ДИП. Пушкин и дворянская фронда юности
В 1819 г Пушкин был принят в общество Зеленая лампа
За ширмами литературных обществ скрывались разные лагеря дворянской фронды И Пушкину нравилось быть на равных среди этих словесных головорезов = он был просто тщеславен и эта ярмарка тщеславия ему была шибко по душе
Фронда была разной м модной. Семена ее посеял в высшем обществе сам самодержец – император Александр 1.
Сегодня мы коснемся одной такой ячейки фронды дворян самого высшего ранга = «Общества Елизаветы», хотя были еще и „Орден Русских Рыцарей“, „Ордена Русских Рыцарей“, „Союз Спасения“ и «Союз Благоденствия» … не считая разные масонские ложи
В начале 1820 г. в СПб на собрании Коренной Думы „Союза Благоденствия“, происходившем на квартире полковника Ф. Н. Глинки, Пестелем был сделан доклад о выгодах и невыгодах монархического и республиканского образа правления, после чего было произведено голосование по вопросу о предпочтительности власти монарха или президента. Все присутствовавшие высказались за президента, и лишь „один Глинка говорил в пользу монархического правления, предлагая императрицу Елизавету Алексеевну“. Сам Пестель считал после этого вопрос о республиканской программе тайного общества решенным в положительном смысле.
Князь П. В. Долгорукова в эмиграции не поддержал сведений о бытии «Общества Елизаветы» республиканской программой, но подтвердил, что Ф. Н. Глинка на одном собрании говорил за возведение ее на престол, „но это мнение, однажды случайно выраженное, никогда не делалось политической целью“.
По специсследования С. Чернова и Я. Баума установлено: следующее:
- организатором общества был Федор Николаевич Глинка — полковник генштаба, состоявший для поручений при с.-петербургском генерал-губернаторе, гр. М. А. Милорадовиче, поэт и литератор — фигура популярная и влиятельная в столичных военных и литературных кругах
- беспорядки“, царившие в „Союзе Благоденствия“, побудили Глинку вместе с С. М. Семеновым и Н. И. Кутузовым начать в 1819 или 1820 г. организацию нового тайного общества строго конституционно-монархического характера
- в общество были приняты Г. А. Перетц, офицеры Сенявин, Искритский, Данченко, Устимович, Дребуш и Лапп
- Глинка принадлежал к обществу „Зеленая Лампа“, в котором видное участие принимал Пушкин, и которое после исследований П. Е. Щеголева и Б. Л. Модзалевского следует считать одним из вольных обществ, основанных членами „Союза Благоденствия“
На почве литературных интересов Пушкин – выпускник Лицея и чиновник КИД, сблизился с Ф. Глинкой, хотя считал его „довольно плоским певцом“, но ценил человеческие качества и позицию гражданина, называя «почтеннейшим человеком здешнего мира»
Пушкин ценил т и обожал свободу, Но он никогда не был сторонником цареубийства и республики. Политический идеал поэта = монархия, огражденная от революций „законностью“ и „вольностью“ народов.
Знаменитый куплет:
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим
не более, чем дань моде и беспечное увлечение «дарами французской революции» с пародированием ее рев. маршей на Майдане
В десятой главе „Евгения Онегина“ Пушкин с сарказмом м отозвался о фронде дворян:
Хромой Тургенев им внимал,
И, слово рабство ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.
В восхвалении Елизаветы поэтом руководит „любовь и тайная свобода“ и голос его — „эхо русского народа“. Он увлечен императрицей и много о чем мечтает. Дело в 1820 дошло до того, что он пытался передать эротический привет влюбленного поэта императрице, жарко целуя ее фрейлину, но перепутал : в темном коридоре он схватил в объятья старую статс–даму …
Но никакого участия ни в каких тайных и явных обществах Пушкин не принимал и никогда никуда не вступал, кроме Английского клуба аристосов и Академии.
Его взляд прост :
„Известная система политических гарантий казалась ему верхом политического идеала. Все дело сводилось к обузданию «тиранов» и предоставлению обществу свобод и конституционных форм правления“ (Б. Томашевский)
Политическая программа Пушкина всегда осталась той же: конституционная монархия и освобождение крестьян.
В „Исторических замечаниях“ 1822 г. Пушкин говорит: „Нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет все состояния противу общего зла, и твердое мирное единодушие может скоро поставить нас наряду с просвещенными народами Европы“.
Это программа умеренного буржуазного либерализма, но только проникнутая верой в близкую победу.
Но ничего из этого Пушкина не спасло
Он погибнет насильственной смертью живота
Свидетельство о публикации №222090900788