Безвременная кончина Гоголя. Мнения современников

   21 марта 1852 года скончался великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Смерть Гоголя породила множество толков.

  Среди русских классиков Гоголь и по сей день остаётся одним из самых загадочных писателей 19 века. Столько слухов и домыслов породила его безвременная кончина, что по сей день они никак не иссякнут. Проводятся исследования, высказываются различные предположения. Было распространено мнение, что он уморил себя голодом. На этом настаивал ещё Чернышевский на основании воспоминаний доктора Тарасенкова. Современные исследователи делают попытки подвести под это предположение научный фундамент. Так, известный богослов и историк Церкви Антон Карташёв в недавно переизданной у нас книге «Вселенские соборы» пишет, что Гоголь «покаянно отверг всё плотское и уморил себя голодом в подвиге спиритуализма». Литературовед Михаил Вайскопф в своей книге «Сюжет гоголя» утверждает, что смерть писателя «была типичным замаскированным самоубийством гностика, разрывающего плотские узы».
  Однако Гоголь был православным христианином, исполняющим все церковные установления. Правильно понимаемый и исполняемый пост никак не может послужить причиной смерти человека. Тем более самоубийством, что для христиан является большим грехом. А о том, что Гоголь понимал пост в церковном духе, неопровержимо свидетельствуют его выписки из творений святых отцов. Об этом же говорят и пометки на принадлежащей ему Библии (хранящейся в Рукописном отделе Пушкинского дома). «Пост не дверь к спасению», - пишет он карандашом на полях против слов святого апостола Павла. («Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем»; 1 Кор.8.8).
  Внутренняя жизнь Гоголя, под которой он понимал жизнь в Боге, велась скрыто от окружающих. Не имея собственного дома и живя всё время на людях, он, конечно, часто вынужден был скрывать своё пощение, как это и заповедано Евангелием. Гоголь чувствовал себя как дома, только у графа Толстого, где он жил последние свои дни в Москве на Никитском бульваре.
Гоголь верил в силу молитвы, в том числе и своей собственной. Умирал Гоголь с чётками в руках. В свои предсмертные дни он постоянно внутренне произносил Иисусову молитву, исполняя заповедь Господню: «Непрестанно молитесь». На полях принадлежавшей ему Библии Гоголь повторил этот и предшествующий стих : «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь». Вот теперь и подумайте, мог ли он после всего этого быть самоубийцей?
  Оптинский иеромонах отец Климент говорил, что, размышляя о смерти Гоголя, он всегда мысленно повторял слова: «Узрят кончину праведника и не уразумеют, что усоветова о нём Господь». Изречение это взято из Книги Премудрости Соломона, в полном виде выглядит так: «Узрят бо кончину премудрого и не уразумеют, что усоветова о нём и во что утверди его Господь». Оно высечено на надгробии Ивана Васильевича Киреевского, погребённого в Оптиной Пустыни. Судьбы его и Гоголя во многом схожи.


(Цитаты и материалы взяты из статьи Владимира Алексеевича Воропаева «Гении России»).


Рецензии