Пропагандисты. Сентябрьские тезисы
По Конституции пропаганда не запрещена — запрещена пропаганда ненависти, вражды, социального (и т.д.) превосходства. Но при просмотре роликов в интернете можно встретить пропаганду вражды — к государству, к власти, маскируемую с разной степенью искусности.
1978 год. Весенняя сессия. Под окнами УрГУ бульвар, памятник Свердлову. Преподаватель недавно из Москвы, с совещания, докладывает нам, студентам-философам: «Мы глушим вражеское радио, но скоро под каждым кустом смогут смотреть что захотят. Вопрос в формировании ИММУНИТЕТА. К этому страна не готова, поэтому лет через 15 ожидаются кардинальные потрясения. И выпуск философов решено не сокращать — ввиду ожидаемого острого момента...»
1984 год, школа 156, я учитель обществоведения, разговариваю с вновь поступившим военруком. Старлей-связист, он работал на «глушилках», на них плюнули: дорого и... бесполезно уже. Но вот и 15 лет прошло, начало 90-х, развал СССР, переход к рынку... БЕЗ ИММУНИТЕТА!
Как «настоящий», с поступлением в УрГУ выписываю журнал «Вопросы Философии», в 1977 читаю в одном номере: в 1907 году западные элиты собрались в Лондоне и приняли план на 100 лет по сдерживанию России. Реализация плана: война 1914-1918 и революция 1917г.. война 1939-1945, ядерная гонка, развал СССР, начинающаяся война НАТО против России (2022 год). И снова где-то в Европе собрание «по России» («от нас» там Илья Пономарёв, Каспаров, ещё кто-то): подведение итогов по развалу России и предварительный расклад, кому какие куски и для чего... (Припозднились, уж 115 лет пробежало).
Сейчас в «международном аспекте» о «сдерживании» России звучит призыв: «Уничтожить гадину!» Но на чужой роток не накинешь платок. А вот в родной державушке... Два лагеря, разновеликих — но два, с ощутимым «водоразделом»: одни — это государственники, поддерживающие власть в её сложившейся на сегодня форме; другие — критикуют власть тотально за «отступления» от разных иностранных «примеров». Короче, критикуют, в основном, что у телеги России нет пятого колеса... Эти «критики» и допускают пропаганду внутренней вражды (но обвиняют в этом, конечно, противника). Разбираемся:
Евгений Ройзман, ролик «Какое мы имеем к этому отношение» и «Скажи Гордеевой». Она задаёт «правильные» вопросы, он даёт «правильные» ответы, интервью. На фоне икон, в его музее (речь тут будет только гуманная, истинная?). Вопрос: «Что для Вас было 24 февраля?» Ответ: «Да, в этот день (с этого дня) всё рухнуло», и т.д. Далее следует цитирование Евангелия о борьбе со злом. Напрашивается связка «действия государства — зло». Но в Писании говорится и такое: «Ни один волос ни с кого не упадёт без воли Бога». Но пропагандистам достаточно вырвать, притянуть цитату со словом «зло», что хотели — сказали, отмывайтесь... Правда, в конце интервью Е. Ройзман сознаётся: «Я не собираюсь бороться со вселенским злом». Как это понять? Зло изживать нужно только в России? А в её окрестном окружении пусть живёт? Вот такая пропаганда... неприятия действий государства, на фоне икон, только что кадило не дымилось...
Вообще, должен обязательно сказать: Е. Ройзман — поэт. Поэт, замеченный читателями, критикой, стиховедением. Журнал «Урал» публиковал размышления одного поэта и учёного: останется ли Ройзман поэтом или уйдет в политику окончательно?.. Пока — в политике. Поэзия в постаменте. Пронзительная как поэзия и местами «вредная» как политика:
...одинокий Ной
...Когда шаги услышишь за спиной...
...сказать сквозь зубы:
Я не желаю Родины иной. (1994)
Или вот:
...Не злобствуем. - Нам некого винить.
Всё то, что не нашли, мы потеряли.
И всё нелепо. И нелепо жить.
И медные солдатские медали... (конец стихотворения, 1987).
Сравним со строками Н.А.Некрасова: «Блажен незлобивый поэт./В ком мало желчи, много чувства...» У Е.Ройзмана чувства очень много, так что оно местами переходит в желчь, в желчь политическую.
Антон Хардин, ролик «Сегодня рано утром шарахнуло...» В нём военно-гражданский начальник Херсона рассказывает, что опять обеспечили мирную тишину, и показывает за окно на спокойный город, без дыма... Автор ролика разоблачил начальника, что вид из окна — это вид из окна гостиницы в Воронеже. Весь ролик идёт сравнение кирпичей, окон, башни вдалеке: в интервью — и в натуре Воронежа. Всё ясно: «постановочное» интервью, стало быть ложное, махровая пропаганда. Делайте вывод: все материалы госканалов — постановочные, ложные. Но ложный ли этот конкретный материал по сути доносимого?.. А вид из окна — таких неуклюжих вставок всегда хватало, а вот опытных и смелых военно-гражданских начальников дефицит. Короче говоря, автор ролика выспался на начальнике, забыв, что сам должен был показать только ТИПИЧЕСКОЕ, если уважает свое ремесло.
Максим Кац, ролик «Война не слушается Российских властей. Что будет дальше...» Центр ролика — рекламное многое время: приглашение на курсы по бизнесу, объект бизнеса — некий хорошо продаваемый интеллектуальный продукт. Приходи в «марксистский» кружок, и там уж мозги твои в наших руках будут. Но голая реклама — нехорошо, поэтому до и после неё - разглагольствование, что в руководстве нашей армии люди, сами не служившие. Значит, поражение неизбежно. Автору «видно», что руководить не могут. Так... Но руководство бывает политическое и военное. Политическое должно ли было служить? Наоборот, ещё недавно копья ломали, что армией должна руководить женщина... А вот наши военспецы (генштаб и т.д.) всегда были и есть на высоте. Вопрос: а сам автор служил, чтобы мочь видеть, кто что может?.. Но грязь брошена, да и не в ней только было дело: главное — рекламная вставка подана на горяченьком гарнире, начат набор на курсы... пропагандистов.
Наконец, Яков Лев, ролик «Три вида пропаганды...» Автор поведал, что когда-то учился в МГУ на журфаке, и им В СТРОГОЙ СЕКРЕТНОСТИ (смех на палочке!) преподали методы пропаганды. Что тут секретного? Это изучалось открыто. Но «для жути» лучше сказать, что секретно. Итак, 3 вида: белая, серая, чёрная. И 4 метода:
- «гнилая селёдка» (скажи, а они пусть отмываются от «запаха»);
- метод «большой лжи» (психологически приводит к большей вере);
- «абсолютная очевидность» (напр., опора на «социолог. опрос, и т.д.);
- «неизвестный герой»...
Ну, можно структурировать и иначе, и подробнее. Пропаганда — это и красный цвет пионерского галстука, и прямо так и называемая «монументальная пропаганда», медали и ордена, репертуары на сценах и экранах... Недавно мы «слизали» у США такой пропагандистский (очень насильственный над личностью? Или нет?) акт поднятия в школах флага страны. Они явно обгоняют нас в пропаганде (и не стесняются).
Так вот: автор ролика (сам СТРОГО СЛЕДУЯ канонам пропаганды) сначала открыто использует метод «абсолютной очевидности»: делает исторический абсолютно достоверный обзор истории пропаганды и её «дислокаций» (упоминает злополучную пробирку в ООН как пример пропаганды), её структуры — И... И переходит к следующему методу: «гнилой селёдки»: бездоказательно, ничего не расшифровывая, не конкретизируя, утверждает:
«Если раньше (как бы изначально) пропаганда использовалась для расшатывания вражеских рядов в войнах, то сейчас ОНА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРОТИВ СВОЕГО НАРОДА». Всё, задача пропагандистом выполнена.
Не сказано, в какой стране, какого народа, или части его — в интересах другой части, для чего... Раз ролик в наших планшетах, то психологически НАШ пользователь автоматом отнесёт всё сказанное на Россию (не всякий может и захочет разбираться, а что сказано-то?), и ВОТ УЖЕ ЗАПАХЛО... Вот этим бессовестным автором ролика. Так нагло прикинуться «объективным» и тут же использовать махровую пропаганду.
В самом деле, попробуем разобраться:
Значит, руководство ведёт пропаганду на народ... Что сделать с ним, народом? Расколоть? Зачем это руководству? Настроить одну половину — на неприятие и т.д. другой? А общество не УЖЕ расколото? Может, руководство печётся как раз о единстве?.. А вот роликопропагандист пропагандирует раскол в обществе (власть - народ), это его СВЕРХЗАДАЧА, мастеровито состряпанная, с буквой науки и просвещения, со знание дела (со знанием инструментов пропаганды).
И вот он резюмирует: мол, в жизни вам не поможет дядя с экрана, надо дружить с близким окружением (не допускать розни). То есть не смотреть ТВ, не слушать радио России, а внимать РОЛИКАМ, со всеми соглашаться (а без ТВ и радио «ВСЕ» - это будут поедатели роликов). Итак, главное — ОТОРВАТЬ!!! И полуслепой человек в твоих руках. А чем автор ролика отличается? Он ведь тоже «дядя с экрана»? Ходит по порочному кругу своих измышлений.
От ролика остается только интервенционистский вброс: руководство действует ПРОТИВ своего населения. Остальное, будучи деталями, не запомнится или будет преходящим «фоном достоверности».
В УрГУ я всё это, как философ И СОЦИОЛОГ, проходил, и про 21 кадр (изобретение американских рекламодателей), и вообще про рождённую в США науку манипулирования сознанием (для внутреннего употребления сначала, а потом и «на продажу»), и прекрасно знаком с советской пропагандой, когда даже журналы так и назывались: «Пропагандист», «Агитатор», и в них изучались ОТКРЫТО методы агитации и пропаганды, дабы стране выжить в окружении других стран... И с каким наслаждением (игрой занимательной) меня, молодого коммуниста, учили делать доклады: «начни с цифр, дат, людей, потом про «но есть ещё отдельные недостатки», тут задень самые актуальные места, а в завершение кровь из носу найди разительный успех в чём-то, этим, с повышением интонации, заверши доклад». Пропаганда вот чего: вы, которые слушаете, не думайте лишнего и о лишнем, а только вперёд! Через недостатки-тернии — к коммунизму, вот и успехи есть...
Если по Якову Леву, то я поведал о чёрной пропаганде антигосударственников. И не собираюсь развенчивать пропаганду вообще. Она нужна и всегда имела место. Иначе не жила бы поговорка «Назло бабушке уши отморожу» (все бабушки — ПРОПАГАНДИСТЫ! И слава Богу).
ТВ не столь примитивно (как этот ролик): ведущий ток-шоу «Кто против», Дмитрий Куликов, философ, открыто озвучил: «Если в терминах «знаковости», то мы должны постоянно думать, насколько наши словесные и интеллектуальные конструкции соответствуют действительности, иначе проиграем...» А политолог Саралидзе подметил грустно о расколе: «в споре сторон сейчас противоположная нам сторона уже не допускает дискуссии, обсуждения, переходит на крик и ор (визг), забрасывая всё новыми доводами, а мы пытаемся анализировать... Всё зашло в тупик». Это и про внутреннее, и про интер- противостояния. Пропагандисты, встанем в боевые ряды на защиту Родины!
Свидетельство о публикации №222091000312