Беседа 14. Муравей на отрезе

- Папа, у меня к тебе вопрос, - вдруг спросила на середине пути, забыв про наши недавние разногласия, VIP-персона, которую я сопровождал в школу. 
- Говори, сынок.
- Слушай... зачем нужен архив?
- Какой архив?
- Ну, вот в компьютере который...
- Насколько я помню, существуют несколько видов различных компьютерных архивов. Например, когда ты удаляешь файл в корзину, затем её чистишь, то это не значит, что всё исчезло навсегда. Ты удивишься, но что-то можно восстановить. Первоначально, когда человек только начинал осваивать информационное, виртуальное пространство, это было похоже на полёт или хождение по морям и океанам. В систему заложили специальную фиксацию, как в бортовых самописцах самолёта или, если проще, судовой журнал, куда вносятся все изменения и факты, чтобы при случае, кораблекрушении, например, можно было понять, что произошло, восстановить хронику событий.
- Это как, если бы снёс операционку* или завирусовал* свой комп* неумелый юзер*.
- Правильнее говорить в таком случае ламер*, а лучше -  неопытный пользователь. Так вот, в наши машины и гаджеты изначально заложены механизмы бэкапа* с временными точками восстановления.
- Это как сброс до заводских настроек* в смартфонах?
- Почти, но не так кардинально. Можно вернуться к моменту последнего сохранения. Конечно, всё, что устанавливалось после неё исчезнет, кроме созданных офисных файлов и иных сохранений, например, закачек. Сегодня, чтобы архивация была быстрой и удобной придуманы облачные сервисы*. Вот, например, я пишу тексты в программе...
- One note*! Я знаю!
- Да. Она есть и в моём телефоне, и в рабочем компьютере, и в домашнем. Где бы я не вносил изменения, благодаря синхронизации, они сохраняются во всех местах одинаково. Не надо как раньше копировать всё на флешку, чтобы перенести информацию.
- Очень удобно стало.
- Но на самом деле первоначально в компьютерах архивом называли особым образом сжатые файлы и папки, чтобы можно было с помощью такого контейнера сохранять и передавать их. В другом месте с помощью программы-архиватора можно было легко распаковать и пользоваться.
- Интересно. А защита была?
- Да, можно было архив закрыть на пароль. Но главным недостатком архиваторов были их методы сжатия. Качество звуков и картинок могло существенно пострадать.
- Со словами так тоже бывает, когда мы понимаем их по по-разному.
- Совершенно верно. Мы говорим, вкладывая, упаковывая один смысл, но человек, особенно, иностранец...
- Или ребёнок.
- Или ребёнок понимает по-своему.
- Эх, жаль, что у человека нет такого архива...
- Почему же? А память?
- Она же только моя, личная.
- Например?
- Вот у бабушки в шкафу, когда был маленьким, я увидел что-то такое красивое. Но это меня и напугало.
- Что же это было?
- Представляешь, на полочке, где лежат бабушкины ткани, ну, такие, которые дарят на разных праздниках или в гостях...
- Отрезы.
- Да, был там отрез такой красивый, с зелёными листочками и цветочками. Я засмотрелся на один из них. Вдруг рисунок шевельнулся. Оказалось, что по листочку ползёт настоящий муравей. Это было красиво и страшно! Я никому об этом ещё не рассказывал.
- Вот теперь ты это сделал, а я запомню, потому что связано с тобой, моим сыном. Это будет наш с тобой архив.
- У нас синхронизировались данные, получается?
- Да, также как мы с твоей мамой до сих пор помним те самые слова, которые сказали друг другу при первой нашей встрече. О них знаем только мы вдвоём. Зато наш танец на свадьбе и песню, наверное, помнят многие, кто тогда там был.
- Выходит, что у людей тоже есть возможность синхронизации и создания общего архива. Только для этого нам нужно просто друг другом общаться, разговаривать.
- Конечно, сынок. Чем чаще мы это делаем, тем больше наша общая память.
- Я представил и понял, что такой архив может быть безразмерным! Ведь ты же нам рассказываешь историю людей, которые жили когда-то давно. Про наших бабушек и дедушек, которых я не знал и не видел. Ещё я кое-что могу прочитать в книгах. Они тоже наши архиваторы. Но как же быть с секретами?
- Ты просто никому о них не говори.
- А если очень хочется? Что делать, когда секрет такой большой, что у меня в голове не помещается?
- Я тебе уже рассказывал, что древний человек выкапывал ямку и доверял ей свои секреты.
- Ну, земля не сможет сохранить никакой секрет. Вдруг я забуду его, как она обратно мне его расскажет? Потом кто-нибудь может услышать, что я ей говорю. Выходит, что человеческие архивы тоже несовершенны. За тысячу лет ещё не придумали ничего лучше памяти. Всё самим делать приходится, ¬– маленький исследователь раздосадовано остановился, поправил рюкзак за спиной, но поднимаясь к крыльцу школы, обернулся. - Ладно, пойду учится, может в классе появятся какие-нибудь идеи или узнаю что-то новое.

18.11.2021.
==================================

* операционка (разг.) – операционная система компьютера, комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами компьютера и организации взаимодействия с пользователем. Например, Windows, Mac OS, Linux.
* завирусовать (разг.) – допустить возможность атаки компьютера специальными вирусами, которые способны не только принести вред его операционной системе, но и нанести урон работоспособности аппаратной части.
* комп (разг.) – компьютер.
* юзер (от анг use-использовать) - пользователь.
* ла;мер (от англ. lame «увечный, хромой») — на компьютерном сленге так называют человека, плохо умеющего обращаться с компьютером, неспособного или принципиально не желающего хорошо освоить работу на компьютере.
* бэкап (англ. «backup») - это резервное копирование файлов с целью их последующего восстановления, а также резервная копия данных: либо всех подряд, либо каких-то конкретных и особенно важных.
* облачные сервисы – это технологии, дающие возможность доступа к компьютерному оборудованию, аппаратным ресурсам, дисковой памяти и базам данных через интернет в удаленном формате.
* сброс до заводских настроек – это крайняя мера, процедура, при которой в телефоне удаляются накопленные данные, а операционная система возвращается к начальной конфигурации.
* One note – это программа, входящая в пакет офисных приложений для Windows, при помощи которой можно создавать систему быстрых заметок для организации и хранения необходимой информации.


Рецензии