Частушки в любую эпоху приближают День Победы
Мы все знаем, что такое ЧАСТУШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.).
Это — народная поэтическая миниатюра. Ее тематика охватывает самые разнообразные области жизни русских людей — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр.
Частушки бывают политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и др. Подлинный интерес к частушке появился в советскую эпоху, когда она приобрела особо действенную силу общественно-политической агитации.... — такие определения даёт ей словарь.
***
В 1957 году вышел в свет небольшой сборник частушек, составленный А. ТИЩЕНКО. В него он включил советские русские народные частушки, а также лучшие образцы частушечного творчества участников художественной самодеятельности и профессиональных авторов о Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Сборник был рассчитан на практическое его использование в войсках и среди молодежи.
«Основное содержание сборника составили патриотические частушки на темы из жизни советской армии и флота, а также частушки периода Гражданской и Отечественной войн.
В сборник также включены частушки о Ленине, о новой счастливой жизни советского народа, лирические, шуточные, сатирические частушки и припевки.
«В короткий срок частушки получили широкое, повсеместное распространение. Это объясняется способностью частушки быстро, с удивительным разнообразием и художественной выразительностью откликаться на события дня, на новые явления социальной жизни», - писал составитель в предисловии к сборнику.
«В условиях резкого обострения классовой борьбы частушка благодаря своей несложной, гибкой куплетной форме оказалась наиболее действенным жанром народного творчества, выражающим классовые интересы различных социальных слоев общества. Наряду с лирической, любовной темой в старых, дореволюционных частушках все отчетли вее выступали социально-политические мотивы, острая сатира на богатеев, солдатчину, церковь и духовенство, царя и полицию.
В период первой империалистической войны частушки показывали усиливающееся недовольство, возмущение и ненависть к царю, пославшему народ на бессмысленную кровавую бойню:
Что ты, белый царь, наделал,
Безо время войну сделал?
Безо время, без поры
Нас на бойню повели.
Отражая рост народного гнева и революционных настроений среди рабочих, солдат и крестьянства, частушка стала острым сатирическим оружием и средством политической агитации. В дни штурма Зимнего дворца в 1917 году поэт В. В. Маяковский избрал форму частушки для выражения своего отношения к происходящим политическим событиям:
Ешь ананасы, рябчиков жуй!
День твой последний приходит, буржуй!
«После победы Великой Октябрьской социалистической революции частушки получают еще большее развитие и оказываются в числе наиболее оперативных жанров народного песенного творчества. Великие социально-исторические преобразования, происшедшие в нашей стране, изменили тематику, общественную роль и художественный стиль частушек, как и других жанров фольклора...»
Частушки о Гражданской войне
«Очень чутко отразили частушки и принципиально новое отношение народа к армии. Красная Армия с первых дней организации была верной защитницей интересов трудового народа:
Вы, друзья мои, товарищи,
Пойдемте воевать,
Власть Советскую, свободную
От белых защищать.
«В трудные годы гражданской войны в частушках и песнях воины Красной Армии выражали веру в победу над белогвардейщиной и интервентами. Отправляясь на фронт, красноармейцы пели:
Вы, ребята, не робейте:
Мы Деникина побьем,
Колчака загоним в море,
Шею Мамонту натрем.
Ой, яблочко,
Да румянится,
От Петлюры ничего
Не останется.
Ой, ты, яблочко,
Не катись по суше,
Летят головы махновцев,
Как с дерева груши.
Ах, яблочко,
На порог, на порог!
А кадеты отступили
В Таганрог, в Таганрог.
Красна-Армия идет,
Грозно напирает.
Колчак с бандою своей
К морю удирает.
Эх, шпоры мои,
Шпоры гнутые.
Мы разбили Колчака,
Как и Дутова.
Эх, яблочко,
Покатилося,
А Советская власть
Укрепилася!
Эх, яблочко,
Да четыре части,
Хорошо живется нам
При Советской власти!
Кабы не было погоды,
Не несло бы белый снег,
Кабы не было Советов,
Мы рабами жили б век.
Я на бочке сижу,
А над бочкой виноград.
Николай пропил Россию,
А Керенский Петроград.
Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка.
Эх, скоро красные придут
Всем япошкам крышка.
Я на бочке сижу,
А под бочкой каша.
Ты не думай, Колчак,
Что Россия ваша.
Разве думали наши деды, что мы, их дети и внуки, доживём до времён, когда этих кровавых генералов вновь в России сделают героями и станут устанавливать им памятники?!
«Необычайно широкое распространение получили сатирические частушки. Ярким примером исключительной популярности сатирической частушки может служить запев «Яблочко», объединявший целый цикл частушек. Эти частушки были распространены повсюду.
Частушки про Ленина
«Отгремели бои гражданской войны. В период мирного строительства возникает новый подъем народного творчества, вызванный коренными социальными преобразованиями в городе и деревне и могучим ростом культуры в России. Широкое распространение получают частушки:
— о новой счастливой колхозной жизни в деревне,
— о комсомольцах, трактористах,
— об ударниках и новаторах производства,
— о новых социалистических отношениях в быту.
В этих частушках советские люди выражали свою любовь и признательность Коммунистической партии, ее вождю и организатору Владимиру Ильичу Ленину:
Куплю Ленина портрет,
Золотую рамочку.
Вывел он меня на свет
Темную крестьяночку.
Ой, давай, моя товарка,
С комсомольцами гулять,
Комсомольцы нас научат
Книги Ленина читать.
За то Мишу полюбила,
Что он умный паренек:
Книжки Ленина читает,
Ходит в красный уголок.
Милый с фронта воротился,
Мы обнялись на крыльце.
Орден Ленина сияет,
И улыбка на лице.
***
А вот что пели о Ленине русские люди в другую эпоху — до и после Великой Отечественной войны:
Ой, спасибо тебе, Ленин!
Ой, спасибо двести раз!
Да еще тебе спасибо
За Советскую за власть!
Хорошо в поле ходить,
Когда в поле зелено.
Хорошо в колхозе жить
По заветам Ленина.
Нынче нечего делить
Мужнино и женино.
Всем товарищами жить
По заветам Ленина.
Светит месяц, светит дальний
И мерцает, как свеча.
Почитаю я в читальне
Про родного Ильича.
Частушки пелись и в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками явилась тяжелым испытанием для советского народа. Она стала самой героической страницей в славной многовековой истории России.
«Частушка в годы войны была самым распространенным жанром фольклора. Она звучала повсюду — на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и во временно оккупированных врагом районах. В перерывах между боями, во время походов и на привале фронтовая частушка, как и песня, вносила бодрость и боевой дух в сердца воинов, воодушевляла их на подвиги, звала к победе» - писал в предисловии А. ТИЩЕНКО, составитель сборника.
Эх, частушка, ты частушка.
Слово каждое — снаряд.
Бьет фашистов по макушкам,
Помогает воевать.
Нал рекой плывут туманы,
Плывут перевитые.
Шли на нас чужие страны,
Возвращались битые!
Красна Армия сильна,
Сильна, непобедимая.
Всех фашистов из России
Гнала до единого.
Наша Родина богатая,
Счастливая судьбой..
Век не будет наша Родина
Фашистскою рабой.
Злобный враг войну затеял,
Мы его не пощадим,
И на море и на суше
Разобьем и разгромим.
Боевое наше знамя
Пронесем со славою,
И победе быть за нами —
Наше дело правое.
«Фронтовые частушки стали возникать с первых дней Отечественной войны и в дальнейшем отразили все ее основные этапы... Воины Ленинградского фронта, моряки Черноморского флота — славные защитники Севастополя сложили песни и частушки о городах мужества и славы. Многие из них созданы непосредственно на фронте, в тяжелых условиях боевой обстановки:
Лез к Москве фашист-насильник
Через надолбы и рвы.
Крепкий русский подзатыльник
Получил взамен Москвы.
Все морошка, да морошка,
Да никак, не виноград.
Есть для Гитлера дорожка,
Да никак не в Ленинград.
Тучей черной, тучей грозной
К Сталинграду немцы шли,
Все фашистские солдаты
Крест с могилою нашли.
От фашистов Крым очищен
Красной Армией стальной.
Здравствуй, город Севастополь,
Богатырь наш и герой.
Скоро, скоро лед растает,
Выйдет Днепр из берегов,
Скоро армия родная
Разгромит лютых врагов.
Ты играй, моя гармошка,
Ты играй на всех басах.
Бьем фашистов мы на суше,
Бьем мы их и в небесах.
Наши хлопцы-краснофлотцы
Бьют врага на всех морях.
Наши славные герои
Победят во всех боях!
***
«Разнообразная тематика фронтовых частушек охватывала многие стороны сурового военного быта, выражала высокие патриотические чувства советских людей.
К числу боевых частушек принадлежат и партизанские частушки, запечатлевшие всенародный характер борьбы с врагом и героику боевых действий отважных народных мстителей:
Гнется на ветру рябинушка
До самого ствола.
Партизанская дубинушка
Фашистам тяжела.
Партизанка моя мать,
И отец мой партизан,
И сама я партизанка,
На боку ношу наган.
Я иду—трава высокая,
Да некому косить.
Пошел милый в партизаны,
Ко мне некому ходить.
Ох, подруга дорогая,
В партизанах твой и мой,
Мы возьмем с тобой винтовки
И пойдем за ними в бой.
В партизаны поступила,
Красну ленточку ношу.
Партизана полюбила,
Партизаном дорожу.
А мой милый партизан,
А я партизаночка.
Вот мы сядем и поедем,
Боевая парочка.
За свою родную землю
Грудью встанем, как один.
Будь уверена, подруга,
Что фашистов победим!
***
Много патриотических частушек родилось в годы войны в тылу, в колхозах и на производстве. В них воспевался трудовой героизм советских людей,:оворилось о верности любимому, сражающемуся на фронте, о стремлении помочь ему в тяжелом ратном подвиге.
Ягодиночка на фронте
Защищает города.
Если Родина потребует,
И я пойду туда.
Выйду в сад я утром рано
И нарву смородины.
Не найти нигде на свете
Лучше нашей Родины!
Выходила за ворота,
Поглядела с грустью вдаль,
А навстречу мне мой милый,
На груди его — медаль.
Задушевная подруга,
Что там светит впереди?
Это звездочка Победы
У милого на груди.
Давно с миленьким расстались,
Не видались с давних пор:
Тракториста провожала,
Повстречались — он майор.
Частушки Отечественной войны, как и частушки периода гражданской войны, утверждали социалистический патриотизм, героизм и самоотверженность как норму поведения. Они интересны для российской молодёжи в первую очередь как поэтические документы великих исторических событий, как живой голос самих участников тех событий. Они учили и учат молодых солдат стойкости, мужеству в борьбе с врагами России, вселяли и вселяют уверенность в непобедимость русского народа, какие бы тяжелые испытания ни выпадали на его долю.
***
В советские времена до перестройки-перестрелки нам, советским людям, рожденным до той войны, и в голову не могла придти мысль о том, что в СССР появятся предатели, ликвидаторы (подонки) вроде Горбачёва и Ельцина; недобитые националисты и оболваненные ими либералы, шовинисты, требующие перезахоронения Ленина и закрытия Мавзолея. Вместо того, чтобы ехать с концертами на фронт и сочинять стихи, в том числе и частушки о героизме русских солдат и офицеров, вагнеровцев, чеченских бойцов, шоумены, рекламированные ТВ каналами, сбежали в Израиль или на Запад.
Кто же будет сегодня вселять уверенность в дружбу и братство двух народов — русского и украинского, в непобедимость советского народа, какие бы тяжкие испытания не выпадали на его долю!?
Хочется верить в то, что в этом году, празднуя День Победы над фашизмом 9 мая, правительство России отважится отпраздновать по-сталински также завоёванную свободу и независимость национально-освободительных движений в Крыму и на Донбассе — их победу над современным неофашизмом, бандеровским нацизмом.
Свидетельство о публикации №222091200056