Сокрытые Мысли Евангелие... Гл. 6

      Сокрытые Мысли Евангелие- вопреки соцреализму …
             (На примере поэзии Н.А.Некрасова)
 Глава шестая «О Святости Русской и русской душе»
Сколько же всего в России – в загадочной душе русской соединилось, а может быть, перемешалось! Ведь фамилия Гриши от знаменитого Добролюбова происходит, как нас много лет учили -
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь –
 как, бродяге, который в тюрьме «за правду страдал», у которого брат «давно уж                в Сибири – давно кандалами звенит»? (Думаю, песню эту многие знают). За какую правду? За которую революционеры «бежали из тюрьмы, чтоб свой народ вести»? (Думаю, «заказанный партией и правительством» «Разговор с сыном» многие вынуждены были в детстве читать). Куда «вести»? В «рай на земле» «без Бога и Святых Его», как напишет в начале кровавых двадцатых Патриарх-Исповедник Тихон? И привести в «земной ад», о котором в те же годы окаянные скажет князь-философ Е.Н.Трубецкой?! К обезглавленной России, к порушенным святыням и душам,                к ненависти «по классовой принадлежности», к крови не «по колено», а «по локоть»?! К «сбывшейся мечте рабочих и крестьян» превратиться в «одинаково устроенные похотливые машины», как большевистские «идеологи» писали?! К «сбывшейся мечте рабочих и крестьян» стать «винтиками и колёсиками» системы - «винтиками», которые можно без сожаления заменить и на «свалку» выбросить?! К «сбывшейся мечте рабочих и крестьян» заменить Царя «вампирами», как споёт почти век спустя Архидиакон Роман, кровавыми «вождями», как в диких племенах африканских?! (См. также «Свершилось»)…
Думаю, любой, до конца мыслить не разучившийся, понимает, что ушли мы совсем                не в ту сторону и заблудились «в ветреном полку знамён», как сказала М.И.Цветаева. Понимает, что изучавших поэму в школе, как и третьеклассника, с которым «разговаривает» отец, также «заблуждаться призывали». Понимает, что всё вышесказанное ни самому Н.А.Некрасову, ни его героям в самом страшном сне привидеться не могло...   
А Гриша Добросклонов, как мы знаем, - семинарист – и не разуверившийся после смерти матери, подобно «революционеру-демократу». (Как будто у него первого мать умерла…).
Да и все размышления истинно русского поэта – Н.А.Некрасова… давайте ещё раз прочитаем  - внимательнее…
 И ангел милосердия
Недаром песнь призывную
Поет — ей внемлют чистые, —
Немало Русь уж выслала
Своих сынов, отмеченных
Печатью дара Божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала
(Увы! звездой падучею
Проносятся они!).
Как ни темна вахлачина,
Как ни забита барщиной
И рабством — и она,
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове
Такого посланца... 
 Это – предыдущие строки, а «чахотка и Сибирь»… создаётся впечатление, что они словно «пришиты». И уж с революционерами, коих, как мы знаем, Ф.М.Достоевский назвал бесами, с теми, которые в «Соборянах» Н.С.Лескова народ называли «красными 
петухами» и не хотели, чтобы народ «святые книги читал», потому что иначе революции в России нечего делать будет, никак не сочетаются ни «печать дара Божьего», ни «ангел милосердия», ни «посланец». Вернее, революционеры с основами русской духовности «не сочетаются» - никак! (См. «Россия, «чающая движения воды»).
Ангел же  - Вестник, Посланник Божий. И какое слово прекрасное – милосердие - милость сердца тех, кто не утратил. А ещё…
 «Ангел милосердия» не единожды является, созывая не брань духовную против «демона ярости с мечом карающим», который летал над Русскою Землёй, «подталкивая» на «пути лукавые», делая людей рабами – греха прежде всего,  - рабами, в которых убито нравственное начало. Мы говорили уже в предыдущих главах о рабстве духовном, о том, что не должно одному человеку судьбами, душами других, подобно утвари домашней, распоряжаться. И должно «демона ярости» одолеть -  одолеть всем миром!
 Над Русью оживающей
Святая песня слышится,
То ангел милосердия,
Незримо пролетающий
Над нею, души сильные
Зовет на честный путь.
И ожила, встрепенулась Русь – Русь Святая, на дне Светлояра сокрытая,                но не исчезнувшая, «демоном ярости» не уничтоженная. Спасённая душами чистыми, сильными, готовыми жертвовать собою, готовыми с жизнью земною ради Царствия Небесного расстаться! …
Честно говоря, нет, видимо, и быть не может однозначного ответа на вопрос: кто же такой этот замечательный юноша – Гриша Добросклонов?! Но из всего сказанного очевидно, что не революционер, для которого жизнь человеческая меньше «битой посуды» стоит, не разуверившийся в Милости Создателя Нашего и с пути истинного «свернувший» Добролюбов.
Обратимся снова к прочитанному и увидим, что соединились здесь и собирательный образ Евангелиста  - мы начали беседу с песни, что на словах Апостола Матфея зиждется, и Ангела – Вестника, Ратника Божьего и…
  Разве не напоминают строки о поющем песнь призывную ангеле милосердия главное произведение всей русской литературы, в котором звучит призыв «глаголом жечь сердца людей»?! Значит, присутствует здесь и столь любимый литературой русской Образ Пророка…
 Вот оттого, наверное, и мысли о жертвенности – почти никто из апостолов «своею» смертью жизнь земную не завершил – и кончину мученическую принявшие наследовали Царствие Небесное. Претерпевали скорби и пророки – тот же Исайя, книга которого  - духовный фундамент пушкинского «Пророка».
А сколько Мучеников Святых в Отечестве нашем – многострадальном. А Мученик значит – «Свидетель» – Свидетель Истины… (Но сколько станет их – явленных и неявленных - в веке окаянном…. Это, наверное, даже обладающий даром предвидения, Н.А.Некрасов представить не мог)…   
И вот перед нами не просто финал – а завершение всех сомнений, скорбей, нестроений.
 Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..
 Звучит Песнь Небес – Гимн Творцу – потому что гимны ещё во времена Ветхого Завета родились. «Звуки благодатные» - значит, «данные», дарованные Свыше. И вот «драматический» ямб «жизнеутверждающим» хореем сменяется.
«С музыкой такой хоть иди на смерть», - напишет век спустя знаменитый Иеромонах Роман. С Музыкой Небес готов идти на смерть и Главный Герой Н.А.Некрасова.
Гриша  Добросклонов от Святости Русской – от Святой Руси, от Церкви Православной неотделим  - он плоть от полоти Её – он «воплощение счастия народного»!
 Да и строки эти, если вглубь заглянуть, словно уже не на земле – а где-то «выше», «над землёю» -  там, где, как век спустя Архидиакон Роман скажет, «в Недоступных Небесах за Русь свершается молитва»…
Кажется, напоминают чем-то строки эти финал одного из самых известных произведений Н.С.Лескова – «Очарованный странник». У Н.А.Некрасова странствующие по России мужики, не «очарованы», конечно, а финалы столь разных по сути своей произведений похожи – оттого, наверное, что устремление к Царствию Небесному «в крови» настоящего русского человека…
А об образе Пророка мы в следующей главе побеседуем…
(Продолжение следует)


Рецензии