Три с минусом
Моя мама уходила на свою дальнюю работу очень рано, поэтому в школу меня собирала бабушка, которая всегда давала мне пакет с парой нарезок батона, намазанных вареньем. Почти все ученики приходили в класс с едой, которую поглощали в большую перемену. Никаких столовых в ту пору в школе не было.
Кто с чем приходил я уже и не помню, но у Вали Васильева - моего соседа по парте - чаще всего был хлеб, как тогда говорили, просто «с таком».
Валя учился не очень хорошо, но его все уважали за то, что он был чемпионом класса по игре в фантики. Игра в фантики в советские годы была одним из популярных детских развлечений. В игре использовались фантики (обёртки) от конфет. Для игры больше ценились фантики из твердой бумаги, от шоколадных конфет, таких как "Белочка", "Петушок", "Мишка Косолапый", "Каракум". Фантик делили на 3 части, сгибали по длине к середине, а потом концы полоски надо было засунуть друг в друга для закрепления в виде прямоугольника. Правила игры были очень просты: по очереди (кто первый выясняли по жребию) клали фантик на руку, а ладонью стукали по низу стола или подоконника, фантик подлетал и оказывался на столе. Надо было стукнуть так, чтобы он попал хотя бы на уголок фантика соперника, и тогда вы его забирали себе. Целью игры было забрать все фантики.
Уж чего-чего, а фантиков теперь более, чем предостаточно, но сегодня компьютеры, мобильные телефоны и миниатюрные игровые гаджеты заменили старые добрые игры.
Учился я хорошо. В основном получал пятёрки и четвёрки, но пару раз мне ставили тройку. У соседа-Вали чаще всего были тройки. А однажды ему поставили три с минусом. Что такое «с минусом» я не знал и попросил Валю показать мне его оценку, но он категорически отказался. И долгое время «три с минусом» было для меня интригующей тайной.
Но однажды эта тайна для меня перестала быть секретом. В большую перемену, когда я достал свои булки с вареньем, Валя вдруг сказал
- А давай махнёмся бутербродами. Тогда я покажу тебе «три с минусом».
Я с готовностью согласился, получил вместо своего завтрака два куска хлеба «с таком» и был очень рад открытию мучившей меня тайны.
В моей колонке на последней парте сидел хулиганистый второгодник Славка Ющук, которого все боялись, потому что он был здоровяк и любил делать всякие гадости. Одну из своих любимых проделок он называл фокус-покус.
Уже в зрелые годы я узнал, что выражение «фокус-покус» (немецкое «Hokuspokus», нидерландское hocus-pokus и английское hocus-pocus) означают одно и то же: обман, мошенничество.
В ту пору ученики приходили в школу со своими чернильницами-непроливайками, представлявшими собой стеклянный цилиндрический стаканчик, верхняя часть которого имела форму опрокинутого конуса с небольшим отверстием для пера. Благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании, чернильница-непроливайка позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным качеством до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.
Кстати, ручка с пером в Ленинграде называлась вставочкой. В других городах этого слова не знали. Поэтому, прочитав в романе Даниила Гранина «Бегство в Россию» фразу «…он взял вставочку и написал…», я понял, что Гранин – писатель из Ленинграда.
Так, вот. Славка на какой-то стройке брал карбид кальция (кристаллическое вещество серого цвета). Он втихаря забрасывал его кому-нибудь в чернильницу. Начиналась бурная реакция с вонючими пузырями. Писать уже было невозможно.
Позавтракав, все выходили в коридор, а класс проветривали. Во время моего отсутствия Ющук бросил в мою чернильницу карбид. Её пришлось ополаскивать в туалете. А на следующем уроке был диктант. Я не успел написать пару предложений из-за того, что мне приходилось макать перо в чужую чернильницу, ожидая порой пока она будет свободна.
На следующий день учительница оглашала результаты проверки наших работ по диктанту и, дойдя до моей работы, сказала
- Ну, что ж ты, Юра? Всегда хорошо, а тут … ошибок нет, но не всё написал. Двойку я тебе уж ставить не буду, так что ставлю «три с минусом».
Свидетельство о публикации №222091001398
Фантики из более плотной бумаги ценились за то, что они были несколько тяжелее своих более легковесных собратьев, поэтому их полет был более предсказуем. Ими было значительно проще накрыть фантик соперника.
Ещё ценились фантики от конфет, произведенных за пределами РСФСР. На них надписи были "на иностранном". И это было круто. У меня из таких фантиков были украинские и эстонские.
А ещё у "фантиков" была разновидность. Когда играли не на столе, а на двух учебниках. Первый из них, более толстый, ложился плашмя, а на него "палаткой" ставился второй учебник так, чтобы между ближним краем (к играющим) его обложки и краем учебника, положенного плашмя, оставалось пространство ("подоконник"), на который тем же методом, что описано в рассказе, первым играющим забрасывался фантик. Второй играющий (третий, четвертый, снова первый) должен был сбить фантик, лежащий "на подоконнике" (неважно чей - свой или противника). Если второй играющий не сбивал фантик первого, в дело вступал третий играющий, четвертый... Или первый, если играющих было только двое. Тот, кто первым сбивал фантик с "подоконника" (неважно, свой или чужой), забирал всё, что к тому времени накопилось на нем.
Константин Кучер 09.09.2025 17:10 Заявить о нарушении
С уважением
Юрий Матусов 09.09.2025 17:56 Заявить о нарушении
Константин Кучер 09.09.2025 20:31 Заявить о нарушении
С уважением
Юрий Матусов 11.09.2025 00:00 Заявить о нарушении