Про мою маму
Татьяна Сергеевна Сахарова-Метельская (26.06.1936-31.01.2003)
Предисловие. Написано в ноябре 2013. Году в 2017-м я пыталась отправить этот текст в подольский орган периодической печати, но безуспешно. Очень хотелось поделиться прекрасным воспоминанием - не вымышленным, не придуманным, а реально имевшим место в жизни настоящего человека: человека на своём месте.
Все мы родом из детства...
Как-то вдруг вспомнилось, как в далёком детстве - в годы обучения в начальной школе, на уроке рисования нам дали задание изобразить на бумаге - с помощью карандашей и красок - своих родителей в процессе их трудовой деятельности, соответствующей их реальной профессии. Итак - про мои детские художества... К заданию учителя я отнеслась со всей серьёзностью. Другое дело: я была в замешательстве. Не знала, как именно изобразить маму. Вернее, я знала, в какой должности она работала - мама заведовала большим дошкольным учреждением: ясли-садиком. Этот дошкольно-образовательный комплекс был действительно огромным - состоял из 15 групп. В каждой группе примерно по 25-30 детишек. Я знала, что мама руководит этим комбинатом, сама не раз приезжала к ней на работу. На самом деле мне в мамином садике было очень комфортно. Обстановка была очень благоприятная - все детки умненькие, с интересным ходом мышления, с горящими глазками... Конечно, они, как и любые дети - озорные, но даже их озорство, шутки, игры - всё это было креативное, я бы сказала. И заслуга большая моей мамы, она запрещала воспитателям наказывать деток, расставлять по углам, заставлять спать, есть, сидеть положенное время на горшках и т.д. А уж о применении физической силы - об этом вообще не было речи. Повышать голос на детей - и за это мама делала серьёзное внушение воспитателям. Хотя - никакого особого внушения ей не приходилось делать: она сама ездила в серпуховское педучилище - набирать среди выпускниц - воспитателей для своего любимого детища - ясли-садика. Она с полным правом считала себя создателем своей системы, своей методики - в дошкольной области. Скажите, кто это из заведующих садиками будет ездить по училищам, высиживать на учебных занятиях, высматривать студенток, беседовать с ними, читать их курсовые??... С той лишь одной "отборочной" целью - обеспечить для детишек своего подольского дошкольного комбината N 43 достойных воспитателей. Какое-то у неё было прирождённое чутьё: она моментально определяла среди студенток - будущих талантливых воспитателей. Это не пустые слова. На самом деле выходило. Господи, этот комбинат - дело всей её жизни! Я с 5-6-ти лет это уже чётко понимала. Что у мамы любимая работа. Которая стоит у неё на первом месте. "Первее", чем я, которая была и есть её родным и единственным ребёнком. И я каким-то интуитивным образом считала, что это нормально. Потому что когда есть любимая работа, - это накладывает такую яркую печать на человека: он будто светится весь - изнутри. И вообще - видно, что этот человек настолько гармоничен, у него всё идёт, как по маслу, и не только на работе, но и дома. У мамы всё как-то выходило легко, без напряжения; всё шло своим чередом, все дела домашние, бытовые... Какая она была лёгкая, ловкая!! Любо-дорого было смотреть на неё - всё у неё спорилось в руках. Она гениально рассчитывала свободное время. У неё одновременно готовился суп на электрической плите, шла полным ходом уборка, кипячение белья в баке... И обязательно при включенном радио. Тогда радиоприемники были у всех однопрограммные, без вариантов. Она очень любила радиопередачи "С Добрым Утром" - она шла по воскресеньям с 9.15 до 10 утра и "Встреча с песней" - с21.00 до 22.00 - по пятницам - два раза в месяц (т.е. через пятницу выходила в эфир) Я сама любила эти передачи. Мама меня заразила - в хорошем смысле слова. А "Встречу с песней" вёл легендарный Виктор Татарский - у него был умопомрачительный голос... Лирическое отступление. Много позже, когда я уже работала (в начале 80-х гг прошлого века) в Ленинской библиотеке, я несколько раз ходила на вечера, где как чтец художественных произведений выступал Виктор Татарский. Именно в Ленинской библиотеке - в конференц-зале проходили эти вечера. Один из вечеров у меня очень чётко отложился в памяти. В. Татарский читал отрывки из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Так вот... про учительское задание в начальной школе. Как мне выполнить задание - изобразить мамочку в рабочем будничном моменте? Я тут очень затруднялась. Я прекрасно знала, что мама не сидит в кабинете, она часто ходила по группам, наблюдала, как ребятки проявляются на развивающихся занятиях, как играют, во что играют, она по именам знала каждого - из всех 15-ти групп! Знала, у кого из ребят, какие проблемы - у кого с дикцией, у кого была повышенная нервная возбудимость, кто как кушает, и кто что любит...Я бы сама не поверила, если б мне кто рассказал подобное... Что есть такие руководители в детских учреждениях. Но я сама "паслась" всё свободное время в мамином саду - а до него из дома надо было ехать двумя автобусами. С раннего детского возраста, как я сказала, я поняла, что у мамы кроме меня есть обожаемая работа, мама там пропадала с утра и до глубокого вечера. Со мной вечерами сидела соседка - хорошая тётя Маша. Мне не хватало мамы, но я не рыдала от ревности: как только чуть постарше стала - вот так вспоминаю, мне кажется, - уже лет с 7-ми стала ездить самостоятельно в мамин садик (2-мя автобусами - с пересадками). И я так бывала довольна и спокойна, что вот - сама к мамочке приехала! Что именно сама приехала!! Я у неё всегда испрашивала разрешение - можно ли приехать к ней в садик. И вот она, моя мама, я её вижу теперь чаще. Мне так комфортно там было... Она всегда мне позволяла. Когда захочу, тогда и приеду. Я с удовольствием помогала медсестрам с годовалыми детишками в ясельных группах (в те времена с малышами до 2-х с половиной годиков положено было работать с медицинским образованием). Я кое-как делала уроки, чтоб скорее к мамуле приехать и сразу заняться полезной деятельностью, которая мне нравилась и была желанна. Самыми ужасными для меня были вторые смены в школе. Ни то, ни сё. Никак не получалось съездить. Но я тогда шла вечером её встречать к шоссе. Я была очень горда за маму. Дети её любили. А я не ревновала. Я была счастлива! Помнят ли её те ребята, они совсем на немного меня младше - надо же, я сама помню их многих по именам: Дима Варгашов, Олег Храмов, Маша Подливаева, Дима Загоруйко, Таня Толоконникова, Жанна Филиппова, Ира Ефимова, Наташа Капузо, Андрей Субботин... Это я ещё далеко не всех перечислила. Мало того, я помню их внешне - что это? Как это назвать? Лет-то сколько прошло! А ведь это не мои одноклассники, - это детки из маминого садика. Ясли-садика. (Хотя и одноклассников своих я помню. Практически всех). Да, маму очень любили, и дети, и нянечки, и повара, и воспитатели. Родители вообще - безумно рады были. Слава про мамин ясли-сад тогда на весь Подольск гремела. Все стремились определить своих детишек непременно в этот ясли/садик № 43, что на улице Кирова. Как-то у неё так легко получалось руководить. Лет в 15 я уже осознавала, что моя мама - педагог от бога. И по призванию, и по образованию, и так счастливо для неё сложилось в жизни - она занималась любимым делом. От души. И душевная была с людьми, - но это ещё не всё - она была очень грамотным руководителем, организатором. Поди-ка - удержи в своих руках такой комбинатище! "Выбивать" оборудование: мебель, оснащение для игр развивающих, - что только не требовалось её учреждению. Она добилась, чтоб на каждом прогулочном участке был минибассейн (!) Это в 70-е годы!! И не просто бассейны - а в форме зайчиков, собачек, уточек, белочек... Сколько радости было у ребят летом! В жаркие летние дни они плескались там с огромным удовольствием. Правда, не целиком погружались в воду, а только с плавающими игрушками забавлялись, купали в воде пластиковых слонов, мишек, ёжиков... Да мне, великовозрастной "кобылке" было безумно интересно всё, что происходило в мамином саду. Чуть не до 16-ти своих лет я таскалась к маме в садик. У них удивительные были праздники! Это вообще - отдельный разговор... Это чисто сказочные сюжеты! Не во всяком профессиональном театре такое увидишь. Музыкальные работники - (я даже одну из них помню: Нина Андреевна Заварзина) - такие талантливые люди - сами сценарии писали, сами ставили: в инсценировках играли воспитатели, нянечки, уборщицы - проявляли себя, как замечательные актёры! Кастелянша Надежда Ивановна Данченко шила потрясающие костюмы - особенно незабываемыми были новогодние праздники. Настоящие сказки с захватывающими сюжетами! Я и ещё другие дети сотрудников (Оля Соболева, Лена Копытова) - уж нам было по 14-15 лет - шли на эти праздники, занимали лучшие места зрительские... Мама иногда не разрешала нам - когда для родителей мест не хватало - всем хотелось на своих детей порадоваться - нас тогда мама поднимала, просила родителям стульчики уступить, а мы просились за ради бога оставить нас вдоль окошечка стоять. Мы даже дублетные праздники смотрели. Вот где зарождалась святая к театру любовь...
Да, и самая большая награда маме - вот что я сейчас скажу - думаю, ни у кого не уложится в голове - не поверят, что возможно такое. Слушайте: это не вымысел. Вот вечером за всеми приходят родители, потихоньку разбирают детей, в 5-6-7 часов вечера. Так ребята всегда ворчали на родителей, что их слишком рано забирают. Игры в самом разгаре. Причём, не какие-то стихийные хулиганские игры, а именно достойные, интересные именно определённому детскому возрасту. Мама всегда настаивала на том, чтобы дети не просто носились по участку; - нужно стремиться как-то умело управлять ими, давать верное грамотное направление, и чтобы это не выглядело нарочито навязчиво, а естественно, гармонично. Поэтому мама сама создавала - свои - эксклюзивные методики. У неё хранились огромные тетради - я помню, такие в коленкоровом переплёте примерно формата А 4, в клеточку. Она заполняла их, делала записи. Эти ценные тетради она сама благополучно передала своей подруге и коллеге Римме Алексеевне Кузьминой. Отдала, к сожалению, насовсем, безвозвратно, безвозмездно, когда уходила на пенсию... Да, про ребят, которые не хотели уходить домой... Многие из них жили недалеко от садика. Так они снова прибегали - назад, спустя 10-15 минут после того, как их забрали родители. Потому что детей не обманешь. Они прекрасно видят - искренне ли ведут себя взрослые по отношению к ним. Про родителей, от которых ребята по вечерам убегали вновь в свою группу, к своим воспитателям, я ничего плохого не говорю. Напротив, этот факт говорит сам за себя. Значит, тут, в их детском саду, интересно, значит, тут всегда им рады: с ними разговаривают, с ними играют, их любят, в конце концов; они - дети - здесь главные герои, все - без любимчиков, без изгоев; их здесь учат самому прекрасному - вере в себя, в то, что каждый из них - талантлив. И если хотите - гениален! Потому что мама всегда повторяла: каждый ребенок талантлив, надо только уметь разглядеть, понять ребенка...
И ещё такой факт из маминой биографии - она в студенческие годы (тогда - в педининституте им. Ленина) - проходила практику на последнем курсе. Практика у неё была в московском педучилище - она подготовила показательный урок - по детской психологии. На этом уроке она просто покорила всю комиссию (студентки, на мамином уроке тоже сидели не шелохнувшись, впитывали лекцию!) - присутствовали многие маститые преподы этого педучилища, директор, администрация, - в общем, почти весь преподавательский состав. Что-то там мама такое интересное предложила, какие-то грамотно подготовленные разработки, с непременно практическим применением в области дошкольной педагогики ... И тут же по окончании этого показательного урока маме предложили в этом же педучилище должность преподавателя. Несколько часов в неделю. Это крайне редко, когда старшекурсникам - пока ещё без дипломов - предлагают преподавательскую работу. Это надо заслужить. Ей было сказано, что у неё есть все данные - заниматься преподавательской деятельностью, в дальнейшем она сможет свои разработки продолжить и создать достойную диссертацию. Они на полном серьёзе это высказывали. Я это сейчас говорю - с маминых слов - она мне в своё время рассказывала. Но в тот момент она вынуждена была отказаться. Она, конечно, была польщена таким вниманием. Но тогда она жила в Подольске, я была маленькая - лет 5-ти. И даже после этого, ей администрация училища пообещала, что спустя некоторое время выхлопочет маме со мной комнату в общежитии - на первых порах немного поездить придётся из Подольска, но про общежитие обещали. Но мама всё-таки отказалась. Может, побоялась кардинальных перемен... В общем, закончила институт, и какое-то время спустя приняла заведование ясли-садика - который стал её настоящим детищем - любимым и обожаемым. Да, вот такая история. И я это всё к тому погрузилась в сильно-ностальгические воспоминания - что при всех приведённых фактах маминой трудовой деятельности - я, 7-летняя ученица, получившая задание на уроке рисования, - не представляла, как мне в итоге изобразить маму. Маму на работе... Все ребята занялись: у кого маляр с ведром краски, у кого - чертёжник у кульмана, у кого - шофёр за рулём... У них всё понятно. Я плохо представляла - как именно возможно изобразить маму. Но как-то надо было. И я, первоклассница Эля Сахарова - нарисовала маму... сидящей на стуле и... читающей толстую книгу. А стул - именно стул, не рабочее кресло. Стул - по образцу нашего домашнего стула из гарнитура. Такие стульчики - нынче - раритет. Дубовые, массивные; тёмно-коричневого окраса - из отечественного производства. (Именно такие стулья искали, когда в ОКОЛО ставили С.Злотникова, по двум новеллам: "Бегун и йогиня" и "2 пуделя"). Мама когда увидела моё творение: фантазии своей дочки на тему маминой профессии, - она пришла в неописуемое веселье! Она от души хохотала! Говорила: "Вот какая дочка у меня! Вот какую она меня представила перед учительницей в школе! Мать сидит на работе и почитывает книжечки!" Вот, а учительница посмотрев на мой шедевр, решила, что моя мама - библиотекарь.
Послесловие. Я часто приезжаю в свой родной город, и обязательно иду к маминому садику. Хотя - это уже давно не садик, а Центр образования. И второй корпус ясли-сада давно продан - под отель и ресторан. На территорию сада уже просто так не попасть: охрана. Но мне хватает того, что я из-за забора смотрю на первый - основной корпус, где на торце здания садика сохранена мозаичная композиция - белочка с орешком и ёжик с грибочком... Ясли-сад N 43 в 70-80-е годы 20-го века был известен под названием "Белочка".
Свидетельство о публикации №222091000761