О колониализме и национальных обидах. ЧастьI

Не секрет, что события на Украине насторожили  бывшие советские республики, в том числе и Казахстан. Истоки  сегодняшних всплесков национализма и русофобии в виде спора о принадлежности земель, о языке, внедрении латиницы, о правах этносов и т.д. в Казахстане имеют глубокие корни, которые уходят вглубь на столетия. Часть национальных обид раздули историки в период становления независимости, написав учебники, где Россия предстаёт захватчиком казахских степей, эксплуататором национальных богатств, разрушителем национальной культуры. Часть мифов идёт от незнания и  сознательной фальсификации   собственной истории, когда пытаются  представить свой народ самым древним, самым монолитным,  самым культурным, свободным, независимым и т.д.

Понятия «свобода» и «независимость»  очень относительны. Если под этим углом посмотреть на историю Казахстана, то легко заметить, что полной свободы и независимости никогда и не было.  Во -первых, всегда была борьба многочисленных племён между собой за кормовую территорию. Свобода для кочевников это возможность кочевать со скотом в пределах отведённой  правителями или захваченной территории, а в трудную минуту откочёвывать в более безопасное место или под власть другого  правителя.  Во- вторых, на  земли  предков казахов  претендовали в своё время персы Дария, приходил сюда Александр Македонский, а затем  400 лет здесь  господствовали гунны, ассимилировав местное население и превратив его в монголойдов. Гунны, устроив « Великое переселение народов», уступили в VI веке степь пришедшим из Сибири тюркам, которые за семь веков основали здесь первые государства-каганаты и непрерывно боролись за эти земли с уйгурами, китайцами, арабами. В ХIII веке  эти земли попали под власть  монголов Чингисхана и его детей, которые создали несколько государств и  яростно дрались между собой, отвоёвывая друг у друга лакомые куски. Они-то и образовали  в XV веке первое Казахское ханство, во главе которого стояли чингизиды, а народом были местные кочевники и земледельцы разных племён. С этого периода и начинается история собственно казахов. С большой натяжкой их можно считать потомками саков, гуннов первых тюрков, монголов и других, хотя все эти народы достаточно долго жили  на земле современного Казахстана. Правильнее считать Казахстан своеобразным плавильным котлом, в котором  с XV века начала образовываться новая нация. Это к вопросу о чистоте  и древности казахской народа.
Долго не было у казахов и единого языка, а письменность принесли вначале тюрки, а позже арабы.  Не было до 1410 года и единой религии пока хан Узбек  не принудил переходить к исламу, как до этого насильно вводился ислам в Могулистане.

       Агрессивные соседи-джунгары, которые образовали на Алтае своё ханство в XVII-XVIII    веках регулярными набегами  поставили вопрос о геноциде казахов и  уходе их под власть более сильной и единой России.  Однако не Россия спасла казахов от  агрессоров, а китайцы, которые в 1756-1758 годах буквально вырезали миллион джунгар и уничтожили их государство. А от притязаний самих китайцев на юго-восток Казахстана во многом избавил султан Абылай своей  решительной и в то же время «многовекторной» политикой между  «львом и драконом».
      Однако Россия сумела сохранить перед казахами своё лицо и влияние, завершить присоединение Казахстана  в основном мирными средствами. Но сам процесс присоединения к России в казахском социуме был воспринят неоднозначно. Присоединение для ханов, султанов, биев, баев,  мусульманского духовенства означал подчинении новому начальству,  уступка части своих кочевий, рост влияния новой религии-христианства, новые дополнительные обязанности в виде охраны торговых путей, строительства дорог, крепостей и т.д, новый налог-ясак в пользу России. Взамен  элита получала  льготы по налогам, награды и звания, подарки. Но не  все были с этим согласны и в знак протеста дружили с хивинцами, кокандцами и бухарцами. Некоторые амбициозные султаны, претендовавшие на ханский титул вообще начинали воевать с Россией за независимость вроде семьи Касымовых и  некоторых других выходцев из простого народа на себе почувствовавших двойной гнёт. Отсюда и идут корни русофобии и национализма, которые подпитываются до сегодняшнего дня из соседних стран.

 Простые кочевники и земледельцы помимо дополнительного  кибиточного сбора в пользу России, по- прежнему  платили старые налоги своим феодалам. Что мирило казахов с присутствием русских, так это была защита  от агрессивных соседей, которые также стремились захватить обширные казахские земли  и  стремлением ещё больше эксплуатировать скотоводов. Россия была  «меньшим злом»  и сыграла на этом в процессе присоединения.
    Но нельзя отрицать, что благодаря России здесь появилось новые города, железные дороги, шахты, где начали разрабатывать полезные ископаемые. Ещё появились больницы, школы, библиотеки, ярмарки, филиалы российских банков. Казахи раньше, чем другие народы Средней Азии вслед за Россией начали втягиваться в рыночные отношения с появлением национальной буржуазии, интеллигенции, рабочих со всеми положительными и отрицательными последствиями. Сюда к началу ХХ века переселилось 750 тысяч  россиян, что первоначально не вызывало большой тревоги у местного населения. Земли хватало.
   Однако более или менее стабильные отношения начали рушиться в начале ХХ века и определённая вина в этом лежит на России.

     Революция  1905-1907  годов  потрясла империю. Главную ставку правительство, как обычно, сделало на  силу  оружия.  Революция  была  подавлена.  В то же время  Царь вынужден был даровать империи  Государственную Думу,  разрешить политические партии, профсоюзы. Однако после  этого  последовало  усиление  реакции, закрытие  каналов  демократии.
 Уже  с 1907 года казахи  были  лишены  избирательных  прав, которые им предоставили в 1905 году. В Казахстане были  введены запреты на  проведение  демонстраций, митингов,  собраний.  Были  разгромлены появившиеся социал-демократические и  профсоюзные  организации,   вновь усилен  политический  надзор.  Выступления  казахского и русского крестьянского  населения  незамедлительно пресекалось  полицией. Был заметно  понижен  статус  казахского  языка.  Он стал преподаваться лишь в первые два года  обучения  в школах. С  разоблачением политики империи  выступила  и молодая  поросль казахской    национально-демократической  интеллигенции  в лице А.  Байтурсынова, А. Букейханова, М.Дулатова, М.Тынышбаева, а также сторонники партии большевиков.

      С 1906  года  царское  правительство  осуществляло  столыпинскую  аграрную  реформу.  Правительство  П. Столыпина пошло  по   пути   выдворения  безземельных  крестьян России  на  окраины.  Около 1 миллиона россиян  было переселено  в Казахстан.   В результате    отношения  между коренным  населением и переселенцами в Казахстане   были основательно  испорчены.      Еще   в самом  начале  столыпинских реформ  газета « Санкт-Петербургские  новости»  писала  « Если  государственные  интересы  требуют  принесения  киргиз(казахов)  в жертву, то возражать  против  этого, конечно, не  приходится…»
  Ещё раньше было создано Переселенческое Управление, которое призвано было решать земельный вопрос на окраинах. К 1917 году  новым переселенцам   было  выделено более 45 миллионов десятин «лишних» для кочевников земель. Только в  Туркестане  возник  941  новый поселок  с русскоязычным  населением.  Уже  к  1914  году  в Семиреченской  области переселенцы составляли уже около 40%.  Дело дошло  до того, что по  статистике на  каждого  едока  в  Туркестане в русских поселках приходилось по 3 десятины обрабатываемых  земель, а на  каждого едока коренного населения всего  лишь по 0,21 десятины.

       Потеряв значительные земли, основная  масса  скотоводов–кочевников  почувствовала  себя  обманутой и ограбленной. Но и многочисленным  переселенцам  на  новых местах  было неуютно. Новоселам  не  торопились  выдавать отнятую  у казахов  землю.  Много переселенцев  так и не получили  ее до начала  Первой  мировой  войны.  Лучшие  участки земли присвоило себе  офицерство, зажиточные  казаки,  много приходилось на  помещичьи  имения,  дачи,  монастыри, на  полосы  отчуждения вокруг  железных дорог и на  нужды городов по договоренности с чиновниками Переселенческого Управления.   Немало досталось  и  местным  султанам, биям и баям, которые  умели  договариваться с  колониальной  администрацией.  Эгоизм  правящего класса,  стремление  любой  ценой, даже  путем  ограбления  ближних, нажиться, распространился и на рядовых переселенцев.  В Семиреченской  губернии  до 98 % переселенческих   хозяйств   начали пользоваться наемным  трудом  местного населения. 
Первый депутат Государственной Думы от казахов М. Тынышпаев  писал,  что «образованное в области  в 1905 году Переселенческое  Управление с 1908 и 1909 года производило  изъятие киргизских (казахских) земель для крестьян, под оброчные  статьи и проч. усиленным  темпом. В результате лучшие  земли с готовыми  киргизскими оросительными  каналами, насаждениями  и постройками отобраны, и киргизы согнаны  на худшие  земли  без воды, лесные  пространства  изъяты в исключительное  пользование  казны.  Появились всевозможные, не имевшие  ранее  места, требования  к киргизам  со  стороны  начальства.  за  потраву, за  угон  скота ,  за утерянный  русскими  скот.  Пользуясь этим, русские  создавали  вымышленные  кражи и получали  деньги  с киргиз.  Наконец, переселенческие  чины, работавшие  в степи  по изъятию земель, в большинстве вели  себя  недостойно звания  русского  чиновника.  Ни за  лошадей, ни за  баранов  ничего не платили, заставляли  ставить  юрты, подавать  баранов  и фураж, и прочее, иногда  даже вне  черты  проживания  киргиз.» 
О том,  что  не  только  чиновники, но и приехавшие  новоселы  допускали    всякие  пакости  в отношении местного населения  подтверждают  и другие  источники.
 
  Результаты  этой  политики не  замедлили   сказаться   уже  в ближайшие  годы в виде этнических  конфликтов. Это  отразила  в своих статьях и  выступлениях    казахская  интеллигенция. Уже  в 1909  М. Дулатов  издал популярную брошюру  под названием          «Оян, казак»( Пробудись  казах).  В 1913 году  в Оренбурге  начала  выпускаться первая  национальная  газета- «Казах», где  печатались  статьи на  злободневные  темы.  Появилась и другая  литература, критикующая  политику  царского  самодержавия,  местных властей. 
  С началом  Первой  мировой войны начались  реквизиции   лошадей, животноводческой   и  сельскохозяйственной продукции для  нужд  фронта. Из Туркестана на нужды   сражающейся  армии  было изъято более 40 млн. пудов хлопкового  масла, 229 тысяч  пудов  мыла, 473 тысячи пудов  рыбы, 70 тысяч лошадей, 12 тысяч  верблюдов. Был  введен  военный  налог, увеличена  кибиточная  подать.  Резко  выросли  цены  в лавках, а соответственно и  спекуляция.   Такая же ситуация была и по другим областям.
 В  1916  году  дело  дошло  до  кровавого  восстания…
 В этом году встал  вопрос  о привлечении   «инородцев»  на  тыловые  работы.   Давать  им  в руки оружие  опасались, но на  тыловые  работы по рытью окопов,  возведению мостов, дорог  и прочего  для  действующей  армии, по  мнению царской  администрации , казахи,  кыргызы,  узбеки  вполне  годились. 
25  июня  1916  год  императором Николаем II  был издан указ  о привлечении  «инородцев»  на  тыловые  работы около  500 тысяч  мужчин призывного возраста от 19 до 43 лет.  Это стало последней  каплей переполнившей  чашу…
 
     На  первый  взгляд  все  логично.  В условиях  войны  правительство  всегда  мобилизует    резервы как материальные, так и людские. Но , как  говориться,  черт  кроется  в деталях….  Указ  царя    стал    трудновыполнимым  и  взорвал  мир  в Казахстане в силу  ряда  причин.    Во- первых, указ был  принят  без должной подготовки и разъяснительной работы.  В степи  быстро распространился  слух, что  казахских  мужчин  гонят на  смерть.     Окопы и блиндажи  роют на  самой передовой  линии, и  находиться  там без оружия  под обстрелом  врага означало верную гибель. Во-вторых, указ царя   был, как отмечали в своем  запросе  правительству ряд депутатов  Государственной  Думы, незаконным. Платить военные налоги, вносить пошлины, а также отбывать  всякие  повинности можно было лишь  на  основе законов, имеющих  юридическую  силу.   А  законов  таких  еще принято  не  было.
В-третьих, указ не  учитывал  особенности  жизни  жителей  национальных окраин.   Призвать на  фронт 500 тысяч  мужчин дееспособного  возраста означало оставить стада  без табунщиков,   поля  без  поливальщиков, семьи без кормильцев и даже  администрации без переводчиков , писарей, фельдшеров   и других исполнителей.  Лишь  через два месяца  10  сентября,  когда уже  вовсю заполыхало восстание, генерал-губернатором  Туркестана А. Куропаткиным  был опубликован   приказ об отсрочке   от призыва  казахов, состоявших на  службе  государственных вольнонаемных и правительственных учреждений, учащихся и их наставников, врачей, фельдшеров,  и «инородческие должностные  лица»,писари,  переводчики, почтосодержатели,   а также  табунщики и погонщики, служащие на фабриках и заводах, работающие на оборону  государства.
Запоздалое решение об  отсрочке, а также  разрешение    заменять призывников  «вполне годными для рытья  окопов  и траншей родственниками  или посторонними лицами, даже не подлежащими призыву по возрасту»  привело к коррупции, подкупам, «отмазыванию»  своих близких.

    Казахская  интеллигенция  раскололась.    Радикалы  в лице  большевиков Т.  Бокина, А.  Джангильдина  призывали  ответить на  призыв на  тыловые работы вооруженным  восстанием.  Либералы, которых представляли  А. Букейханов,  А. Байтурсынов,  М. Дулатов через газету« Казах» 11 августа  1916 года  выступили  с обращением « К  гражданам  « Алаш»,  в котором  писали:   « Мы не  должны  оставаться  в стороне, отгородиться  от остальных.  Соотечественники- русский  народ,  соотечественники- мусульмане,  татарский  народ, а также  другие  соседние  народы  горят   в пламени пожара… Власть нам  этого  не  простит, она  на законных  основаниях  применит репрессивные  меры.»
 Это разумное  обращение   серьезно запоздало.   Маховик  борьбы  уже набирал обороты…

  Подспудное  недовольство, обиды  прошлых лет  вырвались на  поверхность. Скотоводы-кочевники, казахские  рабочие и ремесленники, нарождающаяся  национальная  буржуазия  и даже традиционная  феодальная  знать  на  многочисленных  собраниях и сходках  выразили общее мнение: «У нас  отняли  землю, отняли  благосостояние  тяжелыми  поборами, отнимают теперь душу. Не дадим  ни одного  человека  на  фронт или  все  ляжем  костьми  в степи». 
Вспыхнули  беспорядки  сначала  в  Ходженте , в Самаркандской  и Ферганской  областях, а затем  быстро  перекинулись   в  Семиреченскую  и  другие области Казахстана. 
  Как  отмечал в донесении военный  губернатор Семиречья М. Фольбаум,  повстанцы  были организованы;  имеют знамена, оружейные  мастерские, связь  с уйгурами,  иссык-кульскими киргизами и дунганами. Уже  в июле  начались нападения на  представителей  власти, карательные отряды, почтовые  станции, начали  уничтожать телеграфные  линии, аулы  волостных правителей. Особой  целью было уничтожение  списков  призывников.       Жертвой стали и русскоязычные сёла. Всего было зверски убито и пропало без вести около 3,5 тысяч человек из переселенцев, а их имущество разграблено.

      В ответ на  зверства повстанцев  последовали жестокие карательные меры силами воинских команд и местных казаков, а также снятыми  с фронта  войсками. Переселенцы  и местные казаки  начали  восполнять  свой материальный ущерб за счёт  казахов…
 Царская  администрация  праздновала  победу. Но это была  пиррова  победа, которая  имела  тяжелые  последствия. Помимо множества убитых, несколько  сотен тысяч  казахов  бежало  в Китай, а часть повстанцев скрылась в непроходимых местах.   Проблемы межнациональных  отношений зашли  в трудноразрешимый  кризис,  земельный  вопрос  как  здесь, так  и  по  всей  России   еще  более  обострился, что    стало  одной  из  причин падения  царского режима в  феврале  1917 года. 
Казахстан затаился, ожидая дальнейшего развития событий.
Революционные перемены не замедлили себя ждать…
( Из книги А .Нижникова «Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе»)


Рецензии