают самоуправляемые потребительские общества - кооперативы. Эти организации должны заниматься коллективными закупками продовольствия и других товаров по выгодным потребителям оптовым ценам. Каждый член кооператива сообщает, какого рода продукция ему нужна, на основании индивидуальных потребностей формируется коллективный заказ. Одновременно, промышленные предприятия, захваченные трудовыми коллективами, переходят в самоуправление.

     Затем потребительские кооперативы создают свои ассоциации, а самоуправляемые промышленные предприятия (превратившиеся, фактически, в  производственные кооперативы) свои отраслевые объединения (синдикаты). (Заметим здесь, что в России времён русской революции около трети всего населения было охвачено различными видами кооперативов, причем потребительская кооперация была наиболее распространена; в то же время рабочими были захвачены некоторые промышленные предприятия).

     На следующем этапе федерации производителей и потребителей создают единую ассоциацию - синдикально-кооперативную. То есть, представители ассоциаций производителей и потребителей согласовывают планы производства, ибо не всё, что хотят потребители, производители в состоянии произвести. Затем производится строго то, что заказано и согласовано. Произведенная продукция распределяется через потребительскую кооперативную сеть.

     Разумеется, чтобы создать такие сети и соединить их между собою, нужна (по мнению левых эсеров) социальная революция для изменения социально-экономических законов, ибо никто просто так предприятия работникам не отдаст. Но и социальная революция занимает определенное время. Пройдут годы, прежде чем внедрение синдикально-кооперативной федерации станет возможным.

     Поэтому, какое-то время будет существовать товарно-денежный обмен между самоуправляемыми коллективами, до тех пор, пока потребительские и производственные сети не охватят собою всё население страны. То есть до тех пор, пока они не замкнутся в единое целое, а когда это случится, необходимость в товарном производстве отпадёт сама собой и начнёт работать прямой продуктообмен для удовлетворения основных потребностей населения. Выборные представители кооперативных ассоциаций и синдикатов, через особые экономические советы, будут формировать планирование производства базовых средств для жизни от количества населения и состава семьи для удовлетворения насущных потребностей населения, а удовлетворение второстепенных и малозначащих потребностей население будет удовлетворять на принципах общинной взаимовыручки и взаимопомощи самих членов общества и деньги для обращения в обществе будут не нужны. В руках политических советов останутся вопросы законодательства и обороны. Две параллельные системы  самоуправления - политическая и экономическая - станут дополнять и контролировать друг друга в рамках своеобразного либертарно-социалистического разделения властей. Обмен между другими странами тоже возможен на этих принципах.

     Похожие схемы предлагались и испанскими анархистами в их Сарагосской программе (1936 г). Однако здесь функции распределения берёт в свои руки территориальная Коммуна, то есть самоуправляемое объединение местных жителей. Производство, как и в левоэсеровской программе, переходит в руки синдикатов - ассоциаций самоуправляемых трудовых коллективов.  "Коммуна займетcя вcеми вопроcами, интереcующими людей. Ей предcтоит занятьcя вcеми видами деятельноcти по организации, упорядочиванию и организации быта наcеления, обеcпечением cвоих жителей жильем, продуктами питания и другой необходимой продукцией, которые предоcтавляют ей синдикаты или аccоциации производителей". 

     Коммуналистско-синдикалистский (а не кооперативно-синдикалистский, как у левых эсеров) подход связан с тем обстоятельством, что в Испании, в отличие от революционной России 1917-1918 годов не было мощных ассоциаций потребительских кооперативов, зато имелись сильные традиции коммунального (территориального) самоуправления. В то же время в обеих странах существовала сильная тяга части трудовых коллективов к самоуправлению.

     Как выглядела эта схема на практике в испанском Арагоне во время революционных событий 1936-1937 гг?  Вот что пишет об этом исследователь испанской революции В.Дамье:

     «Полнaя незaвисимость трудовых коллективов друг от другa, рaзличия в блaгосостоянии общин и в системе рaспределения зaтрудняли координaцию их хозяйственной деятельности. К этому призывaли aнaрхисты - сторонники углубления социaльной революции, в том числе Дуррути. В феврaле 1937 г. в местечке Кaспе состоялся конгресс сторонников такой коллективной кооперации Арaгонa с учaстием нескольких сотен делегaтов. Было принято историческое решение о создaние Федерaции.

     Учaстники договорились усилить aгитaцию в пользу коллективизaции, создaть экспериментaльные фермы и технические школы, оргaнизовaть взaимопомощь между трудовыми коллективaми с предостaвлением друг другу мaшин и рaбочих рук. Были отменены грaницы между селениями и упрaзднены коммунaльные рaмки собственности. Объединившиеся коллективы решили координировaть обмен с внешним миром, создaв для этого общий фонд из продукции, преднaзнaченной нa обмен, a не для собственного потребления общин, a тaкже нaчaв состaвлять стaтистику по возможностям производства.

     Нaконец, предусмaтривaлaсь полнaя отменa любых форм денежного обрaщения внутри трудовых коллективов и их Федерaции при введение единой для всех системы потребительских тaлонов. Последнее должно было помочь устaновить реaльные потребности кaждого из жителей регионa, чтобы зaтем, ориентировaв производствa нa конкретные нужды людей, перейти к aнaрхо-коммунистической прaктике "плaнировaния снизу" для удовлетворения самых насущных потребностей трудящегося населения.»

     Мы видим схожие черты в программах двух крупнейших в истории антиавторитарных социалистических движений. В сущности, одна и та же модель - сдвоенная ассоциация производителей и потребителей, совместными усилиями планирующих производство, потребление и экономическое развитие. Однако в каждом случае ее следовало строить с учетом местных условий и особенностей.

     Можно предположить, что в первой половине 20-го столетия реализации таких программ мешало низкое качество средств необходимых для эффективной коммуникации между всеми структурами экономики, то есть не было современных средств связи и средств для обработки информации. В современном мире есть больше возможностей для успешного воплощения в жизнь идей социализации экономики.

     Впрочем, обе программы явно несовершенны, но представители производственно-потребительских кооперативов на местах могут собраться и решить те или иные вопросы, либо согласовать их по электронным сетям. Живущие бок о бок, связанные местными интересами объединения трудящихся - производители, работающие на местные рынки, коммунальщики, потребители, смогу найти общий язык, что сегодня уже реализуется в странах Скандинавии и в других социально развитых странах.

     Однако, многие крупные промышленные объекты имеют значение для всей экономики страны или для крупных регионов с многомиллионным населением. Вероятно, такие объекты должны находиться в совместном пользовании синдикально-кооперативных (или синдикально-коммунальных) региональных федераций и работать непосредственно по их заказам. Именно крупные предприятия (металлургические заводы, электростанции, транспортные сети, шахты) станут основой единства и предотвратят распад экономики. Такого рода кооперация уже строится и работает во многих социально развитых государства, но для России проекты такого рода еще только предстоит разрабатывать.


     Литература:


     1. Антиавторитарная Доктрина Левых Эсеров
http://shraibman.livejournal.com/564672.html

     2. Сарагосская Программа Испанского Анархизма (Концепция Либертарного Коммунизма) http://aitrus.narod.ru/zaragosprogram.htm

     3. Испaнскaя революция и коммуны Арaгонa. В. Дaмье


Рецензии