Историк Михаил Моруков о гулаге

Вряд ли кого-то можно удивить массой ужасных историй о "миллионах умерших от голода...о миллионах расстрелянных и уничтоженных в ГУЛАГе в сталинском СССР". Эти истории с периодичностью повторяются снова и снова в книгах, фильмах, газетах, в других СМИ. И немыслимое количество "жертв сталинизма" растет и растет...

Статья будет написана по материалам одной очень ценной книги. Ее автор - историк, много лет занимающийся изучением истории ГУЛАГА. Он работал в архивах, изучил много документов по этой теме. И видя всю ложь, что по-прежнему процветает, написал книгу на основе своей работы.

Увы, но его книга выпущена крайне мизерным тиражом - 300 экземпляров.

А вот вранье Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" за все годы вышло миллионными тиражами, занимает 15-е место в списке 100 книг века по версии французского издания "Le Monde". Среди книг, опубликованных во второй половине ХХ века, занимает 3-е место.

Самое страшное, что вранье Солженицына стало преподаваться в школе, неся в неокрепшие умы школьников откровенную ложь и чернуху.

Книга, на основе которой написана статья называется "Сталин и народ. Правда ГУЛАГА". Автор - Михаил Юрьевич Моруков. Он историк, выпускник исторического факультета МГУ 2000 года, кандидат исторических наук (2004 год). Область его научных интересов - отечественная история первой половины XX века. Обложка самой книги,  2021 года издания, на заставке.

Занимался изучением этой темы Михаил Юрьевич вместе с отцом - тоже историком Юрием Николаевичем Моруковым, у которого книги по истории создания органов правопорядка в России.

Естественно, 240 страниц книги  пересказать нет возможности, но основные мысли постарается изложить. Кого заинтересует - книгу можно приобрести через интернет.

Еще несколько слов о Михаиле Морукове. В свое время на 5-м канале телевидения России был цикл передач "Суд времени". В одной из них зашла речь о первой пятилетке, о стройках.

Ведущий, известный либерал Сванидзе, мнящий себя историком, бросил реплику в обычном своем стиле - "Это все построили лагерники!". Но поднявшийся с места один из участников передачи спокойно парировал - "Один процент". Возникла пауза и его спросили - "Что один процент?".
Участник продолжил - "Один процент лагерники построили от всего созданного за первую пятилетку". А затем очень убедительно, со знанием дела, это все раскрыл. Участником и был Михаил Моруков.

Сочетание пяти букв - ГУЛАГ - стало в свое время одним из главных таранов, направленных на разрушение СССР. Но и сегодня, более 30 лет спустя после тех событий, этот таран продолжает использоваться.

Для чего? Наверно, чтобы окончательно заклеймить и похоронить все светлое об эпохе СССР для недопущения возврата к временам социальной справедливости.

Но если взглянуть глубже - целью видится уничтожение России.

Ведь прошлое может быть использовано для ликвидации будущего. Внушение народу комплекса исторической неполноценности, ущербности, преступности, что наблюдалось в 1980-е годы и в 1990-е годы, сопровождается одним и тем же - якобы незаконный Октябрьский переворот, жестокость большевиков во время Гражданской войны, кровавый сталинский режим и 1937 год, репрессии и ГУЛАГ… Знаковым стало внедрение "Архипелаг ГУЛАГ" в школьную программу ...

Спекулировать легко, если люди плохо знают подлинную историю.

ГУЛАГ обычно традиционно трактуется, как такое бесчеловечное изобретение злодеев-большевиков. Мол, до них такой мерзости не было.
Но дело в том, что уголовно-исполнительная система, частью которой на определенном историческом этапе являлся ГУЛАГ, существовала, существует и, наверное, будет существовать всегда. Во всяком случае, в обозримом будущем. И везде. То есть везде осужденные использовались в качестве рабочей силы.

В России первое упоминание об использовании труда осужденных относится к 1605 году. И затем это продолжалось на протяжении столетий - для ускорения экономического и военно-стратегического развития страны. Особенно все усилилось во времена правления Петра I, который ввел каторжные работы. Петербург, Азов, ряд других крепостей строились во многом трудом каторжников.

При Петре I, когда развертывалось городское, крепостное и вообще военное строительство, происходит выделение каторжных работ как особой формы принудительного труда. На эти работы осуждаются люди за особо тяжкие преступления. Только за вторую половину XVIII века было издано около 100 законодательных актов, регламентировавших содержание и условия труда осужденных. Это свидетельствовало о важности для государства такого рода деятельности.

В XIX веке император Александр II по реформе 1879 года вводит обязательный труд не только для каторжников, но и для всех заключенных. Скажем, знаменитая Транссибирская железнодорожная магистраль в значительной мере была построена руками заключенных. А на юге Украины строились железные дороги так называемыми трудовыми ротами - из числа осужденных военнослужащих. Это немного из истории.

Когда появилось само это название ГУЛАГ? 25 апреля 1930 года было создано Управление лагерями ОГПУ, а с 1 ноября 1930 года это стало уже Главное управление исправительно-трудовых лагерей - сокращенно ГУЛАГ. Это было одно из хозяйственных подразделений сначала ОГПУ, а затем НКВД. Основной функцией этих подразделений являлось ведение производственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. С привлечением как вольнонаемной рабочей силы, так и труда заключенных.

Большевики, получив разрушенную страну, просто обязаны были максимально использовать всевозможные ресурсы для ее восстановления. Существовавшая у кого-то наивная надежда, что в изменившихся социальных условиях люди перестанут грабить, убивать и воровать, не оправдалась.
Заключенных было много, на них тратились огромные средства. В 1928-1929 годах затраты на содержание осужденных были сопоставимыми с затратами на выполнение плана ГОЭЛРО - 120 миллионов рублей в год тратилось на создание всех электростанций и 108 миллионов рублей на содержание заключенных!
При этом, до 1928 года заключенные практически не работали. Были, конечно, какие-то кустарные мастерские, но их было очень мало. В стране существовала массовая безработица, в таких условиях труд заключенных использовать было просто негде.

Еще немного истории - проблема использования труда заключенных не была какой-то сугубо советской. При Александре II заключенные были разбиты на две категории - ссыльно-каторжные, они работали в тех районах, куда их ссылали, и основная масса - сидящие по тюрьмам.
Но тюрьмы были расположены, как правило, в центральных районах страны, хозяйство вокруг было относительно развито. В таких условиях любая попытка конкурировать заключенным со свободным трудом вызывала бы недовольство - это означало, что заключенные лишают хлеба тех, кто честно живет.

Та же самая ситуация выявилась и в советское время. Тюрьмы никуда из центральных районов не делись. А в 1920-е годы НЭП означал фактически узаконение безработицы в стране. Построить при этом полноценное производство на основе тюрем было просто невозможно.
Сначала надо было с помощью НЭПа элементарно восстановить подорванную экономику и социальную жизнь. А затем на повестке дня встали задачи расширения топливно-сырьевой базы, валютной базы и развития инфраструктуры.

Что такое расширение топливно-сырьевой базы? Это разведка, разработка и добыча новых полезных ископаемых. Что такое расширение валютной базы? Это опять-таки сырье и лес, продаваемые за валюту, необходимую для закупки техники за рубежом. Допустим, геологи нашли перспективные месторождения, которые помогут поднять промышленность. Но эти месторождения находятся за несколько сотен, а то и тысяч километров! Кругом лес, тайга, горы, нет никаких дорог и другой инфраструктуры.
Тогда и появилась идея сделать основой системы исправительно-трудовые лагеря, создавая их в необжитых районах страны для освоения и включения в общехозяйственную жизнь СССР. Слова тогдашнего наркома юстиции Н.М.Янсона от 1929 года - "Лагеря должны стать пионерами заселения новых районов…".

Кто персонально был автором этой идеи, сказать невозможно. Необходимость массового использования труда осужденных, прежде всего в окраинных, необжитых, труднодоступных районах, назрела и диктовалась самой жизнью.

Об этом шла речь и на Первом всесоюзном совещании пенитенциарных деятелей, состоявшемся в Москве в конце 1928 года. Идея выдвигалось на первый план и в совместной докладной записке наркоматов юстиции, внутренних дел и ОГПУ, направленной в Совнарком РСФСР 13 апреля 1929 года. Доказывалась необходимость создания системы трудовых лагерей, выдвигались предложения по организации в районе Олонца-Ухты лагерей общей вместимостью до 30 тысяч человек. Предлагалось также впредь всех лиц, осужденных на срок от 3-х лет и выше, использовать для колонизации северных окраин страны, для разработки их природных богатств.

Предложения трех наркоматов рассматривались месяц, 13 мая 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, официально дававшее старт коренному преобразованию всей системы исправительно-трудовых учреждений. Документ требовал "перейти на систему массового использования за плату труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее трех лет, в районе Ухты, Индиго и т.д.".

Для выработки решений по конкретным областям использования труда заключенных была образована специальная комиссия. 11 июля 1929 года Совнарком СССР принимает постановление об использовании труда уголовно-заключенных. Этим правительственным документом ОГПУ и другие ведомства обязывались срочно разработать комплекс мер по колонизации осваиваемых районов.

Вот так и рождалась организация, названная ГУЛАГом. Не по злой воле Сталина, как привыкли утверждать либералы, а как результат целого комплекса экономических и социальных факторов.
Основной задачей экономической деятельности этой организации в соответствии с Положением об исправительно-трудовых лагерях, принятым СНК СССР 7 апреля 1930 года, стало освоение окраинных районов страны.

В антисоветской пропаганде, особенно когда появился солженицынское вранье, стало использоваться само это слово - "лагеря". Упор делался на ассоциацию с гитлеровскими концлагерями. У фашистов были лагеря, гитлеровские, а в СССР - сталинские. И так - "сталинские лагеря" - говорят до сих пор. Уравнивание фашистской Германии и СССР, который против нее воевал, уравнивание Гитлера и Сталина, в массовом сознании началось именно с уравнивания лагерей!

Опять из истории. Вообще лагеря стали создаваться после постановления Совнаркома РСФСР "О красном терроре" от 5 сентября 1918 года. Было решено представителей враждебных классов, которые принимают участие в контрреволюционной деятельности, изолировать в лагерях.

Но подобные лагеря уже были ранее! Еще со времен Николая II. К примеру, Кожуховский лагерь для военнопленных никто не закрывал, он так и существовал с 1914 года. Там были бараки, колючая проволока и т.д., все вполне можно было использовать. И, что любопытно, в 1914 году такого рода лагеря называли концентрационными!
Обычно контингент лагеря размещался на любой подходящей для этого территории, где имелись жилые помещения и была возможность изоляции. В первую очередь это монастыри, которые всегда использовались как тюрьмы. Например, монастырь в Суздале до революции был церковной тюрьмой для лиц, совершивших преступления против веры.
А в Москве был Андрониковский строительно-трудовой лагерь в известном Андрониковом монастыре, лагеря в монастырях Ивановском, Покровском и т.д. Там же, где монастырских стен поблизости не находилось, лагерное место в лучшем случае обносилось обычным деревянным забором, а иногда обходились и без этого.

Заключенные жили на данной территории только в первое время по прибытии. Как правило, за примерное поведение предоставлялось право проживания на частных квартирах в городе - с обязанностью каждый день являться и регистрироваться. Естественно, бывали и побеги - охрана была слабая, больше для видимости.

К примеру, как пишет М.Моруков, у него есть данные по Покровскому лагерю (это в Покровском монастыре). Поступило 372 человека, а спустя сутки из них сбежало 311 - они пошли на работу и назад просто не вернулись.

А где работали заключенные? В основном это были "внешние работы", под которыми понималась работа для обслуживания нужд советских организаций и предприятий. К примеру - ремонт мостовых, расчистка улиц, рубка и погрузка дров и т.п. Когда выходили многочисленными группами, выделялся конвой. Если же работа требовалась в незначительном числе, люди следовали туда самостоятельно. Даже в командировки направлялись без всякого конвоя.

Заключенные московских лагерей привлекались работать в театрах. В Большой театр неоднократно набирали рабочих сцены из Ивановского монастыря. Представьте себе такую картину - во время какого-нибудь спектакля в зале сидят высокопоставленные советские и партийные работники, а осветителями и на занавесе работают ... участники антисоветских заговоров. Сложно представить? А такое было!

Из лагерей 1920-х годов более всего известен Соловецкий, созданный в конце 1923 года. Он был тогда единственным, где находились политические заключенные - члены антисоветских партий, белогвардейские офицеры и т.п. Сокращенно лагерь назывался СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения.

Соловецкий монастырь и до революции был тюрьмой, причем очень жесткой. Как тюрьма был известен еще с ХVII века. Монастырь был в основном тюремным, главной задачей монахов было стеречь узников. Так и говорилось - "соловецкие тюремные монахи".

После выхода в свет Обращения ЦК ВКП(б) от 26 апреля 1926 года с призывом ко всем трудящимся вести борьбу за экономию государственных средств, оно дошло и до Соловецкого лагеря. Сами заключенные стали вносить свои предложения. Один из них, Нафталий Аронович Френкель, ставший в будущем видным гулаговским руководителем, предложил использовать труд осужденных на таких работах, прибыль от которых превышала бы расходы на содержание лагерников - валка леса, строительство дорог, рыболовство, производство мебели и т.д.

В 1926-1927 годах был проведен экономический эксперимент, который выявил возможность существовать на основе самоокупаемости при самых широких перспективах развития внешних работ.

Соловецкие заключенные начинают работать под Мурманском, где появляется отделение лагеря, в Карелии, где тоже отделение, строят дорогу Кемь-Ухта. Создаются рыболовецкие артели из заключенных.
Рыболовецкая артель, включавшая заключенных, имела в своем распоряжении моторные суда и, при этом, их никто не охранял!
Между прочим, это сохранилось и в дальнейшем - мореходные суда из рыболовецких подразделений лагерей ГУЛАГА спокойно выходили в открытое море, даже за пределы территориальных вод СССР, в нейтральную зону.

В начале своего существования СЛОН носил такое название только по внешним признакам. Особым был состав контингента, а не какие-то особо жесткие условия содержания. Заключенные размещались рассредоточенно и без усиленной охраны. На содержание лагеря выделялись немалые средства. Они, стоит полагать, не разворовывались, как это бывало в нашем прошлом. В воспоминаниях бывших заключенных, оказавшихся потом за границей, можно прочитать, казалось бы, абсолютно невероятное об условиях содержания.

Например, как пишет Моруков, на Новый год не всем хватило… шампанского! Да, да, именно - ШАМПАНСКОГО! А вот антрекотов хватило всем. Хотя на материке в это время многие не очень-то ели антрекоты и даже не знали о таком блюде.
Посылки обитатели лагеря получали из-за границы в неограниченном количестве. Сами заключенные просили сразу не выдавать им полученную валюту - фунты стерлингов, доллары и т.д., а держать их в лагерной администрации, чтобы получить потом, при освобождении.
В лагере можно было фотографировать, заключенные имели свои фотоаппараты. Представляете себе заключенного, который ходит по лагерной территории и занимается фотографированием? Но это было!

Этот лагерь середины 1920-х годов вообще можно считать уникальным по своей мягкости, аналогов не имеющим не только в российской, но, пожалуй, и в мировой истории.

Следует сказать, что на Соловках с режимом в разные годы было по-разному. В 1930-е годы, когда сюда стали свозить "уголовно-бандитствующий элемент", категорически отказывавшийся работать, режим стал значительно строже и многие элементы мягкости исчезли.

Одной из важнейших отраслей народного хозяйства, где особенно активно стали использоваться силы осужденных, было строительство путей сообщения. На этом направлении хозяйственной деятельности в 1920-е годы образовался целый ряд проблем. Транспорт не справлялся с возрастающим объемом перевозок, что ставило под сомнение реализацию экономических программ. И это остро, с большой тревогой отмечалось руководителями партии и правительства. Для органов ОГПУ первой крупномасштабной задачей в решении транспортных проблем становится строительство Беломорско-Балтийского канала.

Весной 1930 года в Совете Труда и Обороны была разработана докладная записка "О сооружении Беломорско-Балтийского водного пути". Она стала объектом рассмотрения на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 5 мая того же года. Прокладка канала должна стать катализатором ускоренного хозяйственного освоения Севера. Кроме экономической стороны дела, была еще военно-стратегическая. Политбюро в итоге приняло решение о строительстве канала. Старт работам был дан постановлением Совета Труда и Обороны от 3 июня 1930 года.

Серьезной проблемой оставалась стоимость предстоящего строительства, вылившаяся в колоссальную сумму по тем временам - 535 миллионов рублей! Такие затраты пробудили скепсис в среде Советского руководства. Реакцией на этот скепсис стало негодующее письмо Сталина В.М.Молотову, датированное 7 сентября 1930 года - "Говорят, что Рыков и Квиринг хотят потушить дело Северного канала вопреки решениям ПБ. Нужно их осадить и дать по рукам. Сократить максимально финплан - следует, но тушить дело преступно".

Сталин понимал исключительную важность военно-стратегического значения канала. Порой говорят будто Сталин не готовился или плохо готовился к будущей войне. Но строительство Беломорканала было частью уже начавшейся подготовки к тому, что нашу страну ожидало в июне 1941 года. Необходимо было срочно создавать Северный флот, которому, как известно, будет принадлежать громадная роль во время Великой Отечественной.

Забегая вперед, можно сказать, что в период с 1933 по 1941 годы по Беломорканалу было переведено на Север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. А 3 корабля - эсминцы "Сталин" и "Войков", подводная лодка Щ-404 по Северному морскому пути перешли на Дальний Восток и вошли в состав Тихоокеанского Флота.

До сих пор либералы продолжают внушать - постройка Беломорканала была совершенно ненужным делом! Это, мол, наглядный пример бесполезного, бессмысленного рабского труда заключенных в СССР!
Тот же Солженицын договорился до вопиющей дури - дескать, по каналу совсем ничего нельзя было перевезти, даже военные корабли надо было грузить на баржи и только потом кое-как перемещать.

Интересно, какого размера должна быть баржа, чтобы поместить на ней эсминец длиной 100 метров? И каким должен быть шлюз, чтобы эта громоздкая конструкция в него влезла? И как эту махину потом, по пришествии на Север, снять с баржи, если там нет не только завода, но даже и плавучего крана?

В связи с Беломорканалом надо говорить не о рабском труде, а о творческом. В полном смысле! Снова приходится отмечать кажущуюся невозможной парадоксальность ситуации - творческий труд… заключенных?! Однако было именно так.

Почти с самого начала была поставлена задача уйти от недопустимо громадной суммы на строительство, составившей 535 миллионов рублей. Новое постановление, принятое Советом Труда и Обороны 18 февраля 1931 года, предусматривало строить канал по измененному, удешевленному варианту, определяя затраты уже в несколько раз меньше - до 70 миллионов. Само собой разумеется, требовалось максимально широкое использование на стройке местных и бездефицитных материалов, что в свою очередь обязывало проектировщиков решать множество сложных задач, изыскивать совершенно неординарные технические и инженерные решения.
А кто были эти люди, разрабатывавшие эскизный проект сооружений канала? Заключенные. Согласитесь, необычное и достаточно смелое решение.

К слову - первое истории конструкторское бюро, где использовался принудительный труд, возникло в 1917 году в ... США. В так любимом либералами "светоче демократии". Силами содержавшихся под арестом инженеров в течение месяца был спроектирован и испытан авиационный двигатель "Liberty" - основной двигатель американской авиации в начале 1920-х годов…

Особый комитет Беломорстроя 1 апреля 1931 года принял решение разработать технический проект водного пути до 1 сентября, то есть менее чем за пять месяцев. Большая группа инженеров, обвиненных во вредительстве на водном транспорте и в водном хозяйстве, была доставлена в проектный отдел Беломорстроя, располагавшийся тогда в Москве, и приступила к разработке проектов шлюзов и плотин.

Дело пошло очень плодотворно. Один за другим создавались проекты уникальных гидротехнических сооружений. Можно назвать для примера, скажем, деревянные ворота шлюзов конструкции профессора В.Н.Маслова, способные выдерживать трехкратное давление воды, или ряжевые и земляные плотины конструкции К.Н.Зубрика и О.В.Вяземского. Эти сооружения до сего времени сохранились и прекрасно действуют. Вот уже 90 лет прошло, а все эти деревянные плотины стоят и работают лучше железобетонных, которые трескаются. Самая высокая в мире цельнодеревянная плотина - Шаваньская, 45 метров!

В системе ГУЛАГа развивалось социалистическое соревнование и поощрялись передовики. Были библиотеки, художественная самодеятельность, были клубы и даже театры.
А знают ли те, кто сочиняет страшилки про ГУЛАГ, что в 1935 и 1936 годах заключенные Дмитровского лагеря, строившие канал Москва-Волга, участвовали в физкультурных парадах на Красной площади? На трибуне Мавзолея Сталин, другие руководители страны, а перед ними демонстрируют свои спортивные достижения "зеки-лагерники"…

Или вот еще один реальный факт - заключенных из того же Дмитлага наказывали за … воздушное хулиганство над городом! Оказывается, в лагере существовал аэроклуб, который подготовил несколько тысяч летчиков, планеристов и парашютистов-десантников. Военная подготовка здесь была поставлена на уровне организаций Осоавиахима.

Возникает вопрос - а почему канал Москва-Волга (в центре, не на окраине страны!) надо было прокладывать силами заключенных? Это диктовалось чрезвычайными сроками и чрезвычайными условиями. На карту были поставлены судьба столицы как крупнейшего индустриального центра страны, перспективы дальнейшего развития и модернизации. Либо в Москву придет волжская вода, либо всякое развитие города остановится с возможными катастрофическими последствиями. Но необходимое количество свободной рабочей силы в центре России отсутствует, не было у обычных строительных организаций опыта работ такого масштаба, тем более гидротехнических. Строительные же организации ОГПУ-НКВД такой опыт на Беломорканале получили.

Общий размер капиталовложений был установлен почти в полтора миллиарда рублей, что в 20 раз превышало ассигнования на сооружение Беломорканала и в 2,5 раза сумму, которая требовалась для создания Беломорско-Балтийского пути в полном объеме.

По некоторым объектам, учитывая их важность, принимались специальные совместные постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б). Например, от 14 сентября 1935 года "О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска". Это должно было обеспечить судоходный подход к каналу Москва - Волга со стороны Волги с глубинами в 5 метров от устья канала до соединения с Волго-Балтийским водным путем. Этим же документом предусматривалось увеличить глубины на Волге от Рыбинска до Астрахани. Таким образом, после строительства Волго-Донского канала создавалась единая глубоководная транспортная система большого экономического и социального значения.

Но массовое сознание усваивает абсолютно извращенную картину. Ныне уверены, что все заключенные ГУЛАГа - это, во-первых, были "политические", а во-вторых, все они были ни в чем не виноваты. Их просто схватывали подряд и сажали "ни за что".

Как это можно это прокомментировать? "Политических", то есть осужденных за контрреволюционную деятельность, было во все годы ГУЛАГа в основном от 15 до 20 процентов от общего числа содержавшихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях.
Остальные - "бытовики" и "блатные", то есть наказанные за уголовные преступления.
"Блатные" - бандиты, воры, насильники и т.д., "бытовики" - растратчики, спекулянты, аферисты и прочая подобная публика.
А в конце войны еще добавились пособники оккупантов - полицаи, бандеровцы, власовцы, "лесные братья"…

Их всех считать невиновными? Это людям и внушили, и внушают. Если кого-то и наказала Советская власть, значит точно - несправедливо.
Несправедливо осужденные, разумеется, были, нельзя этого отрицать. Со временем, разобравшись, их реабилитировали - одних раньше, других позднее.

Но ситуации бывали сложнейшие. Такие, что, откровенно говоря, даже сегодня трудно дать однозначную оценку, ошибка ли это была либо умышленное преступление.
Характерным примером стали аварии, сопровождавшие испытания первых советских подводных лодок в 1927 году. Тогда СССР приступил к строительству своего Флота, на стапелях заложили 6 подводных лодок, а затем 8.

Советская разведка с огромным трудом добывала чертежи у немцев, итальянцев, за валюту покупали компрессоры и турбины у шведов, маскируя, что нужны они для метро и комбайнов. Корпуса лодок изготавливали вручную, листы обшивки гнули молотками…

И вот первая, головная лодка построена. Выходит на испытания, начинает погружаться и ... проваливается на дно. Хорошо, что испытывают в Балтийском море, где глубина 20-30 метров, корпус лодки рассчитан на глубину до 120. А если бы в Черном море, где глубина уже за 600 метров? Лодку просто раздавило бы.

Когда стали разбираться, выяснилось, что кингстоны в цистерне быстрого погружения сделаны открывающимися не наружу, как надо, а внутрь.
Кингстонную пару - заглушки, расположенные ромбом, следовало открывать специальным усилием, а в обычном состоянии они прочно прижаты водой к корпусу. Когда их сделали открывающимися внутрь, а не наружу, давление воды их быстро открыло, как только лодка начала погружаться. Рычаги регулирования кингстонов были преодолены, вода хлынула в цистерну, лодка, потеряв управление, "проваливается" вниз.

Произойди это не на Балтике, а в Черном море, установить причину гибели подводного корабля было бы невозможно, все остальные 13 пришлось бы разрезать на стапелях. В итоге, программа строительства подводного флота в СССР была бы свернута!
И как к этому отнестись? Как к разгильдяйству, халатности или все-таки тут был злой умысел? Где грань?
И не надо думать, что "сталинские палачи" специально отлавливали невинных конструкторов, инженеров, техников, чтобы заполнять ими ГУЛАГ.

Вот такая получилась небольшая статья по материалам книги Михаила Морукова. Рекомендую ее читателям.


Рецензии
Да уж. Немало про ГУЛАГ расписано, а достоверного найти - та ещё задача... Полезная статья, спасибо!

Елизавета Орешкина   13.09.2022 17:46     Заявить о нарушении
Орешкина, о гулаге написано очень подробно и очень достоверно в бессмертном "Архипелаге ГУЛАГЕ" Нобелевского лауреата в области Литературы Александра Солженицына.
Также в высшей степени достоверно и бесподобно талантливо описал гулаг ещё один выдающийся Русский писатель Варлам Шаламов в своих леденящих кровь "Колымских рассказах".

Алексей Чернечик   13.09.2022 17:51   Заявить о нарушении