Социософия, 22

64. Общение свойств в истории
65. Этикет циклов
66. Основание морали – черта достижений

ОБЩЕНИЕ СВОЙСТВ В ИСТОРИИ

Есть христианское учение об общении свойств, где под общением свойств в Богочеловеке Иисусе Христе понимается взаимное общение (проникновение) свойств Нетварной Божественной и тварной природы (естества), отражающее нераздельное единство человеческой и Божественной природы в единой Божественной Ипостаси Иисуса Христа.

В Евангелии Иисус называется и Сыном Человеческим, и Сыном Божиим, здесь можно усмотреть общение двух свойств.

Но общение свойств можно видеть и в истории.

Такой пример – Святая Русь, где четвертый качественный этап истории включает в себя первый – Христа, Церковь, в результате чего происходит сообщение свойств первого цикла четвертому.

Свойства духовного цикла – первого – сообщаются четвертому циклу, который по своей природе является циклом душевным, но так четверка приобщается духовному.

То же самое возможно и в пятом цикле, который есть суть наша суетная современность. Пятерку, которая включала бы в себя единицу, предуготвляла святая Елизавета Московская, основавшая Марфо-Мариинскую обитель милосердия, и ратовавшая за восстановление в России чина диаконисс. Многозаботливая пятерка, пропитанная духом Марфы, может достичь Божественного через исполнение заповеди „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“, о которой сказано, что она подобна первой и наибольшей заповеди „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим“.

И на третьем качественном этапе истории (качественный здесь – обладающий определенными свойствами) общение свойств можно видеть в таком явлении, как монашеские рыцарские ордена и, в частности, у тамплиеров (рыцарей храма).


ЭТИКЕТ ЦИКЛОВ

На каждом качественном этапе истории есть свой этикет – правила поведения, поддерживающие представления о подобающем.

Этикетом пятого качественного этапа истории является профессионализм. Соответственно в этом цикле придается большое значения качеству, которое есть продукт профессионализма, его прямое следствие – качество товаров и качество жизни вообще.

Каждый человек имеет свою специальность, которой он должен отлично владеть. Любителей и халтурщиков в таком обществе не любят. Этикетка "непрофессиональный" может лишить вас успеха, а этикетка "профессиональный" напротив привлечет к вам внимание.


Этикет третьего качественного этапа истории – этикет победы. Борьба – неотъемлемое условие жизни в третьем цикле, по-другому регулировать свои отношения люди еще не научились, и то, что ставит точку в споре, что регулирует отношения между ними – победа.

В этикете есть благородство, но оно есть и в борьбе, которая достигает своей вершины в победе.


Этикет второго цикла – молитва. Сегодня люди забыли о молитве, о том значении, которое придавалось ей изначально (ранее без молитвы не обходились, молебны заказывали в церквах, молитв просили у ближних), между тем, в христианстве молитву считают универсальным орудием и часто главным орудием человека.

Что сделало из обезьяны человека, палка, которую она взяла в руки? А, может, молитва (мысли о вечном, о Боге) помогли подняться ей на новую высоту?

В христианстве молитва – средство от любых проблем. И, если вы придете к священнику с вопросами, он, скорее всего, предложит вам помолиться. Проблемы, связанные с взаимоотношениями внутри общества, решает молитва. Правила поведения и есть предмет этикета.


Этикет первого цикла – служение. За любовь, которую вы даете, не следует ничего просить взамен. "Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся", – учит Христос в Нагорной проповеди.

И омовение ног ученикам перед Тайной вечерей было примером служения. Так, если хотите, Христос преподал им урок этикета, как следует жить в обществе, каким правилам следовать. И апостол Петр принял этот урок (хотя поначалу очень противился) и мы через евангельское описание совершившегося.

Суть служения – милосердие. Без милосердия оно невозможно, оно становится чем-то иным. "Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди", – говорил Иисус о книжниках и фарисеях. Поэтому, конечно, когда мы хотим заняться служением, милосердие должно жечь сердце и слезы окроплять ланиты, иначе мы служим не человеку, а своим страстям, то есть дьяволу.

Этикет служения – хороший пример для подражания, и он может изменить многое в обществе. Думаю, его вполне поняла великая княгиня Елизавета Романова, создавшая особую обитель для служения людям, которое заповедовал Христос. Она радела о восстановлении раннехристианского чина диаконисс в РПЦ, которые могли бы осуществлять этот этикет на практике, и встретила определенное понимание в церкви, но революция поставила крест на этом начинании.

И сегодня, похоже, нет понимания истинных мотивов Елизаветы Федоровны. Так, обитель с особым укладом жизни превратили в монастырь в 2014 году.


Служение не то же, что служба. За службу вы получаете деньги, блага, чины. Служба – этикет четвертого качественного этапа истории.

Как сделать мир лучше, как принести пользу отечеству, народу? На этот вопрос есть ответ – служба. Интересно, что среди русского дворянства долгое время служба (в военном ли, в гражданском ли чине) была обязательной. Это было правилом поведения для дворян.

На дворянстве, его службе держалось все, это спасало Россию. Самые благородные люди служили царю. А разве могло быть иначе? Благородный видит, где он более всего нужен, и занимает свое место ради блага целого.

Октябрьская революция представляется всего лишь переворотом с целью смены элит, благородных убивали, чтобы занять их место, только и всего. Ненависть к ним была животная и объяснить ее разуму не под силу. Ничего в сущности не изменилось, этикет остался тот же – этикет службы, поменялись лишь действующие лица и жизнь в целом стала мрачнее.

Этикет службы и сегодня является этикетом общества. Конечно, ценность профессионализма признается, и даже армия переводится постепенно на профессиональную основу, влияние пятерки заметно, но главную партию в этикете играет служба.

В четверке порядки рассматриваются как вечные, это можно объяснить тем, что цикл этот очень древний – перемены в четверке происходят медленно, ее ценности – стабильность, устойчивость. Поэтому для здоровья четверки имеют значение традиции, она может существовать и без традиций, но при этом приходит в ужасающее состояние.

Четверкой без традиций был СССР, парадоксом кажется, что в современной России хотят сделать традицию из СССР.


ОСНОВАНИЕ МОРАЛИ – ЧЕРТА ДОСТИЖЕНИЙ

Почему мораль превосходства (преобладания) – ценность для четверки? Она опирается на черту прошлых достижений. В истории есть некие достижения, которые народ рассматривает как свои границы, достояние, которые необходимо защищать. Это могут быть разные достижения, и культурные, цивилизационные, научные, даже территориальные. СССР приобрел Курильские острова по итогам войны с Японией. И хотя это приобретение сегодня оспаривается, Россия не намерена отдавать эти территории, они – граница ее достижений. Более того, даже географические границы СССР на западе и юге Россия склонна рассматривать сегодня как границу своих достижений.

Черта достижений может быть и культурной, например, представление о себе как о высшей расе. Так, культурные достижения заставляли белых смотреть свысока на черных, использовать их как рабов в Америке в XVII-XIX веках. Апартеид в Южной Африке был попыткой сохранения тех условий, которые обеспечили белым развитие. У немецких национал-социалистов была мифическая черта достижений, они отождествляли себя с арийской расой, которая, по их мнению, принесла семена культуры и цивилизации.

Классовое общество в СССР было компенсаторным. Мораль превосходства (превосходство рабочих и крестьян над остальными классами) в данном случае – компенсация за столетия угнетение и несправедливости. Рабочие и крестьяне устранили буржуазию, помещиков, даже духовенство и, конечно, царя. Они были изгнаны, отправлены в лагеря или расстреляны, новый строй доказывал моральное превосходство угнетенного класса. Новой чертой достижений была объявлена достойная жизнь рабочих и крестьян, что не было проявлено при старом режиме и обнаружило себя при новой власти и благодаря ей. Защита этой черты достижений стало теперь делом и идеей всего общества.

Россия склонна видеть в черте достижений СССР национальную черту достижений, поскольку после 1917 года русский народ начал отождествлять себя с классом рабочих и крестьян, а также потому, что другой черты достижений в поле зрения общества нет. Как результат, разрушают исторические здания в Москве, построенные до революции, образцы высокого архитектурного стиля или просто связанные с известными людьми, в которых не видят черту достижений, национальное. Многие из них были построены в эпоху, ценности которой не близки современному чиновнику, привыкшему подпитываться от духовности советского общества.

В пятом цикле чертой достижений, то есть тем, что оставлено в наследство как ценность, признаются не географические границы и не коллективные, а личные достижения и ценности – свобода, независимость, профессионализм и так далее. Свобода личности главное здесь, и эту границу защищают уже на протяжении многих поколений. Свобода личности является основной ценностью – моралью этого общества. Мы видим, что здесь черта достижений перенесена как бы внутрь, она связана с миром индивидуума.

Мораль первого цикла, мораль пребывания тоже есть стояние на определенных границах, позициях. Черта достижений имеет здесь абсолютную ценность, оставление этого рубежа значит падение, выпадение из цикла, как выпал Адам, променяв Рай на бренную землю, где теперь люди в поте лица своего добывают хлеб свой.

Мораль следования второго цикла вновь возводит человека к своему наследию, для этого он трудится, отказываясь от своей воли, ставя на первое место волю Бога или духовного отца. Во втором цикле человек отказывается от своих воззрений, социальной обусловленности, постигая на путях, которыми следует, свою истинную природу. Здесь человек достигает, а не защищает уже достигнутое. Трудность превращения достигнутого в черту достижений заключается в том, что данном случае достигнутое суть – личный опыт. В обычных условиях его можно принять на веру, но трудно пережить. Последующие поколения принимают этот опыт, но у них нет его глубокого понимания, они принимают и понимают его рассудком, но не включают в свое бытие, каждый член общества – в свой индивидуальный объем. Поэтому вполне возможны отклонения от этого опыта и его ценностей, что мы и видим в последующих циклах.


Рецензии