Николай Литвинов. Ченнелинг

От 5.09.2022
Этот ченнелинг особенно мне дорог.
Николай Владимирович Литвинов советский мастер радиовещания для детей, сказочник и добрый волшебник.
С нами остались сказки, которые он озвучивал, песни, которые он пел. С ними прошло моё детство и это богатство ни с чем не сравнимо. Добрый голос, ласковая интонация, которые у любого человека вызовут улыбку. Помню, с каким трепетом и предвкушением я ждала каждую передачу.

Дремлют стрелки на часах,
Сны по крышам бродят.
Гаснут лампочки в домах,
Вечер спать уходит.
Хочет вечер отдохнуть,
Подремать немножко....

- Подарите себе эти детские минуты счастья. Мне приятно, что вы пришли ко мне сегодня. Я скоро ухожу в воплощение на иную, чем Земля, планету, и мы долго не сможем разговаривать. Возможно, там я так же однажды стану сказочником и буду читать и петь маленьким отважным первопроходцам, которые познают мир.

- Вас знают как сказочника и доброго волшебника, одного из ведущих почти забытой передачи «Радионяня» советского времени. Кем Вы хотели стать в детстве?

- В детстве я мечтал стать геологом, ездить в экспедиции, быть сильным, мужественным. В те времена были геологические партии (вспомните книгу «Чук и Гек»). Мне казалось это самая лучшая профессия на свете.

- То есть, не милиционером, не военным и не космонавтом? – улыбаюсь.

- Именно геологом. Для меня там было всё – романтизм, жизнь в палатке. По моему детскому мнению именно так должен был выглядеть настоящий мужчина. Я был ребенком и мне хотелось приключений.

- А кто именно произвел на Вас тогда такое впечатление?

- Кто-то из друзей отца, я сейчас уже не помню.

- Как Вы отбирали сказки, которые рассказывали?

- Я любил сказки за их самобытность. Мне нравилось представлять малышей, которые их слушают – например, одну из первых сказок, которые родители читают детям, - «Теремок»; помните: «Кто-кто в теремочке живет?». Со сказок ребенок учится воспринимать мир, радоваться и удивляться, говорить, повторяя сначала интересные слова, а потом пересказывая сказку. Помните удивленные детские глазенки и реакцию на «тянем-потянем, а вытянуть не можем»? Это одна из первых игр, которая обучает маленького или маленькую непоседу, - улыбка.

- Да. Сейчас почти забыты старые мультфильмы и игры вроде «идет коза рогатая», Чип и Дейл, губка Боб, монстры не учат добру, а только развлекают и занимают, пока родители заняты. Как появилось обращение «мой маленький друг»? Его даже отдельно записали. Признаться, я не знаю всех сказок, которые Вы озвучили, но это ласковое обращение, помню и бережно храню в сердце.

- Для меня дети были друзьями. Я не считал себя в чем-то превосходящим их. Взрослые часто полагают, будто у них больше опыта и они могут командовать маленькими людьми. Для меня маленький человечек ничем особо не отличался от меня самого. Я не командовал, я уговаривал даже самых непоседливых.
 
- Какие из сказок Вам были наиболее близки? Какая тема Вам ближе?

- Я любил классику. То вечное и простое, на чем основана вся жизнь во все времена – когда побеждает добро, а сказочные герои стремятся к хорошим отношениям, а не превосходству друг над другом. Дружба – одна из величайших ценностей человека. Ребенка нужно учить дружить с собой и с миром, слышать и слушать себя и других существ. Мне и сейчас кажется, мир спасет не красота, а доброта.

- Вы пересказали все сказки, которые хотели?

- Пересказать все сказки невозможно. Их так много и у каждого народа они свои. Я работал и режиссером в театре, но к озвучиванию для детей подходил с особым трепетом. Я вкладывал в это занятие что называется, душу. Именно душа и сердце подсказывали мне, каким голосом петь и с какой интонацией читать то или иное произведение.

- Что Вам больше всего запомнилось на Земле?

- Детские глаза. В них весь мир – непостижимый и прекрасный.

- Любовь к детям – откуда она вообще у Вас появилась?

- Не все идут в воспитатели. Это особый дар – уметь разговаривать с ребенком на языке ребенка, позволять ему видеть мир своими глазами, не навязывая свою точку зрения, а мягко направляя туда, где интересно и безопасно. Смею надеяться, я обладал таким даром.

- Скажите, какой вопрос Вы бы хотели услышать или задать самому себе?

- «Что именно больше всего Вам нравится в детях?».

- Какой будет ответ?

- Мне нравится их способность верить в чудо. Взрослый человек зашорен, придавлен рутиной повседневности, он просчитывает возможности, его мир узок. А малыш верит в Деда Мороза, в серого волка, в дровосека, который придет и спасет Красную Шапочку. По сути, меняется не жизнь, а человек – он с годами становится недоверчивым и скучным. Вы когда-нибудь видели скучных детей? Нет. Таких просто не бывает в природе. Все они проказники, шалуны со своим взглядом на мир. С годами человек теряет свою непосредственность восприятия, плохому верит больше, чем в хорошее. Чудес и добра в мире больше, чем негатива. И счастлив тот, кто сохранил непосредственное восприятие, не стал железным дровосеком из сказки Изумрудный город, когда ты пуст внутри, у тебя нет сердца и лишь Волшебник может его даровать. Сердце нельзя подарить, оно либо есть, либо оно утеряно под гнетом обстоятельств, которые словно коррозия разъедают веру в чудо. Прекрасные превращения из гадкого утенка в лебедя существуют всегда, но главный дар человека как маленького так и большого – доброе сердце и теплое отношение к окружающим его людям, природе. Любите мир в себе и вокруг себя. Ведь он заполняет пространство внутри и вовне вас. Цените каждое мгновение жизни и наполняйте его присутствием. Именно ваше присутствие в моменте здесь и сейчас делает его осмысленным, без вас не было бы этого мира, он был бы другим. Будьте творцами своей жизни и реальности, слушайте добрые сказки, смотрите добрые фильмы. Они сохраняют сердце и взгляд на жизнь открытыми, как это делала Элли. Пусть она победила злую волшебницу не сражаясь с мечом в руках, как это сейчас принято, но она проделала долгий путь и нашла друзей, ничуть не меняя восприятия жизни. Волшебник для неё оставался волшебником, а дровосек – дровосеком; она не пыталась их изменить. Меняйтесь только в лучшую сторону относительно самого себя и не теряйте веры. Не бросайте маленького мальчика или девочку внутри, помните о том малыше, которым вы были. Раскрашивайте жизнь яркими впечатлениями – как это делает ребенок красками или карандашами, рисуя свои мечты и радости – помните, первые рисунки – солнышко, мама и папа. Первые рисунки просты, но в них взгляд на мир, такой какой он должен быть. Будьте как дети.

- Низкий Вам поклон за Ваше творчество и за Ваше восприятие мира, которое Вы передавали детям.

В наше темное окно
Ярко месяц светит.
Освещает месяц путь
К самым дальним звездам...
А теперь пора уснуть -
Очень-очень поздно (с).


Рецензии