Малик, спасибо тебе

Он пришел в наш отряд за год до меня. После института, переводчиком: хорошо знал не только свой родной таджикский, но и дари, в какой-то степени – пушту. Это были главные языки в Афганистане.

Познакомились мы с ним в августе 85-го, после выписки его из госпиталя. Ребята – офицеры, увидев его, входящего в казарму, вместо дневального закричали: «Смирно!»

Я выскочил в коридор, думая встретить кого-то из руководства дивизии, побежал к вошедшему в казарму офицеру. И…, остановившись перед ним, невольно удивился: передо мною стоял незнакомый старший лейтенант, с подвешенной на бинте правой рукой. И тут до меня дошло, кто это: Малик Туроб Туробов, о котором столько говорили мне в отряде.

- Вы, Малик? – тут же спросил у него.

В ту секунду, улыбка на его лице с небольшими черными усиками, такими же черными, как волосы на голове, разрядила мои волнения, и - его.

- Вы, Иван? – в ответ спросил он.

И – обнялись. Я столько о нем слышал: герой, не раз ходивший с разведротой в жерло смерти и – возвращался.

- Да, я Малик, - и протянул мне выписку из Кабульского госпиталя…

Получив ее, просмотрев, передал прапорщику с просьбой отнести ее в штаб, кадровикам. В ней Малику было предписано после лечения уходить в отпуск.

- А у меня послезавтра – выход на боевые, - сказал я.
Нужно было этого не говорить.

Узнав об этом, Малик вырвал из моих рук предписание и сказал, что пойдет на боевые со мною.

- Детский лепет! – невольно с грубостью отреагировал я, за что не раз после этого ругал себя.

Почему? Да, оказывается, тем глупым поступком еще больше подзадорил его, идти на операцию в провинцию Пагман вместе со мною. «Зеленый же еще». А ведь уже там в Афгане я был целых два месяца: понюхав запах войсковых операций в Дехсабзе и в Панджшере.

И сколько не пытался я «наставить его на путь истинный», проморгал, он сел в БТР инкогнито, спрятавшись в броне, под приказом экипажу боевой машины молчать. И появился на свет он только тогда, когда на выходе из Кабула мы начали оказывать помощь экипажу подорвавшегося на дороге БМП…

Он же и подсказал пароль вызова по рации на это место «красного креста», пришедшего к нам на помощь из дивизии на автомобиле ГАЗ-66, с врачом и санитарами, буквально, минут через восемнадцать после вызова. Благодаря им нам удалось оказать наконец профессиональную помощь лейтенанту с раздавленной ногой, которому мы все пытались остановить кровотечение: то получалось, то нет. Да и контуженному механику-водителю, и пулеметчику…

Потом, на операции, закончившейся выходом в провинцию Чарикар, он со мною пошел в кишлак. Руку так и нес на повязке, но перед этим, на построение - ее снимал перед нашим большим командиром. А я молчал, понимая, что без переводчика, мы бы больших дров могли там в кишлаке наломать. И, спасибо Малику. И после, в следующем кишлаке, когда два отделения из разных разведрот натолкнулись друг на друга в кяризе (подземном переходе). И те и те оказались русскими. А чего бы могла стоить та встреча? Смертей.

…И вот недавно от дочки Малика из Таджикистана пришла неприятная весть, Туроба не стало.

Смерть, как не вовремя Ты забираешь старых и добрых друзей, с которыми за прошедшие тридцать с чем-то лет, так больше нам и не удалось увидеться...   


Рецензии
Вечная память всем афганцам, которые ушли.
Боевой товарищ - совсем не то, чт товарищ на гражданке.
Храбрым воином был Малик...

Зайнал Сулейманов   25.11.2023 05:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.