В день Памяти

8 сентября - трагическая дата для нашего города Ленинграда - Санкт-Петербурга. 8 сентября в 1941 году началась блокада Ленинграда. Было ОЧЕНЬ много жертв. Блокада была полностью снята только 27 января 1944 года.

И теперь, начиная с 2018 года, каждый год читаются списки погибших во дворах жилых домов, школ, учреждений, на городских площадях. За четыре года было названо 98017 имён погибших из примерно 850 000 известных.

В этом 2022 году в акции приняли участие более 80 площадок. Чтение имён погибших прошло в Государственном литературном музее «XX век», во дворах Капеллы, в Шереметевском дворце, библиотеке имени Маяковского на Фонтанке, в ЦВЗ «Манеж, у Монумента героическим защитникам Ленинграда, в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме...

Петербуржцев пригласили прийти на любую из площадок и вместе почтить память погибших. Меня пригласили в Эрмитаж. И здесь вместе с коллегами, друзьями - серебряными волонтёрами, я читала списки умерших в блокаду ленинградцев. При этом я рассказала о своей маме - Анастасии Александровне Ручкиной.

Она была политорганизатором батальонов из рабочих оборонных заводов Володарского района Ленинграда, ведь Ленинград был городом-фронтом. А затем в 1943 году она ушла воевать краснофлотцем-санинструктором на Ораниенбаумский плацдарм на Ленинградском фронте. И потом её забрали в разведку.Она была старшим сержантом Управления Министерства Государственной Безопасности Ленинградской области. Выполняла много опасных заданий. Но, к счастью, она осталась жива. Она умерла в 2005 году. И похоронена на Пундоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области.

Рассказала я на поминальной церемонии в этот день также и о своём родном дяде - Валентине Александровиче Ручкине. Он был краснофлотцем, командиром отделения отдельного пулемётного батальона 55 отдельной стрелковой бригады на Ленинградском фронте. Воевал на Ладоге и Невском пятачке. К большому несчастью, он погиб 3 января 1943 года, когда шёл в разведку на вражеский берег при подготовке операции "Искра" в 26 лет. Он увековечен на мемориале в городском поселении имени Морозова во Всеволожском районе Ленинградской области.

Также при прочтении списков умерших во время блокады Ленинграда я зачитала имена и своих родных, умерших в блокаду. И рассказала о : Марии Яковлевне Ручкиной - моей двоюрдной бабушке 1874 года рождения; Тамаре Ивановне Захаровой - моей двоюрдной сестре 1939 года рождения; Викторе Ивановиче Захарове - моём двоюрдном брате 1928 года рождения. Все они жили в Ленинграде на улице Марата, в доме с номером 67, в квартире 1. И умерли все в феврале 1942 года.

Мария Яковлевна - моя бабушка, чтобы не умереть , ела даже землю во дворе на улице Марата. Но земля её не спасла и она умерла. И была похоронена она на Пискарёвском кладбище Ленинграда в одной из братских могил с номерами: 8, 9, 22 или 23.

В семье старшей маминой родной сестры - Елизаветы Александровны Захаровой (до замужества Ручкиной) были две дочери с одинаковыми именами Тамара. Младшей Тамаре было около года. И эта младшая Тамара Захарова - моя двоюрдная сестра, лежала на столе и спала, а огромная крыса залезла на этот стол и отгрызла ей нос. И бедная маленькая девочка умерла. Место её захоронения не известно.

Виктор Захаров - мой брат, пошёл в сарай за дровами. Но, к несчастью, поленница с дровами обрушилась. Дрова упали ему на живот, выдавили ему кишки. И он умер в страшных муках. Но место его захоронения не известно.

В заключение своего выступления в Эрмитаже 8 сентября 2022 года я прочитала своё авторское стихотворение "Враг к нашему городу подступил". Оно имеется на моей авторской странице на сайте Стихи.ру - https://stihi.ru/2015/12/14/918 и опубликовано в моих авторских книгах.

ВРАГ К НАШЕМУ ГОРОДУ ПОДСТУПИЛ
Автор: Людмила Оскаровна Ручкина

В тысяча девятьсот сорок первом году
Враг к нашему городу подступил
И вражеским кольцом его он окружил.
Казалось врагу, что городу нашему
Нет в его окружении спасения.
Но город выжил ему на удивление.
И стоит в своей великолепной
Красоте Санкт-Петербург до сих пор!
И всегда любому своему врагу
Он способен сильный дать отпор!

21 августа 2014 года
© Copyright: Людмила Оскаровна Ручкина, 2015
Свидетельство о публикации №115121400918

Это стихотворение было опубликовано: В трёх изданиях сборника стихов:
"Верьте чудесам!".Стихи разных лет./Людмила Оскаровна Ручкина. -
Гарнитура"Антиква", 2016, Издательские решения, 2019;
В двух изданиях книги: "Рулюоскар! Так называется мой стиль письма!".
Пейзажная, гражданская,любовная,философская, ироническая лирика и сказки/
Людмила Оскаровна Ручкина.- Издательские решения, 2017.

9 сентября 2022 года

На фотографии моя мама - Анастасия Александровна Ручкина
и мой родной дядя - Валентин Александрович Ручкин


Рецензии