Коварство лжи

Для чего философствовать на такие, казалось бы, вечные темы? И кому всё это надо? Но, во-первых,  эти темы фундаментальные и только кажутся неразрешимыми, в реальности все гораздо проще, если начать с себя; а во-вторых, это нужно прежде всё мне. Чтобы что? Чтобы не заблудиться в течении жизни и не попасться на уловки лжи. Потому что, по сути, люди попадаются на ложь только по причине лени думать на вечные темы и просчитывать личную ответственность,  прикрываясь коллективной ответственностью и лукавой заботой о всём человечестве.  Ведь думать о всём мире так красиво и благородно… и также тщетно.

Конечно же, думать о всём мире и всей Вселенной это важно и нужно, но только после того, когда  сделаешь свою совесть свободной от страстей и пороков. Беспристрастие неотъемлемая составляющая мудрости, а без мудрости думать о всём мире это всё равно, что считать не зная цифр и правил счёта. Мудрость обретается правдой, а правда рассудительностью, терпением, воздержанием, усердием в добрых делах и всеми остальными благодетелями, обличающими ложь.

Почему же так опасно пасть жертвой лжи? Потому что ложь убивает душу и затмевает разум, можно сказать, ложь сеет страх и делает человека зависимым от собственных иллюзий. Но самое губительное то, что ложь обрекает человека на полное интеллектуальное одиночество, потому что лишает доверия ближних и убивает веру в торжество справедливости. Хуже лжи для человека нет ничего, потому что всё, что делает человека человеком, основывается на правде, а ложь подменяет и извращает все истинные понятия добра и зла, что сводит все усилия человека к саморазрушению своей же личности.

Конечно, возникает вопрос, а что истина? Какого курса придерживаться, чтобы всегда и во всём оставаться  человеком? Ответ напрашивается сам и всем очевиден: истина в морали и только в морали, а вся существующая мораль  основывается на справедливости, а справедливость на отношение к другому, как к самому себе. Всё просто и понятно каждому с рождения, потому что все люди обладают умением представлять себя на месте других и прекрасно могут  осознавать  все  последствия, как своих, так и чужих действий.  Единственно, что может помешать человеку осознавать меру ответственности за свои  решения, так  это ложь.

Ложь бывает двух видов, намеренная и искренняя. Когда человек обманывает специально, лжесвидетельствует с целью ввести в заблуждения, это ложь намеренная, а когда искренно верит в ложь и распространяет ложную информацию сам того не понимая, это искреннее заблуждение. Принято думать, что искренняя ложь безвредна и простительна. Но это далеко не так. Наивная вера в ложь только множит обман, притупляет бдительность и оправдывает беззаконие,  благодаря чему ложь процветает.
Искренне верующие в ложь ещё опаснее тех, кто обманывает намеренно, потому что тех,  кто лжёт специально, можно поймать на лжи, обличить и осудить, а наивный имеет оправдание, мол, он честно верил в обман  сам того не ведая. Даже звучит абсурдно: «честно верил в ложь». Так где подвох?

А подвох в том, какая реакция последует после того, когда человек услышит правду. Если он не захочет ничего менять, оставаясь при своей вере в ложь, или, хуже того, начнёт себя оправдывать, обвиняя других, то это одно, а если поменяет своё отношение, раскается, признает себя виноватым и поймёт причины, по которым позволил себя обмануть, то это уже другое. Но если человек вначале позволил себя обмануть, а потом ещё этим  оправдывает все свои лживые дела, то по справедливости заслуживает сурового приговора, такого же, как и тот, кто лжёт намеренно и уже потерял моральный облик.

А судьи кто? А судья один – истина, а значит, правда и справедливость. Кто же будет определять, что истина, а что нет? В этом мире для этого существует человеческий суд, но, а по существу – жизнь, а если совсем серьёзно, то, конечно, Бог, Который  будет не только судить, но и выносить окончательный приговор каждому. Но вначале Бог даёт шанс каждому самому судить себя, попускает ошибаться, потом найти свои ошибки и исправиться. А людской суд и суд ближних призваны помогать в добрых намерениях и удерживать от обмана и злых дел. Это в том случае, если все заинтересованы в правде и опираются на общечеловеческую мораль и нравственность.

А если все вокруг отвернутся от правды, морали и справедливости? И такое может быть, это самое сильное испытание. Но тому, кто прежде ищет правды в себе, бояться нечего. Силы устоять найдутся всегда, если главным приоритетом для себя сделать честь, а не выгоду.  Бог помогает выстоять тем, кто совестлив.  А те, кто продаются за условных «тридцать серебряников» в итоге также будут преданы, таков закон бумеранга.
Ложь губительна для всех и в любых проявлениях. Единственно, что может защитить от лжи, так это критический взгляд на себя, а не поиск виноватых со стороны. Только самокритика, разоблачение собственных иллюзий (покаяние) и поиск правды во всём — делает человека неуязвимым перед ложью. Не мечтать надо, а разоблачать те мечты которые ведут душу в тупик ощущений. Тогда в сухом остатке правды останется только справедливость и мораль, провозглашённая Христом и сущая от начала мира: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мат 7:12).

Но как же чувства, если всё решает разум и закон? Но нет в мире высшего чувства, чем чувства законности, то есть  чувства справедливости, чувства долга и чувства причастности к правде. А любовь? А любовь есть добровольное исполнения закона. «Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Рим 13:10 ). Следовательно, «нелюбовь» это не исполнение закона. Или же недобровольное соблюдение закона, когда человек не хочет делать правильно, но делает, чтобы не терпеть осуждение. Вот это и есть настоящее лицемерие, которое часто приписывают тем, кто в действительности не лицемерит, а держится морали добровольно и с радостью.

Глупцы не те, кто любит назидание и стремится к праведности, а те, кто отрицают праведность, пренебрегают нравоучениями и хотят освободиться от совести, полагая, что так они докажут свою правду. Но своей правды не бывает, правда одна, а вот, ложь у каждого своя. Впрочем, упрямым лгунам ничего не докажешь, как и бесстыжим хамам. Если  человек потерял  совесть, и ему не стыдно поступать аморально, то уже поздно что-либо менять. Более того, уже тщетно говорить о какой-то там правде или морали. Лучше не пересекаться с такими людьми, а если это невозможно, то уклоняться от всех их предложений. Не даром  Бог предупреждает: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс 1:1-2). «Закон Господа», это закон морали, справедливости и праведности, и все до единого люди понимают это, сколько бы не пытались лгать и оправдываться, что они  понятия не имеют о морали, о каком-то там Боге и о нравственности, а совесть это пережиток религиозного прошлого. Увы, но этот «пережиток прошлого», под названием совесть –  помнит всё, и припомнит это всё на смертном одре. Ведь, не всё так просто в мире, где каждая пылинка движется согласно всем сущим законам, установленным силой Единого Создателя и Судьи.


Рецензии
Мало, кто понимает,
что Ложь – ведет к ослаблению Общества,
а затем – к Гиблели (Развалу) всего Государства
(как, например – тотальная Лживость Населения Совка
привела к Развалу всего Совка аж на 15 частей!!!).
--------------------
Если Большинство Населения в Государстве
– лживые, вороватые, тупые, бестолковые, бесталанные,
ленивые, трусливые ... и тд. – то быть Беде!
НЕ-Счастен тот Народ, где лживость – стала Нормой"
---------------
Лживость и Вороватость – это смертельный Яд
медленного Действия, отравляет всех и все вокруг.
На Лжи и Воровстве – Счастье НЕ-построить!
---------------
Всем, более-менее Честным Людям –
надо сделать все, чтобы в Государстве –
Лжецы, Воры и прочее Быдло – НЕ-могли
обманывать, обворовывать … и т.д. Народ.
=========================
Подробнее см. Проза.ру:
Сюткин Петр, Трактат №313,
— "НЕ-Счастен тот Народ, где Лживость – стала Нормой."
* * *

Петр Сюткин   11.12.2022 03:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.