О возможностях формирования разумного общества

По статье Валерия Ивашковеца.

       Как этап вселенской эволюции, по некоторым данным человек разумный - (homo sapiens), появился около 200 тыс. лет назад и выделил человека из животного мира именно РАЗУМ и всё, что с ним связано.  То есть умение действовать разумно, уметь планировать свои действия,  творить и создавать научные знания, воплощая свои идеи в свою жизнь. Другим представителям животного мира Земли такой уровень недоступен.

      Чтобы успешно преодолевать природные негативы человек ещё на заре своей истории стал объединяться с себе подобными, чтобы сообща трудиться и жить единым обществом и вместе пользоваться всеми результатами своего труда и интеллектуального творчества на началах семейных и родовых понятий социальной справедливости.

     Историки по-разному классифицируют такие объединения, но стало привычным говорить о родоплеменном укладе при формировании первых народностей и национальностей. Затем, с развитием общин с разными экономическими особенностями и убеждениями, пришёл черёд государств, которые стали объединять общины близкие по духовным и языковым различиям с едиными государственными законами и службами обеспечения законности для защиты от посягательств кого-либо на право народа жить по своим законам.

     В основе экономических укладов разных государств могло быть рабовладение, феодальное устройство или общинно-сословное с товарообменом без деления на класс угнетателей и угнетённых, но сословное деление уже разделяло общество на богатых и бедных с господством разных религиозных учений и всё меньше оставалось в обществе общинных братских взаимоотношений.

     Со временем стали появляться и разные теории развития социально справедливого "идеального" общества, но ничего лучше жизни развитых общин древности при семейных и братских взаимоотношениях на основе взаимопомощи и взаимовыручки так до сих пор и не придумали.

      Развитие капитализма на основе монополии капитала, власти денег и жажды наживы на данный момент является вершиной социального развития капиталистической формации. Всем здравомыслящим уже ясно - эта формация не отвечает современным требованиям демократического общества для развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости. Более того, все тенденции развития современного капитализма ведут к деградации человека, если сохраняется монополия капитала и не идёт замена этой монополии на монополию законов о социальных гарантиях по труду! 

      Таким образом, по мнению некоторых авторов, на смену капиталистическому обществу должно прийти ОБЩЕСТВО РАЗУМНОЕ (Societas sapiens)! Что естественно, поскольку должен же, в конце концов, РАЗУМНЫЙ ЧЕЛОВЕК создать и РАЗУМНОЕ ОБЩЕСТВО!

     Чем это общество должно отличаться от предыдущих формаций? Какие базовые принципы лягут в его основу? Каков главный критерий разумности общества?...

      Ни гадать, ни выдумывать здесь нет надобности: ясно, что основным базовым критерием разумности должны быть такие условия жизни людей, при которых будут развиваться все социально значимые индивидуальные способности всех граждан страны! 

      Предлагаемый критерий разумности должен быть наиболее ёмким и точным и нет сомнений, что для этого необходимо, чтобы с правом трудиться на благо общества у каждого было право иметь от общества хотя бы нормальные социально-бытовые условия жизни по нормам от общего количества производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни от их общего производимого в обществе количества!

     При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.  А значит все хозяйственные отношения в обществе должны быть организованы для удовлетворения потребностей членов общества в жилье, питании, одежде, в средствах связи, информации, транспорта, в военных средствах для защиты своих интересов от каких-либо посягательств на свободу жить по своим законам, средств необходимых для развития правоохранительных органов, здравоохранения, образования, разных видов искусства и пр.

     В основе этих отношений лежит:

1. Учёт населения и определение его потребностей в необходимом;

2. Учёт средств производства и производимых средств потребления;

3. Обучение и организация населения для производства необходимого;

4. Формирование необходимых организаций и служб для обеспечения законности;

5. Производство;

6. Распределение;

7. Потребление!

     И так каждый день, но если в государство организован привилегированный класс, например рабовладельцы, они будут нанимать себе грамотных управляющих, чтобы они как можно лучше организовывали труд рабов для удовлетворения всё возрастающих потребностей рабовладельца, но и не позволяли рабам и скоту, умирать от голода и холода, ибо они обеспечивают жизнь семье рабовладельца, а хорошие и здоровые рабы стоят больших денег!

     Феодалы будут нанимать грамотных специалистов, чтобы они хорошо организовали труд крепостных, оставляя им необходимое на пропитание. Капиталисты при помощи грамотных экономистов, финансистов, управляющих организуют труд наёмного сельского или промышленного пролетариата для своего привилегированного существования, выплачивая своим трудящимся гроши для выживания, формируя наёмное рабство. И не важно, отдельный это капиталист, или совокупный, в форме государственного бюрократического аппарата власти в лице чиновничества, которые распоряжались производимыми трудящимися средствами для жизни как лавочники в свой лавке.

     Но о какой социальной справедливости, кроме буржуазной, может идти речь при наёмном рабстве, если жизнь людей зависит только от количества денег, а не от количества и квалификации его праведного труда на благо общества, чтобы гарантированно иметь от общества всё необходимое для жизни достойной труда?

     Ведь почти любой человек всегда стремится делать только то, что ему выгодно, а выгодно ли ему добросовестно трудиться, когда зарплата у всех по труду, а жизнь у каждого по капиталу?

     Особенно если весь труд людей сводится к получению прибыли, чтобы потом получить зарплату из этой прибыли и на рынке искать себе необходимое по зарплате для удовлетворения своих насущных потребностей.

     Особенно когда известно, что жилищно-бытовые условия жизни населения при капитализме зависят не от результатов труда людей, а чаще всего от наследства и количества у них денег, от предприимчивости и наглости, от криминального мастерства и таланта, от наличия или отсутствия власти или напористости. И даже если представить себе, что зарплата у всех будет пропорционально труду, то количественные нормы социально-бытовых условия жизни у всех всё равно не будут соответствовать количеству и квалификации труда на рабочем месте в экономике страны в силу монополии капитала, а не монополии закона о социальных гарантиях по труду на достойные человека нормы производимых в обществе и необходимых каждому средств для жизни!

     Именно поэтому, при участии всех трудоспособных граждан в общественно необходимом труде на благо общества,  необходимо сделать так, чтобы каждый имел необходимые средства для своей счастливой жизни по достойным человека нормам от их общего количества производимого в обществе!  То есть все необходимые базовые средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды, которые производятся в обществе, необходимо привести в соответствие с количеством и квалификацией результатов труда этого населения!  При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия при хорошо работающих государственных службах обеспечения законности и правопорядка!

     Именно для этого во многих странах мира сформированы и утверждены законом НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КВАЛИФИКАЦИИ ТРУДА, чтобы в условиях ЕГО ЧЕСТНОГО И СПРАВЕДЛИВОГО НОРМИРОВАНИЯ ПО СЛОЖНОСТИ, ТРУДОЁМКОСТИ, ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ И ПРОЧЕЕ, с правом на общественно необходимый труд у людей было право иметь не только заплату пропорционально труду, но и хотя бы социально-бытовые условия жизни по количеству и квалификации труда!

     Отсюда следует, что в социально справедливом обществе финансы в хозяйственных отношениях играют ТОЛЬКО ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ для развития производственных отношений, ибо при капитализме деньги нужны для удобства расчёта с наёмными трудящимися без забот о их социальном благополучии. И если развитие финансовых отношений начинают мешать социальному развитию общества, то там, где трудящиеся хорошо объединены и побеждают на выборах общество от рынка постепенно освобождается и товарно-денежные отношения начинают постепенно отмирать под действием развития монополии законов о социальных гарантиях по труду!

     Сначала на базовые средства необходимые для нормальных социально-бытовых условий жизни каждого члена общества по количеству и квалификации труда, затем на средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, тоже необходимые населению для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития, при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Дети должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость.

     В гражданском равноправном социально справедливо устроенном правовом государстве не должно быть классовых, сословных и национальных противоречий, а объединяющей силой такого общества должна быть экономика направленная на социальное благополучие всех граждан страны достойно количества и квалификации общественного труда, где один для всех и все для каждого, при единстве целей, общности убеждений и схожести судеб!

     ЕСЛИ ВСЕ ЖИВУТ ЕДИНОЙ СЕМЬЁЙ БРАТСКИХ НАРОДОВ и вся территория страны есть та производственная площадка, на которой все организованы для удовлетворения своих всё возрастающих потребностей, то что мешает людям организовать производство и распределение необходимого для достойной труда жизни всего населения, как это сделано в странах с высоким СОЦИАЛЬНЫМ уровнем жизни?

     Ведь всё необходимое для благополучия общества создаётся, производится и удовлетворяются все потребности населения совокупным трудом всего трудоспособного населения страны в своё РАВНОЕ ДЛЯ ВСЕХ РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ КАК ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНОЕ ДЛЯ ВСЕХ КОЛИЧЕСТВО ТРУДА! Причём для всего трудоспособного населения страны за исключением нетрудоспособных и каждый выполняет разнородные функции по созданию благополучной жизни всех членов общества в своё относительно равное для всех рабочее время как относительно равное для всех количество труда и каждый имеет право на все необходимые блага для жизни по достойным человека нормам от их общего производимого в стране количества по количеству и квалификации своего труда, которые постоянно должны корректироваться с уровнем развития экономики!

     А качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый может формировать по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны по разрядам, классам, категориям или по другим критериям оценки результатов квалификации труда!

     Лучше работаешь на благо общества - лучше живёшь! Хуже работаешь, хуже живёшь. Не можешь работать - готовь справку, БУДЕМ ЛЕЧИТ, КОРМИТЬ, ОДЕВАТЬ, НО ПО НОРМАМ ДЛЯ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ!

     Почему денежный капитал общества распределять по труду можно, а социальный в виде необходимых норм жилья, продуктов питания, фактуры для одежды, и коммуникационный капитал (энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация, транспорт), также необходимый для полноценной жизни каждого, нельзя? А то, что производится СВЕРХ НЕОБХОДИМЫХ норм для нормального развития всех граждан страны и социального благополучия общества, можно и на рынок.

     Это будет невыгодно прежде всего власть и богатство имущим – они тут же утратят свои буржуазные привилегии! А ведь именно эти привилегии и определяют господствующий класс! Обманывать и обворовывать своё население будет намного труднее! Деньги при свободном рынке всегда определяли и всегда будут определять частный характер присвоения материальных благ теми, у кого денег достаточно для такого присвоения, в ущерб тем, у кого их недостаточно, хотя трудится не меньше и не хуже других.

     Но это при капитализме зависит не от вклада человека в экономику общества, а от того, сколько у человека денег или другого капитала, который можно и украсть или отобрать у кого-то. Именно поэтому сегодня пока большинство в России против СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОЙ ЭКОНОМИКИ, что почти каждый норовит обмануть друг друга на рынке товаров и можно не работать, если есть капиталы и умение делать деньги почти из воздуха на обмане своих соотечественников...

     То есть чтобы человек мог жить полноценно, нужно иметь полноценную среду обитания, как природную, так и социальную. В капиталистическом обществе главная целью труда многих стало получение максимальной прибыли для увеличения своего капитала, что недопустимо для разумно устроенного социально справедливого общества.

     В разумно устроенном социально справедливом обществе все интересы общества должны быть неразрывно связаны с интересами удовлетворения насущных потребностей каждого честно и добросовестно трудящегося человека и его семьи, а не ради прибыли владельца средств производства.  Причём независимо от того, отдельный это владелец или совокупный в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества, как это происходит  в современном капиталистическом мире.

     Здесь корыстные интересы меньшинства превалируют над интересами всего общества и если война приносит огромные прибыли – её часто навязывают обществу ради прибыли, а не ради социального благополучия общества. Если ради наживы нужно уничтожить экологию – её уничтожают! Законные основания для таких действий всегда найдутся, поскольку в капиталистическом обществе власть принадлежит тем, у кого деньги, богатство и сила.

     Рассмотрим вкратце, как будут выглядеть основные сферы жизнедеятельности Общества Разумного. Можно выделить четыре сферы для развития такого общества: экономическую, социальную, политическую и духовную.

     Общественные отношения определяются экономическим базисом и тут не поспоришь с марксистами. Поэтому для разумных отношений очень важное место в экономике занимает сфера производства, распределения и финансы.

      В мире капитализма именно финансы заняли главенствующее положение, подмяв по себя социальный сектор экономики, который должен отвечать за развитие в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости. Сейчас мир монополии капитала подошёл к тому пределу, когда без денег ты не человек, и дело не сможешь организовать даже при наличии всех необходимых ресурсов, что выглядит как полный абсурд! Что наглядно видно на таком  житейском примере, когда весной на даче есть участок для огорода, необходимый инструмент, семена, время и силы, но человек не возделывает огород из-за отсутствия денег! Разве это не абсурд? А в современной экономике так бывает!

      Финансы должны обеспечивать живость экономики, а не управлять ею и это отвечает критериям разумности. Разве разумно финансовую сферу отдавать в частные руки?... Финансы должны обслуживать экономику, а не экономика финансы. Таким образом, обществу выгодно, чтобы деньгами занималось само общество в лице государства. То есть финансы, банки, эмиссия денег – должны быть в руках государства. Кредиты - беспроцентные, как и депозиты. В Разумном обществе не должно быть паразитов, делающих деньги из воздуха. Богатства должны создаваться в реальном секторе, который кормит, обувает, одевает; удовлетворяет материальные и духовные запросы человека.

      Что должно быть в частной собственности, что – в государственной, должно определяться, исходя из интересов общества!  А при капитализме часто цель бизнеса – получение дохода в виде прибыли. Разумна ли частная медицина?... Разумно ли зарабатывать на болезнях людей?... Частная медицина может иметь место, но только как малая часть общественного здравоохранения. Именно государство должно быть заинтересовано в здоровье своих граждан, особенно при всеобщей занятости населения в экономике общества для удовлетворения своих потребностей в необходимом для своего развития, но без имущественных привилегий чиновников!

     Ведь чем здоровее будут люди, тем меньше будут общественные
расходы на лечение, на пенсии по инвалидности, на различные социальные выплаты и т.д.  А для частника: чем больше больных – тем выше доходы. Такого в Разумном обществе быть не должно!

     Если появляются частные тюрьмы (как в США), то появляется и стимул к росту преступности. Разумно ли такое?...

     Все тенденции, теории, верования, насилующие духовный мир общества не могут присутствовать в Разумном обществе. С другой стороны, ничто не должно навязываться. Человек в Разумном обществе самостоятельно выбирает свой путь, любой. Ты гомосексуалист?  Ну, что ж, бывает, е... Пожалуйста. Только не рекламируй и не навязывай это другим, иначе накажем! Гомосексуализм ведёт к уменьшению рождаемости, является неестественным состоянием человека, а значит, в Разумном обществе такое явление может отвергаться обществом, но не преследоваться, если не нарушен Закон!
      
     В Разумном обществе человек Свободен настолько, насколько его Свобода не наносит вред как обществу в целом, так и отдельным его гражданам. Что есть вред, определяется главным критерием – жизнью людей!  А чтобы свобода одного человека не заканчивалась там, где начинается власть другого и должен быть ЗАКОН, то есть свод правил, которые регламентируют взаимоотношения граждан в обществе!
         
      В Разумном обществе неприемлемы ксенофобии, расовая и религиозная нетерпимость. Они ведут к вражде, ненависти, войнам, то есть угрожают реализации естественных прав и свобод человека и всё, что способствует развитию дружбы народов должно только приветствоваться!
      
      Все виды искусства могут развиваться свободно и гармонично. Только сами люди могут определить, что ценно, этично, красиво, а что безнравственно, нехудожественно и неэстетично. Агрессивное насаждение чего-либо Разумное
общество не должно принимать как должное и должно пресекаться.

     В Разумном обществе любое управление должно строиться на профессиональной основе! Высший эшелон власти должен иметь соответствующее образование и подготовку, для чего должны быть специальные учебные заведения.

     Нужна ли демократия в современном понятии?... Нужна, но только с реальной законодательной властью абсолютного большинства населения, ибо исполнительная и правозащитная власть должна быть у государственных структур для  реализации законодательной власти народа! Современная демократия – это власть денежных мешков, которые со своими мешками денег. позволяют себя прорекламировать и купить поддержку заинтересованных лиц, чтобы выиграть выборы.

     В Разумном обществе во власти должны быть люди не только действительно достойные  и профессиональные, но и обязательно поддерживающие принятые  народом законы! Цель. вхождения во Власть должно быть не личное обогащение, а развитие и процветание общества! На чём основаны такие подходы?...

     Во-первых, они вытекают из целевой установки всего Разумного общества, в котором главное не накопление богатства, а возможность каждого человека проявить все свои социально значимые способности! Достаток для социально благополучной жизни человека  необходим каждому для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально духовного развития и это должно быть основой Разумного общества! 

     Ибо когда накопление чрезмерного богатства становится целью человека, то это его уродует духовно, делает его рабом денег и страсти к наживе, а это неразумно! Поэтому должно быть введено понятие – разумных норм базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды! А также на необходимые средств коммуникации в виде энергии, водопровода, санитарной канализации, средств связи, информации и транспорта при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества при определённом уровне развития его экономики.

     Во-вторых, в Разумном обществе экономическая система использует созидательный труд, исключающий паразитизм. На чём основан такой вывод?... Финансовая система играет второстепенную роль по отношению к реальному сектору производства необходимого для жизни людей и для оказания необходимых услуг. Процентных кредитов и депозитов быть не должно, как и  паразитов-рантье. Благодаря информационным технологиям, общество должно всеми возможными способами контролировать властные структуры по обеспечению законности в обществе. Все их действия должны быть прозрачными и доступными для общества, а социально-экономические законы. Должны быть такими, чтобы не могла развиваться коррупция  и использование власти в личных, корыстных целях.

     Чтобы власть в Разумном обществе не была удачным бизнес-проектом с буржуазно привилегированной жизнью, как сейчас, а более ответственной работой по сравнению с трудом простых граждан и с определёнными социальными льготами по труду, но без буржуазных имущественных привилегиях. Этот труд требует от человека высокого уровня интеллекта, опыта руководства, эрудиции, соответствующих знаний  и подготовки. Возможно, в Разумном обществе даже будет существовать проблема государственных лидеров: не каждому под силу тяжесть власти.

     Отсюда вывод: открытость Власти, прозрачность её действий – важнейший критерий Разумного общества. Люди должны иметь право легко и оперативно вмешиваться в скоропалительные и необдуманные решения Власти, если они ошибочны или вредны для людей и общества.

     Руководить должны профессионалы! С соответствующим образованием и опытом. Представьте, что будет, если директором завода выбрать умеющего хорошо упражняться в речах и ничего не смыслящего в данном производстве?... Крах производства,  если он не будет прислушиваться к мнению грамотных специалистов завода! Из такого подхода вытекает и устранение ограничений на срок работы руководителя. Ограничение одно: пока в силе, справляется с работой и не имеет нареканий со стороны коллектива, то пусть работает! В противном случае – должен уйти. Такой подход разумен!

     Следовательно, в Разумном обществе, например, председатель совета должен иметь образование управленца с безусловным знанием объекта управления.

     Во всех ветвях власти должны быть профессионалы – это разумно. А народ должен быть Контролёром Власти. Как сделать такой контроль эффективным и действенным? Опять же "по уму", используя открытость и прозрачность действий Власти.

     Благодаря современным возможностям в области информационных  технологий, прозрачность и открытость действий структур Власти – вопрос технический.


Рецензии