Памяти поэта Саши Чёрного...

05.08.21.
https://maxpark.com/community/4707/content/7450339
***
Сегодня, 5-го августа, есть повод  вспомнить о творчестве  Саши Чёрного - русского поэта из когорты высоко ценимого в отечественной литературе «Серебряного века»: он умер в этот день в 1932 году...
В "Википедии" о нём сказано и то, что Саша Чёрный (Гликберг) -  "прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов". Добавим: он и драматург, и автор творений для детей.

Александр Михайлович родился в Российском городе Одесса 13 октября 1880 года (как видим, в один год с Александром Блоком…), а скончался во Франции 5 августа 1932 года, прожив  51 год (больше А. Блока, но тоже мало…). Напомню: сегодня как раз 5 августа… А чтить память знаменитых не обязательно только по юбилейным датам.

Родился он в зажиточной (но, как отмечают, в малокультурной) многодетной семье провизора. В 10 лет крещён отцом. Учился в гимназии, но в 15 лет бежал из дома, скитался. Подобран житомирским чиновником и меценатом К. Роше. Гимназию всё же не окончил (пришлось зарабатывать на жизнь). С 1900 по 1902 год служил рядовым в учебной команде 20-го Галицкого полка, затем работал в Новоселицкой таможне. Печатался в газетах и журналах. Стал популярным в 1905 г., когда из-за его стихотворения «ЧЕПУХА» был закрыт журнал, его опубликовавший. 1-й сборник его стихов был запрещён цензурой. Очень удачно и по любви женился. Жена Мария Ивановна Васильева , очень умная, образованная женщина из рода, близкого к купцам Елисеевым, стала ему и настоящим другом. В Германии 2 года обучался в Гейдельбергском университете. По возвращении в Россию стал сотрудником журнала «Сатирикон». Обрёл популярность.
1914 г. - добровольный уход на фронт. 1917 г. (1920?) – эмиграция. Путь – Литва, Берлин, Рим, Париж, - юг Франции.
Очень рассчитывал на больший успех за границей! Но… не сбылось. Не было тАм той плодотворной почвы, так щедро питавшей его творчество в России! Да и тоска по родине донимала ("здесь всё чужое! Небо! Земля! Даже жаба чужая!"...).
***
У меня в далёкой юности встреча «с ним» была случайной, впечатление было неожиданным и сильным. На мамин вопрос: - «Что читаешь?» ответила: - «Кумысные виршИ» Саши Чёрного».
- «Не виршИ, а вИрши!» - мгновенно поправила меня умница мама и улыбнулась.
А я, чем больше его читала, тем больше поражалась остроте мысли, пера, - смелости и своего рода отваги. Он высказывался не только по поводу тех или иных конкретных событий в жизни, но и по поводу иных явлений: жадность, обжорство, подлость, пошлость, разврат. Был очень наблюдателен, скор и остёр на язык:
          "Счастливый случай
          скуп и чёрств, как Плюшкин..."
О, кстати! Ведь то, что мною использовано по памяти в моём стихе – "Была-не-была!" - это же как раз конец его стихотворения «Пошлость»!
А послушайте его начало (тоже – по памяти):
          «Лиловый лиф и желтый бант у бюста…».

О, прошу извинить: прервусь… Лиловый и желтый… Казалось бы: ну и что? Ведь в мире красок – это 2 сочных взаимодополняющих цвета! А кАк дивно они смотрятся в цветах «Анютины глазки» или в "Ирисах"! Сама Природа горазда удивлять нас до потрясения красотой своих творений!.. И не случайно императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, в гардеробе которой было около 15 тысяч платьев, давала портным наказ: брать у Природы сочетания красок! И всё же, всё же… Вкус в одежде - это и чувство меры! Не так ли? Вернусь к стихотворению - с повтором,
Итак:
            «Лиловый лиф и желтый бант у бюста.
            Безглазые глаза, как два пупка»…

Напечатала 2-ю строку и … Фсё, - отпад! Представили? Увидели? С меня хватит. Нет, я конечно, встретив впервые, дочитала это  стихотворение до конца, - помню его с юности наизусть, включая и продолжая поражаться самой сути и образности слов автора:
           «Две сотни слов, навитых в черепе на ролик...»
(представляете себе "лексикон" в 2 сотни слов?).  Помню, конечно же и саму концовку этого стихотворения "Пошлость (пастель)":
            «Портрет готов! Карандаши бросая
            прошу за грубость мне не делать сцен.
            Когда свинью рисуешь у сарая,
            на полотне не будет Belle Helene!…»

"Елена Прекрасная" (франц.).

Да, помимо значимых событий, явлений объектами его острот, сарказма были и сословия, слои населения: мещанство, чиновничество, интеллигенция. Вот, к примеру, стихотворение «Крейцерова соната». А там… тАк - про «близость» интеллигенции к народу:
            «Квартирант и Фекла на диване.
            О, какой торжественный момент!
            «Ты — народ, а я — интеллигент,-
            Говорит он ей среди лобзаний, -
            Наконец-то, здесь, сейчас, вдвоем,
            Я тебя, а ты меня — поймем…

Или, например стихотворение "Потомки":
            Наши предки лезли в клети
            И шептались там не раз:
            "Туго, братцы...видно, дети
            Будут жить вольготней нас"...

У него есть и выпады против конкретных лиц во власти, в государственной Думе, да не обезличенные:
             «Как у этаких, как Марков,
             нет хвостов и клыков?»

Полны сарказма его замечательные, по-моему,"Кумысные вирши"!
Помню, что меня поражала и сама форма подачи иных творений, а именно: обилие едких стихов именно от 1-го лица!
Как пример:
               «Голова моя – тёмный фонарь с перебитыми стёклами,
               Со всех четырёх сторон открытый враждебным ветрам.
               По ночам я шатаюсь с распутными пьяными Фёклами,
               По утрам я хожу к докторам.
               Тарарам.»
И т. д.

Саша Чёрный писал и эпиграммы, особенно из заграницы, да на очень известных… В их числе: А.М. Горький, И. Эренбург, Игорь Северянин, Андрей Белый, В. Маяковский, Демьян Бедный, И. Василевский, А.Н. Толстой… На последнего - эпиграмма в связи с его романом «Хождение по мукам». Есть – и «На Автобиографию т. Есенина»...
Известна эпиграмма и на орган печати, например, на газету «Накануне», издававшуюся в Берлине. А сколько эпиграмм у него «рассеяно в его стихах»!
Потрясающе острый глаз и острое перо были у Саши Черного. Но и немало лирико-философских творений.

У него было много стихов, рассказов, сказок, пьесок-сценок для детей! Издан ряд книг. И у меня была его книга "Стихи для детей", - отдала её районной библиотеке вместе с другими книгами.
Вот такой, к примеру, стих "Когда никого нет дома", близкий детскому восприятию:
               В стёкла смотрит месяц красный.
               Все ушли, и я один.
               И отлично! И прекрасно!
                Очень ясно!
               Я храбрее всех мужчин!...
и т.д.
Стоит подчеркнуть: Маяковский, который был на 13 лет моложе Саши Чёрного, в период своего творческого становления испытал сильнейшее воздействие личности и творчества Саши Черного, - его сатир, сарказма. Он знал много его стихов, читал их вслух. В автобиографии написал так: «Саша Черный — поэт почитаемый. Радовал его антиэстетизм». Однако впоследствии поэт-трибун именовал Сашу Черного, «оказавшегося по другую сторону баррикад», не иначе как «Сашей Белым», и - «когда-то злободневным, а теперь озлобленным».
Заметим, корень у этих двух определений общий, но разница в смысловом значении огромна. Ведь так?
Когда прочла некоторые эпиграммы, многое стало понятным: почему у Маяковского была именно такая реакция.

Несколько слов о псевдонимах. У литераторов само "обилие псевдонимов" не редкость. Саша Чёрный не исключение. Так, он и "Мыслитель", и "Сам по себе" и… (само собой) "Саша Чёрный!, а в эмиграции (уже поседев-побелев) избавился наконец от слова "Саша": стал подписывать свои творения иначе - «А. Чёрный».
А сам этот псевдоним «Саша Чёрный» - откуда? Может, стоит и напомнить?
Дело в том, что в семье будущего поэта двух мальчиков назвали... одинаково: Александрами. А различать их стали по цвету волос: один из них был блондин – беленький…

Современная литературно-театральная жизнь оживляется интересом к творчеству Саши Чёрного. На его стихи уже немало песен. Положенные на музыку Д. Шостаковича, они звучали в исполнении Галины Вишневской в её концертной программе. Немало артистов сейчас читают его стихи. Создаются концертные композиции в великолепном и даже неожиданном, очень талантливом исполнении… Например, Александром Градским...
Ну, а мы – тоже не без интереса к творчеству Саши Чёрного. Ведь так?
Спасибо всем за внимание и поддержку.

А мой рисунок Саши Чёрного - с фотографии, когда он ещё не совсем
поседел/побелел, - то есть, здесь он ещё "Саша Чёрный"?..
"А. Чёрный" появится позже - за рубежом?..

05.08.21.


Рецензии