Одиночество Очерк

СЕРГЕЙ  НОСОВ
ОДИНОЧЕСТВО
ОЧЕРК

           Я прожил большую часть своей жизни и до сих пор живу в ошеломляющем и просто поразительном одиночестве - и в одиночестве духовном и в одиночестве «фактическом». Живу в редкой и почти полной порой уединенности  и  в поразительной изоляции от окружающих людей.
             Иногда я от этого одиночества и страдал. Но в целом оно было и приятным и духовно плодотворным для меня.
               Давно уже окончательно ясно стало, что я - человек творчества и поэт в первую очередь по склады души, по типу личности и по характеру своих дарований.
                А для творчества вообще и для поэтического творчества в особенности необходимы - воля, простор души и одиночество.
                Нельзя творить «в толпе», в суете и в сутолоке будней. Для истинного поэтического творчества необходимо известная самоизоляция и вдохновенная, одухотворенная самоуглубленность.
                Все это и было в моей жизни. И есть в ней и сейчас.
                У меня с детства была склонность к сосредоточенности в себе самом и на своих внутренних переживаниях. И с детства была свойственна мне способность безоглядно погружаться в собственные неуемные фантазии.
                Но вместе с тем я с ранних лет отнюдь не был нелюбимым и очень замкнутым. Наоборот - я тянулся к людям. Тянулся и к сверстникам и к взрослым. И стремился к общению.
                В реальной жизни мне почти всегда не хватало жизни - ярких событий и впечатлений.
             Потому, кстати,  я не особенно любил читать приключенческую литературу. Меня как бы задевало, что в увлекательных приключенческих повестях и рассказах столько удивительных событий, а моей действительной жизни - их обычно вовсе нет.
                Меня удручало, что ничего ошеломляющего и необыкновенного в моей жизни  явно не происходят. А в увлекательных повестях и романах оно - на каждом шагу.
                Жажда пережить «жизнь в жизни» и отказ от призрачной  жизни в мирах художественного вымысла были очень свойственны мне с детских лет.
                Я и до сих пор не особенно люблю художественную литературу, строящуюся на образах из вымышленного писателем мира и выдуманных им, никогда реально не существовавших героев.
               Поэтому именно я предпочитаю поэзию и мемуары где автор все таки прямо опирается на свой жизненный опыт и так или иначе повествует о своих реальных переживаниях и о себе.    
                Кроме того, все детские и отроческие года я, строго говоря, не имел большого числа действительно близких мне людей ни среди своих сверстников, ни среди взрослых.
                Сверстники мои обычно делились на две категории. Подавляющие большинство из них - озорники «без царя в голове», любители шалить, резвиться и баловаться, не имевшие, однако, никакого особого собственного внутреннего духовного мира и интеллектуальных запросов.
                С ними было всегда весело. Но порой это бесконечное веселье могло и наскучить. И мне хотелось уже чего-то более серьезного чем баловство и без границ и игры «по опупения».
                Тогда интересны становились другие сверстники мои. Их было мало. Но они все таки тоже встречались вокруг.
                Это были тихие и разумные «умные мальчики», домоседы и большие книгочеи. Они проводили все свое время за чтением книг и могли с удовольствием говорить «на умные темы». Но никакие игры и никакие шумное молодое веселье этих тихих «умных мальчиков» не увлекали. В них чувствовалось всегда не только нечто очень домашнее, но и нечто постное и занудное.
                И вот это вечное занудство «умных» сверстников меня очень отталкивало от них. Чаще всего озорники и бедокуры были все таки привлекательнее для меня.
                А порой надоедали и те и другие. И тогда я надолго оставался один.
                Эти же типы людей я встречал и во взрослые свои годы.
                Были кругом во множестве любители футбола, рыбалки и любители выпить. С ними можно было весело провести время загородом или в кафе с алкоголем - и выпить и закусить, и рыбу поймать, и в футбол поиграть на поляне… И наконец о девушках и женщинах якобы доверительно поговорить…
                Но к интеллектуальному общению этот тип моих знакомых способен не был. И их неуничтожимая простота и, если называть вещи своими именами,  их туповатость в конечном счете мне надоедала.
                Интеллектуальные же друзья и знакомые были обычно вечные тихони. Жили они дома с мамой и папой или с женой и детьми. Смеялись и по настоящему радовались очень редко. И могли обычно только вести скучные «умные разговоры» за чашкой чая.
                Такие товарищи тоже быстро надоедали мне.
                Мир людской не так разнообразен как кажется. Типы людей однообразны и повторяют друг друга.
                Это я весьма рано почувствовал в своей жизни.   
                И вот это однообразие и одноликость людей и их характеров и интересов и разочаровывали меня с самых ранних лет жизни. Потому именно и искал я порой с детских и отроческих лет именно одиночества, а не бурного и бесконечного общения с кем-то. 
                В моей жизни обычно то наступал период активного общения с окружающими людьми - когда очень уж хотелось живой жизни, впечатлений, событий и новых и новых встреч.
                То снова торжествовал в моем существовании период самоуглубленного одиночества - когда все товарищи и знакомые с их «шумом и гамом» и нескончаемыми разговорами безмерно надоедали и начинали утомлять.
                И тогда я начинал жить самоуглубленно и одиноко, уже и не стремясь к близкому общению с окружающими людьми.
                Причем, обычно я с удовольствием вспоминанию шумные и полные общения периоды своей жизни.
                Так было, например,  в старших классах школы когда я вошел в компанию школьной молодежи, и мы часто встречались то у одного товарища то у другого, танцевали, иногда даже и выпивали вина, ездили на долгие прогулки на берег Финского залива, в Солнечное и Репино, или играли в банмингтон целой  компанией в парке Сосновка.
                В такие времена вся душа моя радовалась жизни. Мир казался мне удивительным и красочным. А люди казались прекрасными и добрыми товарищами.
                Но были и иные времена - меня влекло творчество, я упоенно сочинял стихи или писал культурологические статьи. Тогда мне не хотелось уже бесконечного веселья. Меня влекло одиночество и поглощали внутренние переживания и свои думы.    
                В эти периоды я обычно и создавал свои основные произведения - статьи и книги, очерки и стихи.
                При этом надо сказать, что все таки духовно близких мне людей вокруг меня почти не было никогда.
                Я даже не могу назвать имени того человека который был бы мне по настоящему духовно близок.
                Товарищи и знакомые - да были. Были и друзья с которыми дружеские отношения носили одно время очень доверительный характер.
Но потом жизнь неизменно так или иначе разводила меня с такими некогда близкими друзьями. И они становились уже бывшими друзьями фактически… Хотя никакой особой ссоры между нами обычно и не было.
                Конечно, я нередко страдал от того, что у меня не было что называется «творческой среды», в которую я бы духовно вписывался и где мне было бы комфортно творить и жить.
                Ведь существуют представления о «пушкинском круге» литераторов, например, которые были одаренными творческими людьми, лично знали друг друга и жили в постоянном дружеском и творческом общении между собой.
                Такого круга знакомых у меня никогда не было. И это печально конечно.
                Но ведь и исторические времена изменились.
                Талантливые и творческие люди есть и сейчас. Но они живут и творят разрозненно, разбросаны судьбой по нашей огромной стране, иногда остаются жить и за рубежом. И лично они обычно просто не знакомы друг с другом.
                Нет уже того творческого «писательского бульона» в котором выкристаллизовывались таланты и во времена Пушкина и в эпоху «серебряного века».
                И нельзя сказать, что это плодотворно для творчества и для роста и возмужания новых талантов.
                Без сочувствия и поддержки талант может и погибнуть.
                Не все же такие «титаны эпохи Возрождения» как Микеланджело.
                Хотя ведь если разобраться у гордого бунтаря-одиночки в искусстве и жизни каким был Микеланджело оказались на самом деле такие могущественные покровители… И кем бы был этот безумно гордый творец-одиночка Микеланджело без всемогущих покровителей своих - это еще вопрос. 
                У меня покровителей никаких никогда не было. Нет их у меня и сейчас.
                Я всегда жил и творил сам по себе. И опирался в своем творчестве только на себя - на свое прозрения и фантазии, на свое собственное виденье мира.
                И сейчас я не занимаюсь тем, например, что изучал бы как пишут свои стихи современные поэты в России и за рубежом.
                Мне все равно как и что пишут эти нынешние сочинители.
                Пусть пишут как хотят.
                Я не малограмотный деревенский парень. Я прожил свою жизнь в литературе. Более тридцати лет был Ведущим Сотрудником Пушкинского Дома. И я прекрасно понимаю, что создаю замечательную поэзию, новаторскую для современной России и достойно выглядящую на общеевропейском и мировом уровне.
                Поэтому я и творю и живу сам по себе. Мне не с кем «кооперироваться» вокруг меня.
                В нашей стране, некогда бывшей едва ли не самой литературной страной цивилизованного мира, произошла трагическая метаморфоза - русская литература выродилась в безудержное графоманство и стихоплетство огромных масс людей.
                Все пишут стихи. И все публикуют эти стихи в Интернете. И все считают себя поэтами. Зачем тогда нужны настоящие поэты? Кто их тогда оценит и полюбит?
                Нередко на моей странице на сайте СТИХИ. РУ вдруг появляется самодовольная тетка (обычно немолодая) которая нагло помещает без комментариев под каким-либо моим стихотворением  свои глупые и бездарные вирши .
                И, конечно, эта тетка довольна - вот какая она сочинительница!... Вот как она может рифмовать…
                Это точно так же на зеленое футбольное поле где играют профессиональные футболисты выбегал бы деревенский болельщик чтобы с восторгом «пнуть мяч» в чьи-то ворота…
                Этот дворовый болельщик себя чувствует героем - он пнул мяч настоящего футболиста…
                Но обычно охрана футбольных стадионов такого не позволяет. А вот на сайтах поэзии - такое только приветствуется.
                И поэта на сайтах поэзии может оскорбить любой урод и придурок. И каждый критин может на этих сайтах помещать свои вирши как якобы «отклик» на его стихи на авторской странице этого поэта.
                В прискорбное для литературы и для поэзии в особенности время мы живем.
                И в это время одиночество и уединение нередко становится духовным спасением.
                Кто-то спросит - а как же литературные  журналы? Они же до сих пор издаются.               
                Но значение этих старых литературных журналов ныне – почти нулевое. Общество они и их авторы не волнуют совершенно.   
                Литература однозначно уходит в Интернет. Но одновременно она однозначно уходит и в Небытие.
                Литература кончается. Кончается Поэзия. Кончается вдохновенное Творчество. Творить уже не имеет смысла - никто не поймет и никто это творчество не оценит. 
                Живи сам по себе. И храни свое вдохновенное одиночество. Ищи в нем защиту от агрессивного и примитивного мира вокруг.
                Может быть наступят иные времена. И подвиг твоей жизни будет оценен.
                А может быть и нет. Но у тебя  выбор отсутствует - ты должен жить в одиночестве и оставаться самим собой в этом мире.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022), «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)   и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



               
               


Рецензии