Отрывок 32 из повести Счастливый глобус

В 70-ые мы не пользовались словами «ментальность», «национальная идентичность» «толерантность»- мы просто учились в многонациональной школе и гордились этим. В ней  дружили  русские , украинцы, осетины, белорусы, евреи, узбеки, марийцы, вепсы, казахи… Мы были обычными советскими школьниками, ходившими на демонстрации, собиравшими макулатуру, ездившими по местам боевой славы воинов-северян, читающими книги. С нами работали учителя разных национальностей, которые любили своё дело, учеников и Заполярный, собравший прекрасных представителей союзных республик огромной страны под забытым уже названием-СССР.
На уроках географии крутился  мой счастливый глобус, мечтами о путешествиях переполнялась душа, а за окном царствовала  седая полярная ночь.
Однажды через школьное окно увиделись зелёные искры на тёмном небосклоне - северное сияние. Загадочное и очень красивое природное явление! В те мгновения  ловила себя на мысли, что живу в уникальном местечке, где восхитительные сопки, снега и столько добрых сердец рядом.
-Агропромышленный комплекс-это  многоотраслевая подсистема, отражающая… в общем-то…,- Зинаида Дмитриевна подошла к окну и замолчала.
Она куталась в шаль-паутинку и смотрела, как и весь класс, на яркое свечение пазорей.  Нежная, задумчивая, мечтательная…
Володька Федосеев вставил реплику:
-Что отражающая-то?
Пауза затянулась. Зинаида Дмитриевна, тряхнув белокурыми локонами, продолжала рассматривать зелёные зорники. Вдруг она улыбнулась чему-то и проговорила:
-Тот, кому довелось хотя бы раз увидеть северное сияние, будет долго жить…
Такие незапланированные минуты эмоциональной разгрузки оказывались  для нас поводом восхититься миром, всем классом пережить чудо прикосновения к тайнам природы, к чужой  душе, способной к трепетному восторгу, к тихой, уютной  радости.
В класс заглянула фельдшер Вера Ивановна:
-Все на прививку! Жду вас у себя!
На лбу смуглой миловидной женщины красовалась большая коричневая родинка, как у героинь индийских фильмов. Энергичная, шустрая, она неожиданно подарила раннее завершение урока, с которого , признаюсь, уходить почему-то не хотелось.


Рецензии
Доброго дня Вам, Елена!

Да, в те времена о некоторых понятиях, равно, как о некоторых трениях, в большинстве случаев и понятия не имели.
В те годы педалирование национальностей выглядело сущим нонсенсом, хотя справедливости ради стоит отметить что первые ростки примитивного национализма появились еще в те времена.
К примеру, было хорошо заметно, как в параллельном классе моментально сдружились с новеньким двое ребят, учившихся ранее. Все трое были выходцами из Закавказья И все отчетливо понимали, что сей дружбе немаловажную роль играл национальный аспект. Кого-то еще в свой круг, после прихода новенького, эти ребята больше не принимали.

Ну, а те редкие моменты, когда учитель неожиданно открывался с иной, если так можно выразиться, человеческой, даже романтичной стороны, они всегда запоминались. Именно в такие моменты почему-то отчетливо чувствовалось этакое подсознательное единение учащихся, пусть и не всех, с педагогом.

С самыми искренними и добрыми пожеланиями,

Сергей Макаров Юс   17.09.2022 16:44     Заявить о нарушении
Огромное спасибо Вам, Сергей, за отклик! Пусть осень Вас радует и дарит надежды, прекрасные события.

Елена Румянцева 2   18.09.2022 15:25   Заявить о нарушении