Югорские газовики. Ч. 1 ДСГ

Очерковые заметки

Развитие газовой промышленности в СССР началось в прошлом веке. В 1940-1950 гг. были открыты крупные месторождения газа в Саратовской и Волгоградской областях и построен, и введен в эксплуатацию первый магистральный газопровод Похвистнево-Куйбышев (1943 г.), Саратов - Москва (1946 г.), Дашава - Львов – Киев-Москва (1952 г.), Кохтла-Ярве-Ленинград (1948 г.). Открытие и освоение месторождений природного газа происходило и на Северном Кавказе, в Прикаспии, Приволжье, Западной Сибири.

Темпы развития газовой промышленности росли. В 1956 г. добыча газа составляла 12 млрд. м3, в 1962 г. - 73 млрд. м3, в 1965 г. - 127 млрд. м3. В это время было организовано 16 управлений эксплуатации магистральных газопроводов, общая протяженность которых достигала 30 тыс. км.
В 60-е годы были разведаны газоносные площади в Тюменской области.


«Газпром трансгаз Югорск»

Открытие вблизи поселка Березово Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области первого газового месторождения произошло 23 сентября 1953 года. Мощность его фонтана с суточным дебитом в 1 млн. куб. м и стало предвестником рождения самого крупного в мире газотранспортного предприятия - ООО «Газпром трансгаз Югорск».

Его 25-ти тысячный коллектив сегодня, принимая газ из Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского, Юбилейного, Ямсовейского и других месторождений, прокачивает ежесуточно более 1 млрд кубометров газа по магистральным газопроводам, протяженностью 27 тысяч километров, в европейскую часть России и зарубежья.
Но его истории началась не сразу, а через некоторое время после подтверждения нахождения здесь в Западной Сибири мощных газовых пластов и развития их промышленной добычи.

ДСГ - СУУМГ

Глава 1. ДСГ – СУУМГ
1 марта 1961 года на месте нахождения первого месторождения в Западной Сибири был создан Березовский газодобывающий участок, за ним началось обустройство Пунгинского газового промысла. А коллективом созданной в 1963 году Дирекции по строительству газопровода (ДСГ) «Игрим – Серов» начались организационные работы по его проектированию и строительству.

Возглавил этот коллектив Дмитрий Андреевич Дерновой. Бывший военный летчик, получивший после окончания Великой Отечественной войны высшее образование в г. Грозном, и приобрел опыт работы на строительстве нефтегазового промысла под Сталинградом (ныне г. Волгоград), потом – в должности главного инженера на строительстве газопровода «Саратов – Горький – Ярославль – Череповец».

Это профессионал своего дела, имеющий высокую эрудицию и опыт, и еще хотелось бы добавить к этому – характер, стойкого ко всем трудностям человека, умеющего в трудную минуту сдерживать себя, несмотря на то, каких бы усилий это ему не стоило.

«Люди к моим требованиям привыкли. Они видели, что я не кабинетный инженер, и за это уважали. При этом все мы понимали, как нужен стране газ, – вспоминал Д.А. Дерновой, – и все мы жили этими хлопотами, создавая добычные и газотранспортные мощности. И когда начинался пуск только построенного газопровода, по которому пошел первый газ из месторождения, сколько радости было у нас его строителей.

Так было и тогда, в 1961 году, когда осенью запустили добычу газа из Саратовского месторождения на газопровод «Саратов – Череповец» я бежал по трубе и слушал, как он идет на газовый промысел, смотрел, нет ли свищей. Был чумазым, одежда в глине.

В тот момент приехало на промысел начальство треста. Я попался им по дороге, они и спрашивают, где найти Дернового, – смеется Дмитрий Андреевич. – Я спрашиваю, а кто это такой? А они говорят, что это главный инженер, вот такой вот, мол. Обрисовали руками огромного богатыря, и говорят: «Работает, как зверь. Что, не слышал?» После этого я и представился им, насмеялись вдоволь.
Оказывается, это они за мной приехали: я получил назначение на новое строительство…»

Министерство газовой промышленности, развертывая строительство газопроводов на первом участке Западной Сибири, предложило возглавить Дерновому Дирекцию строящихся газопроводов «Игрим – Серов». И он согласился.

Со своим небольшим коллективом, находившимся в г. Ивделе, через некоторое время перебрался из этого последнего рубежа цивилизованного мира за границы Тюменской области, где и должно было начаться строительство газопровода. Остановились на берегу небольшой сибирской речушки Эсс (Советский район). Жили в землянках. А чуть позже, договорившись с лесорубами, переехали жить в поселок Комсомольский (ныне г. Югорск).

Тогда коллектив Дирекции состоял из 13 человек: директор Д.А. Дерновой, главный инженер Н.Л. Гинзбург и группы молодых специалистов – Е.З. Плавник, Г.Н. Тумилович, Я.Ф. Горст, В.Я. Зазовский, О.Б. Овсянников, В.С. Дворкин, А.П. Соколов, В.Н. Ильин, Ю.Г. Юрищев, Н.М. Ширназданов, А.А. Музыченко. Ими был внесен весомый вклад в будущее развитие образовавшегося здесь 18 января 1966 года газотранспортного предприятия «Газпром трансгаз Югорск», которое с начала называлось как Северо-Уральское управление магистральных газопроводов. Именно оно и приняло эстафету от Дирекции строящихся газопроводов, руководить которым продолжил Д.А. Дерновой, в должности исполняющего обязанности директора.

«Хоть наша альма-матер – дирекция и находилась в поселке Комсомольском, но мы в то время дома почти не были, – вспоминает инженер Дирекции А.А. Музыченко. – Постоянно находились на строительных площадках решая множество вопросов, касающихся и строительства газопровода через реки и болота, изоляции его трубы, занимались отведением воды от места строительства, поставками необходимых грузов, и так далее, и так далее».

«…Мы за три года совместно со строительным трестом построили Пунгинский промысел и газовую магистраль до города Серова длиною 520 км, – рассказывал Д.А. Дерновой. – Во время строительства газопровода «Игрим – Серов» было много запоминающихся моментов. Мы, ближе познакомились с начальником строительства железнодорожной ветки Ивдель – Обь Голштейном. Решили с ним вопросы по доставке трубы и всего другого необходимого оборудования поездами по железной дороге в поселок Комсомольский. Это сокращало время доставки грузов, а значит и придавало новые возможности для ускорения строительства будущих компрессорных станций, жилья, школ, больниц в образовываемых населенных пунктах газовиков…»

Одновременно со строительством газопровода велась подготовка к разработке крупнейшего в Березовском районе Пунгинского месторождения, разбуривание которого вела Игримская контора глубокого бурения.

«Помню, как однажды приехал ко мне корреспондент из газеты Березовского района, – вспоминал Дерновой, – и говорит: «Дмитрий Андреевич, вы не поставляете оборудование на Пунгинское месторождение». Я ему отвечаю: «Сейчас лето, туда не проедешь, кругом непролазные болота. Подожду до холодов и по «зимнику» туда все доставлю». А он взял, и фельетон про меня написал под заголовком: «Такое не придумает и барон Мюнхгаузен!».

Вот так получается. Я же ему объяснял, что летом через болота пробраться невозможно, они очень глубокие. Для того, чтобы через них пробираться нужно строить дороги, а для этого нужны миллионы тонн грунта, сотни грузовиков, десятки экскаваторов, бульдозеров. А такого объема техники нет даже на строительстве газопровода. Тем более и в летнее время мы не можем линейную часть там строить, и поэтому в данный момент занимаемся ремонтом техники, готовим ее к работе в зимних условиях, ждем заморозков.

И вот в ответ вышел фельетон. Что делать?

Я поехал к секретарю Березовского райкома партии Тюменской области Мальчикову, потребовал дать опровержение в той же газете, а также пожаловался Б.Е. Щербине, первому секретарю Тюменского обкома партии. А тот в ответ мне сказал: «Ты сначала дело сделай, перевези оборудование, а потом доказывай, что фельетон про тебя неправильно написан!»

Я, используя все возможности и невозможности, в том числе и баржами перевез необходимый груз в Пунгу. Загорелся первый факел, подошел к тому журналисту и спрашиваю: «Ну, что теперь скажешь?» А он хитро улыбнулся и сбежал. Вот такая история произошла. Выходит, журналист научил меня работать.
Потом мы зажгли факел в городе Серове».

И сколько таких разных историй можно рассказывать и пересказывать. То о том, как на одном из обкомовских мероприятий Дерновой докладывал о том, как «тянули нитку» через болота… А кто-то из слушавших не понимая «газового» языка, удивился и спросил, а для чего эта нитка, чтобы по ней потом газопровод тянуть?

Дирекция строящихся газопроводов «Игрим – Серов», которой руководил Дмитрий Андреевич справилась с поставленной перед ней задачей – 4 февраля 1966 года газ из Игримского месторождения пришел в г. Серов – промышленный Урал получил Пунгинский газ. Голубое топливо поступило в его 8 городов, в том числе в Свердловск, Нижний Тагил, Миасс. Более того, сомкнулась крупнейшая в мире газовая магистраль «Газли – Пунга», пересекшая страну с юга на север по 65-му меридиану.

В том же 1966 году на данном пятисоткилометровом отрезке газопровода «Пунга – Серов – Нижний Тагил» трестом «Союзгазпромстрой» началось строительство первых компрессорных станций по этому газопроводу – в поселке Комсомольский, в городах Ивдель, Краснотурьинск и Нижняя Тура.

И только после этого, в том же 1966 году, Дмитрий Андреевич Дерновой, переезжая на новое место работы – на строительство газопровода «Мессояха – Норильск», передал руководство СУУМГом новому директору, Павлу Терентьевичу Буряку. Человеку с такой же Большой буквы, как и он, начавшему свою трудовую карьеру в 1952 году сначала в энергетической промышленности, а с 1959 года – в газовой. В 1966 году, работая главным инженером Ташкентского управления магистральных газопроводов, П.Т. Буряк был направлен директором Северо-Уральского УМГа.

- 2 -
 
Приняв дела у Дмитрия Андреевича Дернового, Павел Терентьевич Буряк приступил к созданию управления. Основную часть специалистов набирал из тех людей, которых он хорошо знал на прежних участках работы. Из Острогожского РУМГ пригласил к себе главным инженером Леонида Сергеевича Должика, главным диспетчером – Юрия Васильевича Бутурлакина, начальником связи – Серафима Климентьевича Борзых, главным бухгалтером – Вячеслава Иосифовича Войцеховского, и других специалистов из Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода, Челябинска.

В 1967 году на газопроводе Игрим-Серов развернулось строительство первых компрессорных станций – в Ивделе, в Нижней Туре, в Краснотурьинске, в Комсомольском, в Пунге... Павел Терентьевич постоянно был на них, по возможности решал возникающие проблемные вопросы на месте, если нет, то – в Главке, находившемся в г. Тюмени и – в Министерстве, в г. Москве.

Одна из них была связана с энергоснабжением компрессорных цехов. У газовиков в том периоде не было своих источников электроэнергии, и поэтому в первое время вся надежда возлагалась на временные источники, находившиеся у строителей.
Решение этой проблемы Павлу Терентьевичу удалось сдвинуть только в 1968 году. В Комсомольском райуправлении (ЛПУМГ) были запущены два мотора генератора Г-71 мощностью по 0,4 кВ, в г. Ивделе цех был подключен к гидролизному заводу. На всех компрессорных станциях начали устанавливать аварийные электростанции с дизельными двигателями, что позволило снять напряженную ситуацию в их снабжении электроэнергией.

«Осложняло нашу работу то, что в газе, добываемом из Пунгинского месторождения, было много влаги, – вспоминает Юрий Васильевич Бутурлакин. – Станция осушки работала на этиленгликоле, но он не мог убрать всю влагу из поступающего газа. А так как расстояние от места добычи газа до первой компрессорной станции было очень большим, 180 км, то его температура при падающем давлении снижалась до минуса, и влага замерзала, образовывая в трубопроводе гидратные пробки. Они запирали транспорт газа.

Чтобы избежать этих проблем, Павел Терентьевич предложил установить на всех участках газопровода от Пунги до Комсомольского ЛПУМГ метанольницы – хранилища метанола (древесного спирта, разрушающего кристаллогидратные пробки).

Диспетчера стали вести график перепада давления на Пунгинском участке газопровода от крана до крана (в 30 км друг от друга). Всю информацию об этом им передавали обходчики (дежурившие на этих участках). И, где мы видели, что давление поступающего газа от добытчиков начинает падать, то заливали перед этим участком в газопровод метанол, и гидратная пробка растворялась.

«На первом компрессорном цехе одновременно шли строительные и пусконаладочные работы, – вспоминает машинист технологических компрессоров Комсомольского районного управления (ЛПУМГ) Владимир Александрович Барулев. – Работы было очень много. Когда нас отпускали домой отдохнуть, я обращал внимание, что руководство СУУМГа с инженерами нашего райуправления и проектировщиками находилось на пуске агрегатов. Когда приходил на работу, они были там же. И это продолжалось до тех пор, пока цех не был запущен в работу со всеми газоперекачивающими агрегатами».

«Строительство первого цеха Краснотурьинского ЛПУМГ началось весной 1966 года, – вспоминает Карл Фридрихович Отт, бывший начальник технического отдела «Газпром трансгаз Югорска». – Мы, персонал цеха, активно помогали монтажникам, выполняя работы по ревизии и наладке оборудования, существенно сокращая сроки ввода его в эксплуатацию. Так, нашими силами, была выполнена установка всех пяти газоперекачивающих агрегатов ГТ-700-5 на фундаменты за 12 часов. В несколько раз быстрее, чем понадобилось бы времени на проведение этих работ монтажникам».
В 1967 году в поселке Светлый (Пунгинское ЛПУМГ), началось строительство деревянного жилья, в которое люди перебирались из вагончиков и землянок, а также детского сада и школы. В п. Комсомольском для газовиков строились двухэтажные многоквартирные деревянные дома с печным отоплением.

«В девяти километрах от поселка Комсомольский находился старый заброшенный поселок геологов, – рассказывал председатель поссовета (1962-1968 гг.) Борис Павлович Швалев. – Буряк договорился с районными властями о безвозмездной передаче его СУУМГу, и те, не разбирая дома, полностью перетащили их в п. Комсомольский. Там были здания под магазин, детский сад, клуб, почта и складское помещение. И после этого СУУМГ начал вести строительство первых кирпичных двухэтажных домов, детского сада».

«В начале 1968 года пригласил меня к себе Павел Терентьевич Буряк, – рассказывал бывший главный бухгалтер СУУМГа В.И. Войцеховский, – и спрашивает: «Ты хочешь строить коммунизм?» Я ему отвечаю, что хочу. «Так вот, – говорит он, – тогда давай деньги на строительство собственной телестанции и обустройство поселка».
Закупили мы оборудование, построили возле компрессорной здание, пригласили специалистов и начали трансляцию телевизионной программы на поселок Комсомольский. Для всех это был праздник, люди стали узнавать, что происходит в стране, в мире, а то мы были оторванными от всего. Кроме этого, телевизионщики снимали фильмы производственные и показывали по этому каналу».

Зима 1968-1969 годов выдалась очень суровой. В декабре-январе морозы достигали минус 52 градусов. Оборудование на строящиеся компрессорные цеха возили тягачами на специально изготовленных санях, через дышащие болота, по сложнейшим с сопками, пересеченными ручьями и реками дорогам, «полозья» горели. А люди – выдерживали, работая сутками без отдыха.

В VIII пятилетке (1966 – 1970 годах) общая протяженность газопроводов СУУМГ достигла 1300 км, установленная мощность газоперекачивающих агрегатов достигла 125 МВт. 

В 1969 году в министерстве газовой промышленности подписан новый проект, направленный на дальнейшее освоение новых западносибирских месторождений – Пахромского, Медвежьего, со строительством газопровода из Надыма, через Казым до Пунги. Павел Терентьевич со своими специалистами принимает активное участие в разработке проекта строительства новой газотранспортной системы с компрессорными станциями.

«Наш рабочий день начинался с 7:30 и заканчивался обычно в десять вечера и позже, – вспоминает бывший диспетчер «Газпром трансгаз Югорска» Иван Егорович Евсюков. – А начальники отделов были «привязаны» к графику работы Буряка. Он в любой момент мог кого-то из них вызвать к себе в кабинет, чтобы получить всю необходимую информацию по работе газопровода, компрессорных станций, снабжению, финансированию и так далее. Их рабочий день заканчивался обычно в полночь и позже. Все работали без выходных».

«Павел Терентьевич заболел неожиданно, – рассказывает Нина Степановна Бутурлакина. – Пришел в здравпункт, пожаловался на головную боль. Точный диагноз заболевания в условиях здравпункта, без проведения необходимых анализов, было поставить невозможно. Мы видели, что он ходил с большим трудом, шатаясь, чего сам очень стеснялся. Павел Терентьевич не хотел, чтобы это видели его подчиненные. И при всем этом он продолжал работать с утра до позднего вечера.
Когда его положили в госпиталь, мы узнали, что у него обнаружена злокачественная опухоль мозга. Ему сделали несколько операций, но это не помогало, пошли метастазы…» И он умер.

С сентября 1970 года по март 1972 года СУУМГ возглавил главный инженер этого предприятия Николай Лукич Стигайло. 

В 1970 году уже шло строительство следующего магистрального газопровода – «Медвежье – Надым – Пунга». Он был введен в строй в 1972 году.
1972 год, стал новым этапом в развитии не только газовой промышленности, но и в будущем нашего предприятия.

Правда, нельзя обойти вниманием ситуацию, произошедшую в начале того года. Она связана с переездом СУУМГа в Тюмень и изменением его названия. А было так.
Министр газовой промышленности А.К. Кортунов прибыл в Тюмень по приглашению обкома КПСС. Там было решено провести совещание всех руководителей предприятий региона, вносивших свой вклад в развитие газовой промышленности. Но из-за непогоды туда не прибыл начальник СУУМГа Н.Л. Стигайло. В результате этого первый секретарь обкома В.Е. Щербина, предложил министру перевести СУУМГ в Тюмень.

И вот, в разгар строительства первой очереди магистрального газопровода «Надым – Пунга» и соединения его с газопроводом «Медвежье – Надым» приходит приказ о ликвидации Северо-Уральского управления магистральных газопроводов и организации за счет него Тюменского управления магистральных газопроводов. А возглавил его в начале марта Евгений Николаевич Яковлев.

Как вспоминает бывший главный бухгалтер В.И. Войцеховский, тот переезд УМГа из поселка Комсомольского в г. Тюмень сломал сформировавшуюся структуру деятельности аппарата управления. И все из-за того, что не все опытные руководители отделов и специалисты смогли переехать туда - диспетчерская служба во главе с Ю.В. Бутурлакиным, отдел снабжения, управление капитального строительства, планово-экономического отдела, эксплуатации газопроводов и компрессорных станций…

В срочном порядке нужно было набирать новых специалистов. И это удавалось. В производственные отделы пришла молодежь из Краснотурьинского райуправления (ЛПУМГ) – Л.Г. Рафиков, В.Ф. Усенко, К.Ф. Отт, Н.С. Юнусов. А вот в другие отделы, как вспоминал Войцеховский, среди желающих работать в газовой промышленности были и агрономы, и зоотехники, и учителя, которых с нуля нужно было переучивать.

Но и эта проблема была еще не так страшна, как другая, связанная с оперативным управлением производственных объектов. Теперь специалистам Управления, находившимся в Тюмени, приходилось ждать, как говорится, с моря погоды, чтобы вылететь на ту же Комсомольскую, Пунгинскую, Краснотурьинскую компрессорные станции, которые, как говорится, раньше были под рукой, от тридцати минут на автотранспорте до 1,5 - 3 часов вертолетом. А теперь, чтобы из Тюмени добраться на поезде до Свердловска (6 часов), потом - до Комсомольского (24 часа), и только после этого вертолетом вылететь на нужную компрессорную станцию, если она находится на Севере – Пунга, Казым…

В ноябре 1972 года Министерство газовой промышленности разделилось на два направления: одно – по строительству газопроводов и сооружений, которым руководил С.А. Оруджев, второе – Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, которое возглавил А.К. Кортунов.

Новый министр Мингазпрома С.А. Оруджев приезжает в Тюмень для ознакомления с делами, и узнает, что в одном здании находится два управления Главное по добыче газа (Главк) и Тюменский УМГ – «поселившийся» в актовом зале, и приказывает ТУМГу вернуться в родные пенаты – в поселок Комсомольский, чтобы управлять эксплуатируемыми магистральными газопроводами и компрессорными станциями не с расстояния тысячи километров.


Рецензии
Большой вы мастер и до таких статей тоже, видна блестящая советская школа:—))) с уважением:—)) удачи в творчестве

Александр Михельман   12.09.2022 19:06     Заявить о нарушении