Сильковский Каучук

На днях перечитывал исторические записки о родной деревне Сильково, когда-то составленные моей мамой, учителем истории. (1) И тут «между строк» показался известный московский клуб КАУЧУК. Дело в том, что, создавая у нас колхоз, шефы-москвичи с завода КАУЧУК, дали ему то же имя. Это было в 1930-1932 годах. У нас тогда председательствовал рабочий завода А.И.Кутейников, а жена его заведовала колхозными яслями. В деревне имелась изба-читальня, был и своеобразный клуб или Дом культуры. Хотя очаги «культурного общения» возникали повсеместно: у колодца, магазина, медпункта… Да и за работой отчего же, к примеру, не попеть "на голоса"… Не говоря о поэтике народных игр и обрядов, которыми тогда ещё была насыщена деревенская жизнь. (2)
Не только архитекторы знают московский авангардный клуб завода КАУЧУК, построенный в 1927-1929 годах. (3) Напомню: он интересен в том числе неординарной структурой помещений. Автор проекта, известный зодчий-новатор (деревенского происхождения) К.С.Мельников, активно применял средства трансформации – например «живые стены». В клубе сочетались: кружковые, библиотека-читальня, спортзал… Пол партера в универсальном зрительном зале автор мыслил «скользящим по вертикали» от яруса к ярусу – для изменения количества зрителей в балконных залах-аудиториях. Наибольшее число мест в зале составляло 800.

Клуб-КУРЯТНИК

По моим детским воспоминаниям, наш колхозный клуб в начале 1960-х ещё размещался в бывшем КУРЯТНИКЕ на берегу пруда, рядом с амбаром. Вместимость зала едва ли превышала 80 мест. Однако такому простому архитектурному сооружению тоже была свойственна функциональная универсальность, возможность трансформации. Старшая сестра помнит, как на сцене играли в шахматы и шашки. Но основными мероприятиями клуба были: собрания, концерты, спектакли, а также кино и танцы. Именно две последних функции требовали преобразований зала. И они проводились без особых затруднений – благодаря использованию скамеек.
В клубе-КУРЯТНИКЕ при организации танцев скамейки укладывались одна на другую вдоль продольных стен. Эту задачу оперативно решали деревенские парни. Для проведения кинопоказа ничего переставлять не требовалось. В отличие от кресел со спинками, скамейки предполагали «двухстороннее» размещение. Оборудование «кинопередвижки» устанавливалось на сцене. А зрители садились «задом-наперёд» – лицом к торцевой стене (где вывешивалась простыня экрана). За спиной возвышалась сцена, на краю которой тоже можно было устроиться – как на курином насесте! Весьма занимательно, особенно для школьных сеансов.
Дабы немного оживить наше повествование, вспомним традиционные возгласы народа: «Кина не будет – кинщик заболел!», «Сапожники!», «Киномеханика на мыло!» Действительно, технических сбоев, вроде обрыва плёнки, было достаточно. Обидно, особенно если это увлекательный «Тарзан» или «Семеро смелых»! Но мобильная установка «кинопередвижки» приводилась в действие ручным генератором, деревенские парни «крутили динамо» по очереди и не всегда стабильно. А чтобы окончательно утвердить «фольклорный» образ клуба-КУРЯТНИКА, добавлю в мемуары грядки шелухи от подсолнечных и тыквенных семечек, что оставляли после сеанса любители «попкорна». Вот такое кино…

Школа-ДК

В тёплую летнюю погоду «культурная жизнь», выходила далеко за рамки КУРЯТНИКА – танцы устраивались прямо на улице. От Кончанского (верхнего) пруда вечерами растекались переливы «одинокой гармони». Со временем к ним присоединились наигрыши и моего ученического аккордеона. На свежем воздухе проводились и сезонные спектакли. Сохранились фото учительской постановки на фоне деревенской ШКОЛЫ. Отец (организатор и участник событий) рассказывал, что театральное действо тогда вышло из-под контроля. После спектакля один из парней позаимствовал в реквизите костюм «чудища». Выскочив из перелеска, он умудрился напугать деревенского пастуха так, что тот забыл про стадо. Этакий прообраз современного «пранка» городских улиц.
ШКОЛА являлась своеобразным филиалом колхозного ДК. (4) Это были не только собрания и праздничные мероприятия, куда приглашались родители. В школьном флигеле начальных классов был просторный холл и небольшая кухонька – здесь устраивалась Новогодняя ёлка со сладким «фуршетом» и детскими спектаклями. (Вспоминаю, как первая учительница Валерия Павловна шила нам с братом маскировочные костюмы «зимних зайцев»). Учителя были инициаторами многих колхозных мероприятий – кружков, спортивных игр, концертов. Помню, отец мастерил две куклы-перчатки с забавными головами из папье-маше. Одну из кукол снабдил «липовой» гитарой-укулеле. Потом с трибуны колхозного ДК кукольные герои исполняли злободневные отцовские частушки: «Бабка Поля с бабкой Пашей каждый день ругаются, так кричат, что в Воротынске поезда пугаются!»

Типовой ДК

Со временем наш деревенский клуб-КУРЯТНИК канул в Лету. В конце 1960-х (уже в колхозе им. Ленина) был построен настоящий «топовый» ТИПОВОЙ ДК. Кирпичное здание с «классическим» портиком, украшенным четырьмя плоскими пилястрами, с просторным залом и театральными креслами отделывали солдаты. (Незадолго до этого загорелый стройбат соорудил в соседнем лесочке некий охраняемый объект, ликвидированный в годы «Перестройки»). Присутствие армии в ДК заметно оживило деревенскую жизнь. К примеру, мальцы совершали здесь «культурный обмен», выпрашивая у солдат за яблоки и груши эмблемы, значки и другие привлекательные мелочи. У взрослых девушек были темы посерьёзнее. «Прости меня, но я не виновата, что я люблю солдата из стройбата» – шуточка тех самых времён.
Типовой ДК обживался силами учителей, неравнодушных колхозников. Школьники занимались в зрительном зале физкультурой, бегая вокруг рядов. Ещё здесь адаптировались к сельской местности наработки центрального телевидения. Это КВН, «А ну-ка, девушки!» (парни) и другие проекты. Помню состязания между девичьей и юношеской командами КВН: приветствие под мелодию «Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты», поединок капитанов (кажется с моим участием), конкурс причёсок, театральные миниатюры а-ля Чарли Чаплин… В нашем ДК нам с братом довелось репетировать и серьёзный спектакль «про войну», с которым мы победили на районном смотре. Декорации и костюмы (каски, автоматы) мастерили сами под присмотром отца – бывшего фронтовика (автоматные очереди озвучивали при помощи стиральной доски). В ТИПОВОМ ДК конечно проводились и отчётно-перевыборные собрания колхоза с трогательными стихотворными монтажами и шоколадками малышей. Позднее здесь душевно распевал хор ветеранов. Сейчас здание активно используется и строит оптимистичные планы на будущее…

Подводя итог воспоминаниям, отметим, что сельские клубы, благодаря своей многофункциональной сути и способности к трансформации, умеют приспособится к изменениям общественной жизни. При этом ДОМОМ КУЛЬТУРЫ может стать даже бывший КУРЯТНИК – была бы потребность в культурном обмене-общении-просвещении. Благодаря импровизациям сельских активистов и своим отзывчивым метаморфозам, наш деревенский ДК, где бы ни располагался, всегда превращался в живой, средовой объект. Однако жизнь не стоит на месте, в очередной раз предлагая новые задачи и предоставляя новые технологические возможности.

Литература:
1. М.М.Савкина. История деревни Сильково Перемышльского района, Калужской области. Рукопись.
2. К.М Савкин. Русская деревня и Москва. Опыт сравнительного портрета. Журнал «Архитектура и Строительство Москвы», Москва, №1-1997, с.45-47.
3. К.С.Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика. Сост. И.Стригалева, И.Коккинаки. – М.: Искусство, 1985.
4. К.М.Савкин. Счастливая школа. Из истории деревенского обучения. Газета «Управление школой», Москва, №12(543)-2011, с.38-46.

Иллюстрации:
1. Труженики колхоза «Каучук» у сильковской «риги», 1940 год.
2. Схема устройства Дома культуры (клуба) в бывшем курятнике колхоза КАУЧУК.
3. Типовое здание сельского ДК конца 1960-х годов в деревне Сильково.
4. Здание Сильковской школы на месте барской усадьбы. 1950-е годы.
5. Театральная постановка у Сильковской школы (колхоз «Каучук»). 1950-е годы.
6. Клуб завода «Каучук» в Москве. 1927-1929. Из книги: С.О.Хан-Магомедов. Константин Мельников. М.: Стройиздат, 1990.


Рецензии