Недостаточность в обоснованиях науки

Александр Акулов

НЕДОСТАТОЧНОСТЬ  В  ОСНОВАНИЯХ  НАУКИ

       Здесь мы подразумеванием нечто более фундаментальное, чем, скажем обычные проблемы в основаниях геометрии, теории множеств или физики. И совсем нетрадиционно приходится подходить к описательным или естественным наукам. Разумеется, не идет речь о стартовых конвенциях, это было бы смехотворно. Прежде всего подлежит переоценке то, что именуется прагматическим миром. Каков этот мир? Его нет, он остается совокупностью смутных предполагаемых проекций. Реально-объективный мир не есть восприятие, он не должен быть специально и удобно развернутым подобно ему. Скелет мифа о прагматическом мире возникает как ответ на усилия и действия, кажуще проводимые изнутри субъекта, а также на прочие пассивно наблюдаемые в восприятии. Этот скелет в той или иной степени в тех или иных категориях представлений понарошечно дополняется качествами восприятия, не связанными с действиями. При этом чем дальше представления от обыденных потребностей, тем менее оказывается сходным получаемый результат с реальными здесь-теперь-так данными.

     Наука остается местами чуть подправленной обыденностью, иногда прямолинейно наивной, причем в некоторые ее сферы и направления поправки либо вообще не вносятся, либо остаются незначительными. Проще всего обстоит с локковскими вторичными качествами. По крайней мере, физики и физиологи вынуждены их иметь в виду. Хуже то, что обычно не делают никаких заявлений о возможностях применимости науки. Фундаментальные, непреодолимые ограничения, нужно отличать от преходящих. Вовсе не философы должны бы заниматься их усмотрением.

    Утверждение, что одним из оснований науки являются эксперименты, оказывается нелепостью, если не определена среда проведения опытов. Однако точным образом ее и невозможно установить, она смешана и в значительной степени условна. Здесь эклектически объединяются реальное восприятие, якобы продолженное вовне восприятие, воображение и чисто интеллектуальные фантомы. В любом случае эксперимент охватывает не столько мир, сколько способы его обращения субъекту, возникающие из многоступенчатой вписанности субъективного в объективное.
       Нельзя говорить о лимбе или капсуле вокруг субъекта, образованных обычно психологическим, биологическим и добиологическим, поскольку при разговоре, касающемся оснований, названное еще не определено, пусть даже сами эти оболочки изнутри субъективного хотя бы косвенно прослеживаются. Расплывчатость можно убрать одним способом: утверждением, что  лимб вокруг субъекта, пусть даже прослеживаемый только со стороны субъекта, вне зависимости от его природы наличен. Но может ли субъект действительно быть обращенным в этот лимб, если по факту он обращен внутрь себя,  в  частности своего восприятия? Фактически идет речь лишь об истолковании этого лимба. При этом мнимо может казаться, что субъект истолковывает некий "внешний", по-настоящему объективный, мир. Как уже говорилось, изначально последний никак не может быть намеренно подпотрошенным и вывернутым так, как это удобно субъекту. Навязывание пространства-времени-структуры происходит автоматически.


Рецензии
Может, вы имеете в виду разобщенность выводов науки с реальными движениями хотящей души? Которая бессознательно хочет осознать, что она есть теперь такое, но в чем ни наука, ни современная религия эту помощь оказать не могут. И что эти бессознательные движения души есть, но они не находят во внешнем мире какое-то своё выражение. Так, чтоб можно было бы в них себя выразить. И что этот самый субъект, о котором вы говорите, просто иногда даже не знает, а что ему надо ХОТЕТЬ, так чтоб это было правильно и имело смысл.

Федор Родионов   10.09.2022 14:06     Заявить о нарушении
Может, вы имеете в виду разобщенность...

Психофизический парадокс содержит в себе логический круг. Нефизиологический буфер между субъектом и вещью в себе нужно искать не перед субъективным, а за ним.

Александр Акулов   24.09.2022 15:50   Заявить о нарушении
То что можно искать - оно вообще всегда только объективно)
Субъект нельзя найти, это противоречие в определениях. Если следовать истинным значениям терминов. Если субъект можно найти - тогда это уже объект.
Все это имеет философский смысл. Источник же - восточная философия с её Атманом, как этим окончательным субъектом.

Федор Родионов   25.09.2022 12:37   Заявить о нарушении
То, что можно…
В строгом смысле нет объекта и субъекта, это условные вещи.

Александр Акулов   27.09.2022 09:39   Заявить о нарушении