Не могу сказать

- Как она могла так вляпаться? Разве этому я ее учил? Это она назло мне, я уверен! – Леша даже покраснел от злости, ругая свою бестолковую сестру Таню.
Дина, его жена, молча смотрела на разгневанного мужа и тяжело вздыхала. Ей было жалко непутевую золовку Таню, которая сошлась с Антоном, явным бандитом, да еще и решила родить ему ребенка. Но ребенок еще полбеды, беда в том, что она попала в тюрьму. Вот до чего этот Антон ее довел.
 Леша и Таня росли в небольшом поселке с бабушкой, Антонидой Егоровной. Наталья, их непутевая мать, родила обоих детей сама не зная от кого, и обоих грудничками подкинула своей матери-пенсионерке. Сначала Лешу, а через пять лет Танюшку. Мальчик увидел свою маму в первый и последний раз, когда она со свертком, в котором орала маленькая сестренка, вошла в их дом.
Наталья положила девочку и пакет с документами и кое-какими вещами на старенький диван и развела руками:
- Мам, если выгонишь нас, я ее во дворе брошу. Мне она не нужна.
Антонида Егоровна схватилась за сердце и прислонилась к стене, она никак не ожидала, что дочь сможет поступить так еще раз. Леша подбежал к бабушке и крепко вцепился в нее, его испугала эта незнакомая тетя.
- Ой, не надо тут из себя каличных изображать, - скривилась Наталья, - Ну хочешь, отдай их в детдом, пусть государство воспитывает, оно у нас добренькое. Меня можешь не искать, у меня своя жизнь.
И Наталья ушла. В поиски любви и счастья. Что она нашла: счастье или погибель, неизвестно, но после того, как Антонида Егоровна все же подала на нее в розыск, через пять лет ее признали пропавшей без вести и назначили детям пенсии по потере кормильца. Жить стало легче и про бедовую мать вспоминали все реже.
 Бабушка растила внуков в строгости, да и характер у нее был довольно тяжелый. Лешу и Таню она, конечно, любила, иначе не нашла бы силы поднять их на ноги, но и нежности к ним не проявляла, наказывала за малейшую провинность, боялась, что вырастут плохими людьми. Очень уж она боялась осуждения соседей, знакомых, хватило ей дочери. Леша вырос похожим на бабушку. Он все тяжелое по дому с малых лет взвалил на себя, о сестре заботился, защищал ее в школе, но и воспитывал по-своему, так же строго, никуда не отпускал, заставлял помогать ему и уже старенькой бабушке.
Вот только Таня не хотела быть деревенщиной, она была красивая и мечтала, как и мама, о городской, веселой жизни. И как только Тане исполнилось восемнадцать, она заявила брату, что уже взрослая и уходит жить к любимому мужчине. «Любимый мужчина» оказался старше ее на пятнадцать лет и к тому же он уже отсидел восемь лет за разбой. Как ни пытался Леша отговорить сестру, она все же уехала жить к этому Антону в районный центр, у него там была своя квартира, и совсем перестала общаться с братом, ей не нравились его нравоучения. Ни Таня, ни Антон не работали, но деньги у него были, так что можно было жить так, как ей и хотелось, весело и легко.
Дина Таню плохо знала, она познакомилась с Лешей перед самым ее отъездом. Бабушки тогда уже с год как не было в живых. Леша все время говорил, что она и не перенесла бы такого позора. Дина жила в соседнем поселке и после свадьбы Леша переехал к ней. В бабушкин же дом он пустил жить своего друга с женой.
 Леша был хорошим хозяином, работящим, не пил, но и ласковым, как и его бабушка, не был.
 При плохом настроении мог психануть, разбить что-то, а то и ударить Дину по лицу. Виноватым себя он после этого не считал, искренне удивляясь тому, что она обижалась на него и плакала. Он считал, что просто воспитывает свою никчемную жену, и она должна быть ему за это только благодарна. Дина несколько раз собиралась развестись с Лешей, но потом смотрела на своих подруг, которые сами работали в огородах, косили траву для скотины, мужей пьяных по селу таскали и решала, что не такой Леша и плохой, всю тяжелую работу делает сам, с друзьями не пропадает, водку не пьет. Да, не светится их дом от счастья и любви, но, ведь, многие еще хуже живут.
 Но все же была тоска на душе Дины. Да и Леша ее этим частенько попрекал. Дело в том, что Дина никак не могла родить ребенка. Вернее, один раз девушка забеременела, сразу после свадьбы, но буквально через две недели все сорвалось. И вот уже три года больше ничего не получалось. Дина очень переживала по этому поводу, тем более, она почему-то была уверена, что ребеночек бы смягчил характер мужа, сделал бы его более ласковым. Но, видно, чем-то она прогневала Бога, вот и расплачивается.
Когда Леша сообщил жене, что Таня в полиции, да еще и беременная, Дина ужаснулась, она не так переживала за бедовую золовку, как за ее еще нерожденного ребеночка. Как же малыш будет там жить, расти? Девушка хотела купить немного детской одежды и передать Тане, но Леша запретил ей, мол, у ребенка есть отец, вот пусть он и обеспечивает.
 Прошло три месяца, Дина почти забыла о золовке, но однажды Леша пришел домой очень задумчивый. Он даже отказался от ужина и весь вечер просидел во дворе о чем-то напряженно думая. А на утро, когда Дина накрывала на стол завтрак, встал у окна и, глядя во двор, вдруг сказал через плечо:
- Тане дали пять лет, - он немного помолчал, потом добавил: - И она неделю назад родила девочку. И написала отказ от нее. Хахаль ее бросил, вот она и решила так. Мне вчера позвонили из тюремной больницы, предложили забрать ребенка, как близкому родственнику, - тут Дина вся напряглась и даже дышать перестала, а Леша, чуть помедлив, продолжил: - Ну я и подумал, а что? Кровь своя, ты мне родить так и не смогла, заберу-ка я ее. А чтоб в мать не пошла, с малого в строгости воспитывать буду. Так что собирайся, поедем документы оформлять.
 Дина тут же подскочила и кинулась одеваться, она и не подумала о том, что муж с ней даже не посоветовался, наоборот, она была ему очень благодарна за такое решение. Дина давно уж подумывала о приемном ребенке, но с мужем об этом заводить разговор боялась, она знала, что он не любит чужих детей. Оформление прошло, на удивление, просто. Леша настоял на том, чтобы Тане не говорили, кто удочерил девочку. При получении документов, он изменил дату и место рождения, чтобы сестра никогда не смогла догадаться, что, теперь уже их дочь Руслана и есть рожденная ею малышка. К тому же Леша настоял, чтобы они сразу переехали жить в бабушкин дом в его поселок, где никто не знал о том, что Руслана приемная.
Дина была счастлива. Девочка казалась ей самым чудесным ребенком на свете. Ланочка с первых дней росла спокойной, улыбчивой.
 Она была здорова, хорошо кушала. Леша особой забыты не проявлял, но иногда брал ее на руки, правда, каждый раз, присмотревшись, ворчал, что девочка все же похожа на своего бандюгу-отца. Дина же наслаждалась счастьем материнства, она больше не переживала из-за того, что муж так и не стал нежнее к ней самой, она, вообще, практически, забыла о нем, ей хватало радостных забот и своей любви к приемной дочери. Вот и проглядела, как муж ей начал изменять. Ланочке было уже три года, когда соседка, выпив собственной самогонки, заглянула вечером в гости к Дине. Она протянула девочке помятую конфетку, пьяно икнула и неожиданно выдала:
- Динка, а ты в курсах, что твой Лешка с Ленкой Перловой, своей первой любовью, шуры-муры крутит? Давно уж. Они, конечно, шифруются, но я – то знаю, от кого она пацана своего родила. Вот спроси у него, даже интересно, что он тебе ответит, - тут соседка вдруг побледнела: - Только не говори, что это я тебе проболталась, убьет, ведь, - и резко вскочив с табурета, чуть не сбив Ланочку, женщина выскочила из дома.
 Вовремя, через несколько минут домой вернулся Леша. Он скинул с ног ботинки и растянулся на диване. Ланочка стояла, прижавшись к маме, она никогда не подбегала к отцу, потому что он с малого держал ее на расстоянии, ни разу за все время не сказав девочке ласкового слова, только кричал да все запрещал.
- Леша, это правда? – тихо спросила бледная Дина, она еще надеялась, что соседка что-то напутала, - Про Перлову?
Муж удивленно посмотрел на жену и сел:
- Опа, откуда узнала? – нервно хмыкнул он, - А, в общем, какая разница? Давно надо было все это решить. Да, Дина, у меня есть любимая женщина, и ребенок есть, мальчик, мой сын, родной, между прочим. Так что давай все решим без скандала. Жить тебе есть где, дом твой мы не продали, деньгами я тебе первое время помогу, а там разберешься, без работы ж сидеть не будешь, - он внимательно посмотрел на Лану и почему-то скривился: - Хочешь, отдадим ее в детдом? Мне она уже надоела.
Дина схватила дочь в охапку и крепко прижала к себе:
- Я согласна на развод, мы уедем, даже на алименты я подавать не буду, только оставь ее со мной и никому не говори, что она мне не родная!
Леша пожал плечами и кивнул, видно было, что такой поворот его полностью устраивает.
Дина с Ланочкой опять вернулась в свой поселок. Дом, конечно, за это время обветшал, но она не боялась работы, она готова была на все, только чтоб дочь была с ней. Постепенно жизнь наладилась, Дина вышла на работу, девочка ходила в садик. Они даже стали веселее и спокойнее, оказалось, что жить без деспотичного Леши было намного легче. Никто не гнобил, ни за что не упрекал. Ланочка стала чаще смеяться, а сама Дина даже похорошела. Она с удивлением почувствовала себя счастливой.
 Но однажды осенью, под вечер она услышала лай собаки. Думала, Ланочка вернулась, она после садика зашла к соседям с их девочкой поиграть, но, выглянув в окно, Дина увидела, что у их калитки стоит незнакомая женщина. Дина вышла из дома и только хотела спросить, кого та ищет, как осеклась на полуслове, она с ужасом узнала в нежданной гостье Татьяну.
 Таня выглядела плохо. И даже не выцветший платок на ее голове, завязанный по-бабски, не худоба и бледность придавали ей мрачный вид, нет, самое страшное было в ее глазах. Они были мертвыми. Казалось, Таня превратилась в старуху, которая уже попрощалась со своей жизнью.
- Здравствуй, Дина, помнишь меня? – хрипло спросила от калитки гостья, - Ты прости, что я так, без приглашения. Может, пустишь меня к себе, хоть ненадолго? Мне просто больше некуда идти. Лешка выгнал, как собаку, сказал, что давно меня выписал. Кстати, а чего это он с какой-то шмындрой живет? Вы разошлись что-ли? Дурак он, ты намного лучше. Это я не подмазываюсь к тебе, это правда. Так что, не пустишь? – без всякой надежды повторила Татьяна свой вопрос.
 Дина колебалась, она больше всего боялась, что Татьяна как-то узнает в Ланочке свою дочь, и в то же время ей было жаль бывшую золовку.
- Только у нас места мало, - пожала плечами Дина, но Таня махнула рукой:
- Мне и на полу сгодится. Знала б ты, как я иногда спала, - девушка так ухмыльнулась, что у Дины мурашки по спине побежали.
Первым делом Таня пошла в баньку. Мылась она долго. Банька уж остыла, а Татьяна все не выходила. Дина заволновалась, пошла проверить, все ли в порядке, зашла и увидела, как сидит Татьяна, вся в слезах. Лицо от плача распухло, дышит через судорожные всхлипы. Дина тут же схватила висящее в предбаннике большое полотенце и накинула на замерзшую девушку:
- Ну что ты, Танюш, все будет хорошо, вот устроишься на работу, выйдешь замуж, будешь жить честно, как все. А где муж-то твой?
- Нет у меня мужа, Антон не хотел расписываться. Дин, это же я за него в тюрьму пошла. Однажды мы с ним к каким-то его знакомым зашли, вроде, как Антону нужно было по делу, а пока хозяева кофе наливали, он вышел, сказал, что в туалет, и украл у них крупную сумму денег и драгоценности. К нам уже наутро полиция с обыском пришла. Я не знаю, куда он все успел спрятать, но в нашей квартире нашли только одно колечко. Антон отвел меня в сторону и стал умолять сказать, что это я украла кольцо, говорил, что он не хотел, оно в ванной валялось, вот он и сунул в карман, а теперь за это его лет на пять посадят. Мне, мол, беременной, ничего не будет, дадут условно и всё, а он меня за это всю жизнь боготворить будет. Я-то не знала, сколько он украл, ну и согласилась, сказала полицейским, что это сделала я. Подписала все, что мне дали. Потом, уже в СИЗО, когда все поняла, хотела отказаться от своих признаний, но Антон мне такие записки писал, так в любви клялся, как никогда раньше, вкусностей всяких каждый день приносил, я и промолчала. До последнего надеялась, что меня простят, в тюрьму не отправят. Не простили.
 А сразу после суда Антон исчез. Я писала ему – не отвечал, пыталась до него дозвониться, он сменил номер. Прислал только небольшую записку, мол, я «дура однократного использования» и не нужны ему ни я, ни наш ребенок. У меня истерика началась, ну и схватки тут же. Родила девочку, - тут Татьяна скрипнула зубами, а Дина замерла, - Так я даже смотреть на нее не захотела, боялась увидеть черты Антона, мне ж даже от его имени плохо становилось. Да и чтоб я с ней делала? На воле меня никто не ждал, с братом разругалась, бабушки уже нет. Работать не умею, к тому же кто возьмет после зоны? Так что отказалась я от нее. Первое время я о ней не вспоминала, занялась тем, что везде заявления рассылала, хотела доказать, что за Антона сижу, не поверили, зачем им заново дело открывать? А потом... Потом дочка сниться мне начала. Я по ночам просыпалась от своих же криков, женщины рассказывали, что дочку звала во сне, плакала. Пыталась я внушить себе, что девочку хорошие люди удочерили, что счастлива она, но душа моя уже не могла успокоиться. Я только и делала, что придумывала ей имена, представляла, на кого она похожа, как она ходит, как кушает. Я, наверно, начала сходить с ума. А потом вдруг решила, что обязательно ее найду. Что судьба меня пожалеет и обязательно приведет к моей девочке. Только для этого мне нужно изменить свою жизнь, не быть такой, как моя мама. Я пошла учиться на повара, стала много читать. Хорошие книги читала, поняла многое, - Татьяна подняла на Дину красные, заплаканные глаза и спросила у нее: - Как думаешь, я увижу когда-нибудь свою девочку?
Дина не выдержала ее взгляда, отвернулась и пробурчала:
- Пойдем в дом, замерзла же. Накормлю тебя. Да и дочка сейчас вернется.
Услышав это Таня грустно улыбнулась:
- У тебя есть дочь? Ты счастливая. Сколько ей?
- Шесть, - чуть дрогнувшим голосом ответила Дина.
- Как моей, - очень тихо проговорила Татьяна и стала одеваться.
Руслана прибежала, когда Татьяна уже поела и сидела на диване, распустив еще мокрые волосы.
- Привет, а ты кто? – звонко спросила Лана, а Таня грустно улыбнулась:
- Я тетя Таня, привет, - она протянула девочке руки, и та без всякого страха подбежала к ней, - Ты похожа на мою бабушку, тебе мама с папой рассказывали о ней?
- Да, мы раньше жили в ее доме, до того, как нас папка выгнал.
Дина шикнула на дочку, а та обернулась на маму и развела руками:
- Ну выгнал же! Теперь живет там с этой теткой и ее глупым мальчишкой. Но мне не жалко, - растянулся до ушей рот девочки, - Нам без него лучше. Правда, мамочка?
- Она у тебя прелесть, - посадив Лану к себе на коленки, сказала Таня Дине, - Я именно такой свою дочку и представляла. Знаешь, а она на меня похожа в детстве, помню на фотках такие же светленькие хвостики, конопушки на носу. Все же у нас с братом есть что-то общее, хоть и папаши разные.
- Ты сестра моего папы? – нахмурившись, отодвинулась от нее девочка, - А зачем ты пришла? Ты тоже злая?
- Нет, нет, - поспешно ответила ей Таня, - Я хорошая, вот увидишь. Хочешь, я сегодня тебе на ночь сказку расскажу, я теперь их много знаю.
- Хочу, - успокоилась Лана, - А то мамины все я уже наизусть помню.
Дина чувствовала, как в груди у нее растет ревность. Страх немного отступил, Таня не узнала дочь, да и как она могла узнать, она ее даже новорожденную не видела, но вот то, что Ланочка и Таня сразу так сблизились, Дине совсем не нравилось. Одно ее успокаивало, то что Татьяна обещала надолго у них не задержаться.
Утром, по дороге в детский сад, Руслана неожиданно спросила:
- Мамочка, а тетя Таня долго у нас будет жить?
- Почему ты спрашиваешь? - удивилась Дина, - Она тебе не нравится?
- Что ты, мамочка, она такая хорошая, знаешь, она вчера мне сказку рассказывала, я лежала и мне так хорошо было, словно, я сама в эту сказку попала. А когда она до меня дотрагивается, мне кажется, будто... не знаю, как сказать, будто какое-то волшебство случается. Может, она добрая фея? Пусть она у нас еще поживет, ну пожалуйста, - Ланочка сделала милую гримаску, но Дина не улыбнулась, от слов дочки по ее душе словно мороз прошелся.
Вечером после садика, женщина опять отпустила девочку поиграть к соседям, а сама решила поговорить с Таней, ей хотелось, чтобы та поскорее уехала от них. Когда Дина зашла в дом, то увидела, как Таня с каменным лицом рассматривает небольшой альбом с фотографиями маленькой Ланочки.
- Как я могла лишить себя всего этого? – с горечью спросила она у Дины, - Почему я это сделала? У меня мог быть такой же альбом со снимками моей дочери. Я могла кормить ее грудью, качать ее спящую, учить ее делать первые шаги, - Таня застонала: -  Я никогда ее не найду, потому что я плохая мать, а, если и найду, она меня никогда не простит. Вдруг она болеет или ее бьют? – Таня вдруг побледнела: - Нет, она умерла и именно поэтому снится мне. Боже, помоги и мне поскорее умереть, там я с ней и встречусь.
Таня закрыла лицо ладошками и Дине стало так ее жаль, что у нее даже мелькнула мысль о том, чтобы сказать, мол, не плачь, вот она, твоя дочка, живая и здоровая. Но Дина вовремя прикусила язык. Она жалела Таню, но отдать ей Ланочку не могла.
 Дина так и не сказала тогда Татьяне, чтобы та съезжала от них. Вскоре Таню взяли с испытательным сроком на работу в столовую. На людях она даже немного оттаяла и начала улыбаться. После работы Таня все время возилась с Ланой, учила ее читать, рисовала с ней, лепила. Девочка очень полюбила Татьяну и даже пару раз нечаянно назвала ее мамой. От этого вздрагивали обе женщины, Дина от испуга и ревности, а Таня от боли.
 В конце концов Дина не выдержала и решила сама найти Татьяне жилье, вскоре она договорилась с одной бабушкой, что та сдаст Тане полдома. Дина, с прекрасным настроением зашла за дочкой в садик и уже представляла, как они по-старому будут жить вдвоем, спокойно и счастливо. Но, когда они подошли к своему дому, к ним навстречу выбежала соседка:
- Диночка, беда! Танька ваша сегодня в аварию попала. Поехала по работе с Сашкой, кладовщиком, на его машине в город, да там что-то случилось, толи колесо лопнуло, толи их подрезал кто-то, в общем улетели они в поле. Сашка хоть бы хны, а Танька в реанимации в районной больнице. Голову повредила.
 Дина побледнела, нет, нельзя Тане умирать, она же только жить заново начала!
- Мамочка, давай к тете Танечке поедем, - со слезами сказала Лана, - Я хочу ее увидеть, я ей скажу, чтобы она не умирала, она меня послушает, вот увидишь. Она меня любит, так же сильно, как ты. И я ее люблю. Поедем поскорее, а то мы опоздаем.
 Дина крепко обняла Лану и кивнула, она вызвала такси и через час она и Лана уже стояли перед дверями реанимации. Когда к ним вышел пожилой доктор и хмуро спросил, кем Татьяне приходятся посетители, Лана ответила первой:
- Мы самые-самые родные ей, нам очень нужно ее увидеть. Нам нужно ей сказать, что ей нельзя умирать.
- Это ее дочь? – так же хмуро спросил доктор у Дины, а она сжалась в комок и еле заметно кивнула, - Тогда проходите, только недолго.
 Когда Дина и девочка подошли к Татьяне, то даже не узнали ее, такой бледной она была. К ее телу было присоединено множество всяких трубочек, рядом пищали и гудели приборы.
 Таня немного приоткрыла глаза и едва улыбнулась:
- Нам нужно попрощаться, - прошептала она, - Вы очень хорошие, но мне нужно к моей дочке. Я даже рада, что все так получилось. Там мы будем вместе.
- Тебе нельзя умирать, - со слезами крикнула Ланочка, - Я не хочу! Я хочу, чтобы ты мне сказки рассказывала, я люблю тебя! Пообещай мне, что ты не умрешь!
- Я должна быть рядом с моей девочкой. Прости. Я ухожу, - и Татьяна медленно закрыла глаза.
- Нет, Таня, твоя дочь не умерла, - вырвалось у Дины, - Она жива. И ты ее хорошо знаешь.
Тут Таня несколько раз, выгнув грудь, резко вздохнула, приборы жутко запищали, откуда-то прибежал доктор и выставил Дину с Ланой в коридор. Больше их к Тане не пустили...
Лишь через два дня стало понятно, что Таня будет жить.
Прошло несколько лет. Нарядная Ланочка стояла среди других гостей в большом зале, держала в руках маленький букет цветов и, радостно улыбаясь, смотрела на маму Таню и дядю Сережу, которые сначала слушали тетю в строгом красивом платье, потом надели друг другу кольца и поцеловались. Лана дернула маму Дину за рукав и, когда та наклонилась к ней, прошептала:
- Хорошо, что она теперь будет не одна. Но нам никто не нужен, нам и вдвоем хорошо, да, мамочка? – она подняла голову, увидела, как Дина улыбнулась и крепко обняла ее, - Я очень тебя люблю.
Лана побежала поздравить маму Таню, а Дина подумала о том, что бывшая золовка все же смогла измениться и стать очень хорошим, светлым человеком, только для этого ей нужно было потерять и вновь найти свою дочь. Дина очень боялась, что, раскрыв свою тайну, она могла потерять Лану, но напрасно. Таня все поняла и поэтому осталась совсем рядом, но все же чуть в стороне.
Дина весело рассмеялась, когда Лана вырвалась и закружилась, развевая подол пышного платья, и вдруг вздрогнула, увидев, как на нее восхищенно, не отрываясь, смотрит приятный незнакомый мужчина с ярко синими глазами...


Рецензии