Мы побывали в днр
История сравнительно небольшого посёлка, надо заметить, насчитывает без малого три века. Здесь, в тогдашнем донском казачьем хуторе Кривокосском, в 1877 году родился известный исследователь Арктики Г.Я. Седов, имя которого носит Ростовская мореходка, где он учился. Позже, в 1902 году в отчаянно бедной многодетной семье, которой моя бабушка посылала молоко, чтобы поддержать, появился на свет будущий Герой Советского Союза, герой обороны Сталинграда, гвардии генерал-полковник И.И. Людников.
Потом, уже в составе Советской Украины, хутор стал селом Кривая Коса, а перед самой войной – поселком имени Г.Я. Седова. Время упростило это название до Седово.
Ближний пункт пропуска в ДНР именуют по названию небольшого городка районного значения Новоазовск, а с российской стороны вблизи от этого места расположено село Весёло-Вознесенка, ранее называвшееся Платово. Сохранилась до сих пор стела с надписью «Ростовская область» и вконец потускневшим орденом Ленина.
Платово – это бывшее имение генерала от кавалерии М.И. Платова, купленное для него отцом, когда будущий донской атаман пребывал еще в детском возрасте. Известно село и тем, что здесь, в числе прочих слобод Миусского округа, в 1820 году проходило масштабное крестьянское восстание, известное как Миусский бунт.
Через пять лет после подавления восстания, через Платово, направляясь в Крым, проезжал с семьей героя Бородинского сражения генерала Н.Н. Раевского 26-летний А.С. Пушкин. Именно здесь, в слободе своего имени, «вихорь атаман» в январе 1818 года отдал Богу душу, и из приморского имения гроб с его телом казаки, периодически сменяясь, на руках несли до Новочеркасска.
Прежний пункт пропуска с российской стороны теперь заброшен, а правее него действует более современный и оснащенный пункт с вокзалом, «дьюти фри» и несколькими линиями пропуска. До 2014 года, когда Крым еще не был «наш», очереди из автомобилей здесь в летний период были просто гигантскими, и стоять приходилось по десять часов и больше, несмотря на то, что в тогда не было комендантского часа, как теперь, и работал пункт пропуска круглосуточно.
Непосредственной причиной отправиться в дорогу для нас стал юбилей моей двоюродной сестры, и именно в связи с этим мы узнали, что ограничения на въезд в ДНР сняты, но в поселок Седово можно попасть только по приглашению, предварительно направив принимающей стороне сканы документов.
Выехали рано, едва рассвело, а через четыре с небольшим часа мы уже стояли в автомобильной очереди, заехав, на всякий случай, на близлежащую АЗС. На ее территории расположен небольшой военный лагерь, видимо, несущий охрану объекта.
Машин было не так много, как бывало раньше, но дело осложняется тем, что нескончаемым потоком на Мариуполь идут длинномеры, трейлеры и специальная техника. Везут кирпич, брус, большие упаковки краски, сухую кладочную смесь, бетонные домостроительные панели, пролеты мостов, бытовки и т.п. При этом грузовой транспорт заезжает слева от легкового, а потом пересекает эту череду, чтобы стать в правый ряд. Почему не организовать разделение этих потоков изначально, для меня осталось загадкой. Наверное, это было бы слишком рационально, как-то не по-нашему. Примерно так же, во время работы в школе, меня поражало, почему гости различных праздников обожают толпой стоять в дверях, когда в зале есть сидячие места. Но настоящие герои, как известно, не ищут легких путей, а преодолевать трудности, большинство из которых рукотворны, – это наше все. Что есть – то есть.
И еще одно психологическое наблюдение. Если кого-либо, обычно это две соседние машины, попросили отъехать, чтобы пропустить трейлер в правый ряд, и эти граждане выехали из очереди, именно их будут просить снова и снова, пока они не проедут весь путь до шлагбаума. Вот такая участь выпала мне и впереди стоящему автомобилю с московским номером. И надо еще учесть, что время от времени слева проезжали автобусы, так что расслабляться было некогда. И это я еще не говорю о шокирующем состоянии дороги перед таможней и за ней. Накренясь в соседней колдобине, грузовик вполне может повредить стоящую рядом легковушку.
Между пунктами пропуска есть несколько деревянных будок известного назначения, попасть к которым можно через прореху в колючей проволоке. Одно из трех сооружений одним боком провалилось, но два других пока еще стоят, однако от рассказа о впечатлениях от их посещения лучше воздержаться.
В общей сложности прохождение российского и ДНР-овского пунктов пропуска заняло восемь с половиной часов. По пути туда проверяли и здесь, и там весьма поверхностно, порадовало также и то, что гражданам России заполнять какие-либо бумаги при въезде в ДНР теперь уже не нужно. Да и как может быть иначе, если над таможней ДНР поднят российский триколор. Правда, крыша бывшей украинской «мытницы» пока еще зияет дырками от осколков – память о штурме 2014 года.
Есть и прогресс. Участок дороги от пункта пропуска до Новоазовска порадовал свежим асфальтом, новое дорожное покрытие появилось также от Новоазовска до Седово, а также местами и в самом Седово. Около блокпоста на въезде в поселок высится внушительная гора снятой асфальтовой крошки, которую, видимо, предполагается использовать для дальнейшего ремонта дорог. Пропустили нас с супругой без всяких осложнений, при этом оказалось достаточным моего паспорта, где Седово указано как место моего рождения.
В поселке, как и на всей территории ДНР, с 23 часов действует комендантский час, но он уже не такой строгий, как раньше. Военных на улицах теперь уже не видно, только около местного «Бродвея» – участка улицы Комсомольской, где работают летние кафе и аттракционы, стоит белый УАЗ «Патриот» и несколько полицейских, не вмешивающихся в происходящее. Правда, недалеко от посёлка дислоцируется воинская часть, и туда время от времени движется техника, помеченная известной буквой. Эту литеру в различных вариациях, кстати говоря, можно видеть на местных гражданских машинах и футболках граждан гораздо чаще, чем в России. Номера на автомобилях практически полностью республиканские, украинские нам не попались ни разу. Российские есть, но не очень много.
Работают пока не все кафе, что объясняется, по-видимому, тем, что собственники из регионов Украины не могут открыть свои заведения, и смогут ли в дальнейшем – пока неизвестно. А в Мариуполе, как рассказали нам местные жители, сейчас идет активный передел собственности, что в создавшихся условиях вполне объяснимо и предсказуемо.
Лидируют в этом процессе москвичи, что и стоило ожидать, и нескольких из них мы встречали по пути, пока стояли на пункте пропуска.
Конечно, Азовское море – не Черное, поэтому Седово, до недавнего времени бывшее единственным курортом ДНР, всегда подкупало дешевизной по сравнению даже с периферийным черноморским побережьем. Здесь, кстати, была на бывшей базе отдыха, построенной в советское время чехами, резиденция Александра Захарченко.
Теперь в Седово многое поменялось. Проживание вам предложат на любой вкус и кошелек, начиная с 500 целковых, и это единственное, что можно считать сравнительно недорогим. Остальное, за редким исключением, по цене не уступает, а то и превосходит аналогичные товары, например, в Анапе, где мы отдыхали незадолго до вояжа в ДНР.
Продовольственные товары здесь преимущественно российские, но при этом есть и небольшой ассортимент местных, в частности, овощи, яйца, хлеб, вяленая рыба. Предлагается хлеб новоазовского хлебозавода под брендом «Азовские пампухи», а также продукция донецких хлебопеков. В недавнем прошлом привозили также хлеб из Мариуполя, но сейчас его пока нет.
Несколько примеров цен на местные продукты. Помидоры – 50 рублей за килограмм, куриные яйца – 120 рублей за десяток, арбузы – 25 за кг, вареная кукуруза – 50 рублей початок, минеральная вода местного разлива «Новоазовская» - 50 рублей за полуторалитровую бутылку, импортное пиво стоит в среднем 75 рублей за полулитровую банку. Именно 0,5 литра, а не 0,45 литра, как в России.
Вяленая икра пеленгаса (галаган) стоит 2500 за килограмм, вяленую тарань чуть больше ладони можно купить за 100 рублей, а за сушеного судака массой около килограмма просят 900. Местный деликатес – подкопченый балык из пеленгаса стоит заметно дешевле, чем, к примеру, балык толстолобика в Белой Калитве. Заметно дешевле, чем в России, стоит алкоголь, причем, ассортимент его довольно широкий.
В черте поселка пляжи оставляют желать много лучшего, но можно поехать на специальном автобусе за поселок, где береговая полоса вполне приличная. Юбилей сестры мы отмечали в баре частного отеля «Дельмар», оборудованного на месте бывшего кемпинга советской постройки «Золотое руно». Цены здесь немаленькие, но и комфорт вполне тянет на заявленные четыре звезды.
Мы же ходили на ближний к нашему дому пляж, где на дне полно обломков разрушенной морем дамбы, но близость к дому нам показалось важней пляжного комфорта. Людей и в поселке, и на пляжах довольно много. Люди порой живут здесь семьями, спасаясь от обстрелов Донецка. Соседи по пляжу нам рассказали, что в некоторых районах столицы ДНР из-за обстрелов нет электричества и воды, поэтому они намерены жить в Седово, пока хватит денег. Есть в поселке беженцы и из Мариуполя. Здесь люди стирают, готовят еду, занимаются с детьми, и, главное, – чувствуют себя в безопасности.
Низко над морем и над пляжем время от времени парами летают армейские вертолеты, видимо, патрулирующие территорию. Базируются «вертушки» на месте полевого аэродрома военных времен, где когда-то служил легендарный Александр Покрышкин. Другие боевые машины – новые, блестящие, летят со стороны кубанского берега на Мариуполь. Люди, и особенно дети, дружно машут пилотам, и это красноречиво свидетельствует о том, как население видит свое будущее. На большой высоте постоянно, и днем, и ночью гудят тяжелые самолеты, вероятно, транспортники.
Беседуя с людьми, мы не раз слышали мнение, что специальную операцию нужно было провести еще в 2014 году, и я полагаю, что они имеют все основания так считать, ведь Мариуполь был тогда практически освобожден. Многие высказывают тревогу за исход происходящего, но все, с кем пришлось говорить, решительно настроены на интеграцию в состав РФ. Один наш тамошний сосед, приезжающий на лето из Донецка на дедовское подворье, высказал даже удивление, почему Россия не шарахнет ядерным зарядом по Польше.
В России это было бы признано санитарным нарушением, но в центре Седово можно видеть лоточников на открытом пространстве продающих готовые блюда домашнего приготовления: вареники, пельмени, жареную рыбу, котлеты, выпечку и многое другое. Цена этих деликатесов существенно ниже, чем в кафе, поэтому бизнес пользуется спросом, и утром можно видеть небольшие очереди около столов с домашней едой.
Никакого дефицита продовольствия в Седово нет, полки заполнены, все, что нам понадобилось, мы смогли купить. Сосиски и сардельки, приобретенные в седовских магазинах, оказались вкусными, и мы взяли их даже на дорогу.
Ассортимент промышленных товаров не такой представительный, и здесь заметны товары производства Украины. Правда, из магазинов промышленного направления в поселке остался только один. В частности, мне пришлось купить краску, чтобы привести в нормальный вид облупившиеся за три года двери, ворота и т.п. Краска оказалась качественной, и была представлена большим выбором цветов и расфасовок – 120г, 250г, 1кг и 2кг. За более серьезными товарами нужно ехать в Новоазовск. Кстати говоря, в окрестностях этого города тоже, как и неподалеку от Белой Калитвы, действуют ветросиловые установки Новоазовской ВЭС, существующей с 1998 года. Их «пропеллеры» хорошо видно с дороги на Мариуполь.
В райцентре мы побывали, причем без проблем со стороны блокпоста, там даже документы не проверили, сказали, что помнят. Но визит в райцентр был обусловлен только передачей в библиотеки книг от писательской организации, о чем я расскажу отдельно. Этой работой я занимаюсь более десяти лет, не подводя ее ни под какие девизы. Важно заметить, что в районе, несмотря на трудные времена, музеи, библиотеки, Дома культуры, клубы и т.д. продолжают работу.
В Новоазовске и в Седово, на перекрестках улиц и около значимых объектов, на стойках установлены симпатичные информационные таблички, подобные тем, что когда-то были на перекрестках в поселке Шолоховском. Какой-никакой, а прогресс.
На обратном пути мы прошли таможенные посты за два с половиной часа, при этом досмотр был куда серьезней, просто ранним утром транспорта было меньше. После беглого осмотра машины, две сумки и чемодан нам предложили отнести на рентген. Оператор засомневался по поводу «большой железяки» в сумке, прогнали ее повторно через аппарат, но потом я вспомнил, что это фотоштатив.
Украинскую машину перед нами осматривали куда более досконально, проверив все без исключения сумки, пакеты и баулы, которых было довольно много.
Раньше мы ездили в Седово через Ростов-на-Дону, но к чемпионату мира по футболу 2018 года была построена хорошая объездная дорога через Щепкин, так что теперь время в пути сократилось почти на час и составляет примерно четыре часа. Через такое время мы и прибыли домой, сразу же получив сердитый нагоняй от нашего кота. Он бывает очень недоволен, если мы не берем его с собой, оставляя на попечение соседей. Ну, что делать – граница диктует свои условия, к тому же неизвестно, как Василий перенес бы более восьми часов на жаре, да еще в условиях постоянного стресса.
Свидетельство о публикации №222090901281