По сёлам Урала

        Невьянск-санаторий «Рассвет»
     Такой адрес мне дали в нашей соцзащите «Забота». Только вот где эта улица, где этот дом? Пришлось дополнительно выяснять. Оказывается, это не в самом Невьянске, а в посёлке Цементный, который является пригородом.
Что же года идут, года движутся, вот и старость подошла как-то не заметно.  Люди делают мне комплемент, что внешность моя не соответствует возрасту. Знаю, что в 85 многие мои сверстники как бы «уже», ну а я «ещё» не соответствую ни душой, ни телом. Однако, кто знает мои проблемы со здоровьем. А проблемы - то есть. Услышала от приятельницы, что есть возможность подлечиться. Отдохнуть. Правда, от чего мне отдыхать? Каким трудом я перенапряглась? От безделья? Но всё же интересно узнать, что –то новое, сменить обстановку, обрести новых друзей. Вот это мною и движет.

      Добралась очень просто: электричка до Нижнего Тагила, там на маршрутке минут сорок до Невьянска. Автовокзал и тут же сразу подошла маршрутка на Цементный.
Что и как было в санатории, опишу ниже, а пока надо познакомиться с посёлком Цементный. Вот история посёлка:

       «Посёлок Цементный возник с начала строительства завода (в 1913 году пущен Невьянский цементный завод).
В Невьянске наш фотоклуб «Радуга» побывал ещё в 2019 году. Я об этом уже писала, но вновь повторю.

     «Невьянск – один из старейших населенных пунктов Среднего Урала, расположенный в 70 километрах от Екатеринбурга. Сейчас этот небольшой город стал настоящим туристическим центром Урала, который известен далеко за его пределами. Туристы едут туда по весьма простой причине - в Невьянске сохранилась знаменитая наклонная башня, возведенная по указанию олигарха Акинфия Демидова в первой половине 18 столетия. Для гостей города вокруг башни сделали весьма симпатичную резервацию, в которую вошел и недавно восстановленный Спасо-Преображенский собор».
Кстати, 6 августа в Невьянске был грандиозный праздник. Город отмечал 300 лет башне и 350 лет со дня рождения Петра Великого. Во дворе стоит памятник Петру и Демидову.

   Но нам на праздник не разрешили, так как мы в санатории, а
«ковид» вновь гуляет. «Бережёного Бог бережёт»- так нам было сказано. Всё же я купила местную еженедельную газету «Звезда». Грандиозный был праздник. На площади у башни, как говорится, «Яблоку негде было упасть». Гости были не только из ближайших городов и посёлков, были и из дальних городов области. Что же тропа к такой достопримечательности, как историческое сооружение, не зарастает, а только больше ещё привлекает туристов со всех концов нашей необъятной страны.
Что же это за санаторий «Рассвет»?

   Это бывший больничный городок. Территория приличных размеров. Ограда когда-то была выложена мощная из камня природного и кирпича. Стены некогда мощной ограды местами вообще разрушены. Территория местами ещё хранит былой порядок. Даже сохранились отдельные клумбы с цветами, но запущенность видна всюду. Что же, как всюду у нас ТЕПЕРЬ на Руси: было, да сплыло. На территории несколько корпусов.  Самый большой двухэтажный корпус был, видимо, стационар. Теперь в нём и располагается реабилитационный санаторий «Рассвет». Ещё один корпус поменьше, отведён для инвалидов. Гуляя по территории, я видела в беседке и на скамеечках у корпуса сидели мужчины на колясках и с костылями.  В интернете пишут о плохой экологии посёлка, но так как городок находится на краю северо-западной части посёлка, никакие запахи, выхлопы или осадки за это время мы не ощутили. По дороге видела большое предприятие с огромными высокими трубами, но не видела ни дыма, ни пыли.

   Приехала как раз к обеду. Дежурная на вахте приняла меня и сказала, чтобы я шла сразу обедать, так как мой обед уже на столе. После обеда спустилась на первый этаж оформить своё прибытие. Сразу оплата 6 тысяч, и что меня поразило, так я расписалась не менее как в десяти журналах. За каждую вещь, которую мне предоставили: постельное бельё, посещение того или другого врача, за посещение спортзала и ещё уж не помню за что. Ну и перестраховщики или уже имелись какие-то убытки. При выписке вновь отрабатывала свой автограф столько же раз.
Не людно было гостей- всего 19 человек. Обслуживающий персонал многие в отпуске.

Врачу сразу сказала:
На старость я не жалуюсь.
Впустила, коль пришла.
А сама вот к вам приехала, может какой-нибудь ремонт моим коленкам да спинке сделаете. Врач добрая женщина уже не молода, но и не стара. Умеет разговаривать с такими клиентами. Я перечислила свои болячки, но увы! Таких специалистов, которые бы мне помогли, в санатории нет.
- Я знаю, что от старости лекарства нет, но чем можете помочь?
-Давайте попробуйте озокерит на колени, да массаж на спину, можно ещё хвойные ванны.
На том и ограничилось моё лечение. На третей ванне я еле вылезла из неё. Оперлась на коленки и взвыла от боли. Озокерит разбил. Пришлось заменить на магнитолазарь.

   Массажистка Ирина молодая татарочка или башкирка массаж делала хорошо, но всё же женские руки не сравнишь с мужскими. Тем не менее она очень старалась. Разговорчивая. На прощание я её поблагодарила небольшим презентом, так же и медсестру Людмилу Павловну на других процедурах.
 
    Погода была невероятно жаркая. Окно огромное на солнечную сторону. Изнывали от духоты. После процедур заняться нечем, и я просто спала и читала. Прочитала две книги и ещё много чего пересмотрела. Библиотека большая. Шкафы с книгами до потолка в два ряда. С увлечением читала фантастическую повесть «Копи царя Соломона». Самые невероятно страшные места читала для своей соседки.  Томик стихов Симонова полностью прочитала вслух. Не успела дочитать «Берегущие руно» автор Лидия Обухова.

   Распорядок дня таков: в 8 утра обход врача с медсестрой. Измеряют температуру. Спрашивают, как состояние. В 8 час. 15 минут зарядка на первом этаже в небольшой комнате – 15 минут. Потом желающие могли минут 15 заняться на велосипеде и дорожке.
Завтрак в 9 часов. Обед в половине первого. В 3 часа полдник – яблоко или апельсин и маленький пакетик яблочного сока. Ужин слишком рано в 6 часов. Что сказать о блюдах?
Это зависит какая повариха готовит. Мы говорили: одна готовит для людей, другая для свиней, но это, как и всюду. После 6 часов вечера ходили в магазин. Покупали молоко, кефир, прянички и часов в 8 пили чай.

                Развлечения.
    Так как работница культ массовик была в отпуске, то с развлечением была проблема. Администрация всё же постаралась как –то нас развлечь. Нашли молодую учительницу начальных классов Настю из Невьянска. Опыта в такой работе у неё нет, но она что - то находила в интернете и провела два вечера. Один вечер просто пели, вспоминая старые песни. А где-новые-то? Второй вечер уже наши «артисты из народа» проводили игры и даже спектакли. Сценка «Как старуха продавала старика на базаре». Ну очень весёлая сценка и артисты соответствовали. Пришлось мне предложить свои услуги в проведении вечеров. Уж на столько скучно было сидеть у телевизора, где звук включали «на всю катушку», так как почти все старые и глухие люди. Я два раза посидела по нескольку минуток и предложила провести чтение стихов. Свою небольшую книжицу я привезла с собой и её многие прочитали. Немногим интересны в таком возрасте стихи. Это же всё-таки пожилые и больные люди, но всё же несколько человек пришли. Предложила в начале своим зрителям что-то прочесть, а потом уж сама читала. После этого вечера мои слушатели очень зауважали меня. Особенно мы подружились как-то сразу с Евдокией Петровной. Она рассказала о себе, что проработала в школе 43 года учителем начальных классов. Ей девяносто второй год идёт. Приехала в сопровождении знакомого мужчины. Потом она мне призналась, что выделила меня сразу: «Эта женщина не простая, наверно, в Мэрии работала». Да, угадала, и в мэрии тоже работала.

   Потом от имени всего коллектива я поздравила женщину, которой исполнилось 70 лет. У меня же в запасе всегда есть стихи на данную тему. Верочке- юбилярше и всем очень понравилось. Потом все называли меня поэтессой. Смешно, конечно, какая я поэтесса, но, то что тренирую свою память, это меня всегда и всюду выделяет.
 
     Развлечений больше по вечерам не проводилось. В субботу 6 августа посёлок праздновал своё столетие. С десяти утра и до позднего часа на площади шли различные праздничные выступления. От самодеятельных хоровых коллективов до артистов из области и даже Москвы. Я наметила себе что посмотреть: фотосессия с зеркальными людьми и танцевальный коллектив из Екатеринбурга барабанщиц. Правда, выступления барабанщиц скорее напоминали танец канкан, как в кабаре.
Всё же Настенька нас свозила на две экскурсии: в посёлок Таволги, который славится своими гончарными изделиями и посёлок Шурала. Вот немного расскажу об этих экскурсиях.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. http://proza.ru/2022/09/11/1449


Рецензии
На урале не была никогда, но все интересно узнать.
Спасибо,Тома
С улыбкой
Иралео

Ирина Склярова   11.12.2022 08:12     Заявить о нарушении
ИРИНА, ПОЧТИ ВСЁ УЖЕ ПРОЕХАЛА ПО БЛИЖАЙШИМ ГОРОДАМ И СЁЛАМ. ОПИСАЛА. ЗНАКОМЬТЕСЬ. ТАМАРА.

Тамара Белова   11.12.2022 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.