Парашютные прыжки в жизни лётчика

     Не любят лётчики парашютные прыжки. Ох, не любят. Как-то уж так повелось с давних времён. Наверное, как только был приспособлен парашют для аварийного покидания аэроплана, так лётчики сразу почему-то не полюбили это дело. Не хотели прыгать за борт, хоть тресни. Прыгали уже только, когда почти поздно было. И было это во все времена. И эта нелюбовь перенеслась и на обычные сегодняшние тренировочные парашютные прыжки.

     В училище первый парашютный прыжок был как пропуск в мир ЛЕТАНИЯ, посему, ни у кого вопросов не было, - прыгали все. Я свой первый парашютный прыжок выполнил, как и все мои сокурсники, в самом начале учёбы в лётном училище. Прыгали тогда с парашютом ПД-47 с квадратным куполом. За время обучения в училище совершили мы по семь прыжков. Даже выполнили по два прыжка на воду. Особой радости, вроде, никто не испытывал от прыжков, относились к этому, как к неизбежности. Многое приходилось тогда так принимать.

     В дальнейшем полагалось лётчику для тренировки выполнять в год по два прыжка. И вот тут уже начиналось «бегание» от этих прыжков самыми различными способами. Впервые с этим я столкнулся в первый год после выпуска. В полку были устроены прыжки для лётного состава. Была зима, прыгали с вертолёта Ми-8, приземлялись на снег, приземление было мягким, мне понравилось. Выполнил свои два прыжка, а тут предлагают «старшие» товарищи лётчики прыгнуть вместо них. Парашют несут, помогают надеть. Летали мы на Як-28П в экипаже два человека, то есть в эскадрилье лётчиков много. И все капитаны несут нам, лейтенантам, парашюты и просят за них прыгнуть. Совершил я тогда, наверно, ещё два «лишних» прыжка.

     В дальнейшем это была обычная практика. Положенные два прыжка в год записывали в лётные книжки всеми правдами и неправдами.

     Всё-же некоторые лётчики прыгали добровольно и даже «охотно», было, таких, правда, единицы. К ним относился и я. Остальные лётчики смотрели на них – на нас с некоторым «непониманием» и даже опаской.

     На Сахалине, где я продолжил лётную свою службу, прыгали с Ан-2 и тоже зимой. Прыгали все положенные два прыжка в год и забывали об этом.

     На Чукотке вообще не прыгали, просто как-то и вопросов не возникало по этому поводу.

     А вот в Гудауте парашютные прыжки проводились часто. Чёрное море всё-таки, юг, тепло. Службы ПДС из вышестоящих штабов организовывали в местном полку парашютные сборы разных уровней. То какой-то сборной команды, то начальников ПДС. Даже начальником ПДС был в нашем полку не один из полковых лётчиков, как это обычно бывает, а чистый парашютист майор Бирюков с шестью тысячами прыжков, мастер спорта. В этих условиях, помимо положенных двух прыжков, желающие из личного состава полка могли прыгать в общем-то сколько хотели. В полку набралось таковых с десяток человек. И лётчики, и техники. Был и я в этом количестве. Прыгали поначалу с обычными «дубами», потом уже и с десантными Д-6. Росло количество прыжков, набиралось уже у многих по несколько десятков. Прыгали и затяжные прыжки, прыгали и на воду, благо море рядом. Прыгали в основном с вертолёта Ми-8, а однажды при проведении каких-то очередных сборов прыгали даже с Ми-6.

     Аэродром Гудаута не очень был приспособлен для парашютных прыжков. Площадок, подходящих для приземления парашютистов, было не так много. Бетонная ВПП, рулёжные дорожки, стоянки самолётов не очень подходили, жестковаты были. Мягкого грунта, который так любят парашютисты было совсем немного. В основном всё пространство аэродрома, кроме его бетонной части составляли заросли ежевики, а вокруг деревья и виноградники с бетонными столбиками. Так что во время проведения прыжков частенько парашютисты, особенно не очень опытные попадали то на твёрдый бетон, то в колючую ежевику. Но это не отбивало, как ни странно, желания продолжать прыгать у упёртых парашютистов.

     Кстати, - не помню в каком году, но появился приказ, что, лётчики, имеющие определённое количество прыжков, могут больше не выполнять, положенные два прыжка в год.

     А потом Бирюков организовал полковым парашютистам сдачу на звание Парашютистов-Инструкторов. Для этого нужно было иметь сто прыжков, из них несколько на воду и несколько ночью. Лётчикам, кстати, достаточно было иметь пятьдесят прыжков. У всех «кандидатов» не было, конечно, ночных прыжков. Бирюков организовал и ночные прыжки. Это было интересное мероприятие. Прыгали с фонариками, на земле разместили разные светильники, да и освещение полосы было включено.

     Как-то Бирюков организовывал парашютные прыжки в Цхакая, это соседний с Гудаутой полк, а мы там в это время несли Боевое Дежурство, поскольку местный полк переучивался на МиГ-29. Я тоже решил попрыгать, Бирюков не возражал. На прыжках я порвал при приземлении связки на одной ноге. Дежурить не могу, надо меня подменять. Короче, - получил я от командиров по полной программе.

     В 1991 году, когда я увольнялся, решил я допрыгать до ста прыжков, - а то ношу парашютный значок Парашютист-Инструктор с цифрой сто, а у самого прыжков только девяносто два. Допрыгал до сотни я свои крайние восемь прыжков и успокоился…

* - на фото: - парашютные прыжки. Гудаута - 1985г.

31.08.2022 - Севастополь.


Рецензии
Интересно... И знакомо... У меня с ДОСААФа было 16 прыжков. А за время службы добавил ещё десяток из обязательных для летного состава. Никто из сослуживцев особо и не рвался прыгать. Если честно, то и я был такой же. Но причина была более прозаическая. Было опасение повредить ногу при прыжке и заработать отстранение от полётов на неопределённый срок. Как-то помню отец делился со мной народной мудростью: "от службы не отказывайся, на службу не напрашивайся". Можно заменить слово служба чем-то родственным - полёты, прыжки, пьянка и прочее. Вот и я от прыжков не отказывался, но и не напрашивался.
А однажды на нашем аэродроме в Ростове, произошел дикий случай. Я тогда был штатным РП в ОСАЭ. Но главным хозяином на аэродроме был полк ПВО на истребителях МиГ-25.
Как-то сидим мы на СКП вдвоём со штатным РП из полка. А у них были организованы прыжки в перерыве между полётами истребителей. Из нашей ОСАЭ был выделен вертолёт. В первом заходе у одного из парашютистов не раскрывался ранец парашюта. А ему захотелось спуститься именно на нём, на основном. Вот захотелось, и всё. И начал он выяснять причину в воздухе. Так увлёкся, что забыл и про контроль за высотой и о том, что пора бы и запасной открыть... Короче, в последний момент сгруппировался и... грохнулся на черепичную крышу какого-то двух или трёхэтажного здания на аэродроме. Пробил и крышу и потолок под ним в аккурат между балками. Проверил себя - всё цело. Спустился к выходу, поймал попутку и подъехал к старту. Как ни в чём не бывало. На старте одел другой парашют и с группой в вертолёт. Второй прыжок прошёл нормально. Потом только к РП прибежали сказать, что кто-то упал на крышу... Вспомнилась шутка. Было у мамы три сына, двое умных, а третий - парашютист... Всё, о чем написал - свидетель. Потом мимо здания проезжал... Дыра в крыше была - будь здоров!

Геннадий Обрезков   30.09.2022 03:05     Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо за отклик. Да, парашютные прыжки для лётчиков всегда были чем-то неприятным, хотя все и понимали, что дело нужное...
С уважением, Геннадий Чергизов.

Геннадий Чергизов   01.10.2022 21:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.