Дм. Маслеев. Ч. 2. Роберт и Клара

            Коллаж: Роберт Шуман, Клара Вик, Иоганн Брамс

             РОБЕРТ  ШУМАН  И  КЛАРА  ВИК

     …Роберту –  18 лет. Как-то его пригласили  на домашний концерт. И вот теперь с изумлением он открывал глаза и закрывал их снова.

      Закрыл – музыка, словно морской прибой, обрушивала волну за волной на берег его души, замирала, кралась, перебирая камешки,  и вновь рассыпалась ослепительными брызгами, пугая неиссякаемой силой!

       Открыл – за фортепиано  девятилетняя девочка, похожая на фарфоровую вазочку и голова-цветочек на шее-стебельке склонилась над клавишами… Чудо!

       Роберт Шуман до головокружения ощутил притяжение МУЗЫКИ, понял, что принадлежит ей навсегда! Юриспруденция, литература  остались на другом берегу – мастерство этой малышки открыло ему путь к себе.
 
     Клара Вик – так её звали.  У неё были четверо сестёр и братьев  да отец-тиран, мечтающий вырастить из дочери музыкальную машину для зарабатывания денег. Ноты она выучила раньше букв, обладала немыслимой виртуозностью игры, памятью и трудолюбием. И твердым характером, заметьте.
 
     Роберт стал брать у её отца уроки музыки. И поселился у него же, арендовав комнату.  Нелегко пришлось! До этого мамин «солнечный зайчик», он  испытал гнев строгого учителя.

     А Клара… Клара  «украла» сердце Роберта. Повзрослела, и разница в возрасте стала не так заметна. Тайная симпатия переросла во взаимную любовь.
      Но вмешался властный папа. Влюблённые пережили  немалые  труд
ности: разлуку, проклятия, сплетни – но они лишь закалили  настоящие чувства.

     История знает немало случаев, когда судятся, чтобы развестись. А они подали иск против властного папочки, чтобы добиться согласия на брак. И спустя полтора года поженились. Рояль у отца Клары пришлось выкупить.

      С ним помирились спустя три года – когда Шуман стал уже известен и успешен. Но его успех не мог соперничать с достижениями жены – её исполнительское мастерство росло и приносило доход семье. Её называли «Паганини фортепиано».
 
       А ведь она ещё и рожала детей. И было их восемь! Но материнство не входило в список достоинств Клары: своих чад она доверяла многочисленным нянькам и кормилицам.   
      Важнее были гастроли, туры… Даже в России она успела побывать, а Роберта там принимали лишь как мужа виртуозной пианистки. Он попытался догнать её, неустанно изощряясь в упражнениях, но случилась беда:  он  «переиграл» руку, пальцы перестали слушаться.

      Что оставалось музыканту, наполненному мелодиями до краёв?!  Сочинять самому!

       Он мог бы записывать ноты целыми днями –  столько материала накопилось в его голове и сердце. Одарённый литературно, обладающий отменным вкусом и поэтической эрудицией, Шуман пишет музыку на стихи Гёте, симфонии, увертюры…

     Приходит слава, уходит здоровье.  У предков Роберта была  склонность к душевным заболеваниям. Чаша сия не минует музыканта…
     Где та грань, за которую страшно заглянуть, что служит последним камешком на весах здравомыслия и безумия?   

     Мог ли думать об этом молодой, красивый, талантливый музыкант Иоганнес Брамс, переступая порог дома Шуманов? Едва он заиграл, хозяин дома прервал мелодию, чтобы позвать жену, восклицая одно слово: «Гений!»

    Клара согласилась с мужем. Но роковая встреча изменила всё – между Брамсом и Кларой вспыхнул роман, несмотря на 14 лет разницы.

    Всё чувствующий своей музыкальной душой Роберт даже пытался утопиться, но спасли рыбаки. Спасли тело, а душа дала трещину. Навсегда.

     Он ещё пытался вернуться, вернуть… но призраки ночи уже не отпускали. Шуман сам попросился в клинику для душевнобольных, чтобы не омрачать жизнь семьи. Деликатность любящего человека, жертвенность страдающей души, трагедия музыкального романтика…

     Он умер спустя два года, было ему всего 46 лет. Те, кто следил за событиями, думали, что Клара и Брамс поженятся. Клара и сама ждала этого шага от Иоганнеса. Но не случилось.

    Брамс, в смятении, раскаянии и предчувствиях, уехал навсегда, хотя вёл переписку с Кларой и  очень долго помогал детям. А Клара так и осталась прикованной невидимой цепью к фортепиано – играла до семидесяти двух лет. Играла Брамса и Шумана…

      Но кто помнит теперь пианистку Клару Вик? А божественные мелодии Роберта Шумана оживают под пальцами других виртуозов.
                ***
      Всё это пролетело, прозвучало, прозвенело в моём сознании, пока длился концерт. Нет, музыка не была трагичной, но пианист так иногда вскидывал кисти рук, словно нотки кололи его пальцы иголками былых воспоминаний.
 
    И казалось чудом такое прочтение музыки – светлая бурная мелодия и послевкусие – печаль о судьбе её автора. 

     Как можно так прочувствовать и сферу духовности и драматизм?   Позже  я узнала, что во время конкурса имени П. И. Чайковского  Дмитрий Маслеев получил страшное известие. Он потерял мать. Но он доиграл и победил.
   
    Будучи,  по его словам интровертом, музыкант открывает нам  настежь дверь в иные, высшие миры. Концерт ля минор для фортепиано с оркестром – лиричен и полон чувств, которые, как считал сам Шуман, никогда не ошибаются, в отличие от разума. 

     Во время первого исполнения этого концерта 1 января 1846 года за роялем была, конечно же, Клара Шуман!


Рецензии
Спасибо за чудесный рассказ, милая Светланочка!
Погрузилась в любимый предмет - музлитература. Виртуозов, на самом деле, не так уж и много, но о них, действительно, мало знают. Но для всех эталоном считают Паганини.
С НАСТУПАЮЩИМ!!!
Здоровья и прадничного настроения!

Добрая Добрая   27.12.2022 12:08     Заявить о нарушении
Сейчас очень много прекрасных исполнителей. И они не выезжают за рубеж, играют дома.

Светлана Петровская   28.12.2022 11:03   Заявить о нарушении
Дома, в смысле, в России)

Светлана Петровская   28.12.2022 11:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.