Винная пробка

Огромная белоснежная яхта светится праздничными огнями в спокойном Средиземном море недалеко от побережья Монако. С судна доносятся звуки живой музыки. Разодетая по последней моде публика весело движется в ритме исполняемого джаза. Поводом для празднества в Средиземном море стало шестидесятилетие известного на весь Прованс винодела Марселя. Из его винных погребов бесценные бутылки доставляются в дома сливок   французского и не только общества. Слава о его винах распространилась на всю центральную Европу. Ценители  этого напитка гадают в чем секрет его успеха: особая почва, сорт винограда, уход за виноградником, бочки из специфического дерева, рецепт приготовления? Специалисты уверенно отвечают, что в сочетании всех перечисленных факторов.

Виновник торжества сидит в уютном плетенном кресле на корме яхты, у его ног лежит старый верный друг — золотистый ретривер Вин. Серые глаза Марселя задумчиво устремлены вдаль, седые кудри развиваются на морском ветру. Густая седая борода и сигара в пожелтевших зубах делает его похожим на старого бывалого моряка. И никто не скажет, что этот человек мучается морской болезнью. Про него вообще мало что знают, хотя он считается душой компании, вхожим во все дома французской элиты. А он знает очень много про своих постоянных клиентов. «Вино раскрепощает, это сыворотка правды», - всегда говорит с улыбкой Марсель. Но он как никто умеет хранить чужие секреты. И свои тоже.

Гости потеряли именинника, тихо устроившегося на краю яхты со своим единственным истинным другом. Почему он такой грустный в свой праздник? Может грустит о быстро пролетевших годах юности и молодости? С годами день рождения становится не таким уж и веселым праздником. А может есть более серьезная причина для задумчивости именинника? Есть. Он предупрежден, что сегодня на яхте среди гостей есть его враг, готовый публично разоблачить главный секрет Марселя.   

Молодая особа в обтягивающем платье из золотистой чешуи, натанцевавшаяся и напившаяся лучшего вина Марселя, неуверенным шагом продвигалась в сторону кормы. За ней спешил стареющий кавалер —  какой-то очередной французский чиновник.  Увидев большое кресло и возвышающуюся седовласую голову всеобщего любимчика, она радостно воскликнула на сбивчивом французском:

- Месье именинник, вот вы где! А мы вас совсем потеряли. Почему вы тут сидите в одиночестве? Мы все хотим вас поздравлять, поднимаем за вас там тосты, а вы тут прячетесь, безобразник.
- Простите, мадмуазель, мне позволено в свои шестьдесят устать и присесть отдохнуть, - с улыбкой ответил Марсель смазливой барышне.
- Не кокетничайте! Вы еще дадите форы моему Арно, - подмигивая, ответила молодая особа, притягивая за галстук стареющего похотливого чиновника.
- Не смею вас разочаровывать, мадмуазель. Передайте гостям, что я скоро вернусь к ним и закажу самый быстрый джаз для танца с вами, - подмигнув в ответ, заявил Марсель.
- Хорошо, ждем вас. Там еще какой-то значительный подарок вам доставили.
- Это интригует. Попросите принести мне этот подарок. Если это что-то съедобное, то обещаю с вами поделиться.
Молодая особа как-то криво хмыкнула и удалилась, цепляясь под руку своего кавалера и волоча высокие каблуки дорогих туфель. 

Марсель выдохнул, наслаждаясь воцарившей тишиной, морским воздухом и шумом волн, разбивающихся о судно. Сзади послышался тихий шорох. Обернувшись, Марсель увидел гарсона, выпрямившегося, как солдат на параде. В руках он аккуратно держал серебряный поднос, на котором стояла высокая деревянная коробка.
Месье, вам лично в руки просили передать вот этот подарок.
Спасибо, дружище, поставь на пол, пожалуйста. Вольно! - усмехнулся Марсель, снова отворачиваясь к морю. Он нежно почесал за ухом Вина, тот в знак благодарности лизнул крупную руку любимого хозяина.
Гарсон оставил поднос с коробкой на полу и тихо удалился.

Еще минуту посидев в задумчивости, Марсель поднял коробку, сбитую из добротных необработанных деревянных досок. Оторвав верхнюю дощечку, извлек припыленную тяжелую бутылку с красным вином. На ней красовалась потертая этикетка на которой значилось: «Год розлива 1951». Этой бутылке было пятьдесят лет. Ровно на десять лет младше именинника. На обветренной щеке Марселя засверкала слезинка. «Старость, сентиментальность накрыла», - раздраженно подумал он, смахивая предательскую слезу. Этот год очень многое значил для Марселя — начало новой жизни. Достав из кармана складной штопор, он со звоном вытащил пробку. Она была пропитана вином и приятно пахла виноградом. Поднеся ее к лицу, чтобы послушать аромат, Марсель заметил на внутренней стороне пробки выжженную гравировку: «сердце и внутри дата: 20.08.1951». Марсель глубоко вздохнул, словно ему не хватало воздуха. Рука его повисла на ручке кресла. Вин занервничал, приподнялся понюхать пробку и тихонько жалобно взвыл.

***
Никто во Франции не знал, что Марсель был круглым сиротой, прожившим первые десять лет своей жизни в детском доме. Родители его поздно родили, к тому моменту бабушек и дедушек уже не было в живых. При невыясненных обстоятельствах оба родителя погибли, когда Марселю было всего шесть месяцев. Посему его сначала определили в дом малютки, а оттуда уже в детский дом. Он был очень закрытым ребенком, тяжело сходившимся с ровесниками. Зато со взрослыми он общался с удовольствием. Однажды за хорошее поведение его с другими отличившимися детьми на лето отправили на море, где он познакомился с Анной — развеселой черноглазой худенькой девчонкой, вечно со спутанными темно-русыми кудрями и золотистой кожей. Она тоже потеряла родителей в раннем детстве. Но ее воспитывал дедушка. У него были виноградники, он делал лучшее вино на всю окрестность. А Анна помогала деду по хозяйству. Это первая поездка к морю и знакомство с Анной случилось как раз в 1951 году.

Анна познакомила своего нового друга с дедушкой. Ему очень приглянулся не по годам мудрый мальчик. В свои десять лет он прочитал уже много книг и знал массу интересных научных фактов. Феноменальная память и тяга к знаниям молодого человека заинтересовали деда. Он предложил Марселю остаться жить с ними, помогать по хозяйству. Взамен обещал обучить его винному делу и дать хорошее образование. Хозяин виноградников был уже стар, на тот момент ему исполнилось восемьдесят два года. Он нуждался в помощниках и наследниках. Анне сложно будет одной справиться с таким непростым делом. Марсель был рад обрести семью! Оформив опекунство, дед принял Марселя в дом и начал ему передавать свои знания. Параллельно отдал мальчика в специальную школу с углубленным изучением иностранных языков: французского и английского. Он мечтал, чтобы его наследник смог перенять опыт французских виноделов и внести улучшения в его винное дело. Марсель привязался к деду — человеку незаурядного ума, мудрого, доброго и очень трудолюбивого. Многому он научил мальчишку и подарил ему столько любви и тепла. Полюбил юный Марсель и Анну. В свободное от учебы время они вместе дурачились, бегали на море, играли. И постепенно влюблялись друг в друга. Это была детская, чистая и романтичная влюбленность. В знак верности и привязанности они в конце того лета при розливе вина одну пробку пометили, указав на ней дату и сердце. При этом Анна строго сказала: «Считай, что мы так обручились и поклялись в верности друг другу. Эта бутылка будет храниться в погребе моего деда. Если жизнь нас разведет, то знай, если эта бутылка попадет к тебе в руки — значит я нашла тебя и нахожусь где-то рядом». Марсель в знак согласия робко поцеловал подругу в румяную щеку.

Прошли годы. Марсель очень помогал хозяину виноградников, при этом успевал учиться на отлично. Эти годы жизни для Марселя были лучшими.

***
Из глубоких и приятных воспоминаний Марселя вырвал лай Вина. Он обернулся и увидел на палубе компанию гостей. Часть людей ему была незнакома. Наверное кто-то из девиц привел кавалеров своих. Или это новые поклонники его вина.
- Мы слышали, что вам подарили бутылку старого вина. Хотели бы напроситься на угощение, как вы обещали, - немного с вызовом заявила та молодая особа, которая уже приходила со старым чиновником к Марселю, приглашая его вернуться к гостям.
- О да, конечно, с удовольствием разделю этот напиток с вами, - вежливо ответил Марсель, вставая с кресла.
- Но только после вас. Вы же именинник и это ваш подарок, в конце концов, - улыбнулась девица.
Почему-то Марселю не нравилась эта особа. Возможно потому, что она постоянно отвлекала его от размышлений, нагло без спроса нарушая столь желанное одиночество. Вину она тоже явно не нравилась, потому что при ее появлении он тихо зарычал, неприятно скалясь. Что было не свойственно обычно доброму псу.

Откуда ни возьмись появился тот вышколенный гарсон. Он нес на серебряном подносе хрустальные бокалы, отражающие в своих гранях яркую луну, нависшую над яхтой в черном небе. За ним подтянулись еще гости, услышав, что планируется угощение каким-то очень старым, особенным  вином. Кто-то из нарядной толпы выкрикнул поздравление, кто-то захлопал в ладоши. Гарсон налил вино в один бокал и изящно протянул его Марселю. Все, затаив дыхание, ждали вердикта лучшего винодела Франции о подаренном вине. Но Марсель не спешил пить поданный напиток. Он помнил о предупреждении и знал, что сегодня ему нельзя ничего пить. Но при этом не хотел верить, что именно этот напиток из его теплого доброго детства от самой любимой девочки может быть опасным. Он внимательно всмотрелся в окружившую его толпу. И вдруг увидел непослушные темные кудряшки и блеск шкодных глаз. Его захватила волна воспоминаний и противоречивых чувств. Из всех присутствующих на яхте только она знала всю правду о Марселе. Но делала вид, что не знакома с ним. Держалась в стороне. Ему казалось, что она совсем не изменилась. Старость только усилила ее черты лица и зафиксировала очаровательную мимику в виде морщинок смеха, улыбок и радости. «Значит она прожила счастливую жизнь и простила меня. Потому что люди с не прощенной обидой быстро стареют», - думал он, бросая на нее украдкой взгляды, чтобы не выдать себя. Но та наглая девица в коротком золотом платье что-то заметила, потому что пошло улыбаясь, сказала:

- Забыла сообщить вам, что на нашем судне русская. Даже в России прознали о вашем вине, месье Марсель!
- Да, мне льстит такое внимание от женщины, рожденной и выросшей в столь великой стране.
- И это она преподнесла вам этот подарок, - уточнила девица.

Марсель открыто посмотрел на Анну. Ей тоже уже шестьдесят лет, но она все также прекрасна в элегантном черном платье. Последний раз он видел ее, когда им исполнилось восемнадцать. Анна пристально смотрела на него. Только сейчас он заметил, что глаза ее блестели от слез. Марсель снова перенесся в воспоминания.

***

Его детство проходило в Советском Союзе. А те самые виноградники располагались в Сочи. На самом деле он русский человек и истинное имя, данное ему при рождении родителями — Максим. Второй раз его жизнь круто изменилась в год совершеннолетия. Настало время поступать в институт. Он мечтал продолжить дело деда-винодела и поступить в институт на факультет технологий бродильных производств и виноделия. Но судьба распорядилась иначе. Еще в школе его заметили представители школы разведки. Они часто наведывались в школу, где дети углубленно изучали иностранные языки и отбирали себе самых способных. Узнав, что Максим сирота, они обратились к деду. Сироты без особых родственных связей в родной стране особенно хорошо подходили на роль разведчиков-нелегалов. Таким людям проще придумать легенду и направить в нужную страну под чужим именем, с чужими документами и совсем новой историей и биографией. Под чужими именами такие разведчики, выдавая себя за совсем других людей, обретали новых знакомых, друзей, создавали семьи и получали необходимую информацию по заданиям, не вызывая подозрения. Профессия винодел — прекрасна для прикрытия. Производя дорогой элитный напиток можно легко втереться в доверие к высшим слоям общества.

Дед очень не хотел отпускать своего приемного сына. Но в советские времена спорить с КГБ мало кто осмеливался. Потому ему пришлось уступить. Согласия на тот момент еще несовершеннолетнего Максима никто не удосужился спрашивать. Решение держали в секрете. И когда молодому человеку исполнилось восемнадцать, с ним провели разговор. Предложение служить на благо Родине и при этом иметь возможность учиться, а после заниматься любимым делом в стране лучшего вина (а Максиму обещали организовать для прикрытия земельный участок в Провансе и первоначальный капитал для развития дела) не оставило тогда еще совсем молодого, но очень амбициозного и романтичного Максима равнодушным. От него ждали решения, и он, забыв обо всех своих местных обещаниях и надеждах, дал согласие. Молодого человека приняли в школу внешней разведки, где он провел несколько лет после чего был отправлен служить под чужими документами и с выдуманной легендой во Францию. Обучение в школе разведки держалось в тайне. Потому кроме деда этого никто не должен был знать, даже Анна. Максиму не дали попрощаться с любимой подругой, с которой он еще совсем недавно мечтал расписаться в год их совершеннолетия. Никто ничего не мог объяснить девушке. Для нее Максим просто сбежал в поисках лучшей жизни, устав от виноградников. Больше они никогда не виделись.

***

Марсель продолжал смотреть на Анну, он не мог отвести от нее взгляд. В его жизни было три жены: француженка, бельгийка и даже немка. Но любил он только Анну, которую даже не надеялся увидеть снова. Он жил не своей жизнью, работая на благо страны, которая дала ему возможность выучиться. Единственный кому он доверял был пес Вин. Он его точно никогда не предавал, чего не скажешь об остальных людях в его окружении. Но несмотря на предательства, он всегда выпутывался и никогда не был рассекречен. Неужели эта встреча и подаренная бутылка вина — его конец. Или может это конец Марселя и начало настоящего Максима? Он был уверен, что в вино добавлена так называемая «Сыворотка правды». И понимая это,  не держал зла на Анну. Если даже она его предаст, то хотя бы она имеет на это право. Потому что в её понимании он предал их дружбу и любовь. Подло сбежал, нарушив все обещания. Он знал, что вскоре после его отъезда из Союза дед умер. Анна осталась одна и с трудом справлялась с винным делом. А он ничем не мог ей помочь. А может мог, но почему-то даже не пытался. Ему тогда казалось, что любая неосторожность может нарушить конспирацию и привести к провалу. Это было бы непростительно, ведь ему доверили служить на благо страны. Получается, что он не доверял Ане настолько, чтобы спустя годы найти ее и доверить свой секрет, все объяснить. А если так, то единственный способ искупить свою вину - выпить сыворотку правды из рук любимой им и преданной им же Анны и сдать себя перед этой разодетой публикой и агентами контрразведки, которые наверняка замешались среди нарядных гостей. А возможно, что эта наглая девица одна из них, слишком назойливая и уверенная.

Думая обо всем этом, Марсель поднял бокал с подноса и поднес к губам. Вин нервно дернулся, пытаясь ударить хозяина по руке. «Тихо Вин, все хорошо, тебя я точно не брошу, чтобы не случилось после», - тихо прошептал Марсель, наклонившись к уху пса. Он сделал один аккуратный глоток, подержал напиток под языком, перекатил от щеки к щеке, как полагается истинному дегустатору. После, слегка причмокнув, проглотил.  Вино было вязкое, богато ягодным послевкусием. Он помнил этот вкус из солнечного детства. Именно это вино — эталон лучшего виноградного напитка — всегда было для него мерилом вкуса. Этот напиток научил его многому — ценить изысканность в людях, напитках, одежде, манерах. Но он не научил его доверять своим близким людям. Немного подумав, он допил почти залпом свой бокал. После чего посмотрел на Анну. Она в ответ едва заметно подмигнула ему.

Время шло, а его голова оставалась ясной и в полном сознании. Некоторые люди в толпе, включая девицу в золотом платье, внимательно следили за ним. Многие годы работы сказались на быстроте реакции Марселя. Он все понял... Анна его не предала. И сейчас он не позволит предать ее снова. Играть разные роли по жизни стало обычной привычкой Марселя. Потому он прищурил свои без того хитрые серые глаза и вдруг неестественно громким голосом начал странную речь:

«Господа, дамы, гости мои дорогие, я вам сейчас скажу что-то очень важное! Мне надоело притворяться! Вы думаете, что я веселый любитель женщин и вообще вас, людей. Такой французский обояшка, вежливый джентельмен. Прожигатель жизни, который все деньги, которые проносит виноградник, прожигает на баб, яхты, машины и прочие роскошества, и это делает его счастливым. Что мои двери открыты для вас, потому что вы мне дороги. Так вот знайте — вы, противные французские морды, надоели мне до боли в печени! Видеть вас больше не хочу! Вон с моей яхты! Больше никому ни одной бутылки не продам! Не достойны вы этого аристократического напитка, не доросли!», - выкрикнув эту жуткую речь он с размахом бросил бокал на пол, который вдребезги разлетелся, засыпав осколками двух замерших в культурном шоке дам. Повисла тишина, только откуда-то издалека доносился шум моря и звуки притихшей музыки. Ветер трепал волосы Марселя и платья дам. Неожиданно Вин вскочил и бросился на девицу, вцепился в край ее золотого платья, из-под которого выпал небольшой элегантный револьвер, отлетев далеко в сторону. Она завизжала в ужасе. Тем временем Анна подошла к Марселю, схватила его за руку и повела прочь. Вин отпустил девицу и бросился следом за хозяином.

Пока ошарашенная публика стояла на корме у опустевшего кресла хозяина яхты, Анна и Марсель, держа на руках Вина, уже спускались по канатной лестнице с палубы на маленький катер, пришвартованный к борту. Именно на нем прибыла Анна.

Через двадцать минут скоростного путешествия по воде, они оказались далеко от яхты совсем одни в море. Вокруг не было видно не зги. Словно их окунули в чернильницу. Анна прервала тишину: «Я все знала. Дед мне перед смертью все рассказал. И я знала, что ты никогда не объявишься в моей жизни сам. Ты же отличник, и если решил служить отечеству, то на пять с плюсом. Но, как видишь, я тоже умею хранить секреты. Я следила за твоей жизнью, устроившись работать в одну крупную французскую компанию, занимающуюся торговлей дорогими винами.И вот недавно узнала, что ты под подозрением. Возможно с годами ты немного расслабился и где-то проговорился или просто за годы нажил себе врагов. Французские службы не знали кто ты, но очень хотели узнать. Тут подключилась я, предложив помочь с доставкой «сыворотки правды», которая должна была заставить тебя рассказать публично всю правду. Мне за это очень хорошо заплатили. Хватит на то, чтобы восстановить дедов виноградник, который совсем пришел в запустение, потому что я одна с ним не справлялась. А во времена перестройки совсем потеряла бразды правления. Но винные бутылки я подменила в самый последний момент. Та, что с добавлением наркотика, глубоко на дне моря. Так что я теперь человек, обманувший службу безопасности Франции. И мне надо как можно скорее покинуть эту страну. Благо в этом мне согласились помочь твои коллеги из службы разведки. Там недалеко грузовой корабль, который доставит нас домой . И да — я всегда любила только тебя, и замуж так и не вышла».

***
Марсель был прав, глоток этого вина из детства поставил жирную точку в жизни Марселя и многоточие в жизни Максима. Словно не было этих сорока двух лет. Максим и Анна были снова в Сочи на винограднике. На дворе  2001 год, обоим шестьдесят лет и они молодожены. И владельцы виноградника, который станет лучшим на всю Россию! И с ними верный друг Вин, который сразу признал Анну своей и вместе с хозяевами в свободное время дурачился и придавался веселью.


Рецензии